Социальная работа с подростками девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть основные направления социальной работы с подростками девиантного поведения.

Гипотеза исследования: эффективность процесса социальной работы и защиты подростков с девиантным поведением может быть достигнута, если:

• определены психолого-педагогические и социальные факторы, обусловливающие развитие девиантного поведения у подростков;

• выявлены социальные характеристики подростков группы «риска»;

• осуществляется социальный контроль и диагностика, направленная на выявление причин и предупреждения девиантного поведения подростков.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

     Территория  свободного общения. Работа «Территории свободного общения» в системе работы Центра отвечает задаче постепенного безопас- ного вхождения подростков целевой группы в социум, подготовки дальней- шему взаимодействию с системой социализации на основе собственной активной и ответственной позиции. Главный вектор развития пространства клуба — постепенная передача ответственности за жизнь клуба самим подросткам.

     Подростки попадают в «Территорию свободного общения» благодаря социальным работникам и друзьям. На ТЕРРИТОРИИ действуют  простые и ясные правила, которые разрабатываются и принимаются совместно взрос- лыми и подростками. Задача взрослых сотрудников организовать развиваю- щее творческое и деятельное пространство для ребят, оказывать помощь по их запросу; в ориентации в социуме, профессиональном и личностном само- определении, продолжении образования, построении нужных подростку контактов с другими службами и специалистами системы социально-психо-логической помощи районов.

     4. Работа с правонарушениями несовершеннолетних. Социальные работники и психологи службы работают с подростками, совершившими уго- ловные или административные правонарушения, в том числе по направле- нию суда. Сотрудниками проводятся программы восстановительного право- судия, разрабатываются индивидуальные реабилитационные программы для молодых правонарушителей. Подростку представляется возможность загла- дить нанесённый другому человеку вред и предпринять реальные шаги по изменению собственной жизни, что может быть учтено и судом и Комиссией по делам несовершеннолетних.

      Надо  сказать, что наказание в виде лишения свободы в отношении 20% несовершеннолетних правонарушителей, как правило, за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. 80% несовершеннолетних правонарушителей приговариваются судом альтернативным мерам наказания. В этом случае контроль за их поведением осуществляют сотрудники уголовно-исполни-тельных инспекций, которые при необходимости могут внести представление в суд с ходатайством об отмене полностью или частично либо дополнении ранее установленных для условно осужденного обязанностей.

      Сотрудники уголовно-исполнительных инспекций совместно с специа-листами сектора профилактики безнадзорности детей и психологами прово- дят профилактические беседы в школах и других учебных заведения, собрания с родителями осужденных, а также тестирование несовершеннолет- них для определения их способностей и профессиональной ориентации. 
 

2.3. Анализ деятельности специалистов по социальной работе с подростками девиантного поведения Буинского района РТ

      Отделение социальной помощи семье и детям  в 2006 году решалось следующие задачи:

     - оказание помощи семье и детям,  попавшим в трудную жизненную  си- туацию;

     - предоставление льгот и гарантий, предусмотренных законодательст- вом  для различных категорий (с  детьми);

     - осуществление профилактики безнадзорности  и правонарушений несо- вершеннолетних детей.

     В ходе реализации Федерального закона «Об основах системы профи- лактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»28 в течение отчетного периода специалисты отделения использовали следующие формы работ:

     а) патронаж семей различных категорий;

     б) оказание помощи родителям в воспитании детей в виде консультаций, рекомендаций, бесед;

     в) оказание помощи по психолого-педагогическим вопросам, оказание экстренной психологической помощи;

     г) оздоровление детей в каникулярные периоды;

     д) оказание содействия в трудоустройстве  подростков из различных категорий в летние каникулы (11 подростков устроены через Центр труда и занятости);

     е) установление взаимодействий различных организаций по решению вопросов профилактики безнадзорности.

     Отделение социальной помощи семье и детям делится на несколько секторов. Рассмотрим деятельность каждого из них и полученные ими ре-

результаты.

     1. Сектор медико-социальной помощи. Данный сектор представляют медсестра-валеолог (1 человек) и психологи (3 человека). Сектор оказывает содействие в предоставлении медицинских услуг обратившимся семьям с детьми, занимаются сбором, обобщением и анализом данных о семьях, где воспитываются дети группы риски. Для каждой семьи, состоящей на пат- ронаже, составлена индивидуальная программа реабилитации с целью прове- дения работы с ребенком по его развитию, воспитанию, социальной адапта- ции.

     Специалистами сектора ведется планомерная  работа по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни. Читаются лекции в школах района и города, а также других учебных заведений. Сектор ведет учет детей, нуждающихся в медико-социальной экспертизе, оказывает содей- ствие детям из неблагополучных семей, нуждающихся в оздоровлении.

     2. Сектор психолого-педагогической помощи. Данный сектор предо- ставляют психологи (3 человека), которые ведут прием граждан, осуществ- ляют патронаж. За отчетный период работы психологами отделения были обслужены 5802 человека. Примерный возраст обратившихся за психологи- ческой помощью включает детей от 7 до 18 лет и взрослых от 19 до 65 лет.

     Основными проблемами, по которым обратились за психологической помощью: проблемы межличностных отношений, личностные и семейные. Из них больная часть детско-родительских отношений.

     Психологи ведут просветительскую, профилактическую, диагностичес- кую работу в школах и других учебных заведениях района и города согласно плану совместной межведомственной работы. Они выступают на общеш- кольных и классных родительских собраниях по вопросам воспитания детей, взаимоотношений родителей и детей, преодолению конфликтов. Также выс- тупают на семинарах заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов дополнительного образования Центра внешкольной работы, на МО классных руководителей школ по вопросам организации совместной работы по профилактике зависимостей, антинаркотической пропаганде, профилак- тике девиантных форм поведения, развитию и формированию позитивных социальных навыков по работе с одаренными детьми.

