Экспериментальное исследование общения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

целью нашей работы является изучение психологических проблем общения в подростковом возрасте.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1) Провести анализ научно-методической литературы;
2) Рассмотреть психологические особенности подросткового возраста;
3) Изучить особенности общения у подростков со сверстниками;
4) Изучить особенности общения у подростков с родителями;
5) Провести исследование общения подростков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Общение в подростковом возрасте 6
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста 6
1.2. Общение подростков, его формы и психологические функции 9
1.3. Психологические проблемы в общении 13
1.4.Особенности общения подростка со сверстниками 16
1.5. Психологические проблемы общения подростка со взрослыми 20
1.6. Общение подростков с семьей 21
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование общения подростков 26
2.1. Цели, задачи и методики исследования 26
2.2. Результаты исследования и анализ полученных данных 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 41

Файлы: 1 файл

общение подростков.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                3

ГЛАВА 1.  Общение в подростковом возрасте                                            6

1.1. Психологическая характеристика подросткового  возраста                           6

1.2. Общение подростков, его формы и психологические функции                     9

1.3. Психологические проблемы в общении                                                           13

1.4.Особенности общения подростка со сверстниками                                        16

1.5. Психологические проблемы общения подростка со взрослыми                   20

1.6. Общение подростков  с семьей                                                                          21

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование общения подростков            26

2.1. Цели,  задачи и методики исследования                                                          26

2.2. Результаты исследования и анализ полученных данных                              31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                         39

ЛИТЕРАТУРА                                                                                                          41

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                        43

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.

Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте, по мнению Драгуновой Т.В., Кона Н.С. и др., становится общение. Эти исследователи сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками. [4, 108]

Одним из важных факторов, который  может влиять на психологические  особенности общения, - статус подростка в классе, в связи с которым происходит становление Я-концепции.

Относительная устойчивость социометрического статуса определяется многими факторами, среди которых выделяют внешний вид (физическая привлекательность, невербальный язык), некоторые свойства характера и темперамента (общительность, тревожность). Чтобы изменить статус в группе, иногда достаточно поработать с тем или иным фактором статуса.

Следующий фактор, который  может влиять на психологические  особенности общения, - это психические состояния, возникающие у подростка, например, такое, как тревожность. Оно возникает в связи с чувством одиночества у подростка, ненужности своим сверстникам, из-за боязни показаться смешным и глупым.

Другой немаловажный фактор - психологический пол. Проблемы формирования психологического пола личности и межполовых различий, несмотря на большое количество зарубежных и отечественных исследований, продолжают относиться к числу наиболее активно изучаемых.

Таким образом, проблема общения  является одной из наиболее значимых областей, объективное научное познание которой рассматривается как  ключевая задача современной теоретической  и практической психологии.

Исходя из выше сказанного, целью нашей работы является изучение психологических проблем общения в подростковом возрасте.

Объектом нашей работы являются школьники подросткового возраста.

Предметом изучения является общение подростков со сверстниками и со взрослыми.

В соответствии с целью  исследования были сформулированы следующие задачи:

1) Провести анализ научно-методической  литературы;

2) Рассмотреть психологические особенности подросткового возраста;

3) Изучить особенности общения у подростков со сверстниками;

4) Изучить особенности общения у подростков с родителями;

5) Провести исследование  общения подростков.

Для решения  поставленных задач использовались следующие методы исследования: наблюдения, анкетирования; тестирования, математической статистики.

Гипотеза данного исследования заключается в следующем: быстрая смена социальных условий, отсутствие привычных критериев и ориентиров, изменение стиля жизни, предположительно приводит к изменению некоторых характеристик общения, возникновению определенных психологических проблем у современных подростков.

Практическая  значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач формирования личности. Эти данные также могут содействовать решению проблемы социально-психологической адаптации современной молодежи в новых социальных условиях.

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩЕНИЕ  В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста

 

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Личко А.Е.различает младший подростковый возраст 12-13 лет, средний-14-15 лет, старший-16-17 лет. [12, 48]

Центральным психологическим  новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка  своеобразного чувства взрослости как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста.

Суть подросткового  кризиса составляет свойственные этому  возрасту подростковые поведенческие  реакции. К ним относятся: реакция  эмансипации, реакция группирования  со сверстниками, реакция увлечения (хобби).

Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.

Реакция группирования  со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка  по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более  высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста. [3, 78]

Подросток начинает всматриваться  в самого себя, как бы открывает  для себя свое “Я”, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка  регулируется его самооценкой, а  самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению с взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.

Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка.

В этом возрасте создаются  неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с  взаимоотношениями людей, в том  числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.

 

1.2. Общение подростков, его формы и психологические функции

 

В психологии в качестве определения используется следующее: общение – это взаимодействие людей, содержание которого является взаимный обмен представлениями и т.п. с целью установления определенных взаимоотношений. [19, 265]

Развитие взаимоотношений  выступает в качестве ведущей  деятельности в младенчестве, дошкольном и подростковом возрастах. При этом в разные периоды развития личности она имеет свои особенности: в младенчестве – это непосредственное эмоциональное общение, в дошкольном периоде – это игровая деятельность, в ходе которой ребенок осваивает отношения между людьми, в подростковом возрасте – дальнейшее освоение взаимоотношений между людьми, но уже на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом.

В качестве ведущего типа деятельности подростка выступает  общественно полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений  со сверстниками, со взрослыми и развертываются новые формы общения "как приобщение подростков к обществу". Все исследователи психологии подросткового возраста так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.

Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные сторона его поведения и деятельности. Божович Л.И. отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. К началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения с товарищами: у одних ребят оно уже занимает немалое место в жизни, у других - ограничивается только школой. Со временем общение с товарищами всё больше выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростков сферу жизни. Общение с товарищами становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с родителями выглядит уже не такой привлекательной. Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не совсем одинаковы. [3, 54]

На первый взгляд, мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и так далее. Однако различие между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Девочки вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.

Информация о работе Экспериментальное исследование общения подростков