Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:50, курсовая работа
целью нашей работы является изучение психологических проблем общения в подростковом возрасте.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1) Провести анализ научно-методической литературы;
2) Рассмотреть психологические особенности подросткового возраста;
3) Изучить особенности общения у подростков со сверстниками;
4) Изучить особенности общения у подростков с родителями;
5) Провести исследование общения подростков.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Общение в подростковом возрасте 6
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста 6
1.2. Общение подростков, его формы и психологические функции 9
1.3. Психологические проблемы в общении 13
1.4.Особенности общения подростка со сверстниками 16
1.5. Психологические проблемы общения подростка со взрослыми 20
1.6. Общение подростков с семьей 21
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование общения подростков 26
2.1. Цели, задачи и методики исследования 26
2.2. Результаты исследования и анализ полученных данных 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 41
С помощью дешифратора подсчитать количество совпадающий с дешифратором ответов по каждому разделу методики.
Коммуникативные способности |
Организаторские способности |
1+ 3- 5+ 7- 9+ 11- 13+ 15- 17+ 19- 21+ 23- 25+ 27- 29+ 31- 33+ 35- 37+ 39- |
2+ 4- 6+ 8- 10+ 12- 14+ 16- 18+ 20- 22+ 24- 26+ 28- 30+ 32- 34+ 36- 38+ 40- |
После этого следует определить оценочный коэффициент (К) по формуле К=м/20, где м – количество совпадающих с дешифратором ответов, 20 – максимально возможное число совпадений.
Для качественной
оценки результатов необходимо
сопоставить полученные
Кк |
Ко |
Шкальная оценка |
0,10-0,45 |
0,20-0,55 |
1 - Низкий |
0,45-0,55 |
0,56-0,65 |
2 – Ниже среднего |
0,56-0,65 |
0,66-0,70 |
3 - Средний |
0,66-0,75 |
0,71-0,80 |
4 - Выше среднего |
0,75-1,00 |
0,81-1,00 |
5 - Высокий |
Испытуемый, получивший оценки 1, имеет крайне низкий уровень проявления организаторских или коммуникативных способностей.
Испытуемый, получивший оценки 2, не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.
Испытуемый, получивший оценки 3, стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.
Испытуемый, получивший оценки 4, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации.
Испытуемый, получивший оценки 5, активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.
Методика констатирует лишь наличный уровень развития коммуникационных и организаторских склонностей в данный период развития личности. Они не останутся неизменными в процессе дальнейшего развития людей. При наличии мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.
Цель методики: продиагностировать межличностные отношения детей подросткового возраста для выявления эмоциональных барьеров, "помех" в установлении эмоциональных контактов.
Опросник эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В.Бойко содержит 25 суждений (текст методики в приложении). Если переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в суждении, то испытуемый соглашается с ним, а если они иные, то есть не соответствуют суждению, то не соглашается.
Данный опросник содержит пять шкал: неумение управлять эмоциями, неадекватное проявление эмоций, неразвитость эмоций, доминирование негативных эмоций, нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе.
1. Так как общение
в подростковом возрасте
Представим данные I категории вопросов в таблице 1.
Таблица 1. Распределение результатов, полученных по I категории вопросов.
№ вопроса |
Варианты ответов. |
Количество учащихся |
1. Умете ли вы общаться? |
Да Нет Не очень Не знаю |
14 2 4 4 |
2. С кем вы больше всего общаетесь? |
Друзьями Родителями Одноклассниками Со всеми С прот. полом |
20 14 20 13 4 |
3. Для чего нужно общение? |
Узнавание новостей Обмен информацией Поддержка отношений Не знаю |
6 12 4 2 |
4. Что такое общение? |
Разговор (беседа) Передача информац. Узнавание друг друга Не знаю |
24 17 3 - |
5. Нужно ли учиться общению? |
Да Нет Не знаю |
10 6 8 |
Анализ ответов по I категории вопросов показывает, что из 24 учеников на вопрос: «Умеете ли вы общаться?», -14 отвечают положительно и 10 – «нет, не знаю, не очень». На 5 вопрос учащиеся отвечают, что «да» - 10, 6 – «нет», и 8 – «не знают». Что касается круга общения, то на 1 –ое место все ребята поставили друзей (сверстников, друзей постарше; на второе место попали родители, а на 3 – друг (подруга) противоположного пола. Что касается общения с родителями, то преимущественное предпочтение отдается матерям.
В таблице 2 представлены данные, полученные
по II категории вопросов.
