Социальная работа с подростками девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть основные направления социальной работы с подростками девиантного поведения.

Гипотеза исследования: эффективность процесса социальной работы и защиты подростков с девиантным поведением может быть достигнута, если:

• определены психолого-педагогические и социальные факторы, обусловливающие развитие девиантного поведения у подростков;

• выявлены социальные характеристики подростков группы «риска»;

• осуществляется социальный контроль и диагностика, направленная на выявление причин и предупреждения девиантного поведения подростков.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

     Органами  социальной защиты на территориях используются различные формы работы по предотвращению детской безнадзорности и беспризор- ности. Систематически осуществляются мероприятия по выявлению семей и детей группы социального риска, созданию банка семей и детей, находя- щихся в трудной жизненной ситуации.

     На  основе выявления, учета семей группы риска органами социальной защиты и  подведомственными учреждениями социального  обслуживания семьи и детей организована работа по подготовке и реализации индиви- дуальных программ реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении.

     Основной  составляющей системы профилактики детской безнадзорнос- ти в Республике Татарстан являются специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Значитель- ная часть детей из социально опасных семей, а также выявленных на улицах, подвалах, вокзалах, поступают в социальные приюты для детей, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Наличие данных спе- циализированных учреждений позволяет органам социальной защиты насе- ления поместить ребенка в нормальные условия содержания, восстановить утраченные контакты с семьей и внутри семьи, защитить права и законные интересы ребенка.

     Из 1279 детей, направленных в учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: 578 чел. (45,2%) — прожи- вающие в семьях, находящихся в социально опасном положении; 416 чел. (32,5 %) — оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации; 119 чел (9,3 %) — оставшиеся без попечения родителей или законных представителей; 61 чел. (4,7 %) — самовольно оставившие семью; 59 чел. (4,6 %) — не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию; 26 чел. (2,0 %) — заблудившиеся или подкинутые; 11 чел. (1,0 %) — ставшие жертвой насилия; 8 чел. (0,7%) — самовольно ушедшие из образовательных учреждений.27

     В сложившейся ситуации актуальным является развитие семейных форм воспитания несовершеннолетних, в частности, для специализирован ных учреждений — это организация семейных воспитательных групп.

     В настоящее время во многих регионах Российской Федерации, в том числе и в Республике Татарстан, развивается такая форма семейного жизне- устройства, как патронатное воспитание.

     Положительными  тенденциями становления системы  патронатного воспитания являются:

     1. Экономическая выгодность:

     Патронатное воспитание ребенка обходится государству  в три раза дешевле, чем в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попе- чения родителей.

     2. Создание новых рабочих мест  для населения, являющееся особенно  актуальным для территорий с высоким уровнем безработицы.

     3. Адаптация воспитанников учреждений  к самостоятельной жизни. Предотвращение  вторичного  сиротства  через   воспитание  ответственного родительства.

     4. Обеспечение условиями нормальной  жизнедеятельности большего количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, без количе-

ственного развития детских специализированных учреждений.

     Сегодня необходимо создать все условия  для: повышения престижа семьи, материнства  и отцовства; реализации потенциала семьи; воспитания детей. Необходимо шире внедрять, пропагандировать и мотивировать семей- ные формы жизнеустройства беспризорных детей, в том числе путем созда- ния в составе учреждений социального обслуживания семьи и детей семей- ных воспитательных групп. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Деятельность специалистов по социальной работе с подростками девиантного поведения Буинского района РТ 

     Теперь  исследуем деятельность специалистов по социальной работе с подростками девиантного поведения, на примере отделения социальной помощи семье и детям Центра социального обслуживания населения (далее ЦСОН) Буинского муниципального района — «Гармония».

     Центр социального обслуживания «Гармония» населения создан на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан и постановления Главы администрации Буинского района и города Буинска Республики Татарстан. Отделение социальной помощи семье и детям дейст- вует на основе положения.

     Отделение работает в тесной взаимосвязи с территориальными орга- нами соответствующих министерств и ведомств в районе и в городе. Коор- динация деятельности по Уставу возложена на управление социальной защиты Министерства социальной защиты Республики Татарстан в Буинском муниципальном районе.

     Отделение сотрудничает с районным отделом образования, ГРОВД МВД РТ, отделом здравоохранения, отделом культуры и многими другими организациями и учреждениями (см. Приложение 1).

     Основными целями работы отделения является:

     - содействие в реализации прав  и укрепление семьи и детей  на защиту и помощь государства;

     - содействие развитию и укреплению  семьи, улучшению социально-экономических  условий жизни, благополучия семей  и детей. 

     При отделении социальной помощи семье и детям работает сектор профилактики безнадзорности детей и подростков из социально незащи- щенных и социально неблагополучных семей.

     Основными задачами сектора являются:

     - организация работы по предупреждению  безнадзорности, правонару- шений  несовершеннолетних;

     - организация работы по выявлению  семей, находящихся в трудной  жизненной ситуации, выявлению детей, оставшихся без попечения родите- лей;

     - организация работы по оздоровлению  обстановки в неблагополучных  семьях;

     - организация работы по профилактики  алкоголизма и наркомании среди  учащихся учебных заведений.

