Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:39, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть основные направления социальной работы с подростками девиантного поведения.
Гипотеза исследования: эффективность процесса социальной работы и защиты подростков с девиантным поведением может быть достигнута, если:
• определены психолого-педагогические и социальные факторы, обусловливающие развитие девиантного поведения у подростков;
• выявлены социальные характеристики подростков группы «риска»;
• осуществляется социальный контроль и диагностика, направленная на выявление причин и предупреждения девиантного поведения подростков.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Во всех обществах поведение некоторых людей порой выходит за рамки, допустимые нормы. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки некоторых людей нередко вы-ходят за рамки того, что другие люди рассматривают как допустимое пове- дение.
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, социальных работников и работников правоохранительных органов.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это соци- альное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма — это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Социальная нор- ма, — отмечает Я.И. Гилинский, — определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социаль- ных организаций.
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межлич- ностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правиль-
ную работу человеческой машины».1
Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не соз- даны даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. Можно понять полное горечи высказывание А. Солженицына: «Какая это реформа, если результат ее — презрение к труду и отвращение к нему, если труд стал позорным, а жульничество стало доблестным?»2. Полемизирующий с А. Солженицыным по ряду вопросов, связанных с оценкой нынешней ситуации в России, Г. Померанц тоже приходит к близкому по сути выводу: «Вышла не свобода как в Германии или Франции, то есть жизнь по закону, а воля — бандитам убивать, ворам — воровать, интеллигентам — свободно высказы- вать, что на душе. К сожалению, достаточно духовной силы, чтобы переве- сить, переупрямить хаос, не оказалось, не надо ее собирать»3.
Динамизм социальных процессов в период перестройки, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно привели к увели- чению девиаций, проявляющихся в поведенческих формах. Наряду с ростом позитивных девиаций (политическая активность населения, экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество) усиливаются девиации негативные — насильственная и корыстная преступность, алкого- лизация и наркотизация населения, подростковая делинкветность, амораль- ность. Растет социальная незащищенность граждан. В этих условиях объек- тивно повышается спрос (не всегда и не всеми субъектами социального управления осознаваемый) на научные исследования девиаций, их форм, структуры, динамики взаимосвязей. Тем более, что социальная патология — чуткий барометр общественной жизни.
Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает
сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.
Изменения
социального положения
Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий, неумения правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенс- кого уровня жизни, он не может этого сделать. Наличие девиантной группы облегчает совершение противоправных и аморальных действий, обеспечи- вает психологический комфорт за участие в подобных действиях, уменьшает эффективность способов социального контроля.
Для воспитания подростка важное значение имеет личный пример родителей. Основной ошибкой, писал Л.Н. Толстой, является то, что они берутся за воспитание детей, не утруждая себя самовоспитанием.
Так П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что условия семейной жизни помогают ребенку осознать свою причастность к роду человеческому, приобщиться к духовным ценностям народа, его языку, нравам, оставляют неизгладимый след на всем его будущем существовании.
Следует учитывать, что многие формы права, регулирующие отноше- ния семьи и государства, пришли в противоречие с современными жизнен- ными реалиями, перестали адекватно соответствовать потребностям семьи и общества. Нередко законы, затрагивающие вопросы семьи, малоэффективны или вообще не действуют.
Опыт последних лет показывает, что проблемы семьи стали решаться более активно с принятием Указа Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики», Федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федера- ции «О президентской программе «Дети России» от 18 августа 1994 г., постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг госу-
дарственными социальными службами» от 24 июня 1996 г.
Развитию специализированных учреждений (служб) для несовершенно- летних, нуждающихся в социальной реабилитации, способствовал Федераль- ный закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Этот документ определяет систему мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и местном уровнях, способы совер- шенствования и развития специализированных учреждений образования, здравоохранения, органов социальной защиты населения и другие.
Органы исполнительной власти на местах начали создавать и укреп- лять территориальную сеть учреждений нового типа: центров социальной помощи семье, психолого-педагогических консультаций, центров реабилита- ции детей-инвалидов, центров усыновления, опеки и попечительства, цент- ров планирования семьи, социальных приютов и др.
