Индивидуальные особенности поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:55, реферат

Краткое описание

Человек как продукт природы и общества — явление сложное и многогранное. Применительно к обсуждаемой теме, человек нас интересует как составная часть системы управления, которая способна принимать решения и вырабатывать управляющие воздействия, а также их исполнять.
Человек живет и действует, совершая определенные поступки. Его деятельность и общение с другими людьми объединяются единым понятием "поведение". В поведении, в действиях и поступках человека проявляются его основные социально-психологические свойства.

Файлы: 1 файл

Индивидуальные особенности поведения.docx

— 23.22 Кб (Скачать)

Индивидуальные  особенности поведения

Человек как продукт природы и общества — явление сложное и многогранное. Применительно к обсуждаемой  теме, человек нас интересует как  составная часть системы управления, которая способна принимать решения  и вырабатывать управляющие воздействия, а также их исполнять.

Человек живет и действует, совершая определенные поступки. Его деятельность и общение  с другими людьми объединяются единым понятием "поведение". В поведении, в действиях и поступках человека проявляются его основные социально-психологические  свойства.

Поведение человека, его поступки и действия зависят от:

  • биологических и психологических особенностей его организма;
  • условий жизни и от различных воздействий на него, от того, как организовано взаимодействие человека с миром материальной и духовной культуры, а также с окружающими людьми.

Для правильного  объяснения поведения людей необходимо:

  • знать их психическую жизнь;
  • понимать взаимодействие окружающей среды и сознания;
  • уметь наблюдать внешние проявления психики человека;
  • уметь правильно их истолковывать.

Именно  эти знания и навыки составляют основу социально-психологических качеств  руководителя.

Состояние и поведение человека всегда определяется его мыслями и чувствами, отражающими  действительность, и волей, направляющей его поведение. Наука о психическом  отражении действительности в деятельности и поведении человека называется психологией.

Психика (греч. "душевный") свойство мозга человека (высокоорганизованной материи) отражать реальную действительность. Это что-то нематериальное, но присущее человеку (душа). Внутренний мир человека, его сознание. Это совокупность душевных явлений и процессов. Специфический продукт деятельности человека во взаимодействии его с окружающей средой.

Ощущения, представления, мысли индивида создают  у него субъективные образы и модели внешнего мира, которые, преобразуясь в мозгу, переходят в различные формы деятельности и поведения. Человек, изучая функции мозга и свою психику, познает тем самым механизмы собственной деятельности, познает себя.

Психическая жизнь человека, его внутренний мир  не могут быть поняты вне зависимости  от его деятельности. И наоборот, человек всегда выражает отношение к тому, что он познает или делает. Состояние психики человека (уверенность, бодрость, надежда или, наоборот, беспокойство, раздражение, заботы) оказывают сильное влияние на его поведение и на результаты его труда.

Различают два вида направленности человеческого  поведения:

  • реактивное;
  • активное.

Реактивное  поведение представляет собой в  основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы.

Активное  поведение связано со способностями  человека к сознательному выбору целей и форм поведения для  достижения выбранных целей.

Для управления поведением человека нужны адекватные средства навигации: идеи, вера, методы и т.п. Невозможно управлять поведением людей, не зная и не учитывая их психические  особенности.

В течение  длительного времени в психологической  науке за основу теоретического анализа  принималась личность как некий  обособленный феномен. Связи с личностью  подразумевались, но предметом конкретного  исследования не были. Но человек —  это продукт природы и общества. На протяжении всей своей жизни он испытывает воздействие обширной совокупности социальных факторов, которые определяются как социальная среда. Поэтому психологию и поведение отдельного человека невозможно понять без связей (отношений) с другими людьми.

С одной  стороны, люди действуют, будучи наделенными  сознанием и волей. Для них  любое общественное явление имеет  свой "психологический аспект", так как общественные закономерности проявляются не иначе, как через других людей.

С другой стороны, в совместной деятельности людей возникают определенные виды связей (отношений) между ними. Эти  отношения оказывают большое  влияние на психологию людей и  проявляются в их поступках, действиях  и поведении. Без анализа связей человека с другими людьми невозможно понять поведение отдельного человека.

Наука об обществе как целостной системе  и отдельных ее процессах и  общественных группах называется социологией (лат. "общество, -логия"). Социологи выявили ряд ценностей, к которым стремится любой нормальный человек.

Такими  общими потребностями и интересами являются:

  • материальные условия жизни; интересная работа;
  • социальная стабильность.

Эти общие  потребности и интересы необходимо знать и удовлетворять! Но как?

Многообразные и сложные особенности человека могут быть исследованы только при  помощи объединенных усилий психологии и социологии. Отрасль психологии, которая изучает законы поведения  и деятельности людей, обусловленные  фактом их принадлежности к социальным группам, называется социальной психологией.

