Социальная работа с подростками девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть основные направления социальной работы с подростками девиантного поведения.

Гипотеза исследования: эффективность процесса социальной работы и защиты подростков с девиантным поведением может быть достигнута, если:

• определены психолого-педагогические и социальные факторы, обусловливающие развитие девиантного поведения у подростков;

• выявлены социальные характеристики подростков группы «риска»;

• осуществляется социальный контроль и диагностика, направленная на выявление причин и предупреждения девиантного поведения подростков.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

     Социальным  педагогом, психологом совместно проводились профилак- тические беседы с подростками, состоящими на учете в школах района на темы «Почему мы конфликтуем? Как вести себя в конфликте?», «Как воздей- ствует алкоголь на организм человека?», «Выбор жизненных ценностей».

     Велась  работа по пополнению банка данных на социально уязвимые семьи. Совместно  со школами района специалисты отделения проводят рабо- ту по раннему выявлению несовершеннолетних, находящихся в опасном для жизни и здоровья положении. По запросу Центра школы города представили списки неблагополучных детей, состоящих на внутри школьном учете.

     С целью предупреждения безнадзорности, беспризорности и правона-рушений среди несовершеннолетних с 1 июля 2006 года по 1 сентября того же года на территории Буинского района была проведена межведомственная комплексная оперативно-профилактическая операция «Подросток». При его проведении во взаимосвязи работали с управлением образования, управле- нием по делам молодежи, спорту и туризму, центром труда и занятости, здравоохранением, органом внутренних дел.

     В рамках операции была запланирована следующая работа:

     - организация эффективной работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в летний период, предупреждения безнадзорнос- ти и беспризорности;

     - оказания содействия в организации  летнего досуга и временного  трудоустройства несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в ПДН Буинского ГРОВД МВД РТ;

     - выявления неблагополучных семей,  в которых дети находятся в  соци- ально опасном положении;

     - выявления детей подростков, занимающихся  бродяжничеством и попрошайничеством;

     - выявления и пресечения действий  лиц, вовлекающих несовершенно- летних в совершение антиобщественных действий.

     Результаты  проведенной работы представлены в Приложения 2 и 3.

     Созданы рабочие группы из числа педагогических работников для выявления несовершеннолетних, не имеющих определенного места житель-ства, находящихся на социально опасном положении для здоровья и жизни. В школах района и города созданы консультативные пункты по оказанию несо- вершеннолетним детям и их родителям психологической и информационно-правовой помощи.

     Совместно с Центром труда и занятости было организовано трудо- устройство школьников в период летних каникул: 11-ти школьникам оказано содействие в трудоустройстве.

     Таким образом, Центром «Гармония» проводится работа по профилак- тике наркомании, по организации здорового досуга детей, по формированию достойных жизненных ценностей, воспитанию гармоничной личности.

     Следует отметить, что в профилактической работе следует искать но- вые, более эффективные пути. Создавать условия для проведения скрытой, косвенной профилактики. Больше внимания уделять, профилактике психи- ческого здоровья детей и взрослых, вести работу по ликвидации психолого-педагогической безграмотности родителей.

     Также одним из перспективных направлений деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей для профилактики кризисных проявлений в жизни семьи является социальный патронаж, предусматри- вающий разработку и реализацию индивидуальной программы оказания помощи, реабилитации семьи, женщин и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

     В рамках организации и проведения социального патронирования семей актуальна задача создания системы социального партнерства согласо- вания возможностей и разграничения компетенции организаций, ведомств по осуществлению социальной реабилитации семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

     В настоящее время необходимо расширение реабилитационного прост- ранства, направленного на преодоление семейного неблагополучия. Работа по его формированию предполагает изучение и анализ социально-демогра- фической ситуации; определение схемы единого реабилитационного прост- ранства с учетом социальной инфраструктуры; составление социальных пас- портов микрорайонов; практическое сотрудничество с различными учреж- дениями социальной сферы, ориентированными как на ребенка, так и на семью в целом.

     Что же касается детской безнадзорности, то следует отметить, что основной проблемой, препятствующей успешному проведению профилак- тической работы по проблеме детской безнадзорности, остается ведомствен- ная разобщенность, в т.ч. в системе мониторинга социально-демографи- ческой ситуации. В связи с тем, что на настоящий момент субъекты профи- лактики на территориях не осуществляют взаимообмен ведомственными статистическими данными по социальному неблагополучию, зачастую сис- тема реагирует на последствия, оставляя без внимания причины, корни социальной дезадаптации несовершеннолетних.

     В г. Буинске создана модель взаимодействия подразделений различных служб  по профилактике и реабилитации социально-адаптированных детей и

социальной  работы с семьями социального  риска.

     В целях повышения эффективности совместной работы предлагаем скорректировать схему взаимодействия участников профилактической рабо- ты с подростками и их семьями (см. Приложение 4).

      Предлагаем  организовать работу межведомственного совета, который возьмёт на себя координацию деятельности всех служб. В состав межве- домственного совета предлагается ввести следующих участников системы профилактики: ЦСЗН «Гармония», РУВД, ИДН, отдел по делам молодёжи и спорту.