В это же время были разработаны основные концептуальные подходы, организационные основы и механизмы создания и деятельности сети практи- ческих учреждений социального обслуживания семьи и детей. Принимались меры и по финансированию и кадровому обеспечению создания и развития этих учреждений. Утверждены были и проекты типовых положений о цент- рах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социально-реаби-литационном центре для несовершеннолетних, социальном приюте, реабили- тационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, центрах психолого-педагогической помощи и экстренной психологической помощи по телефону.
Проблема исследования: каковы особенности девиантного поведения подростков и их социальной защиты?
Объект исследования: подростки как группа «риска» наиболее склон-
ная к девиации.
Предмет исследования: социальный контроль и защита подростков девиантного поведения на практике социальной работы.
Цель исследования: рассмотреть основные направления социальной работы с подростками девиантного поведения.
Гипотеза исследования: эффективность процесса социальной работы и защиты подростков с девиантным поведением может быть достигнута, если:
• определены психолого-педагогические и социальные факторы, обусловливающие развитие девиантного поведения у подростков;
• выявлены социальные характеристики подростков группы «риска»;
• осуществляется социальный контроль и диагностика, направленная на выявление причин и предупреждения девиантного поведения подростков.
Задачи исследования:
Практическая значимость исследования состоит в рассмотрении новых подходов к борьбе с различными формами девиантного поведения подростов и их эффективности.
Разработанность темы: данная тема разрабатывалась в научной литературе такими авторами, как Г.Н. Жаворонков, В.П. Кащенко, О.С. Осипова, В.Н. Иванов и др.
Апробация результатов исследования проходила при непосредствен- ном участии автора в работе Центра социального обеспечения населения «Гармония» Буинского района РТ.
Методы исследования: изучение документов, кабинетное исследова- ние, анализ методов социальной работы.
Структура
работы: дипломная работа состоит из
ведения, двух глав, заключения, библиографии,
4 приложений.
Глава
I. Девиантное поведение
подростков: виды, причины
и формы
1.1. Сущность
девиантного поведения и его причины
В основе общества как системы лежит исторически сложившаяся сово- купность отношений между людьми. В свою очередь, в основе этих отношений лежит социальное поведение индивидов (действия человека по отношению к обществу, другим людям, предполагающие ответные действия со стороны социального окружения).
В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы поведения, социальных связей и отношений между людьми, вследствие чего общество существует и развивается как определенная целостность. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы. Первые являются принципиальными ориенти- рами общественного развития. Они осуществляют самую общую, стратеги- ческую регуляцию поведения людей и социальных групп (свобода, равен- ство, справедливость и т. д.). Вторые представляют собой общезначимые правила поведения, санкционируемые обществом или социальной группой. Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных общностей, социаль- ных организаций. Усвоение социальных норм — основа социализации личности.
Социальные нормы могут возникать стихийно (мораль, обычаи, тради- ции и т. д.) или сознательно, соответствующими государственными органами (нормы права). В зависимости от сферы регуляции общественных отношений они складываются в нормативные системы. Существует довольно большое количество нормативных систем. Это обычаи и традиции, нормы религиоз- ные, эстетические, политические, и т. д., однако в современном обществе, в отличие от архаичного (традиционного), ведущими нормативными система- ми и основными регуляторами социальных отношений являются право и мораль. Право представляет собой систему общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Мораль — это система принципов и правил поведения, выражающих принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость. Соблюдение моральных норм осуществляется авторитетом общественности, и в первую очередь диктуется малой социальной группой. Санкция за нарушение моральных норм проявляется в виде общественного осуждения.
Как правило, члены общества принимают социальные нормы и в своей деятельности следуют им, что в немалой степени сохраняет его как систему. Нормативное поведение отражает эффективность процесса социализации индивида в отношении доминирующих стандартов культуры. Вместе с тем в обществе также достаточно распространено неприятие и неисполнение соци- альных норм. Такое поведение индивидов или социальных групп опреде- ляется как неконформное, или ненормативное. Оно может носить позитив- ный характер, что способствует установлению в обществе более прогрес- сивных норм поведения, деятельности (искусство, научно-техническое и социальное творчество), или иметь негативный, деструктивный характер, что ведет к разрушению прогрессивных тенденций. Такое поведение индивидов принято называть отклоняющимся, или девиантным.
Информация о работе Социальная работа с подростками девиантного поведения