Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:39, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть основные направления социальной работы с подростками девиантного поведения.
Гипотеза исследования: эффективность процесса социальной работы и защиты подростков с девиантным поведением может быть достигнута, если:
• определены психолого-педагогические и социальные факторы, обусловливающие развитие девиантного поведения у подростков;
• выявлены социальные характеристики подростков группы «риска»;
• осуществляется социальный контроль и диагностика, направленная на выявление причин и предупреждения девиантного поведения подростков.
Половой фетишизм проявляется в сексуальном влечении к отдельным предметам или частям тела, которые символизируют полового партнера. У юношей в качестве такого «талисмана» выступают красивые ноги, оголенные груди, женское белье. Вид этих частей тела или предметов туалета усиливает яркость сексуальных переживаний и вызывает половое возбуждение. Разно- видностью полового фетишизма является переодевание в одежды противопо- ложного пола, что также ведет к усилению либидо.
Юношеский
нарциссизм — любование собой, половое
влечение к собственному телу. Такие
подростки любят подолгу
Нарциссизм иногда сочетается с желанием выставить свое обнаженное тело напоказ. Такие молодые люди пополняют ряды нудистов, так как любят загорать на пляжах голыми, просят сверстников сфотографировать себя в «костюме Адама», а потом любуются собственными «прелестями».
Эксгибиоционизм — влечение к обнажению своего тела, особенно полового органа перед лицами противоположного пола. Молодые люди с подобной сексуальной ориентацией любят подглядывать за раздеванием лиц противоположного пола, подолгу могут смотреть фильмы со сценами нату- рального секса. Но особое удовольствие они получают от тайного созерцания полового акта или оголенных половых органов. Такие подростки могут часа- ми подкарауливать влюбленные пары, стоят у окон бань или подглядывают в щели туалетов. Увиденное возбуждает сексуальные фантазии, следует эрек- ция, затем онанизм, и все заканчивается быстротечной эякуляцией (семяиз- вержением).
Зоофилия (скотоложство, содомия) — половое влечение к животным. У подростков и взрослых носит заместительный характер. Люди с подобной сексуальной ориентацией могут вступать в половые контакты с любыми домашними животными и даже птицей.
Гомосексуализм — сексуальное влечение к лицам своего же пола. Различают гомосексуализм в виде педерастии и лесбиянства. Такие наклон- ности могут формироваться у подростков и взрослых, которые в силу жиз- ненных обстоятельств лишены возможности удовлетворять половые потреб- ности с лицами противоположного пола. Особенно часто гомосексуальные контакты вступают во время отбывания наказания в местах лишения сво- боды, а также в период прохождения службы в армии. Как правило, у подростков гомосексуализм носит заместительный характер, а у взрослых может приобретать черты стойкой половой ориентации.
6) Самоубийство, или суицид (лат. sui — себя, сае-dere — убивать)— сознательное и добровольное лишение себя жизни, когда смерть выступает как самоцель, а не средство достижения чего-либо другого, кроме нее самой.19
Суицидальное
поведение у подростков часто
объясняется отсутствием жизненного
опыта и неумением определить жизненные
ориентиры. Помимо общих причин этой формы
девиантного поведения, есть и особые
причины. Среди молодежи распространены
следующие причины: потеря любимого человека
из ближайшего окружения или высокомерно
отвергнутое чувство любви; уязвленное
чувство собственного достоинства; крайнее
переутом- ление; разрушение защитных
механизмов личности в результате алкоголь-
ного опьянения, употребления психотропных
средств; токсикомания и наркомания; отождествление
себя с авторитетным человеком, совершившим
самоубийство; состояние фрустрации или
аффекта в форме острой агрессии, страха,
когда человек утрачивает контроль над
своим поведением.
Глава 2. Социальный контроль и защита подростков
девиантного
поведения
2.1. Роль
социальных институтов в борьбе с подростковой
девиацией
Общество всегда прилагало достаточно усилий в борьбе с нежелатель- ными формами человеческого поведения в целях сохранения порядка и ста- бильности. Совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами определяется как социальный контроль.
В работе по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения значительную роль призваны играть социальные институты общества как исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельность людей. Все они (экономические, политические, институты в сфере культуры и др.) выполняют функции контроля за поведением людей в различных сферах общественной жизни, в том числе касающихся отклоняющегося поведения. Особая роль принадлежит семье, как институту первичной социализации, государству, как органу высшей власти в обществе и, соответственно, его учреждениям, общественному мнению, выражающему принятые нормы морали.20 Деятельность всех этих институтов самым непосредственным образом сказывается на поведении людей, особенно молодого поколения. На самом деле, разве устойчиво сложившиеся моральные и правовые нормы (как вести себя, какова реакция общества на это поведение ответственность и безответственность за свое поведение, за поведение других и т.д.) не сказываются на взаимоотношениях между людьми, на разных слоях населения, в том числе на детях?
Различные социальные институты по-разному оказывают влияние на сознание и поведение людей. Одни из них (сложившиеся моральные нормы, наличные формы собственности и разделения труда и т.д.) действуют как бы определяющим образом, а другие (государство, общественные организации, школа и другие образовательные учреждения) — более активно, т.е. решаю- щим образом призваны воздействовать) на сознание и поведение людей. Хотя, естественно, обе группы этих институтов трудно отделить друг от друга, они взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга.
В последние годы в России проблеме отклоняющегося поведения уделялось определенное внимание. Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. Поэтому в последние годы особую роль начинали играть, социальные службы. Значительно выросло их количество. Ими накоплен уже немалый опыт решения социальных проблем, в том числе по предотвращению и смягчению девиантного поведения раз- личных групп населения, особенно детей и подростков.
