Особенности проявления девиантного поведения у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности проявления агрессии подростков с девиантным поведением.
В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:
- теоретический анализ литературы по проблеме;
- изучить особенности проявления агрессии у подростков с девиантным поведением;
- описать особенности проявления агрессии у подростков;
- провести сравнительный анализ агрессивных форм поведения у подростков с девиантным и нормальным поведением.

Файлы: 1 файл

особенности проявления девиантного поведения у подростков.doc

— 327.50 Кб (Скачать)

       - с органами внутренних дел – организация обмена взаимной информацией о семьях и детях, подростках, группах социального риска, совместная  разработка и реализация профилактических мероприятий по защите детей, подростов, семей от противоправных посягательств на жизнь, на здоровье, нравственное развитие. Представляется крайне важной глубокая проработка и решение вопросов о передаче обязанностей от органов внутренних дел государственным социальным службам функций по предупреждению детской безнадзорности. В современных условиях утратили противоправный характер и переведены в морально неодобряемые виды отклоняющегося поведения (уклонение от учебы, работы, бродяжничество, наркотизация). В деятельности правоохранительных органов усиливается роль социально-правовой защиты несовершеннолетних от криминальной среды, от лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность, посягающих на жизнь и здоровье детей и подростков.

       В целях повышения эффективности функционирования системы профилактики и более четкого взаимодействия всех ее звеньев необходимо определить некоторые общие принципы, регламентирующие деятельность воспитательно-профилактических и охранно-защитных социальных институтов. Деятельность воспитательно-профилактической системы необходимо строить из концепции социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи, оказываемой обществом и его воспитательно-профилактическими институтами несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания.

       Основной упор в воспитательно-профилактической работе должен быть сделан на своевременном выявлении неблагоприятных психолого-биологических, психолого-педагогических, социально-психологических факторов, обусловливающих отклонения в психическом и социальном развитии детей и подростков, а также невыявлении криминальной среды и лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность, что требует оказания несовершеннолетним соответствующей помощи, поддержки и защиты.

      От методов «поточной» профилактики (ситуации игнорирования личности несовершеннолетнего правонарушителя, условий его воспитания, особенностей социальной ситуации его жизни, предшествующей правонарушению) перейти к методам сугубо индивидуального подхода, т.е. выяснения всего комплекса причин, обусловливающих отклонения в поведении подростка, особенности его личности, состояние здоровья, с тем чтобы, с учетом его индивидуально-психологических особенностей, могли быть применены адекватные воспитательно-профилактические меры.

       Критерий дифференциации общих и специальных органов ранней профилактики должны выступать типологические социально-психологические характеристики личности социально дезадаптированных несовершеннолетних, а также характеристики неблагоприятных условий семейного воспитания, характер социальной направленности неформальных подростковых групп и взрослого окружения.

      Профилактика девиантности детей и подростков должна строиться на выборе методов воздействия, которые способствуют снижению агрессивности. В случае же обнаружения у ребенка признаков эмоциональных расстройств необходимо проводить курс соответствующего психотерапевтического лечения. Детям и подростком группы риска необходимо оказывать помощь в самоизбавлении от негативных привычек, обновлении позитивного отношения к окружающей среде, а также в стремлении к здоровому образу жизни.

     Выводы по второй главе: как показали результаты проведенного эмпирического исследования, уровень агрессивности оказывает решающее влияние на формирование агрессивной личности.

       Кроме того, нарушение семейных  отношений, неблагоприятная асоциальная среда сверстников, СМИ влияют на развитие агрессивности и враждебности у подростков, что и является зачастую причиной проявления у них различных форм девиации. Нельзя при этом утверждать, что эта тенденция однозначна и неотвратима. Данные исследования показывают, что некоторое количество подростков-правонарушителей, обладает уровнями агрессивности и враждебности, находящимися в пределах нормы, но, тем не менее, тенденция существует и отрицать ее не возможно.

Заключение

       Как показал теоретический и эмпирический анализ изучаемой проблемы, выдвигаемая в работе гипотеза нашла своё подтверждение, т.е. поведение подростков, склонных к девиантному поведению, характеризуется достаточно высоким уровнем агрессивности.

       На основе изложенного выше материала были сформулированы следующие выводы:

       1) Подростковый возраст зачастую является благодатной почвой возникновения агрессивного поведения, выступающего источником душевных страданий не только родителей, но и подростков, которые нередко сами становятся жертвами со стороны сверстников. Агрессивное поведение – это ответная реакция на процессы, происходящие в обществе и сознании подростка. Появление нарушений в поведении подростков обусловлено влиянием социальных, личностно-психологических и биологических факторов.

