Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:09, курсовая работа
В последнее время тема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Ей посвящено огромное множество статей и книг. В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. Очевидно, это не мода, Скорее, пожалуй, это реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном двадцатом веке. Реакция, на наш взгляд, вполне адекватная и своевременная. Пока трудно сказать, привело ли значительное количество исследований и публикаций по этой теме к появлению нового качества, к новому более глубокому и непротиворечивому пониманию нами существа агрессивного поведения человека.
Введение……………………………………………………………
Глава 1. Подростковая агрессия и ее особенности………………………………………………………………
1.1. Особенности личности подростков……………………………
1.2. Причины агрессивности, ее виды и механизм действия……
1.3. Особенности агрессивного поведения у подростков…………
1.4. Взаимоотношения подростка и взрослого………………
Глава 2.Характеристика подросткового возраста……………
2.1. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка
2.2. Различные теоретические подходы к проблеме «кризиса» подросткового возраста
2.3 Центральное новообразование личности при переходе в подростковый возраст……………
Глава 3. Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов……………………………………………………………………
3.1. Цели, задачи, гипотезы исследования, объект и предмет исследования…………………………………………………………………...
3.2. Диагностика агрессивности у подростков ………..
3.3.Профилактика и коррекция агрессивного поведения…...
Заключение……………………………………………………………..
Литература……………………………………
Глава 2. Характеристика подросткового возраста.
2.1 Анатомо физиологическая перестройка организма подростка.
Проблема биологического
фактора в развитии подростка
обусловлена тем, что именно Из этом
возрасте происходят кардинальные изменения
в организме ребенка на пути к
биологической зрелости, развертывается
процесс полового созревания. За всем
этим стоят процессы морфологической
и физиологической перестройки
организма.
Начало перестройки организма связано
с активизацией деятельности гипофиза,
особенно его передней доли, гормоны которой
стимулируют рост тканей и функционирование
других важнейших желез внутренней секреции
(половых, щитовидной, надпочечников).
Их совокупная деятельность обусловливает
многочисленные изменения в организме
ребенка, в том числе наиболее очевидные:
"скачок в росте" и половое созревание
развитие половых органов и появление
вторичных половых признаков). Наиболее
интенсивный период в этих процессах приходится
на одиннадцать-тринадцать лет у девочек
и тринадцать-пятнадцать лет у мальчиков.
В настоящее время наблюдается акселерация
физического развития и полового созревания,
и поэтому уже в девять-десять лет у девочек
может начаться деятельность половых
желез и формирование грудной железы,
а в десять-одиннадцать лет некоторые
оказываются на стадии начала половой
зрелости (мальчики - в двенадцать-тринадцать
лет).
В исследованиях последних лет не было
выявлено строгой зависимости между уровнем
полового созревания и соматометрическими
показателями, но, с другой стороны, именно
рост в длину, увеличение веса и окружности
грудной клетки являются специфическими
моментами физического развития в подростковом
возрасте, которые обозначаются особым
термином "скачок в росте". Благодаря
этому изменяется облик подростка по сравнению
с обликом ребенка и общие пропорции тела
приближаются к характерным для взрослого.
Меняется и лицо вследствие интенсивного
развития лицевой части черепа, но мозг
в размерах увеличивается незначительно.
В период от одиннадцати-двенадцати до
пятнадцати-шестнадцати лет позвоночник
отстает в годичной прибавке от темпа
роста тела в длину. Поскольку до четырнадцати
лет пространство между позвонками еще
заполнено хрящом, это определяет податливость
позвоночника к искривлению при неправильном
положении тела, длительных односторонних
напряжениях или чрезмерных физических
нагрузках. Наибольшие нарушения осанки
происходят в одиннадцать-пятнадцать
лет, хотя в этом же возрасте подобные
дефекты устраняются легче, чем потом.
