Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:17, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности проявления агрессии подростков с девиантным поведением.
В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:
- теоретический анализ литературы по проблеме;
- изучить особенности проявления агрессии у подростков с девиантным поведением;
- описать особенности проявления агрессии у подростков;
- провести сравнительный анализ агрессивных форм поведения у подростков с девиантным и нормальным поведением.
Средняя: 7-14 баллов.
Низкая: 1-6 баллов.
С помощью анкеты "Признаки
агрессивности" нами были
Рисунок
2.1 - Данные об общем уровне агрессивности
подростков-правонарушителей
Рисунок
2.2 - Данные об общем уровне агрессивности
подростков,
учащихся в школе
Как видим, у подростков-правонарушителей, уровень агрессивности средний. В тоже время у подростков, учащихся в школе, агрессивность находится на среднем и низком уровнях.
Далее для изучения уровня враждебности и агрессивности испытуемым был предложен «Опросник агрессивных и враждебных реакций» (А. Басс, А. Дарки, 1957) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Г).
Следует отметить, что, создавая методику, авторы опирались на положение о том, что проявления агрессии можно разделить на 2 основных типа:
- первый ─ мотивационная
- второй ─ инструментальная
При этом практических психологов больше интересует мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких тенденции, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.
А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1) Физическая агрессия (нападение)
─ использование физической
2) Косвенная агрессия ─ действия,
как окольными путями
3) Вербальная агрессия ─
4) Склонность к раздражению ─
готовность к проявлению при
малейшем возбуждении
5) Негативизм ─ оппозиционная
манера поведения, обычно
6) Обида ─ зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
7) Подозрительность ─ недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
8) Чувство вины ─ выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Каждая из этих реакции
- индекс враждебности, включающий в себя шкалы обиды и подозрительности;
- индекс агрессивности (как
включающий в себя шкалы физической агрессии, раздражительности и вербальная агрессия.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности ─ 6,5-7 ± 3.
С помощью опросника Басса-Дарки нами были получены первичные данные об общих уровнях враждебности и агрессивности, характерных для участвовавших в исследовании подростков контрольной группы(см. таблицу 2.1).
Таблица
2.1 – Данные об общем
уровне агрессивности
и враждебности, характерные
для контрольной
группы
№№ | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | Индекс враждебности | Индекс агрессивности |
1 | 3 | 5 | 3 | 0 | 2 | 2 | 10 | 2 | 4 | 21 |
2 | 4 | 4 | 4 | 5 | 6 | 8 | 4 | 3 | 14 | 16 |
3 | 3 | 4 | 5 | 2 | 6 | 3 | 8 | 7 | 9 | 20 |
4 | 6 | 5 | 6 | 4 | 4 | 8 | 9 | 5 | 12 | 26 |
5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 2 | 4 | 3 | 6 | 16 |
6 | 3 | 4 | 5 | 3 | 3 | 5 | 7 | 4 | 8 | 19 |
7 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 2 | 6 | 5 | 5 | 18 |
8 | 5 | 4 | 6 | 5 | 5 | 3 | 8 | 5 | 8 | 23 |
9 | 5 | 4 | 3 | 4 | 3 | 9 | 8 | 4 | 12 | 20 |
10 | 4 | 5 | 3 | 4 | 3 | 5 | 6 | 6 | 8 | 17 |
11 | 3 | 4 | 5 | 3 | 3 | 5 | 5 | 6 | 8 | 17 |
12 | 6 | 5 | 6 | 6 | 5 | 1 | 7 | 4 | 6 | 24 |
13 | 4 | 3 | 5 | 5 | 5 | 4 | 6 | 4 | 9 | 18 |
14 | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 | 4 | 3 | 6 | 16 |
15 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 0 | 6 | 7 | 4 | 16 |
16 | 3 | 4 | 3 | 0 | 2 | 4 | 5 | 4 | 6 | 15 |
17 | 3 | 4 | 3 | 1 | 3 | 4 | 10 | 2 | 7 | 20 |
18 | 4 | 3 | 5 | 3 | 3 | 7 | 7 | 3 | 10 | 19 |
19 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 6 | 10 | 2 | 11 | 22 |
20 | 5 | 4 | 6 | 4 | 4 | 3 | 10 | 2 | 7 | 25 |
Вычислим средние арифметические значения каждых показателей (физическая агрессия (I), косвенная агрессия (II), вербальная агрессия (III), склонность к раздражению (IV), негативизм (V), обида (VI), подозрительность (VII), чувство вины (VIII)) и средние арифметические значения показателей (враждебности (ВР) и агрессивности (АГР)) в контрольной группе. Для этого воспользуемся формулой расчёта среднего арифметического:
М = å.
Отобразим полученные средние значения показателей изучаемых параметров таблице 2.2.
