Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:39, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть основные направления социальной работы с подростками девиантного поведения.
Гипотеза исследования: эффективность процесса социальной работы и защиты подростков с девиантным поведением может быть достигнута, если:
• определены психолого-педагогические и социальные факторы, обусловливающие развитие девиантного поведения у подростков;
• выявлены социальные характеристики подростков группы «риска»;
• осуществляется социальный контроль и диагностика, направленная на выявление причин и предупреждения девиантного поведения подростков.
Психические расстройства в форме акцентуаций возникают у молодых людей по ряду причин.
1. Часто психические расстройства обусловлены тем, что к молодому человеку среда и общество предъявляют непосильные требования в виде усложненных учебных программ в старших классах или высшей школе, что ведет к появлению так называемой «умственной отсталости», т.е. сознатель- ному или бессознательному недовольству чертами своего характера.
Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные переживания с отрицательным эмоциональным знаком, то формиру- ется комплекс неполноценности и как следствие возникает необходимость в искусственных компенсаторах — алкоголе, наркотиках, агрессивном поведе- нии. Переходный возраст делает подростка и юношу особенно чувствитель- ными к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Так, если молодого человека «посадить на иглу», то через 2-3 недели он становится наркоманом.
Особенно
провоцирует проявление ранее скрытой
акцентуации или патологии
Поскольку у молодых людей сексуальные потребности часто не удов- летворяются, то это приводит к сексуальной озабоченности и фрустрации.
2.
Сказываются трудности
3. Перестройка «Я-концепции» — процесс очень сложный и сопровождается рядом так называемых личностных расстройств. «Я-концепция» — это устойчивая и неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и с самим собой.10 В это время формируется образ собственного «Я» как установка по отношению к самому себе, складывается представление о личных качествах, способ- ностях, социальной значимости, внешности.
Извечный вопрос молодых людей — «какой я?» — сопровождается эмоциональными переживаниями по поводу своей внешности или личност- ных качеств, заниженной самооценкой и самоуничижением.
• Социально-психологические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе — игно- рирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводя- щее к нарушениям процесса социализации.
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучие семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведе- ния подростка, а именно:11
- дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отноше- ний, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку;
- конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного прожи- вания детей и родителей;
- асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной «семейной жестокости» и насилия.
Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней (пер- вичной) социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родителей и детей.
• Социально-экономические факторы включают социальное неравенст- во, расслоение общества; обнищание значительной части населения, безрабо- тицы и, как следствие, социальную напряженность.
• Морально-этические факторы проявляются в понижении морально-нравственного уровня общества, отсутствии определенной системы ценнос- тей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности.
Таким
образом, девиантное поведение предстает
как нормальная реак- ция на ненормальные
для ребенка или группы подростков условия,
в которых они оказались, и в то же время
как язык общения с социумом, когда другие
социально приемлемые способы общения
исчерпали себя или недоступны.
1.3. Формы
девиантного поведения
Отклоняющееся поведение можно классифицировать по типу нарушае- мой нормы:12
а) Отклонения, связанные с нарушением правовых норм, т. е., правона- рушения. Правонарушение — это виновное поведение дееспособного лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответст- венность. Они разделяются на проступки (гражданские, дисциплинарные, административные) и преступления. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запре- щенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Правонарушающее (в частности, преступное) поведение индивидов и групп иногда обозначается термином «делинквентное поведение».
Правонарушения в форме проступка проявляются у подростков в вызы- вающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве.
Подросткам и юношам в возрасте от 14 до 18 лет присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Ко- рыстные правонарушения носят незавершенный «детский» характер, пос- кольку совершаются из-за озорства, любопытства, немотивированной агрес- сии. На сегодняшний день к подростковым и юношеским правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги, сладости, вино, табачные изделия).
Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоут- верждения, стадным чувством ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками воспитания, особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость. К типичным насильственным правонаруше- ниям можно отнести молодежные «разборки», которые сопровождаются нецензурной бранью, телесными повреждениями, насилием.
