Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:39, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть основные направления социальной работы с подростками девиантного поведения.
Гипотеза исследования: эффективность процесса социальной работы и защиты подростков с девиантным поведением может быть достигнута, если:
• определены психолого-педагогические и социальные факторы, обусловливающие развитие девиантного поведения у подростков;
• выявлены социальные характеристики подростков группы «риска»;
• осуществляется социальный контроль и диагностика, направленная на выявление причин и предупреждения девиантного поведения подростков.
Социальным педагогом, психологом совместно проводились профилак- тические беседы с подростками, состоящими на учете в школах района на темы «Почему мы конфликтуем? Как вести себя в конфликте?», «Как воздей- ствует алкоголь на организм человека?», «Выбор жизненных ценностей».
Велась работа по пополнению банка данных на социально уязвимые семьи. Совместно со школами района специалисты отделения проводят рабо- ту по раннему выявлению несовершеннолетних, находящихся в опасном для жизни и здоровья положении. По запросу Центра школы города представили списки неблагополучных детей, состоящих на внутри школьном учете.
С целью предупреждения безнадзорности, беспризорности и правона-рушений среди несовершеннолетних с 1 июля 2006 года по 1 сентября того же года на территории Буинского района была проведена межведомственная комплексная оперативно-профилактическая операция «Подросток». При его проведении во взаимосвязи работали с управлением образования, управле- нием по делам молодежи, спорту и туризму, центром труда и занятости, здравоохранением, органом внутренних дел.
В рамках операции была запланирована следующая работа:
- организация эффективной работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в летний период, предупреждения безнадзорнос- ти и беспризорности;
-
оказания содействия в
-
выявления неблагополучных
-
выявления детей подростков, занимающихся
бродяжничеством и
-
выявления и пресечения
Результаты проведенной работы представлены в Приложения 2 и 3.
Созданы
рабочие группы из числа педагогических
работников для выявления
Совместно с Центром труда и занятости было организовано трудо- устройство школьников в период летних каникул: 11-ти школьникам оказано содействие в трудоустройстве.
Таким образом, Центром «Гармония» проводится работа по профилак- тике наркомании, по организации здорового досуга детей, по формированию достойных жизненных ценностей, воспитанию гармоничной личности.
Следует отметить, что в профилактической работе следует искать но- вые, более эффективные пути. Создавать условия для проведения скрытой, косвенной профилактики. Больше внимания уделять, профилактике психи- ческого здоровья детей и взрослых, вести работу по ликвидации психолого-педагогической безграмотности родителей.
Также одним из перспективных направлений деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей для профилактики кризисных проявлений в жизни семьи является социальный патронаж, предусматри- вающий разработку и реализацию индивидуальной программы оказания помощи, реабилитации семьи, женщин и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В рамках организации и проведения социального патронирования семей актуальна задача создания системы социального партнерства согласо- вания возможностей и разграничения компетенции организаций, ведомств по осуществлению социальной реабилитации семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
В настоящее время необходимо расширение реабилитационного прост- ранства, направленного на преодоление семейного неблагополучия. Работа по его формированию предполагает изучение и анализ социально-демогра- фической ситуации; определение схемы единого реабилитационного прост- ранства с учетом социальной инфраструктуры; составление социальных пас- портов микрорайонов; практическое сотрудничество с различными учреж- дениями социальной сферы, ориентированными как на ребенка, так и на семью в целом.
Что же касается детской безнадзорности, то следует отметить, что основной проблемой, препятствующей успешному проведению профилак- тической работы по проблеме детской безнадзорности, остается ведомствен- ная разобщенность, в т.ч. в системе мониторинга социально-демографи- ческой ситуации. В связи с тем, что на настоящий момент субъекты профи- лактики на территориях не осуществляют взаимообмен ведомственными статистическими данными по социальному неблагополучию, зачастую сис- тема реагирует на последствия, оставляя без внимания причины, корни социальной дезадаптации несовершеннолетних.
В г. Буинске создана модель взаимодействия подразделений различных служб по профилактике и реабилитации социально-адаптированных детей и
социальной работы с семьями социального риска.
В целях повышения эффективности совместной работы предлагаем скорректировать схему взаимодействия участников профилактической рабо- ты с подростками и их семьями (см. Приложение 4).
Предлагаем организовать работу межведомственного совета, который возьмёт на себя координацию деятельности всех служб. В состав межве- домственного совета предлагается ввести следующих участников системы профилактики: ЦСЗН «Гармония», РУВД, ИДН, отдел по делам молодёжи и спорту.
