Суицидальное поведение подростков и его профилактика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель: теоретически изучить проблему суицидального поведения подростков и меры по его профилактике.

Оглавление

Введение
1.Основные понятия суицидального поведения.
1.1 История суицидального поведения
1.2 Основные подходы к рассмотрению суицидального поведения
1.2.1 Основные теоретические положения Э. Дюркгейма
1.2.2 Психоаналитический подход
1.2.3 Экзистенциально-гуманитарный подход
1.2.4 Суицидальное поведение с точки зрения гештальт-психологии
1.2.5 Основные концепции, объясняющие причины суицидального поведения
2. Особенности суицидального поведения подростка
2. 1 Особенности подросткового возраста
2.2 Виды суицидального поведения
2.3 Причины суицидального поведения в подростковом возрасте
3. Меры по профилактике суицидального поведения подростков
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

В. Франкл также рассматривал феномен самоубийства с точки  зрения экзистенциально-гуманитарного  подхода. Он полагал, что экзистенциальная тревога переживается как страх  перед безнадежностью, вины и осуждения. По его мнению, самоубийству нет  оправдания, ведь своими суицидальными действиями доказывает, что он не боится смерти. Самоубийца боится самой жизни. В. Франкл отмечал, что лишь самодостаточный человек свободен в отношении способа собственного бытия. Однако чаще всего такие люди проходят 3 стадии экзистенциальной ограниченности: терпит поражения, страдает и должен умереть. Поэтому, по мнению В. Франкла, человек должен уметь перенести все свои страдания и тревоги, иначе итог у таких людей всего один - смерть от собственных рук.

Э. Фромм продолжил учение З. Фрейда и предпринял попытку рассмотреть самоубийство как врожденное влечение к смерти. Он говорил, что стремление к смерти (некрофилия) является феноменом психологической патологией ("следствие задержки развития, душевной инвалидности, которая наступает в результате непрожитой жизни" [16; с. 19]). Человек наделен биофилией (стремление к жизни), и насколько задерживается ее развитие, настолько вырастает некрофилия. В понимании Фромма некрофилия - негативная альтернатива биофилии. Для некрофила характерны такие черты характера, как расизм, культ войны, террора и геноцида. Некрофил считает агрессию нормой жизни.

1.2.4 Суицид с точки зрения гештальт-психологии

В гештальт - психологии жизненную активность человека рассматривают как непрерывный процесс созидания и разрушения гештальтов, цепь контактов с окружающей действительностью. В данном предложении под контактами понимается осознание. Осознание на своих границах с действительностью встречается с множествами препятствиями (феноменами) и чтобы не допустить контакта мы наоборот движемся к ним. Этот ряд феноменов представлен защитными механизмами в виде интроекции, проекции, ретрофлексии и конфлюэнции. При сочетании этих защитных механизмов происходит реализация суицидального действия.

Человек-интроектор ориентируется не на собственное  мнение, а на мнение окружающих. Поэтому  в этом случае самоубийства, если смотреть по схеме Э. Дюркгейма, являются альтруистическими. Человек-интроектор жертвует своею  жизнью, чтобы не мешать своим существованием своему обществу или же ради какой-либо цели (духовной, религиозной, политической и т.д.).

Человек-проектор из-за нежелания нести ответственности  за ту или иную вещь, приписывает  ее либо к окружающей среде, либо к  другому человеку. Этими действиями и мыслями он начинает отвергать часть его собственного "Я" и приписывать их к другим людям. Постепенно он начинает отстраняться от общества, которое, по его мнению, является враждебно или просто холодно настроенными и в скором времени впадает в состояние депрессии. Это и ведет к суицидальным действия в дальнейшем.

При ретрофлексии человек все свои переживания  и чувства держит внутри себя. Агрессию он предпочитает не выплескивать наружу, но внутренне испытывает стыд за такие  подобные чувства. Такие люди могут либо привести к ненависти к самому себе или наоборот, начинает любить и жалеть самого себя.

Конфлюэнция означает соединение, слияние. В состоянии  конфлюэнции человек сам мешает возникновении какой-либо формы, фигуры и связанные в ней возбудители. Человек начинает терять свою личность и вместо внутреннего "Я" у него появляется некое "МЫ". Состоянию конфлюэнции более подвержены подростки и молодые люди, которые имеют сильную тесную связь со своей группой, которая принадлежит деструктивной группе. "Конфлюэнтные самоубийства как бы «поглощают» человека и характеризуются заразительностью, поскольку один суицид «облегчает» или приводит к возникновению последующего, то есть возникает «суицидальная волна». В состоянии слияния человек не осознает своих чувств и потребностей, поэтому является весьма восприимчивым к аутоагрессивным действиям.