     Сектором  профилактики безнадзорности детей, и подростков ведется активная комплексная работа по профилактике безнадзорности. Специалисты отделения социальной помощи семье и детям проводят индивидуальную работу с подростками, состоящими на учете в ПДН, на внутри школьном учете; осуществляют социальный патронаж дезадоптированных детей и подростков, склонных к асоциальным поступкам. Ведется работа по защите детей от негативных влияний социальной среды, по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуа- ции. Проводится обследование социально-бытовых условий данных семей, профилактические беседы, психологические консультации, как с детьми, так и с родителями.

     Конечно всё это прекрасно работает, но как нами уже было отмечено, самыми сложными клиентами являются подростки и их родители, нуждаю- щиеся в социально-психологической помощи, но отказывающиеся от обра- щения к специалистам.

     Обычные меры социального воздействия, применяемые к исследуемой нами целевой группе, не дают ощутимых результатов. На взгляд специа- листов отделения социальной помощи семье и детям Центра «Гармония», это происходит, потому что цель таких мер одна — устранить «неправильности» поведения ребенка, и работа ведется исключительно с «верхушкой айсберга» — поведенческими проявлениями.

     Основная идея специалистов отделения социальной помощи семье и детям Центра «Гармония» — восстановление способности человека к разви- тию. Поэтому специалисты Центра придерживаются концепции работы с подростками девиантного поведения основанной на основных положениях восстановительного подхода — принципе активной ответственности клиента, ориентации на его ближайшее социальное окружение и на сотрудничество.

     Целью работы Центра с подростками девиантного поведения, является восстановление возможностей и ресурсов их развития, устранение препят- ствий на пути этого развития, содействие его движению на пути самореа- лизации, личностного становления.

     Основная  задача специалистов Центра, заключается в формировании у подростка мотивации на активную позицию в решении собственной судьбы.

     Условие успеха — контакт, в основе которого принятие взрослым под- ростка как самоценной развивающийся личности, способной совершать свободный и ответственный выбор, обладающей потенциалом творческой самореализации.

     Работа  специалистов Центра с исследуемой нами группой ведется по 4 основным направлениям.

     1. Работа с подростками на территории. Уличная социальная работа направлена на установление доверительного контакта с подростками — потенциальными клиентами Центра и посредничество между ними и социальными ресурсами территории. Возможность работы с подростками целевой группы появляется только при условии, если специалист проявляет инициативу в установлении контакта.

     Специалист  руководствуется двумя принципами:

     - принципом соблюдения интересов подростка, что означает, что во всех спорных ситуациях, в которых существует конфликт интересов взрос- лых граждан, учреждений и детей, он всегда на стороне подростка;

     - принципом добровольности — насильно  вернуть ребенка в нормаль- ную жизнь невозможно, нужно его желание. Значит, приступая к оказанию помощи, социальный работник, т.е. получает согласие на сотрудничество, в противном случае он ограничивает свою роль наблюдением.

     Социальный  работник вступает в контакт с  подростком на «его терри-тории»: на улице, во дворе, в подъезде и в неформальной обстановке. Он знакомится, представляется, проявляет интерес к личности подростка и оставляет за ним инициативу дальнейшего продолжения контакта. Важной характеристикой социальной работы на улице является регулярность и предсказуемость появления специалиста (определенное время и место).

     Социальный  работник предоставляет подростку  информацию об возможности получения помощи, как в рамках Центра, так и вне его. Его вмешательство в жизнь подростка происходит только по его желанию (за исключением случаев, когда жизни или здоровью подростка угрожает серьез- ная опасность). Как показывает практика, социальный работник и сам вполне может помочь подростку разобраться во многих его проблемах, ребята при-выкают к сотрудникам отделения Центра, ждут их, делятся своими горестями и печалями.

     2. Помощь кризисным семьям. Социальная работа с семьями под- ростков — клиентов Центра решает задачу оказания включения в процесс изменений всей в целом. Работа с семьей как правило, осуществляется по запросу Комиссии по делам несовершеннолетних района.

     В начале каждого учебного года учреждения образования представ- ляют списки и социальные паспорта семей различных категорий в отделение социальной помощи семье и детям.

     Социальный  работник, осуществляющий контакт с семьей, выступает посредником между ней и другими социальными структурами. Его задача — помощь в формировании собственного запроса клиентов и постепенная пере- дача им ответственности за сотрудничество. Совместно с семьей, а при необходимости — с привлечением других специалистов, разрабатывается программа действий, направленных на изменение ситуации, заключается договор с семьей, распределяется ответственность за выполнение конкрет- ных мероприятий программы.

     В результате деятельности социального работника происходит активи- зация собственных ресурсов семьи. Каждый из членов семьи принимает на себя часть ответственности, как за сложившуюся ситуацию, так и за ее изменение. Одним из важных итогов является появление у клиентов способ- ности самостоятельно обращаться за помощью и конструктивно использо- вать социальные ресурсы.

     3. Психологическая помощь подросткам и их близким является одним из имеющихся у Центра ресурсов помощи подросткам целевой группы и их близким в их реальных проблемах. Сюда входит индивидуальное и семейное консультирование, группы психологической помощи, социально-психологические тренинги.

     Опыт  показывает, что обращение за помощью  к психологу часто предс- тавляется клиентам из нашей целевой группы бесполезным или даже опас- ным. Нередко мотивация этих клиентов на обращение за помощью носит ситуативный характер, существует трудность в поддержании устойчивых длительных контактов.

Информация о работе Социальная работа с подростками девиантного поведения