Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:45, курсовая работа
Известны "отрицательные" отзывы Цветаевой о Брюсове. Не принимала, на первый взгляд, поэтику Брюсова и Ахматова. Многие мемуаристы вспоминают слова Ахматовой о Брюсове, сходные с цветаевскими: "Он знал секреты, но он не знал тайны".
Однако глубоко правы историки литературы Р. Тименчик и Г. Суперфин, которые так осмысляют существо творческих связей Ахматовой и Брюсова: "Ахматовская оценка всего литературного дела Брюсова... не может быть исчерпана в терминах "читательского восприятия" и требует осознания ее связей с поэтической программой Ахматовой". Это положение вполне распространимо и на связи брюсовской поэтики с Цветаевой, с другими поэтами, пришедшими в литературу в постсимволистскую эпоху. Можно определенно сказать, что без изучения скрытых, глубинных связей художественных систем внешне противоположных на первый взгляд поэтов, наше представление о литературном процессе XX века будет неполным. Как пишет современный теоретик литературы Г. Белая, "важно исследовать скрытую фазу усвоения стилевого опыта, когда только формируется тип личности художника и его мировоззрение". Это позволит увидеть художественные открытия Брюсова в движении, позволит поставить вопрос об исторической продуктивности стиля Брюсова. Выявить художественные открытия Брюсова было бы проще на материале ближайших учеников Брюсова, однако не эпигоны, а большие художники определили литературное развитие XX века, не в творчестве эпигонов, а в творчестве Ахматовой, Цветаевой, Пастернака, Маяковского и других поэтов подтвердилось значение художественных открытий Брюсова.
Введение
Известны "отрицательные" отзывы
Цветаевой о Брюсове. Не
Однако глубоко правы историки литературы
Р. Тименчик и Г. Суперфин, которые так
осмысляют существо творческих связей
Ахматовой и Брюсова: "Ахматовская оценка
всего литературного дела Брюсова... не
может быть исчерпана в терминах "читательского
восприятия" и требует осознания ее
связей с поэтической программой Ахматовой".
Это положение вполне распространимо
и на связи брюсовской поэтики с Цветаевой,
с другими поэтами, пришедшими в литературу
в постсимволистскую эпоху. Можно определенно
сказать, что без изучения скрытых, глубинных
связей художественных систем внешне
противоположных на первый взгляд поэтов,
наше представление о литературном процессе
XX века будет неполным. Как пишет современный
теоретик литературы Г. Белая, "важно
исследовать скрытую фазу усвоения стилевого
опыта, когда только формируется тип личности
художника и его мировоззрение". Это
позволит увидеть художественные открытия
Брюсова в движении, позволит поставить
вопрос об исторической продуктивности
стиля Брюсова. Выявить художественные
открытия Брюсова было бы проще на материале
ближайших учеников Брюсова, однако не
эпигоны, а большие художники определили
литературное развитие XX века, не в творчестве
эпигонов, а в творчестве Ахматовой, Цветаевой,
Пастернака, Маяковского и других поэтов
подтвердилось значение художественных
открытий Брюсова.
Ранняя лирика М. Цветаевой, А. Ахматовой: литературная традиция.
Художники, пришедшие в
Примечательно, что ко времени окончательного формирования творческой манеры Ахматовой, Цветаевой, Пастернака, Мандельштама, Есенина, многих других художников уместнее говорить о влиянии Блока. В 90-е годы, когда только складывался тип личности и видение молодых поэтов, первостепенным было влияние Брюсова.
Показательны в этом отношении
мемуары Сергея Соловьева "
Брюсовым эпохи "Венка"
Письма Ахматовой к Штейну подтверждают вывод о том, что именно в связи с Брюсовым, а не с Блоком осознает Ахматова в 1906-1907 гг. подспудно то, что мы назвали стилевой доминантой своего времени. Сообщая о своем предполагаемом замужестве, Ахматова передает свои чувства с помощью отрывков из стихотворений Брюсова "В застенке" и "Тезей Ариадне" из "Венка". К стихам Брюсова обращается в 1909-1910гг. Марина Цветаева: брюсовские стихи помогли ей присмотреться к событиям своей жизни, к миру. Как отмечает Анна Саакянц, трехтомник Брюсова "Пути и перепутья" "был одно время частью жизни юной Цветаевой. В стихах Брюсова, столь непохожих на ее собственные, полудетские, она тем не менее находила созвучие своим чувствам и настроениям. Более того: она подчеркнула у Брюсова строки, которые не только по настроению, но и по форме выражения могли бы принадлежать ей самой". Анна Саакянц сообщает затем, что под заглавием двух брюсовских стихотворений - "Встреча" ("Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида...") и "В вагоне" ("В ее глаза зеленые...") - Цветаева ставит даты расставания с человеком, которого она тогда любила и которому написала тогда стихотворение "На прощанье". В 1910 г. Цветаева написала статью "Волшебство в стихах Брюсова", опубликованную, правда, посмертно.
