Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:45, курсовая работа
Известны "отрицательные" отзывы Цветаевой о Брюсове. Не принимала, на первый взгляд, поэтику Брюсова и Ахматова. Многие мемуаристы вспоминают слова Ахматовой о Брюсове, сходные с цветаевскими: "Он знал секреты, но он не знал тайны".
Однако глубоко правы историки литературы Р. Тименчик и Г. Суперфин, которые так осмысляют существо творческих связей Ахматовой и Брюсова: "Ахматовская оценка всего литературного дела Брюсова... не может быть исчерпана в терминах "читательского восприятия" и требует осознания ее связей с поэтической программой Ахматовой". Это положение вполне распространимо и на связи брюсовской поэтики с Цветаевой, с другими поэтами, пришедшими в литературу в постсимволистскую эпоху. Можно определенно сказать, что без изучения скрытых, глубинных связей художественных систем внешне противоположных на первый взгляд поэтов, наше представление о литературном процессе XX века будет неполным. Как пишет современный теоретик литературы Г. Белая, "важно исследовать скрытую фазу усвоения стилевого опыта, когда только формируется тип личности художника и его мировоззрение". Это позволит увидеть художественные открытия Брюсова в движении, позволит поставить вопрос об исторической продуктивности стиля Брюсова. Выявить художественные открытия Брюсова было бы проще на материале ближайших учеников Брюсова, однако не эпигоны, а большие художники определили литературное развитие XX века, не в творчестве эпигонов, а в творчестве Ахматовой, Цветаевой, Пастернака, Маяковского и других поэтов подтвердилось значение художественных открытий Брюсова.
Ориентация на стиль символизма, в том числе на стиль Брюсова, явственнее обнаруживается в более ранних стихах. Например, в стихотворении "Я умею любить", оно соотносится с брюсовским "Моя любовь - палящий полдень Явы". Это видно в музыкальности, от которой впоследствии Ахматова откажется, но которой в 1904-1906 годах будет следовать.
У Брюсова брала Ахматова и другое - изображение будничной, повседневной жизни города, использование повествовательной интонации. "Я помню вечер бледно-скромный, Цветы усталых георгин"; "Осенний день был тускл и скуден"; "Прохлада утренней весны Пьянит ласкающим намеком; О чем-то горестно далеком Поют осмеянные сны" - эти брюсовские строки напоминают порой неуловимо ахматовские. Особо это относится к ритму и интонации, например, в стихотворении Ахматовой "Вечером".
Однако дальнейшее творчество
Ахматовой, безусловно, было связано
с отталкиванием не только
от стиля Брюсова, но и от
всех других индивидуальных
Становление Ахматовой после "Вечера", "Подорожника", "Белой стаи", предсказанное Н. Недоброво, формирование эпической музы Ахматовой не состоялось бы без опыта Брюсова.
Внимательное чтение стихов
Уже из этого видно, как неправомерно видеть в отношении Цветаевой к Брюсову только неприязнь. Как отмечает Д. Максимов, Цветаева считала Брюсова "одним из самых значительных в России пролагателей поэтических путей". Цветаева подчеркивала в 20-е годы своеобразие своего вида любви к Брюсову - оттолкновению.
Однако стремительному
Для Брюсова было характерно пристальное внимание к самой жизни, интенсивное переживание бытия, соотношения своего "я" и мира. Предельная напряженность переживания своего "я" в мире, открывающая восприятие самого мира во всех его проявлениях, были присущи и Цветаевой. Для лирического героя и Цветаевой и Брюсова характерно внимание ко всем сферам бытия и особый интерес к максимальной реализации связи личности и мира. Отсюда стремление обоих поэтов к переосмыслению традиционных жизненных ситуаций, к игре на контрастах. Как следствие этого, чертой изображения мира у Брюсова и в большей степени у Цветаевой стали оксюморонность, гиперболизм, использование резких переходов от смысловых полутонов к законченности.
