Особенности взаимоотношений подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что процесс развития самооценки личности по сравнению с другими психологическими образованиями изучен довольно мало. Интерес к этим исследованием на материале психологии развития быстро возрастает. Переходный возраст заметно отличается от детства, так и от взрослости, имеется грань в этом отношении между подростком и юношей. Именно поэтому, исследование особенностей самооценки в юности является на сегодняшний день актуальным.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности самооценки в подростковом возрасте. ………………5
1.1. Понятие самооценки……………………………………………………….5
1.2. Особенности образа «Я» в подростковом возрасте……………………...6
1.3. Влияние семьи на формирование личности подростка ………………..10

1.4. Влияние психоактивных веществ на подростка………………………...13

Глава 2. Особенности взаимоотношений подростков………………………17

2.1. Особенности взаимоотношения подростков со взрослыми……………17

2.2. Особенности взаимоотношения подростков со сверстниками…….......20

Заключение…………………………………………………………………….22

Список используемой литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 43.64 Кб (Скачать)

  2.2. Особенности взаимоотношений подростка со сверстниками.

  Одна  из главных тенденций переходного  возраста – переориентация подростка  с родителей, учителей и вообще старших  на ровесников, более или менее  равных себе по положению. Эта переориентация может происходить медленно и  постепенно или скачкообразно и  бурно, она по-разному выражена в  разных сферах деятельности, в которых  престиж старших и сверстников неодинаков, но такая переориентация происходит обязательно.

  Потребность в общении со сверстниками, которых  не могут заменить родители, возникает  у ребенка уже в 4-5 лет, и с  возрастом усиливается. Отсутствие общества сверстников уже у дошкольников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и  самосознания личности, следовательно, падает и самооценка. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.

  Каковы  психологические функции общества сверстников в подростковом возрасте?

  Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер, если нет других источников такой информации.

  Во-вторых, это специфически вид деятельности и межличностных отношений. Групповая  игра, а затем и другие виды совместной деятельности вырабатывают у ребенка  необходимые навыки социального  взаимодействия, умение подчиняться  коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

  В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию  от взрослых, но и дает ему чрезвычайно  важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел  ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет решающее значение для подростковой самооценки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

  Из  выше сказанного следует, что период отрочества для подростка является периодом сложных изменений, перестроения общения со взрослыми и сверстниками,  преображается и подстраивается под общество его психика, сильно изменяется его внутренний мир, он начинает осознавать что он - личность, что он - часть окружающего его общества. И у него есть свои права и обязанности, он так или иначе принимает ценности, и нормы поведения общества в котором он живет. Подросток приходит к целостному пониманию собственного внутреннего «Я». Отрочество благодаря потребности познать себя и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни.

  Но  кризис отрочества обогащает подростка  знаниями и чувствами такими глубокими, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток через собственные  душевные муки обогащает сферу своих  чувств и мыслей, он проходит трудную  школу идентификации с собой  и с другими, впервые овладевая  опытом целенаправленного обособления. Всё это помогает ему отстаивать своё право быть личностью. 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  используемой литературы.

  1. Учителям и родителям о психологии подростка: Науч.-попул. / Г. Г. Аракелов, Н. М. Жариков. - М.: Высш. Шк., 1990. - 304 с.
  2. Кон И. С. Психология старшеклассника. – Просвещение, 1982. -  207 с.
  3. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
  4. Мудрик А. В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
  5. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития: [учеб. для пед. cпециальностей] / В. С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2006. – 606 с.

Информация о работе Особенности взаимоотношений подростков