     Психологи организуют и проводят психологические занятия с учащи- мися школ города и района: развитие и формирование позитивных социаль- ных навыков, обучение здоровому образу жизни.

     В рамках мероприятий посвященному международному Дню борьбы с наркоманией велась работа с детьми и подростками по профилактике нарко- мании и здорового образа жизни.

     Министерство  образования предлагает методическое пособие по фор- мированию жизненных ценностей и развитию поведенческих навыков у уча- щихся средней школы. В нескольких школах района работа по этим посо- биям уже ведется.

     ЦСОН  в течение года ведет работу по профилактике наркомании, про- паганде здорового образа жизни (далее ЗОЖ). Специалисты Центра: психо- логи, специалисты по социальной работе, валеолог встречаются с учащимися школ и других учебных заведений города и района, проводят лекции, беседы, тестирования, опросы. В частности в школах города и района были прочи- таны лекции на темы: «Здоров будешь — все добудешь», «Половое воспи- тание девушек», «Дети и наркотики: это вы должны знать». Также прово- дились психологические тренинги «Между нами, девочками» по формиро- ванию и развитию социальных навыков.

     Проведено анкетирование старшеклассников города и района на темы: «Я и моя семья» и «Я и улица». По результатам опроса выяснилось, что у 19% опрошенных детей возникает желание уйти из дома. По оценке детей 10% родителей не понимают своих детей, а 24% относится к ним равно- душно, 49% детей отметили, что родители часто ругают их, кричат.

     Психологи отделения проводят работу с родителями как в самом Центре, а также выступают в ДОУ, школах, ЦВР по вопросам воспитания детей на темы: «Дайте им быть самими собой», «Умеете ли вы слушать своего ребенка?», «Откуда берутся «трудные» дети?» и др.

     Также психологи систематически участвуют  в работе заседаний КДН, где рассматривается поведение подростков, склонных к асоциальным поступ- кам. Семьи, где дети совершили первое преступление взяты на контроль и психологи отделения осуществляют социально-психологический патронаж.

     Психологи отделения участвуют в работе прокурорской группы, где рассматривают вопросы об ограничении дееспособности матери, исполь- зующих детские пособия не по назначению, о лишении родительских прав и другое. Также они предоставляют интересы несовершеннолетних детей на судебных заседаниях по лишению родительских прав.

     В 2006 году в Центре было реализовано два инновационных проекта — проект «Евочки», направленный на работу с девушками в целях профи- лактики рискованного сексуального поведения и проект «Маленькие дикари» — пала- точный лагерь для подростков группы социального риска.

     В ходе проекта «Евочки» проводились  информационные тренинги в школе, семинары для специалистов, прошла даже межрегиональная  конфе-ренция. Профилактика ВИЧ, рискованного сексуального поведения велась не попытками напугать девчонок ужасными последствиями, а помочь им научиться заботиться о себе, беречь себя стать женственными и ответствен- ными. В рамках проекта работал девчачий клуб, где можно было учиться готовить, краситься, проходить психологические тренинги.

     В палаточном лагере большинство составляли мальчишки 16-18 лет. Сотрудникам лагеря хотелось создать модель самоуправления, сделать так, чтобы о том, насколько в лагере хорошо и интересно заботились сами ребята. И получилось здорово. «Дикие племена», на десять дней населившие Сосно- вый бор Буинского района, успели подружиться, открыть в себе неожидан- ные творческие ресурсы и даже отыскать старинные клад-сундук, зарытый далекими предками.

     3. Сектор профилактики безнадзорности детей и подростков. Данный сектор представляют социальный педагог (1 человек), психологи (3 человека) и специалисты по социальной работе (3 человека).

     Основными целями и задачам сектора являются:

     - организация работы по профилактике  безнадзорности, правонаруше- ний  несовершеннолетних;

     -  организация работы по выявлению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, выявлению детей, оставшихся без попечения родите- лей;

     - организация работы по оздоровлению  обстановки в неблагополучных  семьях;

     - организация работы по профилактике  алкоголизма и наркомании среди учащихся учебных заведений.

     Специалисты отделения используют следующие  формы работ:

     а) групповые и индивидуальные профилактические беседы, консуль- тации с несовершеннолетними и их родителями;

     б) предоставление и защита несовершеннолетних и членов их семей на КДН;

     в) обследование семей с составление акта обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи;

     г) психологическая и педагогическая помощь семьям, оказываемая в процессе социально-педагогического патронажа;

     д) тестирование и анкетирование учащихся.

     Специалистами отделения выявляются причины социального неблаго- получия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи. Осуществляются совместные выезды с целью обследования социально-неблагополучных семей и оказания им социальной помощи.

     По  итогам 4 квартала 2006 года в отделении социальной помощи семье и детям на патронаже находятся 63 семьи из категорий:

     - семьи, оказавшиеся в трудной  жизненной ситуации — 44;

     - подростки, состоящие на учете  в ПДН — 19.

     В процессе работы семьям оказывалась социально-психологическая, социально-педагогическая, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-правовая, социально-медицинская услуги, проводились индивиду- альные консультации с детьми и родителями.

     Специалисты отделения участвовали в 6-ти заседаниях КДН, где рассматривалось поведение подростков, склонных к асоциальным поступкам. Семьи, где дети совершили первое преступление, были взяты на контроль и специалисты отделения осуществляют социальное патронирование этих семей. Также на КДН обсуждались семьи из категории «группы риска», состоящие в отделении на социальном патронировании, но не сделавшие для себя должных выводов.

Информация о работе Социальная работа с подростками девиантного поведения