Суицидальное поведение подростков и его профилактика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель: теоретически изучить проблему суицидального поведения подростков и меры по его профилактике.

Оглавление

Введение
1.Основные понятия суицидального поведения.
1.1 История суицидального поведения
1.2 Основные подходы к рассмотрению суицидального поведения
1.2.1 Основные теоретические положения Э. Дюркгейма
1.2.2 Психоаналитический подход
1.2.3 Экзистенциально-гуманитарный подход
1.2.4 Суицидальное поведение с точки зрения гештальт-психологии
1.2.5 Основные концепции, объясняющие причины суицидального поведения
2. Особенности суицидального поведения подростка
2. 1 Особенности подросткового возраста
2.2 Виды суицидального поведения
2.3 Причины суицидального поведения в подростковом возрасте
3. Меры по профилактике суицидального поведения подростков
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Челябинский Государственный  Университет»

Институт Психологии и  Педагогики

Кафедра психологии

 

 

Курсовая работа

Суицидальное  поведение подростков

 и его профилактика

 

 

                 

 

   Выполнила:

                                              студентка группы ПП-201

                        Т.М. Козлова

 

                                         Научный руководитель:

                                          К.пс.н. М.В. Овчинников

 

 

 

Челябинск 2010

Содержание

Введение

1.Основные понятия суицидального поведения.

1.1 История суицидального  поведения

1.2  Основные подходы к рассмотрению суицидального поведения

1.2.1 Основные теоретические положения Э. Дюркгейма

1.2.2 Психоаналитический подход

1.2.3 Экзистенциально-гуманитарный подход

1.2.4 Суицидальное поведение с точки зрения гештальт-психологии

1.2.5 Основные концепции, объясняющие причины суицидального поведения

2. Особенности  суицидального поведения подростка

2. 1 Особенности подросткового возраста

2.2 Виды суицидального  поведения

2.3 Причины суицидального поведения в подростковом возрасте

3. Меры по профилактике суицидального поведения подростков

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема суицидального  поведения в наше время как никогда актуальна. С давних времен многие люди прибегали к такому виду смерти. Вопросы о том, почему люди начинают мыслить о самоубийстве, что их побуждает к таким действиям и почему именно в современное время проблема суицидального поведения стала намного острее, нежели в прошлом решаются специалистами различных профессий: психологами, социальными работниками, медиками, философами. Каждый год выпускаются разного рода журналы, книги и статьи, посвященные проблеме самоубийства и ее профилактике.

Каждый год в мире погибает 500 тысяч самоубийц, а суицидальных попыток в 10 раз больше. За последние пять лет в России самоубийством покончили жизнь 14 157 несовершеннолетних. Эти цифры заставляют задуматься о том, почему молодые юноши и девушки во всем мире решаются на поступок покончить жизнь самоубийством. Вопросы о том, что побудило их к этому, все ли подростки, решившиеся на суицид, были с психотическими расстройствами, есть ли способы предотвращения суицидального поведения у подростков требуют своего решения. Кроме того, дискуссионным остается вопрос о мерах, направленных на профилактику суицидального поведения подростков.

   Исследованию проблемы суицидального поведения посвящены работы Э.Шнейдмана, А.Н. Паршина, В.Ф. Войцеха; суицидальное поведение в подростковом возрасте рассматривается в трудах  В.Т. Кондрашенко, Ю.В. Попова, А.В. Бруга, А.Е. Личко, В.Д. Менделевича, В.В. Нечипоренко и другие.

  

Данная курсовая работа посвящена решению проблемы суицидального поведения подростков и его профилактики.

Цель: теоретически изучить проблему суицидального  поведения подростков и меры по его  профилактике.

Объект исследования: суицидальное поведение.

          Предмет исследования: суицидальное поведение подростков и его профилактика.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие суицидального поведения в научной литературе.

2. Выявить особенности суицидального поведения в подростковом возрасте.

3. Определить меры по профилактике суицидального поведения подростков.

Основным методом  исследования является теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

 

         

 

  1. Основные понятия суицидального поведения

Для глубокого  рассмотрения такого явления как  суицидальное поведение следует  начать с основных понятий.

  Суицид (самоубийство) — это осознанное лишение себя жизни.

            Суицидальное поведение — понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.

К покушениям относят  все суицидальные акты, не завершившиеся  летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т.д.). Суицидальными попытками считают демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

 

 Пресуицидальный период  — состояние, характеризующееся  определенными психологическими  и психопатологическими признаками, длящееся от момента возникновения суицидальных тенденций до совершения суицидальной попытки.