Срастание костей таза (в которых заключены
половые органы девочек) заканчивается
к 20-21 году. Их смещение и смещение несросшихся
костей возможно при прыжках с большой
высоты, а при ношении обуви на высоких
каблуках возможно изменение формы таза,
что впоследствии может вредно повлиять
на родовую функцию.
Увеличение массы мышц и мышечной силы
происходит наиболее интенсивно в конце
периода полового созревания. Развитие
мускулатуры у мальчиков происходит по
мужскому типу, а мягких тканей у девочек
- по женскому типу, это сообщает представителям
каждого пола соответственно черты мужественности
или женственности, но завершение этого
процесса находится за пределами подросткового
возраста.
Увеличение мышечной силы расширяет физические
возможности подростков. Это осознается
мальчиками, имеет для каждого из них большое
значение. Однако мышцы подростка утомляются
скорее, чем у взрослых, и еще не способны
к длительным напряжениям, что необходимо
учитывать при занятиях спортом и физическим
трудом. Перестройка моторного аппарата
сопровождается потерей гармонии в движениях,
появляется неумение владеть собственным
телом (обилие движений, недостаточная
их координация, общая неловкость, угловатость).
Это может порождать неприятные переживания,
неуверенность. В то же время возраст с
шести-восьми до тринадцати-четырнадцати
лет - период оптимального развития многих
двигательных качеств, активного совершенствования
двигательной функции при интенсивном
нарастании ряда ее показателей (быстроты
и частоты движений, длины прыжка и т.д.).
Рост различных органов и тканей предъявляет
повышенные требования к деятельности
сердца. Оно тоже растет, но быстрее, чем
кровеносные сосуды. Это может быть причиной
функциональных нарушений в деятельности
сердечно-сосудистой системы и проявляться
в виде сердцебиений, повышения кровяного
давления, головокружения, головных болей,
быстрой утомляемости.
В подростковом возрасте наступают резкие
перемены во внутренней среде организма
в связи с изменениями в системе активно
действующих желез внутренней секреции,
причем гормоны щитовидной и половых желез
являются, в частности, катализаторами
обмена веществ Поскольку эндокринная
и нервная системы функционально связаны
между собой, подростковый возраст характеризуется,
с одной стороны, бурным подъемом энергии,
а с другой - повышенной чуткостью к патогенным
воздействиям. Поэтому умственное или
физическое переутомление, длительное
нервное напряжение, аффекты и сильные
отрицательно окрашенные эмоциональные
переживания (страх, гнев, чувство обиды
и оскорбления) могут быть причинами эндокринных
нарушений (временное прекращение менструального
цикла, развитие гипертериоза) и функциональных
расстройств нервной системы (некоторые
признаки этого - повышенная раздражительность,
чувствительность, утомляемость, слабость
сдерживающих механизмов, рассеянность,
падение продуктивности в работе, расстройства
сна). Перестройка нейрогуморальных соотношений
часто является основой общей неуравновешенности
подростка, его раздражительности, взрывчатости,
двигательной активности, периодической
вялости, апатии. У девочек появление таких
состояний нередко наблюдается незадолго
до начала или во время менструального
цикла.
Половое созревание и сдвиги в физическом
развитии подростка имеют немаловажное
значение в возникновении новых психологических
образований. Во-первых, эти очень ощутимые
для самого подростка изменения делают
его объективно более взрослым и являются
одним из источников возникающего ощущения
собственной взрослости (на основе представления
о своем сходстве со взрослыми). Во-вторых,
половое созревание стимулирует развитие
интереса к другому полу, появление новых
ощущений, чувств, переживаний. Степень
внутренней занятости и сосредоточенности
подростка на новых ощущениях и переживаниях,
их место в его жизни определяются как
широкими социальными условиями, так и
конкретными индивидуальными обстоятельствами
жизни и воспитания подростка, особенностями
его общения. Отрицательное влияние могут
оказывать чтение не соответствующей
возрасту литературы, знакомство с фильмами,
предназначенными для взрослых. Все это,
а также разговоры с товарищами о разных
проблемах любви и пола провоцируют развитие
повышенного интереса к интимной стороне
человеческих отношений эротических тенденций
и ранней сексуальности. Нормой для подростков
обоего пола является пробуждение первых
романтических чувств.12
2.2 Различные теоретические подходы к проблеме «кризиса» подросткового возраста.
