Экспериментальное исследование общения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

целью нашей работы является изучение психологических проблем общения в подростковом возрасте.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1) Провести анализ научно-методической литературы;
2) Рассмотреть психологические особенности подросткового возраста;
3) Изучить особенности общения у подростков со сверстниками;
4) Изучить особенности общения у подростков с родителями;
5) Провести исследование общения подростков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Общение в подростковом возрасте 6
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста 6
1.2. Общение подростков, его формы и психологические функции 9
1.3. Психологические проблемы в общении 13
1.4.Особенности общения подростка со сверстниками 16
1.5. Психологические проблемы общения подростка со взрослыми 20
1.6. Общение подростков с семьей 21
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование общения подростков 26
2.1. Цели, задачи и методики исследования 26
2.2. Результаты исследования и анализ полученных данных 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 41

Файлы: 1 файл

общение подростков.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

Из таблицы №1 видно, что в данном классе выделяются следующие уровни коммуникативных способностей:

- низкий: 1 ученик (4%);

- ниже среднего: 2 ученика (8%);

- средний: 12 учеников (50%);

- высокий: 7  учеников (29%);

- очень высокий: 2 ученика (8%).

Доминирующим уровнем в экспериментальной группе является средний (50%). Испытуемые, имеющие низкий и ниже среднего уровень, не отличаются высоким устойчивым потенциалом коммуникационных способностей.

 

3. В результате диагностики межличностных отношений детей подросткового возраста для выявления эмоциональных барьеров, "помех" в установлении эмоциональных контактов получили следующие результаты, которые представлены в таблице 5.

Таблица 5.

Уровни  эмоциональных барьеров

 

 

Уровни  эмоциональных барьеров

Низкий

(0-5 баллов)

 

Ниже среднего

(6-8 баллов)

Средний

(9-12 баллов)

 

Высокий

(13 баллов и  выше)

Количество  человек

(процент)

7 человек (29%)

11 человек (46%)

5 человек (21%)

1 человек 

(4%)


По  результатам исследования низкий уровень  эмоциональных барьеров имеет 29% испытуемых, это означает, что обычно эмоции не мешают  нашим испытуемым общаться с другими людьми.

Уровень эмоциональных  барьеров ниже среднего у 46% испытуемых, то есть у 11 человек из 24, - это означает, что у данных испытуемых существуют некоторые эмоциональные проблемы, "помехи" в повседневном общении с другими людьми.

Средний уровень эмоциональных барьеров имеет  21% испытуемых, то есть у 5 человек из 24, – это свидетельствует о том, что эмоции данных испытуемых "на каждый день" в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами;

4% испытуемых, то есть у 1 человек, составляют высокий уровень эмоциональных барьеров  – это означает, что эмоции явно мешают данным подросткам устанавливать контакты с людьми, возможно испытуемые подвержены каким-либо дезорганизующим реакциям или состояниям.

У большинства  наших испытуемых существуют некоторые  эмоциональные  проблемы, "помехи" в повседневном общении с другими  людьми. Нужно также отметить, что  все исследователи психологии отрочества так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Л. И. Божович отмечает, что у подростков привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками и нарушение таких взаимоотношений является тонким показателем каких-то аномалий процесса эмоционального развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время, как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается усиление интереса к проблеме общения. Ученые, придерживающиеся различных теоретических позиций, с большой настойчивостью выявляют, описывают и классифицируют феномены общения, определяют закономерности, которые ими управляют, а также раскрывают механизмы, которые при этом действуют.

Целью данного исследования было изучение особенностей общения в подростковом возрасте и выявление проблем, которые возникают при этом.

Наше исследование показало, что подростковый возраст - один из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Так же мы выяснили, что содержание общения подростков включает в себя следующие компоненты:

· идейно-нравственная проблематика (смысл жизни, мировые проблемы, жизненные  планы, взаимоотношения людей);

· событийную сторону  жизни (жизнь класса, в котором  они учатся, жизнь семьи, знакомых, поступки свои и сверстников, воспоминания, ближайшие планы);

· эмоциональные аспекты  жизни (впечатления, отношение к  чему-либо или кому-либо, свои чувства, реакции, переживания, настроения);

· предметную сферу бытия (содержание их жизнедеятельности и способы ее реализации, предметно - эстетическое окружение).

В результате, можно сделать вывод, что анализ особенностей общения подростков со сверстниками показал то огромное значение, которое имеет для подростков общение со сверстниками. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение со взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности.

Рассматривая причины  и факторы, осложняющие общение  подростков, следует обратить внимание на возрастные особенности. Подростковый возраст традиционно является трудным  в воспитательном отношении. Наиболее массовыми проблемами в общении у подростков является эмоциональная неустойчивость, робость, осторожность, подозрительность, эгоистичность, зависимость от группы, от общественного мнения, недисциплинированность, плохой самоконтроль и др. Таким образом, можно сказать, что часто причинами затруднений могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные.

