Особенности взаимоотношений подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что процесс развития самооценки личности по сравнению с другими психологическими образованиями изучен довольно мало. Интерес к этим исследованием на материале психологии развития быстро возрастает. Переходный возраст заметно отличается от детства, так и от взрослости, имеется грань в этом отношении между подростком и юношей. Именно поэтому, исследование особенностей самооценки в юности является на сегодняшний день актуальным.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности самооценки в подростковом возрасте. ………………5
1.1. Понятие самооценки……………………………………………………….5
1.2. Особенности образа «Я» в подростковом возрасте……………………...6
1.3. Влияние семьи на формирование личности подростка ………………..10

1.4. Влияние психоактивных веществ на подростка………………………...13

Глава 2. Особенности взаимоотношений подростков………………………17

2.1. Особенности взаимоотношения подростков со взрослыми……………17

2.2. Особенности взаимоотношения подростков со сверстниками…….......20

Заключение…………………………………………………………………….22

Список используемой литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 43.64 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Содержание.

Введение…………………………………………………………………………3 
Глава 1. Особенности самооценки в подростковом возрасте. ………………5 
1.1. Понятие самооценки……………………………………………………….5 
1.2. Особенности образа «Я» в подростковом возрасте……………………...6 
1.3. Влияние семьи на формирование личности подростка ………………..10

1.4. Влияние психоактивных  веществ на подростка………………………...13

Глава 2. Особенности  взаимоотношений подростков………………………17

2.1. Особенности взаимоотношения подростков со взрослыми……………17

2.2. Особенности взаимоотношения подростков со сверстниками…….......20

Заключение…………………………………………………………………….22

Список используемой литературы…………………………………………...23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

  «Годы юности – самые трудные годы». Так писал великий немецкий философ  XVIII века Иммануил  Кант. И годы юности действительно трудные. Это время выбора профессии, стиля жизни, принципов и других решений. От них нередко зависит вся дальнейшая жизнь человека или её большой отрезок. Осознанный выбор сделать трудно, ответственно принимать решения не легче. Не делать выбора и не принимать решений субъективно бывает спокойнее, а объективно все равно опасно. Остается не ясным самому себе, кем ты будешь, каким ты будешь, чего ты хочешь достичь, каким образом. Неясность будущего отражается и на сегодняшнем дне, лишая его перспективы глубокого смысла, затрудняя жизнь. Даже если не явно, то подспудно. Просто не все это осознают. Не все понимают эту причину своих непонятных самим себе  раздражений, злости, подавленности, грусти. Первостепенной задачей этого периода жизни становится необходимость ответа на вопрос «Кто я?» Подросток должен утвердить свою идентичность исходя из самооценки и взаимоотношения с другими людьми. Противоречивый жизненный опыт, полученный в качестве студента, друга, спортсмена, рабочего, сына или дочери, возлюбленного и так далее, должен быть объединен в унифицированное осознание самого себя.

    В настоящее время исследования самооценки человека в процессе его жизнедеятельности имеют большое значение в психологической теории и практике. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов – какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. 
Актуальность данной темы обусловлена тем, что процесс развития самооценки личности по сравнению с другими психологическими образованиями изучен довольно мало. Интерес к этим исследованием на материале психологии развития быстро возрастает. Переходный возраст заметно отличается от детства, так и от взрослости, имеется грань в этом отношении между подростком и юношей. Именно поэтому, исследование особенностей самооценки в юности является на сегодняшний день актуальным.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Особенности самооценки в подростковом возрасте.

  1.1  Понятие самооценки.

  Самооценка  является интегральной характеристикой  чувства психологического благополучия и тесно связана с уровнем  социальной адаптации. Механизмы формирования самооценки определяются многими факторами, в том числе уровнем интеллекта на разных этапах развития.

    Самооценка – компонент самосознания, включающий наравне со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.  Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности.

  Самооценка  формируется в единстве двух составляющих её факторов: рационального, отражающего  знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он как он воспринимает и оценивает эти  знания, в какой общий итог (а  диапазон здесь может быть очень  широк – от веры в собственную  идеальность до безоглядного самоуничижения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания  человеком своих поступков и  действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности  способности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.2 Особенности образа «Я» в подростковом возрасте.

