Особенности проявления девиантного поведения у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности проявления агрессии подростков с девиантным поведением.
В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:
- теоретический анализ литературы по проблеме;
- изучить особенности проявления агрессии у подростков с девиантным поведением;
- описать особенности проявления агрессии у подростков;
- провести сравнительный анализ агрессивных форм поведения у подростков с девиантным и нормальным поведением.

Файлы: 1 файл

особенности проявления девиантного поведения у подростков.doc

— 327.50 Кб (Скачать)

       Средняя: 7-14 баллов.

       Низкая: 1-6 баллов.

       С помощью анкеты "Признаки  агрессивности" нами были получены  первичные данные об уровне  агрессивности, характерные для  участвовавших в исследовании подростков ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ В). Для большей наглядности обратимся к рисункам 2.1 и 2.2.

Рисунок 2.1 - Данные об общем уровне агрессивности  подростков-правонарушителей 

    Рисунок 2.2 - Данные об общем уровне агрессивности  подростков, 
учащихся в школе
 

       Как видим, у подростков-правонарушителей, уровень агрессивности средний. В тоже время у подростков, учащихся в школе, агрессивность находится на среднем и низком уровнях.

       Далее для изучения уровня враждебности и агрессивности испытуемым был предложен «Опросник агрессивных и враждебных реакций» (А. Басс, А. Дарки, 1957) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Г).

       Следует отметить, что, создавая  методику, авторы опирались на  положение о том, что проявления агрессии можно разделить на 2 основных типа:

       - первый ─ мотивационная агрессия  как самоценность;

       - второй ─ инструментальная агрессия  как средство (подразумевая при  этом, что и та, и другая могут  проявляться как под контролем  сознания, так и вне его, и  сопряжены с эмоциональными переживаниями  (гнев, враждебность)).

       При этом практических психологов больше интересует мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких тенденции, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

       А. Басс и А. Дарки выделили  следующие виды реакций:

       1) Физическая агрессия (нападение)  ─ использование физической силы  против другого лица.

       2) Косвенная агрессия ─ действия, как окольными путями направленные  на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

       3) Вербальная агрессия ─ выражение  негативных чувств как через  форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

       4) Склонность к раздражению ─  готовность к проявлению при  малейшем возбуждении вспыльчивости,  резкости, грубости.

       5) Негативизм ─ оппозиционная  манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

       6) Обида ─ зависть и ненависть  к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

       7) Подозрительность ─ недоверие  и осторожность по отношению  к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

       8) Чувство вины ─ выражает  возможное убеждение субъекта  в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

       Каждая из этих реакции соответствует  одной из шкал методики, помимо  этого присутствуют 2 комплексные шкалы:

       - индекс враждебности, включающий  в себя шкалы обиды и подозрительности;

       - индекс агрессивности (как инструментальный, так и мотивационный),

включающий  в себя шкалы физической агрессии, раздражительности и вербальная агрессия.

       Нормой агрессивности является  величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности ─ 6,5-7 ± 3.

2.2  Особенности проявления форм агрессии у подростков с нормальным поведением

       С помощью опросника Басса-Дарки нами были получены первичные данные об общих уровнях враждебности и агрессивности, характерных для участвовавших в исследовании подростков контрольной группы(см. таблицу 2.1).

        Таблица 2.1 – Данные об общем  уровне агрессивности  и враждебности, характерные  для контрольной  группы  

№№ I II III IV V VI VII VIII Индекс враждебности Индекс агрессивности
1 3 5 3 0 2 2 10 2 4 21
2 4 4 4 5 6 8 4 3 14 16
3 3 4 5 2 6 3 8 7 9 20
4 6 5 6 4 4 8 9 5 12 26
5 3 4 5 4 4 2 4 3 6 16
6 3 4 5 3 3 5 7 4 8 19
7 4 4 4 4 3 2 6 5 5 18
8 5 4 6 5 5 3 8 5 8 23
9 5 4 3 4 3 9 8 4 12 20
10 4 5 3 4 3 5 6 6 8 17
11 3 4 5 3 3 5 5 6 8 17
12 6 5 6 6 5 1 7 4 6 24
13 4 3 5 5 5 4 6 4 9 18
14 4 4 4 2 2 4 4 3 6 16
15 3 4 3 3 4 0 6 7 4 16
16 3 4 3 0 2 4 5 4 6 15
17 3 4 3 1 3 4 10 2 7 20
18 4 3 5 3 3 7 7 3 10 19
19 4 4 4 5 5 6 10 2 11 22
20 5 4 6 4 4 3 10 2 7 25

 

       Вычислим средние арифметические значения каждых показателей (физическая агрессия (I), косвенная агрессия (II), вербальная агрессия (III), склонность к раздражению (IV), негативизм (V), обида (VI), подозрительность (VII), чувство вины (VIII)) и средние арифметические значения показателей (враждебности (ВР) и агрессивности (АГР)) в контрольной группе. Для этого воспользуемся формулой расчёта среднего арифметического:

М = å.

