Социальная работа с подростками девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть основные направления социальной работы с подростками девиантного поведения.

Гипотеза исследования: эффективность процесса социальной работы и защиты подростков с девиантным поведением может быть достигнута, если:

• определены психолого-педагогические и социальные факторы, обусловливающие развитие девиантного поведения у подростков;

• выявлены социальные характеристики подростков группы «риска»;

• осуществляется социальный контроль и диагностика, направленная на выявление причин и предупреждения девиантного поведения подростков.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

     Под девиантным (лат. deviatio — отклонение, уклонение) поведением понимаются:4

     1) поступок, действия человека, не соответствующие официально уста-новленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стан- дартам, шаблонам);

     2) социальное явление, выраженное  в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или факти- чески сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

     В первом значении девиантное поведение  преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении — предмет социо- логии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разгра- ничение относительно.

     Отклоняющееся поведение имеет свою классификацию. Одним из первых такую классификацию предложил в 60-е гг. XX в. американский социолог Г. Беккер. Он разделил отклонения на первичные и вторичные.

     Первичное отклонение — отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам. В данном случае отклонения незначительны и не наносят заметного ущерба обществу и личности, хотя и могут быть широко распространены. Девиация остается в рамках социальной роли (например, переход улицы в неположенном месте). Вторичные наносят заметный ущерб социальным отношениям и обществу как системе и поэтому однозначно квалифицируются как девиации. Такое поведение требует приме- нения санкции.

     В социологии девиантного поведения  разные исследователи по-разному подходят к объяснению причин возникновения такого поведения. Рассмотрим эти подходы (причины):

     1. Биологический (антропологический) (Ч. Ломброзо, У. Шелдон). Суть этого подхода в том, что девиантное, в частности преступное, поведение, обусловлено определенными физическими особенностями человека. Напри- мер, выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли и т. д. (Ч. Ломброзо) или мезоморфность, т. е. строение тела, которое отличается силой и стройностью (У. Шелдон). В последние годы девиантность в русле данного подхода иногда объясняется аномалиями половых хромосом (наличие дополнительной хромосомы Y).

     2. Психологический подход (3. Фрейд, А. Адлер). Девиантность при таком подходе обусловлена психическими отклонениями личности, нали- чием различных комплексов, а также тем, что конфликт личности и общества задан изначально, как столкновение Id («ОНО») и Super-Ego — системы моральных запретов. Общество ограничивает возможность удовлетворения инстинктов человека и тем самым создает конфликтную ситуацию.

     Видимо, следует согласиться с мнением, что посредством анализа био- логических, психологических особенностей, наличия комплексов нельзя в полной мере объяснить сущность, уровень преступности или других видов девиации. Более вероятно, что и биологическая, и психологическая предрас- положенность к девиантному поведению в некоторых случаях, соединяясь с определенными социальными условиями, дает соответствующий результат.

     3. Социологический подход (Г. Беккер, С. Селлин, К. Маркс, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.). В данном случае девиантное поведение объяс- няется социальными причинами: несовершенством общества, социальным неравенством и противоречиями, изначально заданными конфликтами, протестом против несправедливого общественного устройства и т. д.

     В рамках отечественных исследований феномен девиантного поведе- ния в основном объясняется «тройным несовпадением»: требований нормы, требований жизни, и интересов личности (В. Кудрявцев). Это вызвано противоречивостью развития общества, где основным является противоречие меж- ду стабильностью и мобильностью общества как системы. Общество, с одной стороны, ориентирует индивида на конформное поведение, что является условием социальной стабильности, а с другой — объективно требует от него инициативности, т. е. выхода за рамки общепринятых стандартов, как необходимого условия прогресса. Поэтому социализация личности всегда включает в себя как конформное, так и неконформное поведение. Некоторые исследователи (Я. Гилинский) считают, что главней причиной всех социаль- ных отклонений служит социальное неравенство. Оно порождает противоре- чие между относительно равномерно растущими потребностями и неравно- мерными возможностями их удовлетпорения.

     Каждая  из позиций имеет право на существование, т.к. дает срез реаль- но действующих общественных отношений. В то же время их авторов объединяет стремление найти единый источник причин девиации.

     Помимо  названных объективных причин появления  девиаций можно выделить и субъективные. Личность формируется в первую очередь  под воздействием конкретных жизненных  ситуаций. Если общественные нормы  относительно стабильны, то жизненные  ситуации, опыт человека гораздо более изменчивы и разнообразны. Поэтому в сознании личности и могут содержаться определенные «дефекты»: незнание некоторых норм из-за отсутствия информации, неправильное понимание правовых и нравственных принципов; несогласие с рядом социальных норм в силу несовпадения требований нормы с личными интересами, опытом, убеждениями (правовой нигилизм); пренебрежение социальными нормами, усвоение привычек, норм и принципов, которые не соответствуют общепринятым (например, уголов- ных).

