Исследование темперамента трудного подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является исследование темперамента «трудного подростка».
Задачами данной работы являются:
проанализировать теоретические положения темперамента;
определить кто такие трудные подростки;
определить методики, которые будут рассматриваться в курсовой работе,
проанализировать полученные результаты;
сформулировать выводы и рекомендации.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы
темперамента у подростков 6
1.1.Что такое темперамент? Темперамент трудного подростка 6
1.2. Девиантное поведение подростков 16
Глава 2. Исследование темперамента трудного подростка 22
2.1. Характеристика выборки исследования 22
2.2. Описание процедур и методик исследования 23
2.3. Результатам исследования 25
Заключение 31
Библиографический список 34
Приложение 38

Файлы: 1 файл

курсовая работа темперамент - копия.doc

— 397.50 Кб (Скачать)

 

Таблица 2. Особенности свойств темперамента у подростков с разным типом темперамента (по результатам методики А.Г. Айзенка) (средние значения)

Переменные

трудные подростки

обычные подростки

экстра-, интроверсия

13,1

12,5

нейротизм

10,5

12,9


 

Опираясь на результаты методики А.Г. Айзенка (таблица 2) можно сказать следующее, что обычные подростки более эмоционально устойчивы, так как среднее значение по нейротизму составляет 12,9. Такие значения присуще нормостеникам. Нормостеники не склонны к беспокойству. Такие подростки сохраняют спокойствие и способность эффективно действовать в стрессовых ситуациях, не боятся проблем и трудностей и стремятся их преодолевать.

Что же касается группы трудных  подростков, то их среднее значение по нейротизму составляет 10,5. Эти значения относятся к потенциальным конкордантам.

 

Диаграмма 2. Особенности  свойств темперамента у подростков с разным типом темперамента (по результатам методики А.Г. Айзенка) (средние значения)

 

Третьим этапом мы использовали патохарактерологический диагностический  опросник А.Е. Личко.

В таблице 3 указаны результаты исследования в процентном соотношении  отдельно по каждой группе подростков: трудных и обычных.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3. Результаты исследования с помощью ПДО А.Е. Личко

(в %)

Типы акцентуации  личности

трудные подростки

контрольная группа

эпилептоидный

6,7

20

лабильный

13,3

26,7

гипертимный

13,3

13,3

неустойчивый

6,7

6,7

сенситивный

0

20

психастенический

13,3

6,7

гипертимно-неустойчивый

13,3

6,7

циклоидно-лабильный

26,7

0

тип не определен

6,7

0


 

По результатам исследования (таблица 3) частота встречаемости акцентуаций характера  с помощью методики ПДО выявлено следующее распределение типов: среди трудных подростков преобладает циклоидно-лабильный тип акцентуации характера – 26,7 %, далее следует лабильный, гипертимный, психастенический, гипертимно-неустойчивый типы акцентуаций с одинаковым процентным соотношением – 13,3 %. На третьем месте по частоте встречаемости находятся эпилептоидный, неустойчивый типы и неопределенный тип – 6,7 %. Таким образом, в группе трудных подростков преобладают циклоидно-лабильный, лабильный, гипертимный, психастенический, гипертимно-неустойчивые типы.

Среди подростков контрольной  группы преобладает лабильный тип акцентуации характера – 26,7 %. На втором месте находятся эпилептоидный и сенситивный типы – по 20 %. Гипертимный типы находится на третьем месте по частоте встречаемости – 13,3 %. Из этого следует, что среди подростков контрольной группы преобладают лабильный, эпилептоидный, сенситивный, гипертимный типы акцентуации характера. 

 

Диаграмма 3. Результаты исследования с помощью ПДО А.Е. Личко (в %)

 

Таким образом, мы можем  установить зависимость между типом акцентуации личности у подростков и степенью выраженности предметной и социальной эргичности, предметной и социальной пластичности, предметного и социального темпа, предметной и социальной эмоциональности, контроля, экстра-, интроверсии, нейротизма, склонности к алкоголизации, деликвентности. Рассчитаем коэффициент корреляции Пирсона между двумя массивами (x и y). В результате получаем значение коэффициент корреляции равный (r=0.013; p<0.955)? т.е. связь между переменными x и y является существенной.