Как и у Ахматовой, увлечение Цветаевой поэзией Брюсова приходится на этап напряженного поиска своего поэтического голоса. Как и в случае с Ахматовой, тяготение Цветаевой к творчеству Брюсова объясняется совпадением мироощущения обоих поэтов. Цветаева как бы ощущает недостаточность, невыразимость до конца своих переживаний в собственных стихах и восполняет эту недостаточность брюсовскими стихами.
Так оба поэта - Ахматова и
Цветаева, во многом впоследствии
определившие пути русской
Правда, в стихах Ахматовой из
"Вечера" обнаружить брюсовское
труднее, чем у ранней
Но что же определило "заражение" (В.М. Жирмунский) Ахматовой, Цветаевой и других поэтов 90-х годов художественными открытиями Брюсова? Судя по тому, какие брюсовские строки цитирует Ахматова в письмах Штейну, судя по пометам Цветаевой на принадлежащем ей трехтомнике "Пути и перепутья" и по отзывам о стихах Брюсова в статье 1910 года, можно предположить, что поэтов привлекало то, что столь удачно назвал вслед за Бальмонтом Львов-Рогачевский - "лирикой современной души".
Брюсова можно назвать одним из первых поэтов-хроникеров начала XX века. Ему принадлежало первенство в художественно совершенном и новом воплощении изменившегося человека XX века и изменившегося мира. Брюсов канонизировал "принцип новизны" в поэзии, которому сам был верен до конца 900-х годов, он приучил поэтов искать свой собственный неповторимый голос. Наконец Брюсов в своих стихах изобразил неуловимое, но явно вошедшее в русскую жизнь разорванное, трагическое сознание человека XX века во всех его противоречивых проявлениях. Это было связано с целым рядом художественных открытий Брюсова.
Первенство Брюсова
Новаторство Брюсова в выборе
поэтического объект отмечает
Ахматова-гимназистка. В одном
из писем Штейну она отмечала,
что многие стихи Блока,
"Преображение в красоту", то
есть возведение еще
Неслучайно Цветаева называет
свой второй сборник стихов - "Волшебный
фонарь". В этом было что-то
гетевское: метафорический
Литературоведы не раз писали, что изображение города - "подлинное художественное открытие" Брюсова. Это стало возможным потому, что Брюсов увидел город в свете "Волшебного фонаря", и город Брюсова в освещении сумерек, пограничного света дня и ночи, света заходящего солнца и электрического освещения соответствовал "сумеречному сознанию", новому представлению о человеке и его внутреннем мире. Потому с Брюсовым связаны названия первых книг Ахматовой ("Вечер"), Цветаевой ("Вечерний альбом").
В чем же проявилось влияние Брюсова на Ахматову?
Как отметил Р. Тименчик, все
произведения Ахматовой
Эта трудность усугубляется в
нашем случае, так как на уровне
исследования отпечатка чужого
художественного открытия в
Важно еще одно замечание
Брюсов, как впоследствии и Ахматова, умело воссоздавали идиостиль адресата в своих посланиях и посвящениях. Тименчик отметил в стихотворении Ахматовой "Косноязычно славивший меня..." шаржирование стилистики символизма. Можно было бы оспорить факт шаржирования, однако важна суть проблемы: умелое использование элементов устойчивого стиля символизма: "Зачем не стала я звездой любовной", "лик жестокий и бескровный", "меня ведет палач По голубым предутренним дорогам".
Сходный прием можно найти у Брюсова: например, в стихотворении 1903 г. Андрею Белому" он вводит в контекст своего поэтического языка устойчивую лексику аргонавтов. Брюсовское "Я многим говорил до исступленности. С такой надеждой, с такой любовью" вступает в диалог с "безднами", "ризами", "высями". Наконец, Брюсов вводит голос Белого: "В сиянии небо - вино и золото! - Как ярки дали! как вечер пышен!" В стихотворении "Младшим" лексика "аргонавтов" ("она", "жених", "озаренный дворец", "отсветы... в венце") контрастирует с "железными болтами". При этом удивительно одинаковое ощущение у Брюсова и Ахматовой первоосновы стилистики символизма: у Ахматовой - "Но в путаных словах вопрос зажжен. Зачем не стала я звездой любовной"; у Брюсова - "Но в небе напрасно ищу я звезду".
Почти неуловимо вводит
Брюсовская стилистика
Современная исследовательница
Н.И. Артюховская среди других
примет родства поэтики