Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:17, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности проявления агрессии подростков с девиантным поведением.
В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:
- теоретический анализ литературы по проблеме;
- изучить особенности проявления агрессии у подростков с девиантным поведением;
- описать особенности проявления агрессии у подростков;
- провести сравнительный анализ агрессивных форм поведения у подростков с девиантным и нормальным поведением.
Многие авторы рассматривают маломативированные, нередко неожиданные для окружающих, жестокие убийства как проявление патологического поведения. Ю.Б. Можгинский указывает, что в случае подобных преступлений, совершенных подростком без признаков психического расстройства до убийства, прослеживаются две основные патологические тенденции: нарушение аффектов (депрессии, дистимии) и кризис личности (психопатическое развитие). Данные нарушения, безусловно, сочетаются с конкретным социально-психологическим контекстом. Среди них автор называет конфликтную ситуацию, длительный стресс (затяжной конфликт в семье), влияние подростковой группы (групповых ценностей и правил), комплекс неполноценности, незначительную внешнюю угрозу (14, ст.78-80).
Х. Ремшмидт в этиологии делинквентного поведения подростков выделяет:
- легкие эмоциональные повреждения без признаков других психических заболеваний;
- выраженные эмоциональные нарушения, которые манифицируются страхами, тоской или насильственным способом поведения (33 ст.81).
Расстройства настроения в ряде случаев сочетаются патологией влечений. Например, патологическое поведение с периодическим неодолимым влечением к поджогам (пиромания) или воровству (клептомания). К этому же ряду расстройств влечений относятся склонность к побегам и бродяжничество. В целом синдром нарушенных влечений характеризуется: импульсивностью, стойкостью, чуждостью для личности и неодолимостью. Х.Ремшмидт, описывая депрессивных делинквентов, говорит о чередовании состояний «усиления влечений и агрессии» - «абсолютной утраты влечений».
По детерминации поведения можно выделить несколько основных групп агрессивно-делинквентных подростков:
- ситуативный нарушитель (противоправные действия которого преимущественно спровоцированы ситуацией);
- субкультурный нарушитель (нарушитель, идентифицировавший с групповыми антисоциальными ценностями);
- невротический правонарушитель (асоциальные действия которого выступают следствием интрапсихического конфликта и тревоги);
- «органический» нарушитель ( совершающий противоправные действия вследствие мозговых повреждений с преобладанием импульсивности, интеллектуальной недостаточности и аффектиности);
- психопатический правонарушитель (совершающий деликты следствие тяжелого психического расстройства – психоза, помрачения сознания);
- антисоциальная личность (антиобщественные действия которой вызваны специфическим сочетанием личностных черт – враждебностью, неразвитостью высших чувств, неспособности к близости).
В случае антисоциального поведения могут действовать следующие бессознательные мотивы делинквентности:
- желания, требующие немедленного удовлетворения;
- переживание бессильного гнева, отчаяния – агрессии, ищущей разрядки;
- обида, требующая мщения;
- зависть, побуждающая к восстановлению справедливости;
- недоверие и стремление сохранять дистанцию;
- фантазии величия и всемогущества.
С точки зрения личностной динамики А.Айхорн указывает на существование двух основных типов делинквентности подростков: 1) пограничное невротическое состояние с симптомами антисоциального поведения; 2) антисоциальное поведение без признаков невроза. В первом случае личность пребывает в состоянии внутреннего конфликта, и какая-то ее часть запрещает делинквентное поведение, вызывающая чувство вины. При доминировании чувства вины делинквент ведет себя странно, например ходит в украденной шапке или не получает пользы от украденного. Он явно добивается разоблачения и часто попадается. Ему сняться кошмары. Он испытывает облегчение после наказания. В ряде случаев чувство вины возникает у преступников до совершения преступления. Здесь делинквентность возникает из-за желания индивида получить облегчения от давления Супер-эго. Во втором случае (антисоциальное поведения без признаков невроза) конфликт «вынесен наружу» - это открытый конфликт с окружением по причине ранней фрустрации либидных желаний. Но бессознательная потребность в наказании и фиксация на этапе доминирования принципа удовольствия выражены в обеих ситуациях (1,ст.81-82).
