Исследование темперамента трудного подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является исследование темперамента «трудного подростка».
Задачами данной работы являются:
проанализировать теоретические положения темперамента;
определить кто такие трудные подростки;
определить методики, которые будут рассматриваться в курсовой работе,
проанализировать полученные результаты;
сформулировать выводы и рекомендации.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы
темперамента у подростков 6
1.1.Что такое темперамент? Темперамент трудного подростка 6
1.2. Девиантное поведение подростков 16
Глава 2. Исследование темперамента трудного подростка 22
2.1. Характеристика выборки исследования 22
2.2. Описание процедур и методик исследования 23
2.3. Результатам исследования 25
Заключение 31
Библиографический список 34
Приложение 38

Файлы: 1 файл

курсовая работа темперамент - копия.doc

— 397.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АНЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРТСВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


 

 

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Исследование темперамента трудного подростка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА: слушатель  группы

П-21,Капитонова П.С.

Научный руководитель: к. пс. н.,   

доцент Гнедова С.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск – 2011

 

Содержание.

Введение          3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы

темперамента у   подростков       6

1.1.Что такое темперамент? Темперамент трудного подростка 6

1.2. Девиантное поведение подростков             16

Глава 2. Исследование темперамента трудного    подростка         22

2.1. Характеристика выборки исследования           22

2.2. Описание процедур и методик исследования           23

2.3. Результатам исследования              25

Заключение                  31     

Библиографический список               34

Приложение                                    38          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

На всей планете не найдешь двух одинаковых людей. Для  науки это просто глобальная проблема, с которой достаточно трудно работать. Для этого нужно было разработать  определенную классификацию и систематизацию всех людей по определенным признакам. Таковыми послужат учения о темпераменте. Еще Равич-Щербо и Ольшанникова указывают на то, что проблема темперамента «занимает человечество уже 25 столетий». [10, с. 5]

Актуальность данной темы заключается в том, что психодиагностическое исследование темперамента в подростковом возрасте является значимой для современной психологии проблемой. Это обусловлено тем, что практика нуждается в данных об особенностях психики подростков. В пубертатный период происходит динамические изменения всех физиологических систем и психологических функций. В тоже время подростку приходится вживаться в новые социальные роли, настраивать отношения с окружающими.

Все это может стать  причиной резких перемен в личности подростка. Например, медлительный ученик может начать демонстрировать бурные эмоции, а лидер класса будет склонен к одиночеству, уединению. Такая сильная изменчивость в поведении подростка может привести к непониманию со стороны сверстников, взрослых (родителей, педагога), к конфликтам.

 Но такие изменения могут зависить не только от динамических изменений. Этому может предшествовать так же семейная обстановка.

В этом случае мы можем говорить о так называемом «трудном подростке», «трудном темпераменте».

Предметом исследования данной курсовой работы является трудный  темперамент.

Целью нашей работы является исследование темперамента «трудного подростка».

Задачами данной работы являются:

    1. проанализировать теоретические положения темперамента;
    2. определить кто такие трудные подростки;
    3. определить методики, которые будут рассматриваться в курсовой работе,
    4. проанализировать полученные результаты;
    5. сформулировать выводы и рекомендации.

Гипотеза данного исследования заключается в следующем: существует ли взаимосвязь между типом акцентуации личности у подростков и степенью выраженности предметной и социальной эргичности, предметной и социальной пластичности, предметного и социального темпа, предметной и социальной эмоциональности, контроля, экстра-, интроверсии, нейротизма, склонности к алкоголизации, деликвентности.

Такой непростой темой  занимались многие психологи. Некоторых из них мы укажем в этой работе, проследим и постараемся проанализировать их работы, исследования, концепции.

Следует отметить, что  изучением темперамента занимались и зарубежные, и отечественные  ученые. Зарубежными представителями были Ян Стреляу, Г.Ю. Айзенк, У. Шелдон, Л. Тэрстноун, Э. Кречмер, Томас и Чесс, которые открыли американскую темпераментную школу в начале 60-х годов и другие. К нашим психологам относятся В.М. Русалов, Равич-Щербо, Теплов, Небылицин, А.Е. Личко, Горбачевский, Рогов и многие другие. Не забудем напомнить и  о таком замечательном ученом, как И. П. Павлов.    

Данная курсовая работа состоит из:

    1. введения;
    2. двух глав:
    • общие положения о темпераменте:

Что такое темперамент? Темперамент трудного подростка;

Девиантное поведение.

    • исследование темперамента трудного подростка:

описание процедуры  и методик исследования;

результаты исследования и их анализ.

    1. заключения;
    2. библиографического списка;
    3. приложения.

В настоящее время  имеется множество методик для  диагностики динамической стороны психики. В своей работе мы обратим внимание на такие методики, которые будут диагностировать темперамент. Более полная информация о темпераменте подростка, в нашем случае «трудного подростка», может быть получена при помощи патохарактерологического диагностического опросника (ПДО) А.Е. Личко. А так же мы используем опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова и опросник Г. Айзенка.