       2) Развитие личностных качеств и определённых особенностей поведения индивида обусловлено врожденными предпосылками; социальными условиями (особенностями взаимоотношений с родителями, окружающими взрослыми и сверстниками, содержанием деятельности); внутренней позицией самого индивида. Исходя из этих положений, агрессивное поведения обусловливают такие разнообразные, но взаимосвязанные факторы, как: индивидуальный, действующий на уровне психобиологических предпосылок; социальный, определяющийся социально-экономическими условиями существования подростка. Агрессивное поведение подростка зачастую ведёт к нарушению социализации, и как следствие – к деформации личности. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агрессия  у детей и подростков: учебное пособие. Под редакцией Н.М. Платоновой, СПб., 2004г.
  2. Юридическая психология: Учебник 2-е издание, перераб. и доп. – М: Юристь, М., 2004г.
  3. Шестоков Д.А. «Семейная криминология: криминофамилистика 2-е изд., СПб., 2003г.
  4. Юридическая психология с основанием общей и социальной психологии: Учебник для вузов – М: Норма, М., 2005г.
  5.   Анапреенко Я.Г. Профилактика девиантного поведения. – М.,2003 г.
  6. Змановская Е.В. «Девянтология: (психология отклоняющегося поведения) – М.: Издательский центр «Академия», 2003 г.
  7. Гилинский Я.И., Афанасий В.С. Социология девиантного поведения. – СПб.,1993 г.
  8. Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения. – СПб.,1997г.
  9. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.,1997г.
  10. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков.– Мн.,1988 г.
  11. Кудрявцев В.Н. Социальные отклонения. – М.,1990г.
  12. Меерсов Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика. – М.,1981.
  13. Наумчик В.Н., Пазднеков М.А. Проблема трудных детей. – Мн.,2005г.
  14. Паренс Генри. Агрессия наших детей. – М.,1997г.
  15. Психологическая коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением./ Под ред. С.А. Беличевой. – М.,1997г.
  16. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.,1987г.
  17. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.,1996г.
  18. Славина Л.С. Трудные дети. – М.,1997г.
  19. Степанов В.Г. Психология трудного школьника. – М.,1998г.
  20. Федоров А.П. Методы поведенческой психотерапии. – СПб.,1987г.
  21. Фридман Л.М., Волкова К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.,1985г.
  22. Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. – М.,1999г.
  23. Пирожков В.Н. Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуально-личностные проблемы несовершеннолетних. – М.,1980г.
  24. Никитина В.А. Социальная педагогика. – М.,2000г.
  25. Макова-Ташова В.С., Пирьев Г.Д., Лепушниева Р.Д. Психологическая реабилитация при нарушении поведения в детском возрасте.– М.,1998г.

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Анкета

    Ответьте, пожалуйста, на каждое утверждение „да” или „нет”.

1. Злой дух времени  вселяется в Вас.

2. Вы не можете  промолчать, когда чем-то недовольны.

3. Когда кто-то  причиняет Вам зло, Вы стараетесь  отплатить ему тем же.

4. Иногда Вам без  всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает что Вы с удовольствием ломаете вещи.

6. Иногда Вы так  настаиваете на чем-либо, что окружающие  теряют терпение.

7. Вы не прочь  подразнить животных.

8. Очень сердитесь,  если Вам кажется, что кто-то  подшучивает над Вами.

9. Кажется, что  иногда у Вас вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих.

10. В ответ на  обычные распоряжения стремитесь  все сделать наоборот.

11. Часто не по  возрасту ворчливы.

12. Воспринимаете  себя как самостоятельным и  решительным.

13. Любите быть  первым, командовать, подчинять себе других.

14. Неудачи вызывают  у Вас сильное раздражение,  поиски виноватых.

15. Легко ссоритесь,  вступаете в драку.

16. Стараетесь общаться  с младшими и физически более  слабыми.

17. У Вас нередки  периоды раздражительности.

18. Не считаетесь  со сверстниками, не уступаете, не делитесь.

19. Уверены, что  любое задание выполните лучше  других.

       Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

       Высокая агрессивность: 15-20 баллов.

       Средняя: 7-14 баллов.  Низкая: 1-6 баллов.

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

Бланк ответов

1    Нет 2    Да 3   Да 4    Да 5   Да
6    Да 7    Нет 8    Да 9   Да 10   Да
11   Нет 12   Да 13   Да 14   Да 15   Да
16   Нет 17    Да 18   Да 19   Нет  

 

       Укажите Ваш возраст 12 , пол м. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  В

Сводная таблица  степени выраженности агрессивности

Экспериментальная группа Контрольная группа
Количество  испытуемых Сумма баллов Степень выраженности агрессивности Количество испытуемых Сумма баллов Степень выраженности агрессивности
1 12 Средняя 1 6 Низкая
2 14 Средняя 2 6 Низкая
3 14 Средняя 3 6 Низкая
4 10 Средняя 4 6 Низкая
5 7 Средняя 5 4 Низкая
6 11 Средняя 6 5 Низкая
7 10 Средняя 7 6 Низкая
8 9 Средняя 8 7 Средняя
9 14 Средняя 9 9 Средняя
10 13 Средняя 10 8 Средняя
11 8 Средняя 11 8 Средняя
12 12 Средняя 12 5 Низкая
13 12 Средняя 13 6 Низкая
14 14 Средняя 14 6 Низкая
15 14 Средняя 15 6 Низкая
16 12 Средняя 16 6 Низкая
17 12 Средняя 17 7 Средняя
18 13 Средняя 18 6 Низкая
19 8 Средняя 19 6 Низкая
20 14 Средняя 20 7 Средняя

Информация о работе Особенности проявления девиантного поведения у подростков