Существенные анатомо-
В 20-30-е годы стало набирать силу направление,
противоположное биогенетическому универсализму,
поскольку в разных странах накапливались
конкретные исследования, в которых показывалась
зависимость некоторых сторон личности
подростка от его социальной принадлежности.
Такая теоретическая направленность существовала
в ряде исследований и в советской психологии
(в период ее становления). Так, Л.С. Выготский
выдвинул гипотезу о несовпадении трех
точек созревания - полового, общеорганического
и социального - как основной особенности
и основном противоречии подросткового
возраста. Сильный удар по теориям биогенетического
универсализма был нанесен американскими
антропологами этнографами), которые изучали
так называемые "примитивные цивилизации",
чтобы установись, что в человеке определяется
"природой", а что - "культурой",
т.е. конкретными общественно-историческими
условиями жизни и развития. М. Мид, которая
изучала подростков острова Самоа, доказала
несостоятельность представления о неизбежности
кризиса и конфликтов в подростковом возрасте
и показала их социальную, а не биологическую
обусловленность. Она обнаружила существование
гармонического, бесконфликтного перехода
от детства к взрослости у подростков
Самоа и подробно описала условия жизни,
особенности воспитания и отношений детей
с окружающими. Подростковый возраст у
девочек Мид в целом оценила как наиболее
приятный и свободный период по сравнению
с детством и взрослостью. Позже она показала,
что наступление у девочки половой зрелости,
во-первых, может не быть для нее фактом
чрезвычайной субъективной важности и
проходить почти незамеченным и, во-вторых,
иметь разное значение для жизни племени
(быть для всех благом или нести в себе
опасность) и самой девочки: в одних случаях
это является сигналом для признания ее
взрослости и подготовки к брачной церемонии,
в других - только незначительно изменяется
круг ее прав и обязанностей. В исследованиях
этнографов было установлено, что подростковый
период может иметь разную длительность
и у некоторых племен ограничиваться несколькими
месяцами.
Было опровергнуто и утверждение об обязательности
"Эдипова комплекса" у мальчиков
и установлена возможность отсутствия
кризиса у мальчиков-подростков как в
условиях специально организованной подготовки
к взрослому статусу, который приобретается
подростком после инициации, так и при
постепенном овладении требованиями этого
статуса.
Р. Бенедикт выделила на основе обобщения
этнографических материалов два типа
перехода от детства к взрослости: 1) непрерывный
и 2) с наличием разрыва между тем, чему
ребенок учится в детстве, и теми способами
поведения и представлениями, которые
необходимы для осуществления роли взрослого.
Первый тип перехода существует в условиях
сходства ряда важных норм и требований
к детям и взрослым. В таких обстоятельствах
развитие протекает плавно, ребенок постепенно
учится способам взрослого поведения
и оказывается подготовленным к выполнению
требований статуса взрослого. Второй
тип перехода существует при расхождении
в существенных нормах и требованиях к
детям и взрослым (Бенедикт и Мид считали
его характерным для современного американского
общества и стран с высоким промышленным
развитием). В таких условиях переход к
взрослости идет с внешними и внутренними
конфликтами и имеет специфический результат
- неподготовленность к выполнению роли
взрослого при достижении "формальной"
зрелости. Бенедикт подчеркивала, что
путь, по которому происходит переход
от детства к взрослости, различен в разных
обществах и ни один из них не может рассматриваться
как "природная" тропинка в зрелость.
