Особенности взаимоотношений подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что процесс развития самооценки личности по сравнению с другими психологическими образованиями изучен довольно мало. Интерес к этим исследованием на материале психологии развития быстро возрастает. Переходный возраст заметно отличается от детства, так и от взрослости, имеется грань в этом отношении между подростком и юношей. Именно поэтому, исследование особенностей самооценки в юности является на сегодняшний день актуальным.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности самооценки в подростковом возрасте. ………………5
1.1. Понятие самооценки……………………………………………………….5
1.2. Особенности образа «Я» в подростковом возрасте……………………...6
1.3. Влияние семьи на формирование личности подростка ………………..10

1.4. Влияние психоактивных веществ на подростка………………………...13

Глава 2. Особенности взаимоотношений подростков………………………17

2.1. Особенности взаимоотношения подростков со взрослыми……………17

2.2. Особенности взаимоотношения подростков со сверстниками…….......20

Заключение…………………………………………………………………….22

Список используемой литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 43.64 Кб (Скачать)

  Семья с попустительским отношением. В  такой семье продолжает господствовать принцип вседозволенности: подросток  уже давно «сел на голову» родителям  и хорошо освоил принципы манипулирования  ими. Эгоизм и сопутствующая ему  конфликтность - основные характеристики характера подростков из таких семей. Попустительская семья лишает подростка  возможности осознать закономерности общественных отношений и делает его несостоятельным в реальных взаимоотношениях с другими.

  Семья с чрезмерной опекой. Подросток в  такой семье вырос под пристальным  вниманием и заботой родителей, у которых масса своих внутренних проблем, возникающих по большей  части на основе личных трагедий и  комплексов. С подростком родители по-прежнему не расстаются, опекают  его не только извне, но стремятся  завладеть и его душевными  переживаниями. В такой семье  подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В  этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников. В результате противостояние подростка и родителей лишь возрастает.

  Подростки, живущие в деградирующих семьях, где родители дерутся, принимают  алкоголь, наркотики, распутничают, обычно заражаются этими недугами еще в  детстве. Для подростка еще не вкусившего запретного зелья, мотивационная  готовность к употреблению алкоголя или наркотиков также чрезвычайно  велика.

  В неполной семье подросток начинает себя чувствовать особенно некомфортно. Ведь именно в этот период возникает  острое чувство потребности в  отце или матери, ибо половая идентификация  у подростков осуществляется в соотнесении  себя с родителями обоего пола.

  Подросток в приемной семье – сложная  проблема в отрочестве, особенно, если он знает, что его отец и мать не являются биологическими родителями. Если же ему повезло, и он обрел  хорошую семью, он все-таки постоянно  испытывает внутреннее напряжение и  неуверенность в том, как к  нему относятся его приемные родители.

  Описанные выше стили родительского общения  и воспитания дают возможность представить  варианты условий, создаваемых подросткам родительскими семьями. Именно разнообразие стилей, которое получает подросток  в каждодневном общении со взрослыми, обучает его стратегиям общения  в реальном взаимодействии людей. 
 
 
 
 
 

  1.4 Влияние психоактивных веществ на подростка.

  Подростковый  возраст характеризуется рядом  биологических и психологических  особенностей, который представляют определенный риск злоупотребления, как  алкоголем, так и другими психоактивными веществами, включая и наркотики.

  Формирование  личности подростка – сложный  и противоречивый процесс. Подросток, осознавая себя как складывающуюся личность, претендует на самостоятельность  в решении многих вопросов, в чем  ему нередко отказывают родители и старшие товарищи. Отсутствие жизненного опыта нередко не позволяет ему  правильно оценивать отдаленное значение того или иного своего поступка, в связи с чем у него могут  возникать неприятности, различные  сложные обстоятельства. Подросткам свойственно группирование, утверждение  своей личности через групповое  поведение, однако поведение каждого  становится зависимым от установки  всей группы сверстников.

  Группирование подростков со сверстниками обуславливается  рядом мотивов: занятиями, реализацией  общих интересов, проведением свободного времени и т. д. Хорошо, когда подростки  объединяются на основе интересов, определяемых их возможной в будущем профессией, способствующих их их физическому и  духовному развитию. Однако нередко бывает и так, что целью объединения подростков в группе бывает желание просто как-то провести свободное время. В таких группах всегда бывают подростки, у которых пока не сложились стойкие интересы к определенным полезным занятиям, поэтому в этих условиях часто возникают инициативы создать какой-то особый интерес для всех и, в частности, стремление к употреблению спиртных напитков и других веществ, вызывающих особое психическое состояние.

  У многих подростков отмечают определенные характерологические особенности, которые могут предрасполагать  к употреблению спиртных напитков и  различных психоактивных веществ. Такие особенности получили название акцентуированных. Акцентуация характера – это не болезненное состояние. Она характеризуется заострением отдельных черт характера, создающих известную уязвимость подростка.

  Здесь следует прежде всего указать на вариант акцентуации характера, относимого к наиболее распространенному типу – неустойчивых. Главной чертой характера подростком в этих случаях является нежелание трудиться, работать, учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности. При строгом и непрерывном контроле они нехотя подчиняются, но всегда ищут случай ускользнуть от любого труда.

  Уже с раннего возраста подростки  бывают свидетелями семейных застолий со спиртными напитками, а иногда и приобщаются к их употреблению. Потребление спиртного для них  выглядит как необходимость в  жизни взрослых и приобретает  многословное значение: как средство, облегчающее общение, сопутствующее  праздничным и другим важным событиям.