Форма агрессии | Среднее арифметическое значение показателей | Процент показателей |
1.Физическая агрессия | 3,9 | 39% |
2. Косвенная агрессия | 4,1 | 45% |
3. Раздражение | 4,4 | 40% |
4. Негативизм | 3,3 | 66% |
5. Обида | 3,7 | 46% |
6.Подозрительность | 4,2 | 35% |
7.Вербальная агрессия | 7 | 54% |
8. Чувство вины | 4 | 44% |
Индекс агрессивности | 19,4 | |
Индекс враждебности | 8 |
Из таблицы видим, что у детей учащихся в школе высокий уровень показателей подозрительности и вербальной агрессии, а показателей физической агрессии, косвенной агрессии, склонности к раздражению, негативизма, обиды и чувство вины находятся в пределах нормы.
Для большей наглядности обратимся к рисунку 2.1
Рисунок
2.1 - Данные об общем уровне враждебности
и агрессивности
подростков, учащихся в школе
Как видим, уровень агрессивности и уровень враждебности этой группы находится в пределах нормы.
2.3 Особенности проявления форм агрессии у подростков с девиантным поведением
С помощью опросника Басса-Дарки нами были получены первичные данные об общих уровнях враждебности и агрессивности, характерных для участвовавших в исследовании подростков-правонарушителей. (см. таблицу 2.1).
Таблица 2.1 – Данные об общем уровне агрессивности и враждебности, характерные для подростков- правонарушителей
№№ | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | Индекс враждебности | Индекс
агрессивности |
1 | 3 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 9 | 7 | 10 | 21 |
2 | 9 | 4 | 7 | 2 | 4 | 8 | 10 | 8 | 12 | 30 |
3 | 6 | 7 | 6 | 2 | 6 | 6 | 12 | 8 | 12 | 31 |
4 | 7 | 5 | 7 | 4 | 5 | 8 | 9 | 9 | 13 | 28 |
5 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 5 | 4 | 6 | 12 |
6 | 8 | 2 | 6 | 4 | 4 | 4 | 8 | 9 | 8 | 24 |
7 | 10 | 4 | 5 | 5 | 5 | 6 | 9 | 8 | 11 | 28 |
8 | 9 | 7 | 7 | 2 | 5 | 8 | 9 | 8 | 13 | 32 |
9 | 8 | 8 | 8 | 5 | 5 | 8 | 12 | 9 | 13 | 36 |
10 | 8 | 5 | 6 | 3 | 4 | 4 | 7 | 9 | 8 | 26 |
11 | 10 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 8 | 7 | 8 | 27 |
12 | 8 | 6 | 7 | 3 | 3 | 4 | 9 | 8 | 7 | 30 |
13 | 8 | 4 | 5 | 4 | 2 | 5 | 8 | 8 | 7 | 25 |
14 | 9 | 4 | 6 | 2 | 4 | 7 | 8 | 9 | 11 | 27 |
15 | 7 | 6 | 5 | 2 | 5 | 6 | 10 | 9 | 9 | 28 |
16 | 5 | 7 | 4 | 3 | 4 | 7 | 9 | 6 | 11 | 25 |
17 | 9 | 8 | 3 | 5 | 6 | 6 | 7 | 8 | 12 | 27 |
18 | 8 | 8 | 7 | 4 | 5 | 8 | 7 | 9 | 13 | 30 |
19 | 8 | 6 | 7 | 3 | 4 | 4 | 8 | 8 | 8 | 29 |
20 | 9 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 7 | 9 | 9 | 26 |
Вычислим средние арифметические значения каждых показателей (физическая агрессия (I), косвенная агрессия (II), вербальная агрессия (III), склонность к раздражению (IV), негативизм (V), обида (VI), подозрительность (VII), чувство вины (VIII)) и средние арифметические значения показателей (враждебности (ВР) и агрессивности (АГР)) в экспериментальной группе. Для этого воспользуемся формулой расчёта среднего арифметического:
М = å.
Отобразим полученные средние значения показателей изучаемых параметров таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Средние значения и процент полученных показателей по изучаемым параметрам
Форма агрессии | Среднее арифметическое значение показателей | Процент показателей |
1.Физическая агрессия | 7,6 | 76% |
2. Косвенная агрессия | 5,4 | 60% |
3. Раздражение | 5,6 | 50% |
4. Негативизм | 3,5 | 70% |
5. Обида | 6,4 | 80% |
6. Подозрительность | 9,8 | 81% |
7. Вербальная агрессия | 8,6 | 66% |
8. Чувство вины | 8 | 88% |
Индекс агрессивности | 27,1 | |
Индекс враждебности | 10,1 |
Из таблицы видим, что у подростков- правонарушителей, высокий уровень показателей физической агрессии, косвенной агрессии, вербальной агрессии, склонности к раздражению, негативизма, обиды, подозрительности и чувство вины. Это говорит, что эти подростки могут использовать физическую силу против другого лица, вспыльчивы, у них проявляется зависть и нелюбовь к окружающим, также у них недоверие и осторожность по отношению к людям из-за убеждения в том, что люди планируют и приносят вред.
Информация о работе Особенности проявления девиантного поведения у подростков