В
данную схему предлагается ввести совет
попечителей г. Буинска, на который необходимо
возложить функции оказания адресной
социальной помощи неблагополучным малообеспеченным
семьям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Девиантное поведение — поступок, действия человека, не соответст- вующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.
Отклоняющееся поведение имеет свою классификацию:
- первичное отклонение — отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам;
- вторичное отклонение — наносит заметный ущерб социальным отно- шениям и обществу как системе и поэтому однозначно квалифицируются как девиации. Такое поведение требует применения санкции.
В представленной работе была исследована подростковая девиация.
Подростки как особая социально-демографическая группа имеет ряд особенностей, вытекающих прежде всего из самой ее объективной сущности. Социальные особенности подростков определяются специфической пози- цией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной струк- туры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения.
Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности подросткового сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущностные силы под- ростков. При условиях неразвитости социально-культурных потребностей, бедности духовного мира, отчуждения возникает отклонение подросткового поведения. Подростковая девиация есть слепок с социальных отношений в обществе.
Одними из важнейших причин отклонений в психосоциальном раз- витии подростка могут быть неблагополучие семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняю- щегося поведения.
Девиантное
поведение подростков не соответствует
закономерностям «взрослого»
Девиантное поведение подростков уже перестала быть только психо- лого-педагогической проблемой — она стала социальной. Поэтому в послед- ние годы особую роль начинали играть, социальные службы. Ими накоплен уже немалый опыт по предотвращению и смягчению девиантного поведения различных групп населения, особенно детей и подростков.
Особую озабоченность вызывает рост детской безнадзорности и беспризорности. Основными факторами безнадзорности и беспризорности детей являются: трудная жизненная ситуация; созависимость (алкоголизм, наркомания членов семьи); детская алкоголизация; семейное насилие; детс- кая наркомания.
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовер- шеннолетних и защите их прав, входят органы управления социальной защитой населения и органы управления образованием, учреждения опеки и попечительства, здравоохранительные организации, службы занятости и органы внутренних дел.
Органами социальной защиты на территориях используются различные формы работы по предотвращению детской безнадзорности и беспризор- ности. Систематически осуществляются мероприятия по выявлению семей и детей группы социального риска, созданию банка семей и детей, находя- щихся в трудной жизненной ситуации.
Основной составляющей системы профилактики детской безнадзор- ности в Республике Татарстан являются специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Нали- чие данных специализированных учреждений позволяет органам социальной защиты населения поместить ребенка в нормальные условия содержания, восстановить утраченные контакты с семьей и внутри семьи, защитить права и законные интересы ребенка.
Предотвращение и ликвидация девиантного поведения подростков воз- можно при организации системной целенаправленной социальной работы на основе модели, предусматривающей последовательность действий по отно- шению к подросткам и грамотное выполнение каждого из действий, пос- кольку любая система, достаточно долго находящаяся в состоянии хрони- ческого отклонения, рискует постоянно сломаться, и тогда применение дополнительных ресурсов в целях оказания ей помощи не дает ожидаемого или желаемого результата.
В представленной работе была рассмотрена модель деятельности спе- циалистов отделения социальной помощи семье и детям Центра социального обслуживания населения Буинского муниципального района — «Гармония».
При отделении социальной помощи семье и детям работает сектор профилактики безнадзорности детей и подростков из социально незащи- щенных и социально неблагополучных семей.
Сектором профилактики безнадзорности детей, и подростков ведется активная комплексная работа по профилактике безнадзорности: по защите детей от негативных влияний социальной среды, по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуа- ции. Проводится обследование социально-бытовых условий данных семей, профилактические беседы, психологические консультации, как с детьми, так и с родителями.
Целью работы Центра с подростками девиантного поведения, является восстановление возможностей и ресурсов их развития, устранение препятст- вий на пути этого развития, содействие его движению на пути самореа- лизации, личностного становления.
Деятельность специалиста с подростком должна включать следующие компоненты:
-
наличие у специалиста
-
разработка программы
-
вхождение с подростком в
-
отслеживание результатов
Отметим, что в этой деятельности необходима более эффективная реализация технологий, уже частично практикуемых на местах. Среди них можно указать на следующие:
-
адресность профилактической и
другой работы: необходимость рабо-ты,
в частности, именно с лицами
и группами девиантного
-
повышение, эффективности
Информация о работе Социальная работа с подростками девиантного поведения