  Важнейший психологический процесс подросткового  возраста – становление самооценки и устойчивого образа «Я»

  Важным  содержанием самосознания подростка  является образ ео физического «Я» - представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» или «женственности»

  Та  или иная оценка своей внешности  влечет за собой определенную самооценку по всем остальным качествам, вот  почему подростки с дефектами  внешности чаще всего страдают от чувства неполноценности.

  Следует отметить, что гипертрофированность образа физического «Я» в самосознании подростка – явление временное, переходное как и сам подростковый возраст. С возрастом люди даже с  дефектами внешности приспосабливаются  к своим физическим данным и научаются  компенсировать физические недостатки развитием в себе тех или иных духовных качеств. Соответственно более  сбалансированной становится и самооценка себя как личности.

  Чувство собственной непривлекательности, зафиксированное у подростка, впоследствии может привести к стойкому чувству  неполноценности, собственной ущербности, порождает такие черты личности, как замкнутость, робость, эгоцентризм, враждебность к окружающим людям.

  Следует помочь подростку пережить этот трудный  для него этап взросления, а для этого, прежде всего, важно установить с подростком искренне доверительные отношения, своим отношением мягко давая понять, что вы понимаете и разделяете его переживания, но при этом цените и уважаете его таким, какой он есть.

  Осознание себя как личности, то есть человеком, обладающим определенными душевными  и телесными качествами, дается подростку  через мучительные столкновения и стычки. Можно сказать, что подросток  отвоевывает себе право на собственно «Я» - собственные убеждения, пристрастия, привязанности.

  Подростка часто упрекают в эгоизме, эгоцентризме, однако было бы вернее считать эгоизм и эгоцентризм естественным состоянием, этапом развития всякого нормального  человека. Через противопоставление себя другим, в диалоге с самим  собой, порой нарушая и разрушая, подросток «опробует» себя разных социальных ситуациях, пытается разглядеть себя, найти свое лицо. И здесь главными врагами могут стать самые близкие люди, то есть родители, если они не поймут глубокий психологический смысл подросткового бунта. Взросление требует отрыва от родительской пуповины, однако неверным было бы думать, что подросток действительно хочет разрыва с родителями, хотя все его поведение – хамство, непослушание, отстранение от семьи, казалось бы, свидетельствуют именно об этом.

  Одной из важнейших черт, характеризующих  личность подростка, является появление  устойчивой самооценки образа «Я». Наличие  достаточно сформированных познавательных возможностей, общение со сверстниками, умения сопоставлять мнения других людей  о качествах собственной личности и достижениях в конкретных видах  деятельности приводят к тому, что  важнейшим содержанием психического развития подростка становится его  самосознание.

  Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток открывает целый мир  новых чувств, красоту природы, звуки  музыки, ощущение собственного тела. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных  и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое «Я» еще неопределенно, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или  ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении.

    Внутренний диалог с самим собой или с кем-то еще дает подростку возможность встать в позицию исследователя по отношению к самому себе. Это связанно с тем, что в процессе этих диалогов у человека развивается рефлексия. Таким образом, можно сказать, что рефлексия – это способность и умение видеть себя, свои действия, отношения с людьми, познавать свой внутренний мир, понимать себя. В то же время рефлексия – это и умение видеть и понимать то, как к тебе относятся другие люди, то, как они тебя понимают. Самонаблюдение, соотнесение, самоанализ все вместе ведут к развитию рефлексии, которая не только позволяет познать себя, но и во многом способствует взрослению человека. Однако рефлексия развита далеко не у всех подростков. Да и степень ее развития весьма различна.

  Независимо  от меры осознанности у каждого юноши  и девушки есть нечто, что как  бы фокусирует их отношение к себе, от чего зависит образ «Я» в то или иное время, что определяет меру их удовлетворения собой, меру принятия самого себя. Это нечто – самооценка, которая может быть высокой или низкой.