Теоретическое значение этнографических
исследований велико. Было доказано, что
конкретными социальными обстоятельствами
жизни ребенка определяются: 1) длительность
подросткового периода; 2) наличие или
отсутствие кризиса, конфликтов, трудностей;
3) характер самого перехода от детства
к взрослости. Из этих исследований вытекал
противоположный фрейдизму вывод: в человеке
природное не может быть противопоставлено
социальному, поскольку природное в нем
социально.
Антропологи рассматривали подростковый
возраст как период, когда ребенок находится
в пути к его месту в обществе, когда происходит
его проникновение в общественную жизнь
взрослых. В развитии этой идеи особое
место принадлежит К. Левину (США), который
продолжил анализ положения подростка
в современном обществе и рассмотрел конфликтный
тип перехода к взрослости с точки зрения
положения в обществе группы детей и группы
взрослых, их некоторых прав и привилегий.
Он констатировал разделенность этих
групп и считал, что в подростковом возрасте
происходит смена принадлежности к группе.
У подростка есть стремление перейти в
группу взрослых и пользоваться некоторыми
их привилегиями, которых нет у детей.
Однако взрослыми он еще не принят и поэтому
оказывается в положении между группами.
Степень трудностей и наличие конфликтов
Левин ставит в зависимость от социальных
моментов - резкости разграничения в обществе
группы детей и группы взрослых и длительности
периода, когда подросток находится в
положении между группами. Идеи Левина
о "неприкаянности" подростка развиваются
в настоящее время Д. Коулменом и другими
зарубежными психологами, которые говорят
о существовании особой "субкультуры"
подростков, т.е. о наличии общества подростков
в обществе взрослых.
Л.С. Выготский поставил совершенно новые
проблемы при изучении критических возрастов:
необходимость выделить основное новообразование
в сознании (подростка) и выяснить социальную
ситуацию развития, которая в каждом возрасте
представляет неповторимую систему отношений
между ребенком и средой. Он полагал, что
перестройка этой системы отношений составляет
главное содержание "кризиса" переходного
возраста.
Таким образом, развитие теоретической
мысли в объяснении "кризиса" в подростковом
возрасте заключалось в постепенном накоплении
обобщений, говорящих о том, что особенности
проявлений и протекания подросткового
периода определяются конкретными социальными
обстоятельствами жизни и развития подростка,
его общественным положением в мире взрослых.13
2.3. Центральное новообразование
личности при переходе в
Возникновение, источники
и особенности "чувства взрослости". Развитие
социальной взрослости есть становление
готовности ребенка к жизни в обществе
взрослых как полноценного и равноправного
члена. Этот процесс предполагает развитие
не только объективной, но и субъективной
готовности, которая необходима для усвоения
общественных требований к деятельности,
отношениям и поведению взрослых, поскольку
именно в процессе овладения этими требованиями
развивается социальная взрослость.
В начале подросткового периода дети не
похожи на взрослых: они еще много играют
и просто бегают, возятся и шалят, они непосредственны
и непоседливы, кипучи и взрывчаты, разнонаправленно
активны и часто легкомысленны, неустойчивы
в интересах и увлечениях, в симпатиях
и отношениях, легко поддаются влиянию.
Однако такая внешняя картина детскости
обманчива, за ней скрываются важные процессы
становления нового. Подростки могут взрослеть
незаметно, оставаясь во многом детьми.
Процесс становления взрослости не лежит
на поверхности. Его проявления и симптомы
разнохарактерны и многообразны. Первые
ростки взрослости могут очень отличаться
от ее развитых форм, проявляться неожиданно
для взрослого подчас в неприятных для
него новых моментах поведения подростка.
Именно обилие нового и непохожего в подростке
по сравнению с младшим школьником говорит
о том, что подросток уже начал уходить
от детства. Это новое обращено в будущее,
именно оно будет развиваться и именно
на него необходимо опираться в воспитании
подростка. Если не знать и не учитывать
новых тенденций развития в подростковом
периоде, то процесс воспитания может
быть неэффективным, а формирование личности
может происходить стихийно в этот ответственный
период ее развития.