Так что значит — быть подростком? Отрочество — это период челове- ческой жизни, когда все перестраивается и перекраивается, когда рушится все старое и строится новое, когда все ставится под сомнение и, с другой стороны, во всем есть стопроцентная уверенность. Становясь взрослыми, мы с тоской вспоминаем романтические переживания нашей юности и снисхо- дительно улыбаемся, замечая в детях когда-то присущий и нам максимализм и стремление все сделать по-своему. Но тогда, в четырнадцать и семнадцать, все было по-настоящему. Мы считали предательство самым большим грехом, первую любовь единственной, а прыщи на лице вызывали мысли о собст- венной никчемности. Быть подростком — это совсем не просто. Это период жизни, когда мы решаем очень многие важные вопросы, стоящие перед личностью — Я и моя жизнь, Я и другие люди, Я и мир вокруг меня. Под- росток должен разобраться со всеми этими отношениями, найти себя и свое место в жизни, ощутить свою способность жить. Массу трудностей он преодолевает на этом пути, часто оставаясь без поддержки со стороны близких. Способны ли мы понять подростка и помочь ему в борьбе за здоровое существование? Как нам услышать его, и как достучаться до этого чуткого и одновременно жестокого к окружающим человечка, полного стремления покорить этот мир? Каков он — пятнадцатилетний гражданин, как он понимает этот мир и нас с вами заодно? 21
Не так-то просто ответить на все эти вопросы, а уж помочь разобраться с ними самому подростку — дело сложнейшее. Ещё сложнее, когда речь идет о подростках с девиантным поведением.
Поэтому наша целевая группа исследования — это подростки в воз- расте 13-18 лет, не нашедшие себя в предлагаемых обществом формах само- реализации, поведение которых представляет социальную проблему: выра- женная школьная дезадаптация, правонарушения, употребление алкоголя и наркотиков, принадлежность к агрессивным экстремальным подростковым группировкам, бродяжничество.
Традиционно считается, что наиболее предпочтительной мерой исп- равления таких подростков является направление их в специализированные учебные заведения — интернаты закрытого типа и учреждения дневного пребывания.
Сами «трудные» подростки не обращаются за помощью к психологу или социальному педагогу и отказываются от предлагаемой помощи. Они, как правило, состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, подразделениях милиции, наблюдаются в наркологических и психоневроло- гических диспансерах. Как правило, и семьи таких ребят находятся в крайне неблагоприятной экономической, психологической и социальной ситуации. Часто родители злоупотребляют алкоголем, сами ведут асоциальный образ жизни. Такие семьи находятся в поле внимания органов опеки и попечи- тельства, а иногда серьезно стоит вопрос о лишении родителей родительских прав, но при этом никто не оказывает им квалифицированной социальной и психологической поддержки. И, так же, как и «трудные» подростки, «труд- ные» родители не обращаются сами за помощью и избегают контакта со специалистами.
«Трудного» подростка необходимо рассматривать как «находящегося в трудной жизненной ситуации» и нуждающегося в помощи, а различные отклонения его поведения — как симптомы системного явления социально-психологической дезадаптации. Поведение «социально-дезадаптированного» подростка, помимо негативного, несет в себе и позитивный смысл: он стремится реализовать свою свободу, найти возможности самореализации, зая- вить о себе в обществе, выразить себя.
Конечно,
психологических центров и
Количество подростков, которых выделяют как подростков с девиант- ным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формиро-ванию отклоняющегося поведения. Так, среди несовершеннолетних правонарушителей заметно (на 46 %) увеличилась доля школьников, возрастает вероятность рецидивов: двое из трех подростков после возвращения из мест заключения вскоре вновь преступают закон.22
Среди подростков появились новые виды преступности, в частности рэкет23. Все большее распространение получают половая распущенность, детская проституция, извращения. В стране среди молодежи растет число алкоголиков, наркоманов. Опросы учащихся (возраст 14-17 лет, половина — девочки) показали, что 52,8 % достаточно часто употребляют спиртные напитки, 10,2 % хотя бы раз в жизни пробовали наркотические, а 9,8 % — токсические вещества24. Фактически каждый десятый из них рискует стать хроническим алкоголиком, нарко- или токсикоманом.
Масштабы распространения девиантности в стране диктую необходи- мость принятия соответствующих мер. Прежде всего речь идет о таких, кото- рые способствовали бы ограничению или даже ликвидации причин девиант- ного поведения.
Особую озабоченность вызывает рост детской безнадзорности и бесп- ризорности, особенно, на фоне продолжающихся сокращений общей числен- ности населения и уменьшения рождаемости.
Принятие в 1999 г. Федерального закона «Об основах системы профи- лактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»25 стало первым шагом в борьбе с безнадзорностью и правонарушений несовершен- нолетних. В нем записано, что профилактика безнадзорности и правонару- шений — это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Основными факторами безнадзорности и беспризорности детей явля- ются: трудная жизненная ситуация 65,9 % (7590 чел.); созависимость (алко- голизм, наркомания членов семьи) 29,2% (3366 чел.); детская алкоголизация 2,9 % (340 чел.); семейное насилие 0,6% (71 чел.); детская наркомания 0,4 % (52 чел.).26
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовер- шеннолетних и защите их прав, входят органы управления социальной защи- той населения и органы управления образованием, учреждения опеки и попечительства, здравоохранительные организации, службы занятости и органы внутренних дел.
Информация о работе Социальная работа с подростками девиантного поведения