Решающая  роль в развитии психики человека принадлежит труду -наиболее характерному именно для человека способу взаимодействия его с окружающей средой. Человек, как и животные, приспосабливает себя к окружающей среде. Но в отличие от них он подчиняет себе внешнюю среду, то есть осуществляет целенаправленное, сознательное преобразование природной, производственной и социальной среды. Именно эта способность человека обусловливает главную особенность его поведения - возможность предвидения событий, планирования действий и стремление к достижению определенных целей.

В поведении  человека есть две реально и функционально  взаимосвязанные стороны:

1. Побудительная,  которая обеспечивает (стимулирует)  направленность и активность  поведения. Стимуляция поведения  связана с понятием мотивации,  включающем представление об интересах, потребностях, целях, побуждениях, намерениях и стремлениях, имеющихся у человека;

2. Регуляционная, которая отвечает за то, как поведение складывается от начала до конца (до достижения поставленной цели) при тех или иных условиях. Регуляцию поведения обеспечивают в основном различного рода процессы и состояния.

Современное производство - это сложная и динамичная система, основу которой составляют трудовые коллективы. Успехи их производственной деятельности во многом зависят от активного отношения к труду  рядовых членов коллектива, от морально-психологического климата в коллективе и от умения руководителя управлять поведением людей.

Руководство людьми требует принимать во внимание не только свои мысли и чувства, но мысли и чувства других людей.

Умение  руководителя правильно понимать поведение  подчиненных, создавать в коллективе творческий настрой и энтузиазм (душевный подъем) при решении производственных задач — вот что составляет сущность социально-организационной  функции управления.

Необходимым условием успешного выполнения такой  функции является знание руководителем  основ психологии, социологии и педагогики. Руководитель часто сталкивается с  задачами, при решении которых  нельзя обойтись без социально-психологических  знаний.

Руководитель  в своей работе с людьми должен различать такие понятия, как  человек, индивидуальность, личность, группа, коллектив. Ориентация в этих понятиях поможет ему точнее представить  себе совокупность факторов, которые  воздействуют на работника и определяют его поведение, которые помогут  глубже понять необходимость комплексного подхода к организации труда  и управления.

В разработке технологии и организации труда  необходимо соблюдать важнейшие  качественные признаки человека: его  физическое устройство, его психические  свойства. Руководителю всегда следует  иметь в виду наличие у каждого  работника своих потребностей и  интересов, которые определяют жизненную  позицию, мотивируют отношение к  работе.

Проблема  индивидуального осознания условий  и целей деятельности человека представляет огромный интерес для организационного (социального) управления, для правильного  понимания поведения подчиненного, для налаживания научно-квалифицированных  отношений между руководителем  и подчиненными.

Можно выделить четыре типа поведения человека в организации.

Первый тип поведения (преданный и дисциплинированный член организации) характеризуется тем, что человек полностью принимает ценности и нормы поведения, старается вести себя таким образом, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами организации. Он искренне старается быть дисциплинированным, выполнять свою роль в соответствии с принятыми в организации нормами и формой поведения. Результаты действий такого человека в основном зависят от его личных возможностей и способностей и от того, насколько верно определено содержание его роли. Для этих людей руководство и подчинение представляют собой осознанную необходимость, в том числе вытекающую из чувства долга.

Второй тип поведения («приспособленец») характеризуется тем, что человек не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. Он делает все по правилам, но его нельзя считать надежным членом организации, так как он, хотя и является хорошим и исполнительным работником, может в любой момент покинуть организацию или совершить действия, противоречащие ее интересам, но соответствующие его собственным. Для этих людей руководство или подчинение внутренне желательны, приносят определенное удовлетворение (у руководителей это обусловлено возможностью проявить себя, продемонстрировать собственную власть, получить наслаждение от этого ощущения; подчиненные освобождаются от необходимости думать, принимать самостоятельные решения).

Третий тип поведения («оригинал») характеризуется тем, что человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующие в ней нормы поведения. В данном случае у него может быть много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством. В том случае, когда организация может отказаться от устоявшихся норм поведения по отношению к таким ее членам и обеспечить им свободу выбора форм поведения, они могут найти свое место в организации, успешно приспособиться к организационному окружению.

Четвертый тип  поведения («бунтарь») характеризуется тем, что человек не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации, все время входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации. Необходимость определенного типа поведения для таких людей является вынужденной, внешне навязанной, что обусловлено как непониманием важности, необходимости ценностей и норм поведения в организации, так и отсутствием соответствующих навыков и привычек.


Информация о работе Индивидуальные особенности поведения