1.2.5 Основные концепции, объясняющие причины суицидального поведения

Условно выделяют 3 основные концепции: психопатологическая, психологическая и социальная (Кондрашенко, 1988).

Психопатологическая концепция рассматривает самоубийц  как душевнобольных людей, а их суицидальные попытки как проявления острых, хронических  психических расстройств. Сторонниками этой концепции являются наши отечественные  психиатры - Н.П. Бруханский, В.К. Хорошко, А.А. Прозов и другие.

Психологическая концепция рассматривает как  основу в формировании суицидальных тенденциях психологический фактор. Концепция включает в себя такие  теории, как:

    • психодинамическая (З. Фрейд рассматривал самоубийство как проявления "инстинкта смерти", а психоаналитики считали самоубийством преобразованным убийством и объясняли суицид как трансформированное любовное влечение, либо снятие напряжения, вызванным кризисным состоянием);
    • экзистенциальная (считают, что основная причина суицидов - это потеря смысла жизни или как они это называют "экзистенциальный вакуум" (Ялом, 1998));
    • поведенческая (Павлов (1952) говорил, что человек решается на суицид тогда, когда он начинает думать о своей бесцельности в жизни).
    • Социальная теория самоубийства, рассматривает суицид в основном как результат отчуждения индивидуума от той социальной группы, к которой он принадлежал.

 

2. Особенности суицидального поведения подростков

    1. Особенности подросткового возраста

    Мотивацией к попытке совершения суицидального поведения у подростков является их импульсивность, эмоциональность, высокое чувство справедливости, малый опыт в решении житейских проблем, которые в современном обществе очень сильно давят на подрастающее поколение и другое. Но для начала мы должны рассмотреть особенности подросткового возраста.

Подростки находятся  на промежуточном этапе между "детством" и "взрослостью". Они еще не взрослые, но и не дети. Часто подросткам говорят, что они уже не маленькие и должны вести себя как взрослые, хотя сами взрослые не относят их к своей возрастной группе. Подростки стремятся к самостоятельности и независимости, отвергают излишнюю опеку взрослых людей.

У юношей и девушек  появляются новые обязанности, новые  возможности и меняется сфера  их деятельности. На этом этапе у  них появляется «чувство взрослости». Подросток начинается относится к себе, как взрослому, ощущая себя взрослым человеком. Он начинает отстаивать свое мнение, предпочитая принимать решения самостоятельно. Но подросток пока еще не умеет давать отчет своим действиям, отвечать за них. Юноши и девушки уже имеют свои вкусы, предпочтение, приоритеты, взгляды на жизнь и собственную линию поведения. Хотя их взгляды и вкусы могут меняться и через несколько недель.

   Общение со сверстниками является неотъемлемой частью жизни подростка. Оно сильно влияет на всю их деятельность. Поэтому они часто собираются в разные группировки, объединяющиеся по интересам и взаимной симпатии. Эти группировки влияют на нормы поведения и оценки подростка. Однако не все подростки могут состоять в какой-либо группировке, они могут быть и изолированными. Это очень сильно давит на них, ведь не имея возможности с кем-то поделиться своими переживаниями и чувствами, подростки впадают в депрессию и начинают думать о своей ненужности и бесполезности.

Отношения с  родителями имеют двойственный характер. С одной стороны подростки  хотят чувствовать себя нужными и любимыми своими родителями. С другой они не хотят, чтобы родители вмешивались в их личную жизнь, следили за успеваемостью, выбирали для них друзей и даже одежду. Однако полное безразличие родителей к своему ребенку тоже ведет к негативной реакции.

Теперь, после  рассмотрения особенностей подросткового возраста, мы можем приступить к исследованию типов и причин суицидального поведения у подростков.

2.2 Виды  суицидального поведения

Прежде чем  перейти к рассмотрению причин суицидального поведения в подростковом возрасте, мы считаем нужным изучить существующие типы суицидального поведения и их классификации.

Личко А.Е. выделяет три типа суицидального поведения:

1) демонстративное - без намерения покончить с собой ;

2) аффективное  - суицидальные попытки, совершенные на высоте аффекта;

3) истинное - обдуманное  и постепенное выполнение намерения  покончить с собой.

