Экспериментальное исследование общения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

целью нашей работы является изучение психологических проблем общения в подростковом возрасте.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1) Провести анализ научно-методической литературы;
2) Рассмотреть психологические особенности подросткового возраста;
3) Изучить особенности общения у подростков со сверстниками;
4) Изучить особенности общения у подростков с родителями;
5) Провести исследование общения подростков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Общение в подростковом возрасте 6
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста 6
1.2. Общение подростков, его формы и психологические функции 9
1.3. Психологические проблемы в общении 13
1.4.Особенности общения подростка со сверстниками 16
1.5. Психологические проблемы общения подростка со взрослыми 20
1.6. Общение подростков с семьей 21
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование общения подростков 26
2.1. Цели, задачи и методики исследования 26
2.2. Результаты исследования и анализ полученных данных 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 41

Файлы: 1 файл

общение подростков.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

 

Обработка результатов.

С помощью дешифратора  подсчитать количество совпадающий  с дешифратором ответов по каждому  разделу методики.

Дешифратор.

Коммуникативные способности

Организаторские способности

1+ 3- 5+ 7- 9+ 11- 13+ 15- 17+ 19- 21+ 23- 25+ 27- 29+ 31- 33+ 35- 37+ 39-

2+ 4- 6+ 8- 10+ 12- 14+ 16- 18+ 20- 22+ 24- 26+ 28- 30+ 32- 34+ 36- 38+ 40-


После этого следует  определить оценочный коэффициент (К) по формуле К=м/20, где м –  количество совпадающих с дешифратором ответов, 20 – максимально возможное число совпадений.

Интерпретация результатов.

 Для качественной  оценки результатов необходимо  сопоставить полученные коэффициенты  со шкальными оценками:

Кк

Ко

Шкальная оценка

0,10-0,45

0,20-0,55

1 - Низкий

0,45-0,55

0,56-0,65

2 – Ниже среднего

0,56-0,65

0,66-0,70

3 - Средний

0,66-0,75

0,71-0,80

4 - Выше среднего

0,75-1,00

0,81-1,00

5 - Высокий


Испытуемый, получивший оценки 1, имеет крайне низкий уровень проявления организаторских или коммуникативных способностей.

Испытуемый, получивший оценки 2, не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.

Испытуемый, получивший оценки 3, стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Испытуемый, получивший оценки 4, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации.

Испытуемый, получивший оценки 5, активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.

Методика констатирует лишь наличный уровень развития коммуникационных и организаторских склонностей в данный период развития личности. Они не останутся неизменными в процессе дальнейшего развития людей. При наличии мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.

III. Изучение эмоциональных барьеров в межличностном общении.

Цель методики: продиагностировать межличностные отношения детей подросткового возраста для выявления эмоциональных барьеров, "помех" в установлении эмоциональных контактов.

Опросник эмоциональных  барьеров в межличностном общении В.В.Бойко содержит 25 суждений (текст методики в приложении). Если переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в суждении, то испытуемый соглашается с ним, а если они иные, то есть не соответствуют суждению, то не соглашается.

Данный опросник содержит пять шкал: неумение управлять эмоциями, неадекватное проявление эмоций, неразвитость эмоций, доминирование негативных эмоций, нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе.

 

2.2. Результаты исследования  и анализ полученных данных

 

1. Так как общение  в подростковом возрасте является  одним из основных видов деятельности, то нами была проведена анкета, по общим вопросам, касающимся общения в данных возрастных периодах. Анкета состоит из 15 вопросов, которые, в свою очередь, можно подразделить на 3 категории (каждая из которых, включает по 5 вопросов): I категория (1-5 вопросы) – посвящены общему представлению учащихся об общении. II категория (6-10 вопросы) – посвящаются выяснению, умеют ли учащиеся вступать в контакт и поддерживать его в тех или иных жизненных ситуациях, а также, трудности, связанные с этим. III категория (11-15 вопросы) – позволяют выяснить круг общения и предпочтения.

Представим данные I категории вопросов в таблице 1.

Таблица 1. Распределение  результатов, полученных по I категории вопросов.

№ вопроса

Варианты ответов.

Количество учащихся

1. Умете ли вы общаться?

Да

Нет

Не очень

Не знаю

14

2

4

4

2. С кем вы больше всего общаетесь?

Друзьями

Родителями

Одноклассниками

Со всеми

С прот. полом

20

14

20

13

4

3. Для чего нужно общение?

Узнавание новостей

Обмен информацией

Поддержка отношений

Не знаю

6

12

4

2

4. Что такое общение?

Разговор (беседа)

Передача информац.

Узнавание друг друга

Не знаю

24

17

3

-

5. Нужно ли учиться общению?