Таблица 2. Распределение результатов,
полученных по II категории вопросов
№ вопроса |
Варианты ответов. |
Количество учащихся |
6. С кем у тебя случаются конфликтные ситуации чаще? |
Родителями Учителями Друзьями |
10 11 3 |
7. Бывает ли вам трудно общаться? |
Да Иногда Нет |
3 5 16 |
8. Считаете ли вы себя интересным собеседником? |
Да Не очень Не знаю Нет |
15 3 4 2 |
9. Кто бывает виноват, когда вы ссоритесь с кем-либо? |
Я Собеседник Зависит от ситуации Не знаю |
2 5 15 2 |
10. Часто ли ты ссоришься с друзьями? |
Да Иногда Нет |
1 14 9 |
Из таблицы 2 видно, что практически у всех ребят возникают проблемы в общении, особенно с взрослыми – родителями и учителями. Не менее проблем в общении со сверстниками, особенно с представителями противоположного пола. Неправильное построение межличностных отношений между двумя полами, непонимание и разочарование очень сильно беспокоят испытуемых. Почти все испытуемые столкнулись хоть раз с проблемой непонимания в процессе общения. Это связано с различными причинами: возрастными, половыми, этническими.
Следующая III категория, позволяет выяснить, с кем подростки предпочитают делиться своими радостями и горестями, а так же, с кем хотят и любят отдыхать.
Таблица 3. Распределение результатов, полученных к III категории вопросов.
№ вопроса |
Варианты ответов. |
Количество учащихся |
11. Если тебе предстоит встреча с незнакомым человеком, кто заговорит первым? |
Я Он Зависит от ситуации Не знаю |
4 4 10 6 |
12. С кем бы вы хотели поехать отдыхать? |
Друзья вне школы Родители Брат (сестра) Одноклассн Не знаю |
13 5 5 17 2 |
13. Кому бы ты рассказал свой секрет? |
Друзьям вне школы Родителям Одноклассникам Маме |
6 2 14 2 |
14. С кем бы ты пошел к врачу? |
Один Мамой (кем-то из родственников) Другом вне школы Одноклассником |
3 14 12 16 |
15. С кем бы ты поделился своими проблемами? |
Другом вне школы Родителями Мамой Одноклассником |
9 3 7 16 |
Полученные данные показывают, что друзья вне школы и одноклассники по-прежнему на первом месте (смотри таблицу 1 и 2), родители на втором, когда стоит вопрос «С кем поехать отдыхать?» или «Пойти к зубному». Полученные факты можно объяснить особенностями возраста. Современным подросткам свойственно утверждать свою независимость, самостоятельность в глазах взрослых. Данный возрастной период характеризуется особой конфликтностью учащихся с взрослыми, прежде всего с родителями и учителями. К тому же, сама школьная ситуация с ее особым характером отношений между взрослыми и детьми, с существенным значением оценочного компонента деятельности, создает для этого особо благоприятные условия. Следующим очень важным фактором выступает социальная среда. Социальные условия в наше время приводят к изменению личностных параметров современных подростков. Таким образом, несмотря на изменившиеся социальные условия, по предпочтительности на первом месте остаются сверстники. На втором месте – родители, так как сложности во взаимоотношениях с взрослыми по-прежнему актуальны.
2. Данные, полученные по методике КОС-1, т.е. исследование уровня коммуникативных способностей, отражены в таблице № 4.
Таблица №4.
Уровни коммуникативных способностей.
№ |
Ф.И.О. |
Оценка |
Уровень коммуникативных способностей |
1 |
Алена К. |
3 |
средний |
2 |
Полина М. |
4 |
высокий |
3 |
Ксюша П. |
5 |
очень высокий |
4 |
Илья Б. |
3 |
средний |
5 |
Максим В. |
4 |
высокий |
6 |
Алексей Г. |
3 |
средний |
7 |
Настя Р. |
3 |
средний |
8 |
Дарья М. |
4 |
высокий |
9 |
Юля К. |
5 |
очень высокий |
10 |
Маша К. |
3 |
средний |
11 |
Андрей А. |
3 |
средний |
12 |
Алексей Ф. |
3 |
средний |
13 |
Никита О. |
2 |
ниже среднего |
14 |
Аня Л. |
3 |
средний |
15 |
Алина В. |
4 |
высокий |
16 |
Катя С. |
3 |
средний |
17 |
Надя С. |
1 |
низкий |
18 |
Максим Н. |
4 |
высокий |
19 |
Егор Ш. |
4 |
высокий |
20 |
Сергей С. |
3 |
средний |
21 |
Никита Д. |
3 |
средний |
22 |
Андрей Ж. |
2 |
ниже среднего |
23 |
Саша Т. |
4 |
высокий |
24 |
Света З. |
3 |
средний |
Информация о работе Экспериментальное исследование общения подростков