Результаты данного  исследования в дальнейшем могут  быть использованы психологами и  педагогами образовательных учреждений при работе с такими подростками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темперамент – хороший  конь,

но плохой наездник.

Гофмиллер [13,С. 113]

Глава 1. Общие положения о темпераменте.

1.1. Что такое темперамент? Темперамент трудного подростка.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Содержательная характеристика темперамента может быть дана через его свойства. К свойствам темперамента, по мнению В.С. Мерлина, можно отнести «индивидуальные особенности, которые: 1) регулируют динамику психической деятельности в целом; 2) характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов; 3) имеют устойчивый и постоянный характер, сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени; 4) находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента; 5) однозначно обусловлены общим типом нервной системы». [16, С. 365]

Е. И. Рогов выделяет следующие свойства темперамента [20]:

1. сензитивный – определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции;

    1. реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакции на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон – даже звук);
    2. активность – свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания);
    3. соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений;
    4. пластичность и ригидность – они свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно его поведение;
    5. темп реакций – характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума;
    6. экстраверсия, интроверсия – определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт);
    7. эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

В. М. Русалов предлагает следующие свойства темперамента: 1. энергетический потенциал человека; 2. проявляющиеся во всех сферах деятельности; 3. обнаруживающиеся в раннем возрасте; 4. устойчивые на протяжении длительного периода времени; 5. связанные с биологическими подструктурами, в том числе со свойствами нервной системы; 6. наследственно обусловленные.

И.М. Палей и В.К. Горбачевский считают, что свойства темперамента:

      • зависят от генетически обусловленных свойств организма;
      • им свойственна онтогенетическая «первичность», т.е. они проявляются в раннем возрасте;
      • они сохраняются на протяжении длительного времени;
      • они наиболее типичны для данного человека и проявляются в широком классе ситуаций;
      • они наиболее отчетливо проявляются в максимально трудных для человека условиях (в стрессовых ситуациях);
      • они не влияют на продуктивность деятельности. [4]

 Интерес исследователей к проблеме темперамента, его физиологической основы способствовал развитию различных теоретических концепций. Для объяснения сути темперамента применяются морфологические концепции, теория высшей нервной деятельности, факторные теории.

Первые концепции темперамента были гуморальными. Они связывали  темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Наиболее ярко эту группу теорий темперамента представляла классификация темперамента, основанная на учении Гиппократа. Он считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме.

Немецкий философ И. Кант считал, сто основной природой темперамента являются индивидуальные особенности крови. А П.Ф. Лесгафт  писал, что в основе проявлений темперамента лежат свойства системы кровообращения, в том числе, толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и др. с этим связаны быстрота и сила кровотока и в итоге – мера возбудимости организма и продолжительность реакции в ответ на различные стимулы.

В рамках конституционального направления признавалось существование определенных физических признаков темперамента. В связи с этим Э. Кречмер, анализируя совокупности морфологических признаков, в качестве основного критерия для определения типа темперамента указал тип телосложения и осуществил попытку определить темперамент через типы морфологических конституций. [10, С. 351]

По свидетельству Э. Кречмера, «астеническому типу конституции, характеризующемуся длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, удлиненным лицом, слабой мускулатурой, соответствует шизоидный темперамент, которому свойственны индивидуальные особенности, располагающиеся в основном вдоль «психастенической» шкалы, - от чрезвычайной ранимости, эффективности и раздражительности до бесчувственной холодности и тупого, «деревянного» равнодушия. Для шизоидов характерны также замкнутость, уход во внутренний мир, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между судорожной порывистостью и скованностью действий». [10, С. 344]

Пикническому типу, характеризующемуся широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, круглой головой, выступающим животом, отвечает, по Э. Кречмеру, циклоидный или циклотимический темперамент. Ему свойственны, прежде всего, индивидуальные особенности, идущие вдоль «диатетической» шкалы, т. е. «от постоянно повышенного, веселого настроения у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального и мрачного состояния духа у депрессивных индивидов» [10, С. 345]. Для циклоидов характерны также соответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться с окружающей средой, естественность, мягкость и плавность движений.

Морфологические признаки отображены также в концепции У. Шелдона. В данной теории выделяются 3 основных типа соматической конституции («соматотипа»): эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. Для эндоморфного типа, по мнению У. Шелдона, характерны «мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, с чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями» [26]. Мезоморфный тип характеризуется жестокостью и резкостью поведения, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой. С ним связан соматотонический темперамент с любовью к приключениям, смелостью, агрессивностью. Эктоморфному типу конституции свойственны изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры. Этому соматотипу соответствует церебротонический темперамент, который характеризуется малой общительностью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью. У. Шелдон, так же, как и Э. Кречмер, разделял идею о фатальной соматической обусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числе таких, которые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой.

Нельзя забывать и  о теории вышней нервной деятельности, в которой основой темперамента выступают фундаментальны свойства нервных процессов. К этим свойствам  относятся: сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

Информация о работе Исследование темперамента трудного подростка