Следовательно, школьные педагоги, психологи, а также родители должны уделять большое внимание этой стороне жизни ребёнка-подростка, исходя из особенностей его общения со сверстниками, строить воспитательную и учебную работу, выбирать оптимальные пути к душе подростка, методы воспитательного воздействия на него и т. д.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению. – М., 1999.
  2. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения.// Вопросы психологии. – 1994. - № 1
  3. Божович Л.И. Избранные психологические труды, М., 1995.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1998.
  5. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. училищ / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988.
  6. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пединститутов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина [и др.], под общей ред.М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984.
  7. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов./ Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов.- М., 2001.
  8. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пединститутов/ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред.А. В. Петровского. - М., 1989.
  9. Волков, Б.С., Волкова Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов. – М., 2005.
  10. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М., 1995.
  11. Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков // Вопросы психологии. 1983, №3, стр. 40-45
  12. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников, М., 1984.
  13. Мухина В.С. Возрастная психология:феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов. – М., 1999.
  14. Немов Р.С. Психология. Том 2. Психология образования. М., 1995.
  15. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник.- М., 1996.
  16. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю. И.- М.: Российское педагогическое агенство,1997.
  17. Практическая психодиагностика. Учебное пособие. – Самара, 2000.
  18. Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. –М.,1999.
  19. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю. И.- М., 2007.
  20. Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  1. Рабочая книга школьного психолога/ И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной.- М., 2004.

  1. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону, 2000.

  1. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка.// Вопросы психологии, 1985, №1
  2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2005.
  3. Энциклопедия психологических тестов. Общение, межличностные отношения – М., 1997.

 

Приложение 1

Рекомендации  для педагогов и родителей

Некоторые рекомендации для педагогов и родителей, которые они могли бы использовать в своем повседневном общении и в воспитательной работе с детьми-подростками, следующие:

- использовать скрытую  помощь, лишь «подталкивать» ребёнка  в нужную сторону;

- давать возможность самому преодолевать свои трудности, самому или при помощи товарищей принимать решения;

- для преодоления конфликтов  в коллективе организовывать  совместную деятельность, которая  должна быть значимой и соответствовать  возможностям подростков;

- чаще обращаться к ребятам с просьбами, а не с приказами, иметь чувство такта и меры;

- позаботиться, чтобы  одно из увлечений подростков  стало более стойким, чем другие, стало осмысленным признанием;

- воспитательная работа  с подростками должна направляться  на развитие здорового честолюбия: уважения и строгости к себе. Ни в коем случае нельзя сравнивать учеников друг с другом;

- не использовать авторитарный  стиль руководства, оптимальным  является вариант - «всегда рядом  и чуть впереди»;

- в процессе общения  развивать потребности «размышлять о себе», изменять свой характер, качества своей личности;

- ставить перед подростками  такие вопросы, отвечая на которые,  они пытались бы дать характеристику  коллектива и подумали бы над  тем, каково их место в нем,  выяснили бы насколько сформировано у них чувство коллективизма;

- не оберегать ребят  от общения друг с другом, а  сделать тaк, чтобы они увидели  и почувствовали вкус новых  отношений, испытали радость совместных  забот, тревог, борьбы и победы;

- большее влияние уделять  школьному коллективу, способствовать сплочению подростков в классе, что помогло бы избавить детей от уличного влияния;

- тактично систематически  использовать конкретные примеры  взаимоотношений школьников данного  класса, выяснять и анализировать  проблемы, которые волнуют учеников;

- использовать все  формы коллективной деятельности  подростков: совместное познание  мира, игры, развлечения, спорт, общественные  работы;

- раскрывать интересы  каждого ребенка, стараться включить  детей с общими интересами  в совместную деятельность, что помогало бы им обрести новых друзей;

- стоит чаще обращаться  к эпическим беседам, также  можно организовывать диспуты  на тему «Культура общения», где  ребята могут узнать о том,  как нужно общаться, чтобы стать  приятными собеседниками.

 

Приложение 2

Некоторые занятия  по профилактике и преодолению трудностей общения.

Занятие №1. Обратная связь в межличностном контакте.

Цель: научиться соотносить характер обратной связи с содержанием общения, эмоциями, чувствами.

Ведущий предлагает:

а) поздороваться, изобразив на лице вежливость, насмешку, агрессивность, пренебрежение, участие, радость скорбь, лесть и т.п.

б) сказать фразу, изображая  на лице те же состояния, добавив жесты  и движения.

Обсуждение.

Достаточны ли ваши возможности для выражения своих чувств? Какие чувства, возникающие в контакте, мы часто пытаемся скрыть от партнера по общению?

Информация  для педагога-психолога.

В результате обсуждения проявляются причины несоответствия чувств подлинных (переживаемых) тем, что  человек выражает в общении. Дать название этому феномену (безличная коммуникация или коммуникация посредством масок). Обговорить "маски", соответствующие и не соответствующие ситуации (в школе, компании, семье и т.д.) Очень важно обсудить влияние безличной коммуникации на личностную структуру человека.

Занятие №2. "Маски" в общении.

Цели: осознание своих индивидуальных способов ухода от искреннего, открытого общения.

Ведущий предлагает участникам на выбор карточки, где заданы маски:

1) безучастности;

2) прохладной вежливости;

3) высокомерной неприступности;

4) агрессивности ("попробуй  не выполнить мое желание");

Информация о работе Экспериментальное исследование общения подростков