В наибольшей степени близость
поэтики Брюсова и Цветаевой
сказалась в "Вечернем альбоме"
Можно предположить, что, находясь
под влиянием Брюсова,
Сходство мироощущения ранней Цветаевой и Брюсова времени первых своих сборников (а именно они привлекали внимание Цветаевой) проявилось в обращении обоих к образу Марии Башкирцевой: ей посвящен "Вечерний альбом" Цветаевой; известно, что и Брюсов в своем дневнике много страниц уделил экстатическому преклонению перед М. Башкирцевой, оказавшей на формирование молодого поэта сильнейшее влияние.
В построении "Вечернего альбома"
сказалось берущее начало от
Брюсова понимание книги
А. Саакянц связала с влиянием
брюсовского стихов рения "
Неоспоримым является
После "Вечернего альбома" Цветаева воспринимает опыт Брюсова скорее в полемическом аспекте: отталкивание от открытий Брюсова брало верх над притяжением. Это видно, например, в стихотворении "В раю", включенном во второй сборник "Волшебный фонарь" (1912). История создания стихотворения "В раю", воссоздана самой Цветаевой и прокомментированная А. Саакянц, любопытна для нашего исследования. "В раю" было послано на конкурс, организованный Брюсовым (в качестве темы были заданы строки из "Пира во время чумы" Пушкина: "Но Эдмонда не покинет Дженни даже в небесах"). Как настаивала Цветаева, стихотворение было написано до объявления конкурса. Но даже если это так, то, посылая свое произведение на конкурс, организованный Брюсовым, Цветаева не могла не вступить в своеобразный спор-диалог с ним.
Безусловно, не может быть уверенности,
что Цветаева помнила
Совсем по другому решается
эта тема у Цветаевой. Если
лирический герой Брюсова "
Однако по своей системе
В дальнейшем (1913-1915 гг.) брюсовское
влияние на творчество
В символистском ключе и по тематике, и по поэтике написано стихотворение "Не думаю, не жалуюсь, не спорю", заканчивающееся образом клоуна, шута: "Я - тень от чьей-то тени. Я – лунатик двух темных лун".
Две луны можно, вероятно, рассматривать как неосознанную цитату из скандального в 90-е годы стихотворения Брюсова "Творчество": "Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне". (Любопытно, что если в 1895 г. "две луны" Брюсова были объявлены верхом бессмыслицы, то обогащенная открытиями символистов поэзия начала XX в. уже допускала появление таких абстракций.)
И, наконец, одно из последних
проявлений диалога с Брюсовым-
Заключение
Любопытен строй цветаевского стихотворения: в нем сказываются и каноны символизма (повторы, мелодичность, блоковская "романтичность"), и собственные открытия. Они связаны с принципиально новым подходом Цветаевой и всего постсимволистского поколения поэтов к стиху - смысловой значимости каждого слова в стихе. "Слова в Ваших стихотворениях частью заместимы, значит - не те. ...Ваша стихотворная единица, пока, фраза, а не слово. (NB! моя - слог)", - писала Цветаева одному из начинающих поэтов в зрелые годы. Но как бы сознательную демонстрацию новой поэтики, основанной на значимости фразы, Цветаева предприняла еще в 1915 г.: в стихотворении "Мне нравится, что Вы больны не мной..." важнейшим конструктивным материалом является "служебная" частица НЕ, создающая смысловой и ритмический рисунок произведения.
Но приобретенный собственный
почерк Цветаевой также, как и. Ахматовой,
был невозможен без опыта Брюсова. Безусловно,
для того, чтобы стать большими поэтами,
Ахматова и Цветаева должны были отойти
от художественных открытий и Брюсова,
и любого другого поэта. Однако, как полагал
Брюсов в 1920 г., "в самой настойчивости
отрицания того или иного метода можно
иногда вернее проследить влияние, нежели
в подражаниях".
Список литературы: