Социальная работа с подростками девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть основные направления социальной работы с подростками девиантного поведения.

Гипотеза исследования: эффективность процесса социальной работы и защиты подростков с девиантным поведением может быть достигнута, если:

• определены психолого-педагогические и социальные факторы, обусловливающие развитие девиантного поведения у подростков;

• выявлены социальные характеристики подростков группы «риска»;

• осуществляется социальный контроль и диагностика, направленная на выявление причин и предупреждения девиантного поведения подростков.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

     -  наступательный, опережающий характер  работы: не лечить «социаль-ные болезни», а предотвращать их, в том числе благодаря реализации соответствующей социальной политики государства, предусматривающей, в част ности, гарантии таких прав человека, как право на жилище (нередко люди остаются без квартиры при ее обмене, приватизации или даже лишаются жизни и т.д.), образование, воспитание, реальный механизм осуществления таких гарантий; ответственность за нарушение законодательных норм самим государством, его исполнительными органами, медицинскими и другими учреждениями;

     - усиление контроля за детьми, подростками, не посещающими школу,  Недопущение незаконного исключения  детей из образовательных учреждений;

     -  выплату дополнительных средств  специалистам, работающим с лицами и группами девиантного поведения (такую деятельность надо рассматривать как «вредное» производство с точки зрения воздействия девиантности на социально-психологическое самочувствие специалистов);

     -  развитие социального творчества как альтернативы антиобщественному поведению;

     -  организацию в целом здорового  досуга населения, особенно детей  и молодежи, в том числе по  месту жительства.

     Одним из главных направлений социального  контроля, борьбы с прес- тупностью и другими негативными формами отклоняющегося поведения должны стать такие социально-экономические преобразования, которые обеспечили бы всем гражданам условия для самореализации, эффективную систему социальной помощи аутсайдерам, социально слабым слоям населе- ния. Это вполне естественно, либо в конечном счете сознание и поведение людей зависит от того, насколько удовлетворяются их насущные, наиболее важные материальные, духовные и другие потребности.

     Необходимо  срочное введение, по примеру других стран, общественно-государственной цензуры, защищенности всех людей, особенно подрастающего поколения, от пропаганды насилия, жестокости, порнографии, нецен- зурных выражений в средствах массовой информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЯ 

  1. Конституция РФ. – М.: Проспект, 2004. – 122 с.
  2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2002. – № 4. – С. 267.
  3. Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. – 2002. – № 5. – С. 567.
  4. Азаров Ю.П. Педагогика семейных отношений. – М., 1976. – 202 с.
  5. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье / Психолого-психологические очерки. – М., 1987. – 236 с.
  6. Виннескотт Д.В. Разговоры с родителями. – М., 1995. – 186 с.
  7. Вместе против наркотиков // Социальная работа. – 2005. – № 4. – С. 46.
  8. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шапо- валов В.А. Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 576 с.
  9. Воронова Е., Келасьев В., Курганова Г. Социальная работа с улич- ными детьми // Социальная работа. – 2003. – № 4. – С. 44-48.
  10. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. – М., 1990. – 156 с.
  11. Габиани А.Л. Наркотики в среде учащейся молодежи // Социс. – 1990. – № 9. – С. 90-91.
  12. Голод С.И. Проституция в контексте изменений половой морали // Социс. – 1988. – № 2. – С. 66.
  13. Гордеева М. Государство и дети // Социальная работа. – 2005. – № 4. – С. 2-5.
  14. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // Социоло- гические исследования. – 1995. – № 10. – С. 10-13.
  15. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: Изд-во ЦСП, 1996. – 479 с.
  16. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. – Ростов-на-Дону, 2000. – 479 с.
  17. Жаворонков Г.Н. Психологическое состояние неадекватной защищен- ности как один из факторов детских правонарушений: Аатореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 1974.
  18. Захарова Ж. Патронаж замещающей семьи // Социальная работа. – 2005. – № 4. – С. 20.
  19. Иванов  В.Н.  Девиантное  поведение:  причины  и  масштабы // Соци- ально-политический журнал. – 1995. – № 2. – С. 32.
  20. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т.В. Анто- новой, московский департамент образования, центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. – М., 1995. – 169 с.
  21. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: испр. недостатков харак- тера у детей и подростков: Книга для учителя. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 1994. – 223 с.
  22. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989. – 215 с.
  23. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 1993. – № 4. – С. 45.
  24. Лаптева И. Деловые люди // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 9. – С. 18.
  25. Льюис К.С. Христианское поведение // Иностранная литература. – 1990. – № 5. – С. 208.
  26. Любина Г. Как воспитать ребенка удачника? // Дошкольные воспи- тание. – 1997. – № 1. – С. 73.
  27. Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Политиздат, 1988. – 486 с.
  28. Медведев Г.П., Надъярный А.В. В семье растут дети. – М., 1986. – 146 с.
  29. Межличностные отношения, их роль в совершенствовании учебной деятельности. Сборник науч. трудов. – Ташкент, 1985. – 224 с.
  30. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общая основа психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 576 с.
  31. Орлов В. Молодежь нужно поддерживать // Социальная работа. – 2005. – № 4. – С. 64.
  32. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. – 1998. – № 9. – С. 61.
  33. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей Российской Федерации до 2000 года (Нацио-нальный план действий в интересах детей). – М., 1995.
  34. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 368 с.
  35. Петелин Б.Я. Организованная преступность несовершеннолетних // Социс. – 1990. –  №9. – С. 94.
  36. Померанц Г. Сквозь несогласие // Новое время. – 1994. – № 35. – С. 35.
  37. Полозюк В. Воспитать законопослушных граждан // Социальная работа. – 2005. – № 4. – С. 40-43.
  38. Солженицьш А. Хочу во всем разобраться сам // Литературная газета. – 1994. – № 13. – С. 3.
  39. Социальная работа / Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. Учебное пособие. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 480 с.
  40. Теплюк С. Истоки самостоятельности // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 7. – С. 67.
  41. Тихомирова А. Трудно ли быть подростком? // Социальная работа. – 2005. – № 4. – С. 26-27.
  42. Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспи- тания // Воспитание школьников. – 2002. – № 7. – С. 44.
  43. Черанев А., Комлев В. Они и их будущее // Социальная работа. – 2005. – № 4. – С. 16-18.
  44. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция // Вопросы психологии. – 1997. – № 3. – С. 102.
  45. Шапиро Ю.Ю. Психологические аспекты подготовки молодежи к семейной жизни. – М., 1983. – 350 с.
  46. Шеляпин В. Человек под защитой социальных служб // Социальная работа. – 2003. – № 4. – С. 25-27.
  47. Шихирев П.Н. Жить без алкоголя? // Социально-психологические проблемы пьянства и алкоголизма. – 1988. – № 5. – С. 4.
  48. Эбертц П. Как помогать детям в трудных жизненных ситуациях // Социальная работа. – 2006. – № 2. – С. 58-59.
  49. Якимов Г. Территория партнерства // Социальная работа. – 2005. – № 4. – С. 13-15.

Информация о работе Социальная работа с подростками девиантного поведения