Да

Нет

Не знаю

10

6

8


Анализ ответов по I категории вопросов показывает, что из 24 учеников  на вопрос: «Умеете ли вы общаться?», -14 отвечают положительно и 10 – «нет, не знаю, не очень». На 5 вопрос учащиеся отвечают, что «да» - 10, 6 – «нет», и 8 – «не знают». Что касается круга общения, то на 1 –ое место все ребята поставили друзей (сверстников, друзей постарше; на второе место попали родители, а на 3 – друг (подруга) противоположного пола. Что касается общения с родителями, то преимущественное предпочтение отдается матерям. 

В таблице 2 представлены данные, полученные по II категории вопросов. 
Таблица 2. Распределение результатов, полученных по II категории вопросов

№ вопроса

Варианты ответов.

Количество учащихся

6. С кем у тебя случаются конфликтные ситуации чаще?

Родителями

Учителями

Друзьями

10

11

3

7. Бывает ли вам трудно общаться?

Да

Иногда

Нет

3

5

16

8. Считаете ли вы себя интересным собеседником?

Да

Не очень

Не знаю

Нет

15

3

4

2

9. Кто бывает виноват, когда вы ссоритесь с кем-либо?

Я

Собеседник

Зависит от ситуации

Не знаю

2

5

15

2

10. Часто ли ты ссоришься с друзьями?

Да

Иногда

Нет

1

14

9


 

Из таблицы 2 видно, что  практически у всех ребят возникают  проблемы в общении, особенно с взрослыми  – родителями и учителями. Не менее  проблем в общении со сверстниками, особенно с представителями противоположного пола. Неправильное построение межличностных отношений между двумя полами, непонимание и разочарование очень сильно беспокоят испытуемых. Почти все испытуемые столкнулись хоть раз с проблемой непонимания в процессе общения. Это связано с различными причинами: возрастными, половыми, этническими.

Следующая III категория, позволяет выяснить, с кем подростки  предпочитают делиться своими радостями  и горестями, а так же, с кем  хотят и любят отдыхать.

Таблица 3. Распределение  результатов, полученных к III категории вопросов.

№ вопроса

Варианты ответов.

Количество учащихся

11. Если тебе предстоит встреча с незнакомым человеком, кто заговорит первым?

Я

Он

Зависит от ситуации

Не знаю

4

4

10

6

12. С кем бы вы хотели поехать отдыхать?

Друзья вне школы

Родители

Брат (сестра)

Одноклассн 

Не знаю

13

5

5

17

2

13. Кому бы ты рассказал свой секрет?

Друзьям вне школы

Родителям

Одноклассникам

Маме

6

2

14

2

14. С кем бы ты пошел к врачу?

Один

Мамой (кем-то из родственников)

Другом вне школы

Одноклассником

3

14

12

16

15. С кем бы ты поделился своими проблемами?

Другом вне школы

Родителями

Мамой

Одноклассником

9

3

7

16


 

Полученные данные показывают, что друзья вне школы и одноклассники  по-прежнему на первом месте (смотри таблицу 1 и 2), родители на втором, когда стоит вопрос «С кем поехать отдыхать?» или «Пойти к зубному». Полученные факты можно объяснить особенностями возраста. Современным подросткам свойственно утверждать свою независимость, самостоятельность в глазах взрослых. Данный возрастной период характеризуется особой конфликтностью учащихся с взрослыми, прежде всего с родителями и учителями. К тому же, сама школьная ситуация с ее особым характером отношений между взрослыми и детьми, с существенным значением оценочного компонента деятельности, создает для этого особо благоприятные условия. Следующим очень важным фактором выступает социальная среда. Социальные условия в наше время приводят к изменению личностных параметров современных подростков. Таким образом, несмотря на изменившиеся социальные условия, по предпочтительности на первом месте остаются сверстники. На втором месте – родители, так как сложности во взаимоотношениях с взрослыми по-прежнему актуальны.

 

2. Данные, полученные по методике КОС-1, т.е.  исследование уровня коммуникативных способностей, отражены в таблице № 4.

Таблица №4.

 Уровни коммуникативных способностей.

Ф.И.О.

Оценка 

Уровень коммуникативных  способностей

1

Алена К.

3

средний

2

Полина М.

4

высокий

3

Ксюша П.

5

очень высокий

4

Илья Б.

3

средний

5

Максим В.

4

высокий

6

Алексей Г.

3

средний

7

Настя Р.

3

средний

8

Дарья М.

4

высокий

9

Юля К.

5

очень высокий

10

Маша К.

3

средний

11

Андрей А.

3

средний

12

Алексей Ф.

3

средний

13

Никита О.

2

ниже среднего

14

Аня Л.

3

средний

15

Алина В.

4

высокий

16

Катя С.

3

средний

17

Надя С.

1

низкий

18

Максим Н.

4

высокий

19

Егор Ш.

4

высокий

20

Сергей С.

3

средний

21

Никита Д.

3

средний

22

Андрей Ж.

2

ниже среднего

23

Саша Т.

4

высокий

24

Света З.

3

средний

Информация о работе Экспериментальное исследование общения подростков