      В данную схему предлагается ввести совет попечителей г. Буинска, на который необходимо возложить функции оказания адресной социальной помощи неблагополучным малообеспеченным семьям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Девиантное поведение — поступок, действия человека, не соответст- вующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

     Отклоняющееся поведение имеет свою классификацию:

     - первичное отклонение — отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам;

     - вторичное отклонение — наносит заметный ущерб социальным отно- шениям и обществу как системе и поэтому однозначно квалифицируются как девиации. Такое поведение требует применения санкции.

     В представленной работе была исследована  подростковая девиация.

     Подростки как особая социально-демографическая  группа имеет ряд особенностей, вытекающих прежде всего из самой ее объективной сущности. Социальные особенности подростков определяются специфической пози- цией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной струк- туры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения.

     Конкретные  условия бытия молодых людей  определяют особенности подросткового сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущностные силы под- ростков. При условиях неразвитости социально-культурных потребностей, бедности духовного мира, отчуждения возникает отклонение подросткового поведения. Подростковая девиация есть слепок с социальных отношений в обществе.

     Одними  из важнейших причин отклонений в психосоциальном раз- витии подростка могут быть неблагополучие семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняю- щегося поведения.

     Девиантное  поведение подростков не соответствует  закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Выражается в таких формах как: алкоголизм; наркомания; проституция; сексуальные отклонения; суицид; преступность.

     Девиантное  поведение подростков уже перестала быть только психо- лого-педагогической проблемой — она стала социальной. Поэтому в послед- ние годы особую роль начинали играть, социальные службы. Ими накоплен уже немалый опыт по предотвращению и смягчению девиантного поведения различных групп населения, особенно детей и подростков.

     Особую  озабоченность вызывает рост детской  безнадзорности и беспризорности. Основными факторами безнадзорности и беспризорности детей являются: трудная жизненная ситуация; созависимость (алкоголизм, наркомания членов семьи); детская алкоголизация; семейное насилие; детс- кая наркомания.

     В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовер- шеннолетних и защите их прав, входят органы управления социальной защитой населения и органы управления образованием, учреждения опеки и попечительства, здравоохранительные организации, службы занятости и органы внутренних дел.

     Органами  социальной защиты на территориях используются различные формы работы по предотвращению детской безнадзорности и беспризор- ности. Систематически осуществляются мероприятия по выявлению семей и детей группы социального риска, созданию банка семей и детей, находя- щихся в трудной жизненной ситуации.

     Основной  составляющей системы профилактики детской безнадзор- ности в Республике Татарстан являются специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Нали- чие данных специализированных учреждений позволяет органам социальной защиты населения поместить ребенка в нормальные условия содержания, восстановить утраченные контакты с семьей и внутри семьи, защитить права и законные интересы ребенка.

     Предотвращение  и ликвидация девиантного поведения  подростков воз- можно при организации системной целенаправленной социальной работы на основе модели, предусматривающей последовательность действий по отно- шению к подросткам и грамотное выполнение каждого из действий, пос- кольку любая система, достаточно долго находящаяся в состоянии хрони- ческого отклонения, рискует постоянно сломаться, и тогда применение дополнительных ресурсов в целях оказания ей помощи не дает ожидаемого или желаемого результата.

     В представленной работе была рассмотрена модель деятельности спе- циалистов отделения социальной помощи семье и детям Центра социального обслуживания населения Буинского муниципального района — «Гармония».

     При отделении социальной помощи семье и детям работает сектор профилактики безнадзорности детей и подростков из социально незащи- щенных и социально неблагополучных семей.

     Сектором  профилактики безнадзорности детей, и подростков ведется активная комплексная работа по профилактике безнадзорности: по защите детей от негативных влияний социальной среды, по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуа- ции. Проводится обследование социально-бытовых условий данных семей, профилактические беседы, психологические консультации, как с детьми, так и с родителями.

     Целью работы Центра с подростками девиантного поведения, является восстановление возможностей и ресурсов их развития, устранение препятст- вий на пути этого развития, содействие его движению на пути самореа- лизации, личностного становления.

     Деятельность специалиста с подростком должна включать следующие компоненты:

     - наличие у специалиста собственных  представлений о содержании работы с подростком как с клиентом и о представлениях клиента о содер- жании этой работы, также о форме ее оказания;

     - разработка программы социальных  воздействий на подростков с  девиантным поведением коррекционно-воспитательной  направленности;

     - вхождение с подростком в контакт  с целью реализации программы  социальных действий;

     - отслеживание результатов коррекционно-воспитательной  деятельнос- ти с подростком и внесение необходимых изменений.

     Отметим, что в этой деятельности необходима более эффективная реализация технологий, уже частично практикуемых на местах. Среди них можно указать на следующие:

     -  адресность профилактической и  другой работы: необходимость рабо-ты, в частности, именно с лицами  и группами девиантного поведения,  особенно с детьми, в семьях, на улице, в образовательных учреждениях и т.д.;

     -  повышение, эффективности использования  выделяемых средств (здесь критерием  может служить, к примеру, уменьшение  лиц с девиантным поведением, оздоровление обстановки в семье,  в коллективах, на улицах);

Информация о работе Социальная работа с подростками девиантного поведения