Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 23:38, доклад
Общение — многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизнедеятельности. В едином процессе общения выделяют три стороны:
1. коммуникативную (обмен информацией);
2. интерактивную (взаимодействие общающихся);
3. перцептивную (восприятие).
Общение — многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизнедеятельности. В едином процессе общения выделяют три стороны:
1.
коммуникативную (обмен
2.
интерактивную (взаимодействие
3. перцептивную (восприятие).
Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.
1.
Коммуникативная сторона
Не маловажным фактором является не только понимание передаваемой информации. Понять, ещё не означает принять, внутренне согласиться с чужой точкой зрения. А это зависит не только и не столько от интеллекта (от этого зависит понимание), сколько от характера межличностных отношений.
Выделяют три формы барьеров общения:
1) барьеры непонимания:
• фонетический барьер (невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством, звуков-паразитов);
• стилистический барьер (несоответствие стиля речи коммутатора и ситуации общения или стиля общения и актуального психологического состояния партнера по общению);
• семантический барьер (различие в системах значений слов);
Здесь идёт речь о многозначности слов любого языка, кроме этого существует множество специальных профессиональных терминов, которых непрофессионал не поймёт.
• логический барьер (сложная и непонятная или неправильная логика рассуждений, доказательств);
Каждый человек живёт и действует по своей логике, поэтому при отсутствии представления о логике партнёра по общению «срабатывает» барьер непонимания.
2) барьеры социально-культурного
различия (социальные, политические, религиозные
и профессиональные различия, приводящие
к разной интерпретации
Так, например, известная поговорка «сытый голодного не разумеет» характеризует социальное различие.
Иногда препятствием в общении может быть профессия, пол и возраст партнёра.
3) барьеры отношений
(неприязнь, недоверие к
Психологи доказали, что барьер общения тем меньше, чем выше авторитетность говорящего в глазах слушающего.
Любая поступающая к человеку информация несет на себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнение и желание, с целью их частичного или полного изменения. Не всякий человек хочет этих изменений, так как они могут нарушить его представление о себе, образ мыслей, отношения с другими людьми, душевное спокойствие. Соответственно, человек может противиться получению нежелательной для него информации, защищаясь как от источника коммуникации, так от самого сообщения.
Защита от информации может проявляться в виде «избегания» (индивид уклоняется от контактов с определенными людьми, не слушает собеседника в процессе разговора, использует любой предлог для его прекращения) или своеобразного «непонимания» самого сообщения (так реагирует, например, заядлый курильщик на информацию о вреде курения).