  Первое  знакомство подростков со спиртными  напитками вызывает у них, как  правило, отрицательную реакцию: неприятный вкус, особенно при употреблении крепких  напитков, плохое самочувствие даже при  легкой степени опьянения, рвотные  реакции. По миновании действия алкоголя могут отмечаться так называемые постинтоксикационные явления в виде общего плохого самочувствия, вялости и подавленности настроения.

  При систематическом употреблении алкоголя у подростка происходит нарастающее  изменение психического и соматического  состояний. Психические нарушения  проявляются в снижении побуждений к интеллектуальной деятельности или  физическому напряжению, ухудшении  работоспособности, безразличии к  нуждам и заботам близких. Тусклости  настроения, отсутствия чувства радости  по поводу событий, которые раньше представляли интерес или увлечение.

  Нередко подростки полностью или преимущественно  переходят на потребление психоактивных  препаратов.

  Помимо  изменений личности подростка могут  возникать и другие выраженные психические  расстройства: в форме бредовых идей, галлюцинаций, расстройства поведения  с двигательными стереотипными  проявлениями.

  Следует подчеркнуть, что собственно сам  пубертатный возраст подростка  является одним из ведущих факторов биологического уровня, предполагающий к быстрому развитию такой зависимости  и ускоренной деградации личности. Перестройка поведения подростка, коррекция его позиций будет  успешной в том случае, если он сможет освободится от психологического влияния, давления такой группы подростков. Нужно иметь в виду также и то, что потребление спиртных напитков и других психоактивных веществ может быть вызвано не желанием подражания или экспериментирования, а средством изменения состояния, нежелательного для подростка.

  Такими  состояниями могут быть: подавленность  настроения, вялость, апатия, отсутствие энергии, для того чтобы выполнять  повседневные дела и обязанности. Здесь можно отметить определенную эпизодичность в приеме психоактивных средств подростком. Прием средств полностью совпадает с колебаниями настроения и падением активности. Причем, если вначале такое потребление психоактивных веществ имеет целью как-то выровнять психическое состояние, то в последующем развивается психофизическая зависимость, как от алкоголя, так и от других препаратов.

  Бывает  и так, что подросток, не решительный  по характеру, потребляет спиртные напитки  для храбрости, если ему, например, предстоит  встреча со знакомой девушкой; принимает  также и отдельные медикаметозные препараты, чтобы не волноваться, чувствовать  себя уверенным. Такие мотивы приема психоактивных веществ не являются результатом влияния сверстников  или просто подражания, это –  попытка самостоятельно корригировать свое состояние, помочь себе, с тем чтобы быть таким же, как и его сверстники.

  Приведенные выше мотивы потребления подростками  алкоголя и других психотропных средств  обусловлены особенностями их состояния, потребления и злоупотребление психоактивными веществами, включая и алкоголь, являются вторичными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 2. Особенности взаимоотношений подростков.

  2.1 Особенности взаимоотношения подростков со взрослыми.

  Первый источник проблем взаимоотношений со взрослыми – непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные или примитивные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях и т. п. Исследования показали, что, чем старше становится подросток, тем меньшее понимание он находит у окружающих его взрослых. Если их представления о переживаниях учащихся IV–V классов в той или иной степени соответствуют действительности, то представления взрослых о переживаниях учащихся VII–VIII классов весьма от нее далеки. Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.

  В связи с легкой ранимостью подростка  для взрослого очень важно  найти формы налаживания и  поддержания этих контактов. Подросток  испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о  событиях своей жизни, но самому ему  трудно начать столь близкое общение.

  Подросткам  нужны не скучные нотации и  надоедливые поучения, а искренние, задушевные беседы, полезная, ясная, глубоко  продуманная логическая аргументация, а главное – организация правильного  нравственного опыта, убеждающего  в справедливости нравственных норм и необходимости им следовать  в повседневной жизни.

  Характерным для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения. Чаще имитируется  поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной  критичности и несамостоятельности  в суждениях такой образец  для подражания может оказать  негативное влияние на поведение  подростка. Сравнительно редко появляется у подростков отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца. Зачастую это бывает кто-либо из родителей, причинивших много горя и обид подростку.

   Тот  факт, что по сути дела на  протяжении всего подросткового  возраста потребность подростков  в том, чтобы взрослые, особенно родители, признали их равноправными партнерами в общении, оказывается неудовлетворенной, порождает многочисленные и разнообразные конфликты подростка с родителями и учителями. Особенно остро это проявляется в старших подростковых классах, учащиеся которых испытывают огромную потребность в общении со взрослыми «на равных». Кроме того,  взрослые, видя взросление подростка, чаще всего замечают в этом процессе только его негативные стороны: подросток стал «непослушным», «скрытным» и т. д. –  и совершенно не замечают ростков позитивного, нового. Одним из таких ростков является развитие в подростковом возрасте стремления помочь взрослым, поддержать, разделить их горе или радость.

  Взрослые  в лучшем случае готовы сами проявить сочувствие и сопереживание по отношению  к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны. Понятно, почему это происходит, – для того чтобы принять это отношение подростка, как раз и необходимо быть с ним «на равных».

  Снятию  межличностного конфликта подростка  и взрослого обычно способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного  уважения. Создание таких отношений  помогает обращение к подростку, с какими- либо серьезными просьбами в разных делах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности взаимоотношений подростков