     Существует и зависимость девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов. Особую остроту эта проблема приобрела сегодня в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Устоявшиеся способы деятельности не приносят желаемых результатов. Рассогласование между ожидаемым и реальностью повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные измене- ния претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограни- чители, ослабевает вся система социального контроля.

     Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиа- ций. Эти взаимосвязи могут носить вид индукции нескольких форм социаль- ной патологии, когда одно явление усиливает другое. К примеру, алкоголизм способствует усилению хулиганства. В других случаях, наоборот, установ- лена обратная корреляционная зависимость (уровни убийств и самоубийств).

     Нельзя  не отметить, что среди различных  видов социальных откло- нений широкое распространение получил в последнее время социальный паразитизм в форме бродяжничества, попрошайничества и проституции. Для него характерна прогрессирующая устойчивость, превращающая подобное социальное отклонение в образ жизни (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация сугубо на нетрудовые доходы). Опасность этого паразитизма опасна в любой форме. Так, например, люди, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков, совершают кражи, помогают сбыть краденое.

     Категории населения, которые более других склонны совершать девиантные или  делинквентные поступки, — называют группами риска. В частности, это подростки из неблагополучных семей, лица, злоупотребляю- щие алкоголем и наркотическими веществами, ведущие аморальный образ жизни, попавшие под отрицательное влияние окружающих. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Факторы девиантного поведения подростков 

     Подросток — это особая социально-демографическая группа, пережи- вающая период становления социальной зрелости, положение которой опре- делено социально-экономическим состоянием общества.5

     Изменения социального положения различных  групп населения в период перехода к рыночным отношениям коснулись в особенности тех групп, которые традиционно считались носителями передовых идей — подростков и молодежи. Социальные ориентиры, ценности молодых людей (подростков) во многом определяют будущее общества.

     В социологическом плане выделяют две стороны влияния обществен ного прогресса как объективного фактора на тенденции социального разви- тия подростков. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъектив- ные условия макросреды опосредуют особенности включения молодых людей в социальную структуру общества, что сказывается как на формиро- вании социального облика молодого поколения, так и на степени развитости самой социальной структуры. С другой стороны, факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потреб- ности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что в конечном счете также отражается на социальном облике подростков.6

     Подростки как особая социально-демографическая  группа имеет ряд особенностей, вытекающих прежде всего из самой ее объективной сущности. Социальные особенности подростков определяются специфической пози- цией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной струк- туры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, т. е. потенциальными сущностными силами молодого человека. Противоречия, возникающие внутри этого про- цесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проб- лем.

     Подросток как формирующийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качества подростков связано со спецификой ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.

     Конкретные  условия бытия молодых людей определяют особенности подросткового сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущностные силы под- ростков. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.7

     При условиях неразвитости социально-культурных потребностей, бед- ности духовного мира, отчуждения возникает отклонение подросткового поведения. Подростковая девиация есть слепок с социальных отношений в обществе.

     Девиантное  поведение подростков не соответствует  закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нару- шение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряе- мым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализ преступ- ности, прежде всего профессиональной, опирается на теорию асоциальных субкультур. Но применительно к несовершеннолетним такой подход право- мерен не всегда. Чаще бывает, например, что подросток, не отрицая самого факта содеянного, не признает свою вину или нарушает правовой запрет, который в принципе не отвергает.

     Для объяснения таких явлений обычно обращаются к теории нейтрали- зации, суть которой заключается в том, что подросток становится правона- рушителем, усваивая приемы нейтрализации общепринятых норм, а не моральные требования и ценности, противоположные этим нормам8. Иначе говоря, подросток стремится бессознательно как бы расширить в отношении себя действие смягчающих обстоятельств, оправдать свои действия, даже внести в них элемент рациональности. Характерна также неадекватная оцен- ка степени нанесенного вреда.

     Кроме того, довольно часто используются методы «осуждения осуж- дающих» (а судьи кто!), отрицания наличия жертвы (сама виновата!), обра- щение к более важным обязательствам (не мог бросить товарищей, не имел права трусить и т.д.). Все это свидетельствует о высоком уровне инфанти- лизма, неспособности сопереживать, сочувствовать. К сожалению, подобное отношение к своему поведению в значительной степени обусловливается особенностями юридической практики и правового воспитания, приводящи- ми нередко к формированию у несовершеннолетних представления о своей безнаказанности.

     Итак, отклоняющееся поведение подростов имеет сложную природу, обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Среди них важнейшее значение имеют9:

     • Биологические факторы — это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.)

     • Психологические факторы — это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболева- ниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.

Информация о работе Социальная работа с подростками девиантного поведения