Деловое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:26, реферат

Краткое описание

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.

Оглавление

Введение
1. Виды делового общения
2. Средства общения
3. Барьеры общения
4. Практическое задание. Вы хотите арендовать помещение под офис, магазин. Составьте примерный сценарий диалога с собственником помещения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

культура речи.docx

— 47.27 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Культура речи

по теме: Деловое общение

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент

Группа 

Ф.И.О 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

 

                                       Екатеринбург

2013

 

  

                                              Содержание

 

Введение

1. Виды делового общения

2. Средства  общения

3. Барьеры  общения

4. Практическое задание. Вы хотите  арендовать помещение под офис, магазин. Составьте примерный  сценарий диалога с собственником  помещения

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Понятие делового общения.

Деловое общение - это сложный многоплановый  процесс развития контактов между  людьми в служебной сфере. Его  участники выступают в официальных  статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической  особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые  определяются национальными и культурными  традициями, профессиональными этическими принципами.

Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового  поведения, типовых готовых "формул", позволяющих организовать этикетные  ситуации приветствия, просьбы, благодарности  и т. д. (например, "здравствуйте", "будьте добры", "разрешите принести извинения", "счастлив познакомиться  с Вами"). Эти устойчивые конструкции  выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик.

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт  друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить  совместную деятельность, сотрудничество.

Служебные контакты должны строиться  на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое  сотрудничество повышает трудовую и  творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.

 

1. Виды делового общения

 

В зависимости  от различных признаков деловое  общение делится на:

1. устное  — письменное (с точки зрения  формы речи);

2. диалогическое  — монологическое (с точки зрения  однонаправленности / двунаправленности  речи между говорящим и слушающим);

3. межличностное  — публичное (с точки зрения  количества участников);

4. непосредственное  — опосредованное (с точки зрения  отсутствия / наличия опосредующего  аппарата);

5. контактное  — дискантное (с точки зрения положения коммуникантов в пространстве).

Все перечисленные  факторы делового общения формируют  характерные особенности деловой  речи.

В большей  степени различаются устная и  письменная деловая речь: обе формы  речи представляют системно различающиеся  разновидности русского литературного  языка. Если деловая письменная речь представляет официально-деловой стиль  речи, то устная деловая речь — различные  формы гибридных стилевых образований.

Значительны языковые различия между диалогической  и монологической деловой речью. Если монологическая речь в большей  степе ни тяготеет к книжной речи, то диалогическая — к разговорной, что отражается в первую очередь  на текстовой организации и синтаксических особенностях речи. Диалогическое общение  — это межличностное по преимуществу общение, а публичная речь — это  монологическая речь.

Дистантное, всегда опосредованное общение (телефонный разговор, почтовое и факсовое отправление, пейджинговая связь и т. п.) отличается от контактного, непосредственного  повышенным вниманием к интонационному рисунку речи (устное общение), краткостью и регламентированностью, невозможностью использования жестикуляции и предметов в качестве носителей информации.

Деловое общение представляет собой широкий  диапазон жанровых разновидностей письменного  и устного общения.

Письменная  деловая речь, в которой реализуются  диалогические отношения, представлена всеми видами деловых писем, документа  ми, фиксирующими социально-правовые отношения  — контрактами (договорами), соглашениями и всеми типами сопутствующих  документов. Устная деловая речь, в  которой реализуются диалогические  отношения, представлена жанрами деловых  переговоров, встреч, консультаций и  т. п.

Совещание, собрание представляют собой особый тип протокольного общения, в  котором по большей части представлена монологическая деловая речь, не только имеющая письменную природу, но и  существующая сразу в двух формах устной и письменной.

Сегодня рамки делового общения расширяются. Реклама, светское общение становятся неотъемлемой составляющей делового общения. Успех предприятия, дела сегодня  во многом зависит от умения представить  свои позиции в наиболее выгодном свете, заинтересовать потенциального партнера, создать благоприятное  впечатление. Поэтому, помимо читаемой монологической речи, в практику делового общения все активнее входит подготовленная, но нечитаемая монологическая речь (презентационная  речь, торжественная речь, вступительное  слово на различных встречах), поздравительные  письма и другие этикетные тексты.

Владение  всеми перечисленными жанрами делового общения входит в профессиональную компетенцию менеджера, руководителя.

 

2. Средства делового общения

 

Вербальные (речевые) и невербальные средства общения. Используемые для передачи информации знаки могут быть вербальными (явными, выражаемыми словами) и невербальными (т. е. скрытыми – мимика, пантомимика, характеристики голоса, темпоритм, пространственный рисунок, дыхание и т. д.).

Однако этот второй вид сам требует  более детального деления на различные  формы. Сегодня описаны и исследованы  многочисленные формы невербальных знаковых систем. Из них главные: кинесика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение. Соответственно возникает  и многообразие видов коммуникативного процесса.

К вербальным средствам деловых  коммуникаций относятся устная и  письменная речь (включая различного рода документацию).

Вербальное общение использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т. е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным  средством коммуникации, поскольку  при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл  сообщения. Правда, этому должна сопутствовать  высокая степень общности понимания  ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.

При помощи речи осуществляются кодирование  и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а  реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Для коммуникатора  смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как  он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков.

Для реципиента («слушающего») смысл  принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В  этом последнем случае особенно отчетливо  проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования; раскрытие смысла сообщения немыслимо  вне этой ситуации.

Точность понимания слушающим  смысла высказывания может стать  очевидной для коммуникатора  лишь тогда, когда произойдет смена  «коммуникативных ролей» (условный термин, обозначающий «говорящего» и «слушающего»), т. е. когда реципиент превратится  в коммуникатора и своим высказыванием  даст знать о том, как он раскрыл  смысл принятой информации.

Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора»  представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в  ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т. е. происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации». Вообще, относительно использования речи как некоторой  знаковой системы в процессе коммуникации справедливо все то, что говорилось о сущности коммуникации в целом. В частности, и при характеристике диалога важно все время иметь  в виду, что его ведут между  собой личности, обладающие определенными  намерениями (интенциями), т. е. диалог представляет собой «активный, двусторонний характер взаимодействия партнеров».

В социальной психологии существует большое количество экспериментальных  исследований, выясняющих условия и  способы повышения эффекта речевого воздействия, достаточно подробно исследованы  как формы различных коммуникативных  барьеров, так и способы их преодоления. Так, выражением сопротивления принятию информации (а значит, и оказанному влиянию) может быть отключение внимания слушающего, умышленное снижение в  своем представлении авторитета коммуникатора, такое же – умышленное или неумышленное – «непонимание»  сообщения: то ли в силу специфики  фонетики говорящего, то ли в силу особенностей его стилистики или логики построения текста.

Соответственно всякий оратор должен обладать умением вновь включить внимание слушающего, чем-то привлечь его, точно так же подтвердить  своей авторитет, совершенствовать манеру подачи материала и т. д.

Речевые средства убеждения, способы  воздействия на партнера. Барьеры  речи. Особое значение имеет, конечно, и факт соответствия характера высказывания ситуации общения, мера и степень формального (ритуального) характера общения и др. показатели. Совокупность определенных мер, направленных на это, получила название "убеждающей коммуникации", на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика - искусство убеждения посредством речи. Вспомним некоторые риторические приемы, повышающие выразительность и доходчивость речи.

  • повторение мысли – теми же словами, другими словами;
  • диалогичность речи – сам себе вопрос – ответ;
  • раскачка – за счет объема и разнообразия информации и средств ее передачи;
  • контратака – направление речи в слабое место позиции партнера;
  • категоричные формы утверждения и отрицания;
  • гиперболизация – использование крайностей (утрированных форм оценок и прогнозов);
  • обращение возражения в вопрос;
  • использование ярких примеров, иллюстраций и т. д.

Средством усиления выразительности  и образности речи являются такие  приемы, как тропы (метафора, персонификация, гипербола, симфора, символ, метонимия, синекдоха, литота, ирония, эпитет, сравнение) и фигуры речи (антитеза, оксиморон, градация, параллелизм – анафора и эпифора, подхват, эллипсис, инверсия, умолчание), широко используемые в поэтической речи.

В римской риторике одной из рекомендуемых  структур выступления была следующая:

  • экзордиум – несколько вступительных замечаний о теме;
  • экспозицио – определение понятия, характеристика объема и важности темы;
  • кауза – прямые дедуктивные доказательства: логические аргументы, подтверждающие правильность суждений;
  • контрариум – непрямые дедуктивные доказательства: опровержение мнения партнера;
  • симиле – аналогии: подобные явления в других сферах;
  • экземплюм – индуктивные доказательства: примеры из истории и повседневной жизни;
  • тестимониум – авторитетные суждения: высказывания прославленных людей, пословицы;
  • конклюзио – резюме: выводы и их использование.

Для учета всех переменных, включенных в процесс речевой коммуникации, К.Ховландом предложена «матрица убеждающей коммуникации», которая представляет собой своего рода модель речевого коммуникативного процесса с обозначением всех его отдельных звеньев. Смысл построения такого рода моделей (а их предложено несколько) в том, чтобы при повышении эффективности воздействия не упустить ни один элемент процесса.

Это можно  показать на простейшей модели, предложенной в свое время американским исследователем Г. Лассуэллом для изучения убеждающего  воздействия средств массовой информации (в частности, газет). Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов.

  1. Кто? (передает сообщение) коммуникатор
  2. Что? (передается) Сообщение (текст)
  3. Как? (осуществляется передача) Канал
  4. Кому? (направлено сообщение) Аудитория
  5. С каким эффектом? Эффективность

По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных  исследований. Например, всесторонне  описаны характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, в частности, выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса. Таких позиций может быть три:

Информация о работе Деловое общение