б) Отклонения в сфере общественной морали:
1) Пьянство и алкоголизм. Под пьянством понимается злоупотреб- ление алкоголем (не менее 200 г в неделю абсолютного алкоголя или реже, но в больших количествах). А алкоголизм (синдром алкогольной зависи- мости) — это заболевание, которое развивается в результате пьянства, проявляется в виде психической и физической зависимости от алкоголя и приводит к деградации личности, патологии обмена веществ, внутренних органов и нервной системы.13
На формирование алкоголизма влияет несколько факторов, среди кото- рых главные — наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды. К факторам, способ- ствующим алкоголизации, можно отнести низкий уровень материального положения и образования. Влияет и обычай угощать друг друга, поскольку раньше счита- лось, что вино является целебным средством.
Развитию алкоголизма у подростков способствуют раннее при общение к спиртному и формирование «алкогольного мышления». Если человек страдает какой-то формой олигофрении, врожденным физическим или пси- хическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компен- сирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности. Для молодых людей алкоголь является универсальным средством раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки.
2) Наркомания (греч. narke — оцепенение, mania — страсть, безумие). Злоупотребление наркотическими веществами, а также заболевание, которое выражается в психической и физической зависимости от наркотических средств. Токсикомания — использование лекарственных и других средств, не являющихся наркотическими, но влекущих одурманивание.14
Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элемен- тов это самый легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности особенно среди молодежи и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний.
Путь молодых людей к наркомании начинается с безнадзорности со стороны общества и семьи, когда подросток попадает под влияние так называемого авторитета неформальной группы. Предложение попробовать «травку» следует, как правило, после психологической обработки новичка. Привыкание зависит от индивидуальных особенностей личности, но оно происходит быстро. Физическая зависимость проявляется в том, что если наркотик не вводится, то наступает абстинентный синдром — «ломка», т.е. организм уже требует новой порции отравы. Человек попадает в рабскую зависимость от «наркоты», и деградация личности завершается.
3) Проституция (от лат. prostituere — выставлять публично). Вступле- ние за плату в случайные, внебрачные сексуальные отношения, не основан- ные на личной симпатии, влечении, или, систематическое (в виде промысла) вступление в половую связь за вознаграждение, которое служит основным либо существенным дополнительным источником средств для избранного (ведомо- го) образа жизни.15
К сожалению, очень часто в проституцию вовлекаются подростки. Так, социологами были проведены исследования подростковой проституции, результаты говорят о том, что подростки, это в основном убежавшие из дома и оставшиеся без средств к существованию, обращаются к проституции, чтобы выжить.16
Можно выделить три основные категории подростков, занимающихся проституцией.17
1. «Беглецы» — те, кто либо покидает дом и не разыскивается родите-
лями, либо упорно бежит всякий раз, когда его находят и возвращают родителям.
2. «Гуляки» — это те, кто в основном живет дома, но определенные периоды времени проводит вне его, пропадая, например, время от времени на несколько ночей.
3. «Отказники» — подростки, родители которых безразличны к тому, что они делают, или активно отвергают их.
Все категории включают как мальчиков, так и девочек.
Одни дети вынуждены заниматься проституцией для того, чтобы вы- жить, помочь своей семье, или заработать на одежду и другие вещи. Но сейчас эта проблема стала межнациональной, достаточно часто детей похи- щают и заставляют заниматься проституцией.
4) Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний. Современная сексопатология выделяет патологические и иные отклонения в сексу- альном поведении личности. Патологические девиации в форме всякого рода сексуальных извращений являются предметом исследования медицины и психиатрии. Непатологические девиации, т.е. отклонения в пределах нормы, являются предметом социально-психологического исследования, поскольку включают в себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуаль- ном поведении здорового человека.
Все сексуальные девиации делятся на следующие основные группы: отклонения в отношении объекта сексуального удовлетворения; отклонения в способах реализации половой страсти; нетипичные отклонения в форме половой страсти к лицам своего пола или близким родственникам; отклонения, связанные с нарушением полового самосознания; отклонения, связан- ные с изменением стереотипа полоролевого поведения и прочие.18
Рассмотрим
подробнее некоторые формы
Гипермаскулинное
поведение проявляется в
Информация о работе Социальная работа с подростками девиантного поведения