 

Демонстративное суицидальное поведение по сути своей выражает стремление подростка привлечь внимание к положению, в котором он оказался, вызвать сочувствие, избежать ожидаемых неприятных последствий за какие-либо поступки, выйти из трудной ситуации, а также напугать своих недругов (шантаж, угрозы, вымогательство и т.п.). Но при такой попытке подросток не всегда гарантирован от смертельного исхода, так как часто не осознает степень опасности предпринимаемых действий и их последствий. 
 
Аффективное суицидальное поведение является одной из форм острых психогенных реакций, возникающих на фоне акцентуаций характера, психопатий или остаточных явлений органического поражения головного мозга. 
 
Одной из разновидностей такого типа суицидального поведения является реакция пассивного протеста в подростковом возрасте. В основе такой реакции лежит состояние чрезвычайно сильного переживания обиды или острого недовольства окружающими либо самим собой, стремление отомстить, наказать лиц, повинных в незаслуженном наказании, унизительном замечании. Такая реакция может быть ограничена всего лишь мыслью или представлением о суициде либо выразиться в совершении суицидальной попытки. В последнем случае решение заранее не обдумывается, а возникает по механизму «короткого замыкания». В отличие от демонстративных суицидальных реакций, суицидальные реакции протеста совершаются в одиночестве. Если смертельный исход не наступил, то дети и подростки, как правило, стыдятся своего поступка, стараются его скрыть, тогда как демонстративная реакция рассчитана на внимание и сочувствие окружающих. 
 
При истинном суицидальном поведении намерение подростка покончить с собой нередко долго вынашивается, предпринимаются меры, чтобы никто этому не помешал. В оставленных нередко записках звучат мотивы поступка, субъективные оценки обстоятельств, самообвинения и др. При патохарактерологических реакциях, составляющих 10% попыток, истинное суицидальное поведение бывает обычно следствием длительной и тяжелой психической травматизации, воздействующей прежде всего на слабые стороны акцентуированного характера. Чаще такие действия обнаруживаются у сенситивных и циклоидных (в депрессивной фазе) подростков. Заметно чаще истинное суицидальное поведение у подростков проявляется при депрессивных состояниях, имеющих различное происхождение.

   А.Г. Амбрумова  выделяет самоубийства (истинные  суициды) и попытки самоубийства (незавершенные суициды).

   Бруксбэнк говорит о суициде и «парасуициде». Автор определяет суицид как намеренное самоубийство, а «парасуицид» как акт намеренного самоповреждения, не приводящий к смерти.

Е. Шир выделяет следующие типы суицидального поведения  у подростков:

 

  • преднамеренное
  • неодолимое;
  • амбивалентное;
  • импульсивное;
  • демонстративное.

 

Первые два  типа, по данным автора, встречаются  у подростков крайне редко (менее  чем у 1%); третий, четвертый и пятый  типы соответственно у 25, 18 и 56,3%.

   В последние годы особую популярность получили такие понятия, как «пресуицид» и «постсуицид». Одни авторы под пресуицидом имеют в виду отрезок времени, предшествующий суицидальному действию; другие — психическое состояние, предшествующее суициду. Большинство отечественных суицидологов под понятием «пресуицид» подразумевают состояние личности, обусловливающее повышенную по отношению к норме вероятность совершения суицидального акта. Подобное разночтение существует и в отношении термина «постсуицид». На наш взгляд, более правильно пользоваться такими дифференцированными понятиями, как «постсуицидальное состояние» и «постсуицидальный период».

 

2.3 Причины  суицидального поведения в подростковом  возрасте

 

   Зачастую причиной суицидального поведения могут служить острые конфликты в учебе, семье и интимно-личностных сферах. Однако именно импульсивность и эмоциональность суицидальных поступков редко приводит к летальному исходу. Существует множество объяснений причин суицидального поведения в подростковом периоде.

   Одной из причин суицидального поведения в подростковом возрасте является неадекватное отношение к смерти. Особенностью детского понимания смерти является двойственность смерти и бытия. В сознании происходит как бы раздвоение: с одной стороны, подросток видит себя в гробу, горько оплакиваемого родственниками, с другой стороны, предполагает, что может быть свидетелем собственных похорон. Свою «временную» гибель подросток воспринимает как способ воздействия на значимых близких. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Одна из особенностей  подросткового возраста заключается в наличии философской интоксикации: подросток постоянно рассуждает о смысле жизни и смерти. Он находится в активном поиске своего места в социуме, рассуждает о смысле жизни, своей значимости в ней.

   А.Г. Амбрумова основной причиной суицидальных действий считает социально-психологическую дезадаптацию личности. Помимо главной причины могут быть еще и второстепенные (болезнь, семейно-бытовые трудности и т.д.).

Информация о работе Суицидальное поведение подростков и его профилактика