Суицидальные тенденции  — прямые или косвенные показатели, свидетельствующие о снижении ценности собственной жизни, об утрате смысла жизни, о нежелании жить.

Демонстративно-шантажные действия — акты членовредительства или самоповреждений, направленные на оказание морального давления на окружающих с целью получения выгоды и не предусматривающие смертельного исхода. Например, ребенок шантажирует угрозами суицида своих родителей с целью обращения на себя их внимания или удовлетворения каких-либо требований.

Постсуицидальный период — состояние, определяющееся соматическими  и психопатологическими расстройствами, продолжающееся от момента совершения суицидальной попытки до периода полной реабилитации.

1.1 История  суицидального поведения

Первое упоминание термина"суицид" по приблизительным данным появилось в 17 веке, и практически не употреблялся до середины 18 века. Термин "суицидология"  начали употреблять лишь в начале 20 века.

    Первыми формами самоубийств в мировой истории были ритуальные самоубийства. Это установили археологи, которые изучали гробницы царей Шумера и Аккада. В последний путь древнего царя провожали его воины, которые принимали смертельный яд и навсегда оставались вместе со своим властителем.

Во времена общинного (племенного) строя общества существовали различные религиозные обряды и культы, связанные с самоубийством.

Раньше, когда  человеку действительно приходилось  бороться за жизнь, у многих народов существовал обычай, согласно которому в голодные годы избавлялись от слабых и увечных членов племени. Старики, когда приходило время, уходили умирать по своей воле. Например, по традиции, существовавшей у эскимосов, старики просто уходили в тундру и там замерзали. Когда первые миссионеры увидели эту картину, они были поражены и убедили эскимосов изменить свои традиции, и быть более милосердными. Но когда через несколько лет он решил узнать, как идут дела в новом приходе, то никто не вышел ему навстречу – род просто вымер.

В Древней Индии  жестокий обычай был у женщин высших каст. Они должны были бросаться  в погребальный костер своего мужа, таким образом, оставаясь с ним  даже после смерти.

  Первые закрепленные ограничения, связанные с суицидом, как с действием, наносящим вред племени или общине, стали появляться еще в доклассовом обществе. Во многих племенах Нигерии, Уганды, Кении самоубийство однозначно считалось злом и заслуживало наказания. Дерево, на котором повесился несчастный и его дом придавали очистительному огню, а родственникам покойного запрещалось подходить к умершему.

  В эпоху  античности, в древней Греции, давшей миру демократию, право добровольно покинуть этот мир предоставлялось гражданам лишь в некоторых случаях. Способ самоубийства мог выбрать тот, кого закон приговорил к смерти, и Сократ, выпивший яд, не стал исключением. Самоубийство, совершенное без разрешения властей, строго осуждалось и каралось посмертным позором – в Афинах и Фивах у самоубийцы отсекали руку и хоронили отдельно.

   Пифагор и пифагорейцы полагали, что самоубийство вносит сильный диссонанс во вселенную, полную гармонии. Аристотель полагал, что смерть приходит в урочный час, а самоубийство есть проявление трусости и малодушия, даже если оно спасает от бедности, безответной любви, душевного или телесного недуга.

   В Европе, в период Средневековья, началась настоящая война против самоубийц. В «Канонах» английского короля Эдуарда XI самоубийц приравнивали к разбойникам и ворам. В Дании было запрещено выносить тело самоубийцы через дверь – для этой цели использовали окно, потом тело сжигалось, что символизировало вечное горение души в адском огне. В Бордо – самоубийц вешали за ноги и выставляли на всеобщее обозрение, в Аббервиле – тащили лицом вниз на рогоже по улице. В законах Людовика Святого (13 в) имущество самоубийцы конфисковывали, если же это был дворянин – его герб ломали, замок разрушали, все остальное становилось достоянием казны. Часто самоубийц хоронили на перекрестках дорог, забивая в сердце осиновый кол, поскольку по поверьям их души, не найдя успокоения на небесах, бродили по земле, пугая живых. Нередки были случаи, когда просто за подозрение в самоубийстве тело могли выкопать из могилы и выставить на обозрение. Россия в этом смысле не сильно отличалась от Европы – в военном морском артикуле Петра I было сказано: «ежели кто себя убьет, то мертвое тело, привязав к лошади, волочить по улицам, за ноги повесить, дабы, смотря на то, другие такого беззакония над собой чинить не отваживались». Естественно, что при таком жестком контроле со стороны государства число самоубийц было крайне низким.