       Отобразим полученные средние значения показателей изучаемых параметров таблице 2.2.

Форма агрессии Среднее арифметическое значение показателей Процент показателей
1.Физическая  агрессия 3,9 39%
2. Косвенная  агрессия 4,1 45%
3. Раздражение 4,4 40%
4. Негативизм 3,3 66%
5. Обида 3,7 46%
6.Подозрительность 4,2 35%
7.Вербальная  агрессия 7 54%
8. Чувство  вины 4 44%
Индекс  агрессивности 19,4  
Индекс  враждебности 8  

 

       Из таблицы видим, что у детей учащихся в школе высокий уровень показателей подозрительности и вербальной агрессии, а показателей физической агрессии, косвенной агрессии, склонности к раздражению, негативизма, обиды и чувство вины находятся в пределах нормы.

      Для большей наглядности обратимся к рисунку 2.1

    Рисунок 2.1 - Данные об общем уровне враждебности и агрессивности 
подростков, учащихся в школе

       Как видим, уровень агрессивности и уровень враждебности этой группы находится в пределах нормы.

2.3  Особенности проявления форм агрессии у подростков с девиантным поведением

       С помощью опросника Басса-Дарки нами были получены первичные данные об общих уровнях враждебности и агрессивности, характерных для участвовавших в исследовании подростков-правонарушителей. (см. таблицу 2.1).

        Таблица 2.1 – Данные об общем  уровне агрессивности  и враждебности, характерные  для подростков- правонарушителей

№№ I II III IV V VI VII VIII Индекс враждебности Индекс 

агрессивности

1 3 5 4 5 5 5 9 7 10 21
2 9 4 7 2 4 8 10 8 12 30
3 6 7 6 2 6 6 12 8 12 31
4 7 5 7 4 5 8 9 9 13 28
5 3 2 2 2 3 3 5 4 6 12
6 8 2 6 4 4 4 8 9 8 24
7 10 4 5 5 5 6 9 8 11 28
8 9 7 7 2 5 8 9 8 13 32
9 8 8 8 5 5 8 12 9 13 36
10 8 5 6 3 4 4 7 9 8 26
11 10 5 4 5 4 4 8 7 8 27
12 8 6 7 3 3 4 9 8 7 30
13 8 4 5 4 2 5 8 8 7 25
14 9 4 6 2 4 7 8 9 11 27
15 7 6 5 2 5 6 10 9 9 28
16 5 7 4 3 4 7 9 6 11 25
17 9 8 3 5 6 6 7 8 12 27
18 8 8 7 4 5 8 7 9 13 30
19 8 6 7 3 4 4 8 8 8 29
20 9 5 5 5 4 5 7 9 9 26

       Вычислим средние арифметические значения каждых показателей (физическая агрессия (I), косвенная агрессия (II), вербальная агрессия (III), склонность к раздражению (IV), негативизм (V), обида (VI), подозрительность (VII), чувство вины (VIII)) и средние арифметические значения показателей (враждебности (ВР) и агрессивности (АГР)) в экспериментальной группе. Для этого воспользуемся формулой расчёта среднего арифметического:

М = å.

       Отобразим полученные средние значения показателей изучаемых параметров таблице 2.2.

      Таблица 2.2 - Средние значения  и процент полученных показателей по изучаемым параметрам

Форма агрессии Среднее арифметическое значение показателей Процент показателей
1.Физическая агрессия 7,6 76%
2. Косвенная  агрессия 5,4 60%
3. Раздражение 5,6 50%
4. Негативизм 3,5 70%
5. Обида 6,4 80%
6. Подозрительность 9,8 81%
7. Вербальная  агрессия 8,6 66%
8. Чувство  вины 8 88%
Индекс  агрессивности 27,1  
Индекс  враждебности 10,1  

 

       Из таблицы видим, что у подростков- правонарушителей, высокий уровень показателей физической агрессии, косвенной агрессии, вербальной агрессии, склонности к раздражению, негативизма, обиды, подозрительности и  чувство вины. Это говорит, что эти подростки могут использовать физическую силу против другого лица, вспыльчивы, у них проявляется зависть и нелюбовь к окружающим, также у них недоверие и осторожность по отношению к людям из-за убеждения в том, что люди планируют и приносят вред.

Информация о работе Особенности проявления девиантного поведения у подростков