Кардинальные изменения в структуре личности
ребенка, вступающего в подростковый возраст,
определяются качественным сдвигом в
развитии самосознания, благодаря чему
нарушается прежнее отношение между ребенком
и средой. Центральным и специфическим
новообразованием в личности подростка
является возникновение у него представления
о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости);
действенная сторона этого представления
проявляется в стремлении быть и считаться
взрослым. Своеобразие этой особенности
заключается в том, что подросток отвергает
свою принадлежность к детям, но у него
еще нет ощущения подлинной, полноценной
взрослости, хотя есть стремление к ней
и потребность в признании его взрослости
окружающими.
Чувство взрослости может возникать в
результате осознания и оценки сдвигов
в физическом развитии и половом созревании,
которые очень ощутимы для подростка и
делают его более взрослым объективно
и в собственном представлении. Другие
источники чувства взрослости - социальные.
Чувство взрослости может рождаться в
условиях, когда в отношениях со взрослыми
подросток объективно не занимает положения
ребенка, участвует в труде, имеет серьезные
обязанности. Ранняя самостоятельность
и доверие окружающих делают ребенка взрослым
не только в социальном, но и субъективном
плане. Множество подобных примеров было
в годы Великой Отечественной войны. (Этот
возможный путь возникновения чувства
взрослости, причем задолго до начала
полового созревания, зафиксирован Н.А.
Некрасовым в образе мужичка с ноготок.)
Чувство взрослости формируется у подростка
и тогда, когда к нему относятся как к равному
товарищи, которых он считает намного
старше себя. Ощущение собственной взрослости
может рождаться и в результате установления
сходства по одному или нескольким параметрам
между собой и человеком, которого подросток
считает взрослым (в знаниях, умениях,
в силе, ловкости, смелости). Ощущение собственной
взрослости может возникнуть до начала
полового созревания? Существующая в настоящее
время акселерация физического развития
и полового созревания создает условия
для более раннего, чем в прежние годы,
сдвига в представлении ребенка о степени
собственной взрослости, означающего
вступление в подростковый возраст.
Это новообразование самосознания является
стержневой особенностью личности, ее
структурным центром, так как выражает
новую жизненную позицию подростка по
отношению к людям и миру, определяет специфическое
направление и содержание его социальной
активности, систему новых стремлений,
переживаний и аффективных реакции. Специфическая
социальная активность подростка заключается
в большой восприимчивости к усвоению
норм, ценностей и способов поведения,
которые существуют в мире взрослых и
в их отношениях. Это имеет далеко идущие
последствия потому, что взрослые и дети
представляют две разные группы и имеют
разные обязанности, права и привилегии.
Во множестве норм, правил, ограничений
и в особой "морали послушания", которая
существует для детей, зафиксирована их
несамостоятельность, неравноправное
и зависимое положение в мире взрослых.
Для ребенка многое из доступного взрослым
еще запретно. В детстве ребенок овладевает
нормами и требованиями, которые общество
предъявляет к детям. Эти нормы и требования
качественно меняются при переходе в группу
взрослых. Возникновение у подростка представления
о себе как о человеке, уже перешагнувшем
границы детства, определяет его переориентацию
с одних норм и ценностей на другие - с
детских на взрослые. Равнение подростка
на взрослых проявляется в стремлении
походить на них внешне, приобщиться к
некоторым сторонам их жизни и деятельности,
приобрести их качества, умения, права
и привилегии, причем прежде всего те,
в которых наиболее зримо проявляется
отличие взрослых и их преимущества по
сравнению с детьми.14
Глава 3.Эксперементальные исследования агрессии у подростков двух школ.