   В настоящее время ритуальных самоубийств как таковых нет, но люди продолжают совершать самоубийства и суицидальные попытки.

1.2 Основные подходы к рассмотрению суицидального поведения

1.2.1 Основные теоретические положения Э.Дюркгейма

  Школой Э. Дюркгейма в социологии были заложены основные теоретические положения суицидального поведения. Благодаря его исследованиям, Э. Дюркгейма по праву считают создателем «суицидологии».

Э. Дюркгейм предложил свою социальную теорию суицида, согласно которой самоубийство является результатом разрыва индивидуумом взаимоотношений с той социальной группой, к которой он ранее принадлежал. Он является автором первого фундаментального социологического труда, который посвящен самоубийствам. Э. Дюркгейм различал их по причинам:

    • эгоистические (как результат недостаточной интеграции общества, ослабления связей между индивидом и обществом);
    • аномические (в кризисном обществе, находящемся в состоянии аномии);
    • альтруистические (как следствие чрезмерного социального контроля).

Но главной заслугой Э. Дюркгейма считают учение об так называемой "аномии". В данном случае "аномия" обозначает нарушение в ценностно-нормативной системе общества. По его словам "количество самоубийств в обществе определяется "коллективными представлениями" как особыми факторами социальной жизни, которые определяют индивидуальные видения мира (ценности, моральные нормы)". [16; с.17]

1.2.2 Психоаналитический подход

Первоначально в психоанализе была принята концепция З. Фрейда (1916 г.). Он объяснял суицидальное поведение как результат обращения агрессии против собственной личности из-за утраты объекта. Об этом подробно написано в его книге "Печаль и меланхолия". В этой работе он описывает динамику самоубийства через агрессию к той части Я, которая потеряла свой объект и, таким образом, расправляясь с "плохими" внутренними объектами. Эта теория признает ведущую роль близкого человека в динамике суицидального поведения.

Суицидальное  поведение, по мнению З. Фрейда, можно объяснить с помощью двух инстинктов, которые существуют в человеке: Эроса и Танатоса. Эрос - инстинкт к жизни. Танатос - инстинкт к смерти. Фрейд считает, что суицид - это проявление влияния Танатоса. Влияние Танатоса никогда не бывает абсолютным. Это объясняет то, что самоубийства можно предотвратить.

К психоаналитическим концепциям относится теория А. Адлера. Он рассматривает суицид как результат кризиса. По его мнению, этот кризис возникает в связи с поиском человека пути преодоления комплекса неполноценности, в результате чего человек оказывается в состоянии застоя, который не позволяет ему приблизиться к реальности, что в итоге приводит к регрессии. Крайняя стадия регрессии является суицидальная попытка человека.

Другое учение разработал деятель психоаналитического движения Карл Густав Юнг. Он указывал на бессознательное стремление человека к духовному перерождению. Это перерождение может стать важной причиной суицида. Суициденты спешат со своим метафорическим возвращением в чрево матери. После возвращения, по мнению самоубийц, они снова станут маленькими детьми, которые будут окружены заботой и ощущением безопасности.

С точки зрения психоанализа самоубийство изучал К. Хорни. Он считает, что мысли о самоубийстве возникают  из-за враждебности окружения к человеку еще в детстве. В результате этой враждебности у человека возникает базисная тревога, в дальнейшем перерастая в невротический конфликт, который является основой суицидального поведения.

1.2.3 Экзистенциально-гуманитарный подход

Экзистенциально-гуманитарный подход , представители которого  Р. Мэй и К. Роджерс, подчеркивает эмоциональные переживания в происхождении суицидального поведения. Они подчеркивали роль тревоги и других эмоциональных переживаний в происхождении суицидального поведения. К. Роджерс считал, что основная тенденция жизни в самоактуализации. То есть не доверяя собственному опыту, «Я» начинает терять доверие к себе, что приводит к осознанию полного одиночества. Экзистенциально-гуманитарный подход акцентирует внимание на человеческих ограничениях. Личность развивается благодаря личному опыту человека, а не от "природного" таланта. По мнению Р. Мэя, люди страдают от сознания бессмысленности своего существования, от недостатка заботы о них, от одиночества и страха смерти.

Информация о работе Суицидальное поведение подростков и его профилактика