Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:17, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности проявления агрессии подростков с девиантным поведением.
В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:
- теоретический анализ литературы по проблеме;
- изучить особенности проявления агрессии у подростков с девиантным поведением;
- описать особенности проявления агрессии у подростков;
- провести сравнительный анализ агрессивных форм поведения у подростков с девиантным и нормальным поведением.
- с органами внутренних дел – организация обмена взаимной информацией о семьях и детях, подростках, группах социального риска, совместная разработка и реализация профилактических мероприятий по защите детей, подростов, семей от противоправных посягательств на жизнь, на здоровье, нравственное развитие. Представляется крайне важной глубокая проработка и решение вопросов о передаче обязанностей от органов внутренних дел государственным социальным службам функций по предупреждению детской безнадзорности. В современных условиях утратили противоправный характер и переведены в морально неодобряемые виды отклоняющегося поведения (уклонение от учебы, работы, бродяжничество, наркотизация). В деятельности правоохранительных органов усиливается роль социально-правовой защиты несовершеннолетних от криминальной среды, от лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность, посягающих на жизнь и здоровье детей и подростков.
В целях повышения эффективности функционирования
системы профилактики и более четкого
взаимодействия всех ее звеньев необходимо
определить некоторые общие принципы,
регламентирующие деятельность воспитательно-профилактических
и охранно-защитных социальных институтов.
Деятельность воспитательно-профилактической
системы необходимо строить из концепции
социально-правовой, социально-педагогической
и медико-психологической помощи, оказываемой
обществом и его воспитательно-
Основной упор в воспитательно-профилактической работе должен быть сделан на своевременном выявлении неблагоприятных психолого-биологических, психолого-педагогических, социально-психологических факторов, обусловливающих отклонения в психическом и социальном развитии детей и подростков, а также невыявлении криминальной среды и лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность, что требует оказания несовершеннолетним соответствующей помощи, поддержки и защиты.
От методов «поточной» профилактики (ситуации игнорирования личности несовершеннолетнего правонарушителя, условий его воспитания, особенностей социальной ситуации его жизни, предшествующей правонарушению) перейти к методам сугубо индивидуального подхода, т.е. выяснения всего комплекса причин, обусловливающих отклонения в поведении подростка, особенности его личности, состояние здоровья, с тем чтобы, с учетом его индивидуально-психологических особенностей, могли быть применены адекватные воспитательно-профилактические меры.
Критерий дифференциации общих и специальных органов ранней профилактики должны выступать типологические социально-психологические характеристики личности социально дезадаптированных несовершеннолетних, а также характеристики неблагоприятных условий семейного воспитания, характер социальной направленности неформальных подростковых групп и взрослого окружения.
Профилактика девиантности детей и подростков должна строиться на выборе методов воздействия, которые способствуют снижению агрессивности. В случае же обнаружения у ребенка признаков эмоциональных расстройств необходимо проводить курс соответствующего психотерапевтического лечения. Детям и подростком группы риска необходимо оказывать помощь в самоизбавлении от негативных привычек, обновлении позитивного отношения к окружающей среде, а также в стремлении к здоровому образу жизни.
Выводы по второй главе: как показали результаты проведенного эмпирического исследования, уровень агрессивности оказывает решающее влияние на формирование агрессивной личности.
Кроме того, нарушение семейных отношений, неблагоприятная асоциальная среда сверстников, СМИ влияют на развитие агрессивности и враждебности у подростков, что и является зачастую причиной проявления у них различных форм девиации. Нельзя при этом утверждать, что эта тенденция однозначна и неотвратима. Данные исследования показывают, что некоторое количество подростков-правонарушителей, обладает уровнями агрессивности и враждебности, находящимися в пределах нормы, но, тем не менее, тенденция существует и отрицать ее не возможно.
Как показал теоретический и эмпирический анализ изучаемой проблемы, выдвигаемая в работе гипотеза нашла своё подтверждение, т.е. поведение подростков, склонных к девиантному поведению, характеризуется достаточно высоким уровнем агрессивности.
На основе изложенного выше материала были сформулированы следующие выводы:
1) Подростковый возраст зачастую является благодатной почвой возникновения агрессивного поведения, выступающего источником душевных страданий не только родителей, но и подростков, которые нередко сами становятся жертвами со стороны сверстников. Агрессивное поведение – это ответная реакция на процессы, происходящие в обществе и сознании подростка. Появление нарушений в поведении подростков обусловлено влиянием социальных, личностно-психологических и биологических факторов.
2) Развитие личностных качеств и определённых
особенностей поведения индивида обусловлено
врожденными предпосылками; социальными
условиями (особенностями взаимоотношений
с родителями, окружающими взрослыми и
сверстниками, содержанием деятельности);
внутренней позицией самого индивида.
Исходя из этих положений, агрессивное
поведения обусловливают такие разнообразные,
но взаимосвязанные факторы, как: индивидуальный,
действующий на уровне психобиологических
предпосылок; социальный, определяющийся
социально-экономическими условиями существования
подростка. Агрессивное поведение подростка
зачастую ведёт к нарушению социализации,
и как следствие – к деформации личности.
Анкета
Ответьте, пожалуйста, на каждое утверждение „да” или „нет”.
1. Злой дух времени вселяется в Вас.
2. Вы не можете промолчать, когда чем-то недовольны.
3. Когда кто-то
причиняет Вам зло, Вы
4. Иногда Вам без
всякой причины хочется
5. Бывает что Вы с удовольствием ломаете вещи.
6. Иногда Вы так настаиваете на чем-либо, что окружающие теряют терпение.
7. Вы не прочь подразнить животных.
8. Очень сердитесь, если Вам кажется, что кто-то подшучивает над Вами.
9. Кажется, что
иногда у Вас вспыхивает
10. В ответ на
обычные распоряжения
11. Часто не по возрасту ворчливы.
12. Воспринимаете себя как самостоятельным и решительным.
13. Любите быть первым, командовать, подчинять себе других.
14. Неудачи вызывают у Вас сильное раздражение, поиски виноватых.
15. Легко ссоритесь, вступаете в драку.
16. Стараетесь общаться с младшими и физически более слабыми.
17. У Вас нередки периоды раздражительности.
18. Не считаетесь со сверстниками, не уступаете, не делитесь.
19. Уверены, что любое задание выполните лучше других.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность: 15-20 баллов.
Средняя: 7-14 баллов. Низкая: 1-6 баллов.
Бланк ответов
1 Нет | 2 Да | 3 Да | 4 Да | 5 Да |
6 Да | 7 Нет | 8 Да | 9 Да | 10 Да |
11 Нет | 12 Да | 13 Да | 14 Да | 15 Да |
16 Нет | 17 Да | 18 Да | 19 Нет |
Укажите Ваш возраст 12 , пол м.
Сводная таблица степени выраженности агрессивности
|
Информация о работе Особенности проявления девиантного поведения у подростков