Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 23:14, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что процесс развития самооценки личности по сравнению с другими психологическими образованиями изучен довольно мало. Интерес к этим исследованием на материале психологии развития быстро возрастает. Переходный возраст заметно отличается от детства, так и от взрослости, имеется грань в этом отношении между подростком и юношей. Именно поэтому, исследование особенностей самооценки в юности является на сегодняшний день актуальным.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности самооценки в подростковом возрасте. ………………5
1.1. Понятие самооценки……………………………………………………….5
1.2. Особенности образа «Я» в подростковом возрасте……………………...6
1.3. Влияние семьи на формирование личности подростка ………………..10
1.4. Влияние психоактивных веществ на подростка………………………...13
Глава 2. Особенности взаимоотношений подростков………………………17
2.1. Особенности взаимоотношения подростков со взрослыми……………17
2.2. Особенности взаимоотношения подростков со сверстниками…….......20
Заключение…………………………………………………………………….22
Список используемой литературы…………………………………………...
2.2. Особенности взаимоотношений подростка со сверстниками.
Одна из главных тенденций переходного возраста – переориентация подростка с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных себе по положению. Эта переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников неодинаков, но такая переориентация происходит обязательно.
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у ребенка уже в 4-5 лет, и с возрастом усиливается. Отсутствие общества сверстников уже у дошкольников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания личности, следовательно, падает и самооценка. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.
Каковы
психологические функции
Во-первых,
общение со сверстниками очень важный
специфический канал
Во-вторых, это специфически вид деятельности и межличностных отношений. Групповая игра, а затем и другие виды совместной деятельности вырабатывают у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.
В-третьих,
это специфический вид
Заключение.
Из выше сказанного следует, что период отрочества для подростка является периодом сложных изменений, перестроения общения со взрослыми и сверстниками, преображается и подстраивается под общество его психика, сильно изменяется его внутренний мир, он начинает осознавать что он - личность, что он - часть окружающего его общества. И у него есть свои права и обязанности, он так или иначе принимает ценности, и нормы поведения общества в котором он живет. Подросток приходит к целостному пониманию собственного внутреннего «Я». Отрочество благодаря потребности познать себя и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни.
Но
кризис отрочества обогащает подростка
знаниями и чувствами такими глубокими,
о которых он даже не подозревал
в детстве. Подросток через собственные
душевные муки обогащает сферу своих
чувств и мыслей, он проходит трудную
школу идентификации с собой
и с другими, впервые овладевая
опытом целенаправленного обособления.
Всё это помогает ему отстаивать
своё право быть личностью.
Список используемой литературы.