Социопатическая личность испытывает доминирующую потребность ощущать власть над другими. Это может проявляться как стремление влиять на людей, манипулировать ими, «подняться» над нами. Многие авторы отмечают, что данный характер связан с базовой неспособностью человеческой привязанности. Уровень социальной адаптации при этом может быть различным, но холодность, агрессия и жестокость становятся постоянными личностными характеристиками.
Отсутствие совести у социопатов свидетельствует не только о дефективном Супер-эго, но также о недостатке первичных взаимных привязанностей к другим людям. Для антисоциальной личности ценность других людей редуцируется до их полезности, которая нередко определяется явным или бессознательным согласием последних терпеть «затрещины». Социопатические люди открыто хвастаются своими победами, если думают, что на слушателя произведет впечатление их сила. Они неспособны сопереживать жертве. Тот факт, что социопаты не страдают от дискомфорта из-за своего поведения, составляют одну из основных трудностей социального и психотерапевтического воздействия на них.
Чтобы чувствовать себя хорошо и бодро, социопатическая личность нуждается в резком, более «встряхивающем» опыте. «Особая конституция» может объяснять постоянное стремление таких людей к острым ощущениям, их сниженную способность воспринимать педагогическое воздействие и обучаться социально приемлемому поведению, их невозможность получать удовлетворение от обычных для других вещей – музыки, природы, хорошей работы.
Для семей антисоциальных личностей в целом нетипично понимание и проговаривание своих чувств (явление алекситимии). В то время как большинство из нас используют слова для выражения собственной личности, социопатические личности применяют их для манипуляции. Родители оказываются неспособными отвечать на эмоциональные потребности ребенка. Родители могут также бессознательно проявлять неповиновение и ненависть к авторитетом, с возмущением реагируя на ситуацию, когда педагоги или кто-то еще ограничивают поведение их ребенка. В целом родители оказываются вовлечены в демонстрацию силы, а социопат имеет серьезные затруднения в обретении самоуважения нормальным путем через переживание любви и гордости своих родителей.
В историях наиболее деструктивных, криминальных психопатов почти невозможно найти последовательного, любящего, защищающего влияния семьи. Антисоциальный индивид, вероятно, просто никогда не испытывал в нормальной степени привязанности и взаимной любви. Он не идентифицировал с теми, кто о нем заботился. Вместо этого оказалось возможной идентификация с «чуждым внутренним объектом», который переживается как хищный.
Психологическую неоднородность самой группы «антисоциальная личность» подтверждает выделением в ней нескольких диагностических подгрупп.
1.Собственно антисоциальное расстройство личности характеризуется, прежде всего, тяжелой патологией Супер-эго. Это неспособность к ощущению вины и раскаяния; неспособность эмоционально привязываться (даже к животным); отношения, основанные на эксплуатации людей; лживость и неискренность; слабость суждений и неспособность учиться на жизненном опыте; неспособность следовать жизненному плану. В одних случаях такое поведение может иметь активно-агрессивную форму (злобно-садистическую), в других - пассивно-паразитическую (эксплуатирующую).
2.Если собственно антисоциальное расстройство не выявлено, может иметь место так называемый «злокачественный нарциссизм». Он проявляется в типичном нарциссическом расстройстве личности (грандиозность, превосходство «Я»), характерологически укоренной агрессии (садизм к другим или направленной на себя), параноидальных тенденциях и убежденности в собственной правоте. В отличии от антисоциальной личности как таковой, при злокачественном нарциссизме сохраняется потенциал привязанности и участия к другим людям или ощущение вины. Такие люди могут понять наличие у других моральных убеждений, могут иметь реалистичное отношение к своему прошлому и планировать будущее.
3.Далее, антисоциальное поведение (в основном пассивно-паразитического типа) может встречаться в структуре просто нарциссического расстройства личности, с преобладанием неспособности к длительной глубокой привязанности. Оно может проявляться в форме сексуальных аддикций, безответственности, эмоциональной или финансовой эксплуатации других.