  Высокая самооценка не означает, что человек  ставит себя выше всех остальных, не знает  своих недостатков. Она – свидетельство  того, что человек уважает себя, положительно относится к себе в  целом.

  Низкая  самооценка, наоборот, характеризуется  неудовлетворенностью собой в целом, отрицательной оценкой своей  личности, в крайнем варианте презирание к самому себе даже при внешнем  благополучии.

  Самооценка, а точнее, ее уровень – высокий  или низкий, - зависит, как правило, от одного или двух обстоятельств  или от обоих сразу. Первое: от того, насколько удовлетворяет человека то, что он считает для себяболее  важным.

  Американский  психолог начала века Уильям Джемс  предложил своеобразную формулу, по которой, условно говоря, можно «вычислить»  самооценку.

  Самооценка = Успех / Притязание

  Таким образом, чем выше притязания человека в какой-либо сфере, тем большими должны быть его достижения в ней  для того, чтобы уровень самооценки был высоким.

  Как меняется образ «Я» с возрастом? Психологические исследования этой проблемы идут по нескольким направлениям. Прежде всего изучаются сдвиги в содержании образа «Я» и его компонентов – какие качества сознаются лучше, как меняются с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое – умственным или моральным качествам. Далее исследуется степень его достоверности и объективности. Наконец прослеживается изменение структуры образа «Я» в целом – степень его дифференцированности (когнитивной сложности), внутренней последовательности (цельности), устойчивости (стабильности во времени), субъективной значимости, контрастности, а также уровень самоуважения. По всем этим показателям переходный возраст заметно отличается как от детства, так и от взрослости; имеется грань в этом отношении и между подростком и юношей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.3. Влияние семьи  на формирование  личности подростка.

  Общение подростка во многом зависит от стиля  родительского общения и воспитания, то есть, в какой семье воспитывается  подросток.

  В нашей стране существуют разные стили  семейного воспитания, которые во многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных особенностей. Однако в целом наше обращение с детьми является значительно  более авторитарным и жестким. При  анонимном анкетировании детей  разного возраста из 15 городов страны выяснилось, что 60 % родителей используют физические наказании; среди них 85 % - порка, 9 % - стояние в углу, 5 % - удары  по голове и лицу.

  Подросток живет вместе со своей семьей. Он вошел в семью через свое рождение, привык к близким так, как к  ним привыкают в детстве. Сами родители, родственники, семейные традиции в детстве воспринимаются как  неизменная сущность бытия. Однако, набирая  опыт жизни, подросток открывает  для себя многообразные семейные отношения, которые отличаются от родительской семьи. Обычно семья относится к  подростку в соответствии со сложившимися семейными традициями.

  Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что ребенок взрослеет, и что с этим надо считаться, изменяя  стиль взаимоотношений. К подростку  начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости. Характер подростка из такой семьи развивается  вполне благополучно. Он строит свои отношения  с окружающими (взрослыми и сверстниками) преимущественно по адекватно лояльному  типу. Высокая рефлексия окружения  создает благоприятные условия  для духовного развития подростка.

  Семья отчужденная. В этой семье к подростку  относятся также как и в  детстве, – им мало интересуются, избегают общения с ним и держаться  от него на расстоянии. Отчужденные  родители уже сделали свой вклад  в развитие характера своего ребенка. Он или тоже стал носителем отчужденных форм поведения и обладателем отчужденной души, или у него сложился горький комплекс собственной неполноценности. Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, ибо является источником обременяющих хлопот. Подросток в подобных случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью, он устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворения в общении.

  Семья авторитарная по сложившимся стереотипам  продолжает предъявлять подростку  те же жесткие требования, что и  в детстве. В авторитарной семье  подросток также одинок, несчастен  и неуверен в себе, как и в  детстве. Однако тенденции развития его характера уже отчетливо  вырисовываются: подросток из авторитарной семьи обычно жестоко обращается со сверстниками, выражает неуважение к взрослым, явно демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения  в общественных местах. С посторонними людьми такой подросток или беспомощно застенчив, или расхлябанно дурашлив и неуважителен.

Информация о работе Особенности взаимоотношений подростков