2.1 Цели, задачи, гипотезы исследования, объект и предмет исследования
Цель исследования: цель данного исследования состоит в выявлении особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что агрессивное поведение в подростковом возрасте может выступать как способ адаптации к современным социальным условиям. Агрессивное поведение отличается по гендорному признаку, уровень и тип агрессии будет разным в полных и не полных семьях, т.к. семейное воспитание является фактором проявления подобного поведения в этом возрасте.
Цель и гипотеза обусловили постановку основных задач исследования:
1. использование научных
2. провести отбор методов,
3. выявить уровень, тип агрессии с помощью специализированных методик.
4. сделать анализ результатов проведенного исследования.
Объектом исследования: агресси
Предметом исследования: особенности агрессивного поведения подростков.
В курсовой работе используется психологическое тестирование каждого из испытуемых в отдельности, при помощи методик определяющих их уровень и тип агрессии.
3.2 Диагностика агрессивности у подростков
«Шкала враждебности» Кука-Медлей (см. приложение 1).
Данная методика позволяет оценивать уровень выраженности по шкалам цинизма, агрессивности и враждебности.
Я провела опрос у учеников 10-ых и 11-ых классов от 15 до 17 лет используя «Шкалу враждебности Кука-Медлей» рассмотрим полученные результаты среди девочек и мальчиков по трем шкалам: ценнизм, агрессивность, враждебность.
Диагностика враждебности по «Шкале Кука-Медлей» среди девочек 11 класс.
Используя полученные данные
можно сделать вывод, что среди
девочек 11 классанет ни одной с
высоким показателем ценнизма. У
семи девочек прошедших методику
диагностики враждебности по «Шкале
Кука-Медлей» был выявлен
По шкале агрессивности можно сказать, что у всех семи испытуемых средний показатель агрессивности стремящийся к высокому, ни у одной испытуемой не было выявлено высокого показателя враждебности. Самый высокий показатель враждебности среди девочек выявлен у Лизы К. -39 баллов.
По шкале враждебности выявлено трое испытуемых с средним показателем враждебности с тенденцией к низкому и пятеро испытуемых с средним показателем враждебности стремящемуся к высокому. Ни одной испытуемой с высоким показателем враждбности. Самый высокий показатель среди испытуемых выявлен у Ирины Д. – 22 и Марии Т. – 22.
Диагностика враждебности по «Шкале Кука-Медлей» среди девочек 10 класс.
Используя полученные данные можно сделать вывод, что среди девочек 10 класса одна с высоким показателем ценнизма. У семи девочек прошедших
методику диагностики враждебности по «Шкале Кука-Медлей» был выявлен средний показатель ценнизма с тенденцией к высокому. Самый высокий показатель ценнизма среди испытуемых был выявлен у Юлии Д. -65 баллов.
По шкале агрессивности
можно сказать, что у шести
испытуемых средний показатель агрессивности
стремящийся к высокому и у
двух выявлен средний показатель
враждебности с тенденцией к низкому.
Ни у одной испытуемой не было выявлено
высокого показателя враждебности. Самый
высокий показатль
По шкале враждебности выявлено трое испытуемых из восьми с средним показателем враждебности с тенденцией к низкому и пятеро испытуемых с средним показателем враждебности стремящемуся к высокому. Ни одной испытуемой с высоким показателем враждебности. Самый высокий показатель среди испытуемых выявлен у Дарьи К. – 24.
Диагностика враждебности по «Шкале Кука-Медлей» среди мальчиков 11 класс.
Используя полученные данные
можно сделать вывод, что среди
мальчиков 11 класса у девяти был
выявлен средний показатель ценнизма
с тенденцией к высокому. Ни одного
испытуемого с высоким
По шкале агрессивности можно сказать, что у пяти испытуемых средний показатель агрессивности стремящийся к высокому и у пяти выявлен средний показатель враждебности с тенденцией к низкому. Ни у одной испытуемой не было выявлено высокого показателя враждебности. Самый высокий показатель враждебности среди мальчиков выявлен у Камрана А. - 40 баллов.
Информация о работе Особенности проявления агрессивного поведения у подростков