4.Следующая группа включает в себя антисоциальное поведение при других – ненарциссических – расстройствах личности (инфантильное, истероидное и др.).
5.В случае невротического расстройства личности антисоциальное поведение происходит от бессознательного чувства вины, что нередко может выглядеть как личная драма. Например, человек ворует мелкие предметы на работе, боясь разоблачения и увольнения.
6.Антисоциальное поведение можно рассматривать и как часть симптоматического невроза в форме подросткового бунтарства, нарушения адаптации, влияние окружения, облегчающего перевод психических конфликтов в антисоциальное поведение.
7.Наконец, это могут быть диссоциальные реакции – некритическая адаптация к социальной подгруппе с антисоциальным поведением.
Можно заключить, что агрессивное (девиантное) поведение детей и подростков является одной из наиболее значимых проблем современной семьи. Агрессивное поведение детей и подростков тесно связано с чрезвычайно распространенным использованием агрессии родителями в процессе воспитания детей. Кроме того, агрессивное поведение детей и подростков также выступает актуальной проблемой детских образовательных учреждений, где чаще всего является реакцией на непонимание педагогами интересов ребенка или агрессивное поведение самих педагогов.
Одним из наиболее дискутированных вопросов можно считать влияние средств массовой информации на агрессивное поведение личности. Сторонники негативного влияния СМИ исходят из того факта, что люди учатся вести себя агрессивно, прежде всего наблюдая за чужой агрессией. М.Хьюсманн с группой исследователей отслеживали корреляцию между просмотром телепередач в течении 20 лет (34, ст.84-86). Они обнаружили, что тяжесть совершенных преступлений в возрасте 30 лет соответствует предпочтениям в телепередачах в возрасте 8 лет. Механизм формирования агрессивного поведения посредством телевидения может выглядеть следующим образом: чрезвычайное увлечение телепередачами – агрессивные фантазии – отождествления себя с персонажем – усвоение агрессивного способа решения проблем и влияния на людей – повторение агрессивных действий – использование агрессии для разрешения проблем в межличностных отношениях – подкрепление – агрессивные привычки – неразвитые социальные и учебные умения – фрустрация – чрезмерный просмотр телепередач – и так далее.
Таким образом, агрессивное поведение
детей и подростков является не однородным
феноменом, а имеет различные негативные
формы в зависимости от возрастных особенностей,
индивидуальных целей, причин, обусловливающих
его возникновение.
Вторая глава курсового проекта включает в себя результаты исследования, проведённого на базе Приемника - распределителя для несовершеннолетних УВД Миноблисполкома г. Минска и школы №71 г.Минска.
Цель исследования заключалась в изучении различий в особенностях проявления агрессии у подростков, находящихся в ПРН и подростков – учащихся школы.
Задачи исследования:
- организация и проведение
- статистическая обработка и анализ полученных данных;
- формулирование выводов.
Объект исследования представлен двумя группами подростков: экспериментальной и контрольной. В первую группу вошли 20 подростков-правонарушителей от 11 до 15 лет. Во вторую группу вошли 20 подростков от 11 до 15 лет, учащиеся в школе.
Ход исследования: для изучения уровня агрессивности испытуемым была предложена анкета "Признаки агрессивности" (Лютова Е.К., Мокина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2001. – 190 с.).
В начале испытуемым было предложено ответить на вопросы анкеты "Признаки агрессивности", которые включали в себя девятнадцать утверждений, выбирая один наиболее подходящий, по их мнению, вариант "Да" или "Нет". Выбранная оценка заносилась в бланк для ответов (см. ПРИЛОЖЕНИЯ А – Б). Исследование проходило в индивидуальной форме. По ходу исследования давались пояснения на возникающие вопросы.
Обработка полученных данных
осуществлялась следующим
В анкете "Признаки агрессивности", каждое положительное утверждение оценивается в один балл. Положительные ответы суммируются. Далее интерпретируем результаты в соответствии с тремя степенями выраженности агрессивности: высокая, средняя, низкая агрессивность.
Высокая агрессивность: 15-20 баллов.
Информация о работе Особенности проявления девиантного поведения у подростков