Ввиду того, что величина расчетного коэффициента корреляции попала в зону значимости -  гипотеза принимается. Иными словами, связь между трудными подростками и обычными подростками статистически значима и положительна.

 

 

 

 

Заключение.

Темперамент является важным психологическим феноменом. Он представляет собой совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Содержательная характеристика темперамента раскрывается в его  свойствах. Свойства темперамента - это такие отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения. Среди свойств темперамента выделяются сензитивность, реактивность, активность, пластичность и ригидность, темп реакций, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная возбудимость.

В психологической науке  представлено несколько видов концепций, описывающих суть темперамента. Теории гуморального направления Гиппократа-Галена связывали темперамент с преобладанием жидкостей в организме. В конституциональных теориях (Э.Кречмер, У.Шелдон) темперамент связывался с морфологическими особенностями организма. В теории высшей нервной деятельности тип темперамента связывался с типом нервной системы, который складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы — силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Факторные теории предполагают существование определенной совокупности факторов, которые, образуя относительно устойчивую характеристику индивида, не связаны с интеллектуальными способностями и, как правило, не подвергаются значительным изменениям под влиянием социального опыта (Л. Тэрстоун, Г.Айзенк).

Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Каждый тип темперамента различается разным уровнем выраженности силы, уравновешенности, подвижности.

Любое девиантное поведение – это отклонение от общепризнанной, неоднократно проверенной практикой нормы поведения, оно всегда несет в себе элемент непредсказуемости, неизвестности, возможной опасности.

Девиантное поведение, сопровождающееся риском, способствует самоактуализации, самореализации и  самоутверждению личности. Последнее  является важнейшей психологической  причиной, объясняющей желание людей  ответить на вызов быстро меняющейся социальной реальности. Девиантно-ролевая разновидность социального поведения неразрывно связана с аддикцией, с внутриличностным конфликтом. Аддикция в общем смысле слова – стремление уйти от состояния внутреннего психологического дискомфорта, изменить свое психическое состояние, характеризующееся внутренней борьбой. Аддиктивное поведение психологи рассматривают как девиантное. Девиантный путь выбирают прежде всего люди, не имеющие легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, фрустрирующая энергия блокируется. Они не считают общепринятые нормы порядка естественными и справедливыми. Все это неизбежно приводит их к внутриличностному конфликту.

В психологической практике для диагностики темперамента применяются разные методики. Опросник структуры темперамента В.М. Русалова используется для диагностики свойств темперамента: темп, эмоциональность, социальная эмоциональность и контроль. Опрсник Г.Айзенка направлен на диагностирование экстра-, интроверсии и нейротизма. Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко направлен на определение в подростковом возрасте акцентуации характера.

 В эмпирическом исследовании было выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь между типом акцентуации личности у подростков и степенью выраженности предметной и социальной эргичности, предметной и социальной пластичности, предметного и социального темпа, предметной и социальной эмоциональности, контроля, экстра-, интроверсии, нейротизма, склонности к алкоголизации, деликвентности.

 Для сбора данных  применялся  опросник структуры  темперамента В.М. Русалова , опросник Г. Айзенка, ПДО А.Е, Личко. Для проверки гипотезы использовался коэффициент ранговой корреляции Пирсона.

Полученные данные свидетельствуют  о существовании положительной  связи между трудными подростками и обычными подростками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

КНИГИ

  1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. 2-изд. – СПб.: изд-во Михайлова В.А., 2001. – 191 с.
  2. Альманах психологических тестов. – М.: КСП, 1996. – 400 с.
  3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.
  4. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996.
  5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер. 1999. 528 с. – 2-е издание, переработанное и дополненное.
  6. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их динамика, статистика, систематика. – М.: Медицинская книга, 2007. – 124 С.; Леонгард К. акцентуированы личности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 544 С.; Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Речь, 1983. – 125 С.
  7. Гамезо М.В., Герасимов В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / под общ. ред. М.В. Гамезо. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2008. – 352 с.
  8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, при участии издательства «Юрайт», 2000. – 336 с.
  9. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста:Руководство для врачей. – М., 1979.
  10. Кречмер Э. Теория темпераментов. В кн.: Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я., Психология индивидуальных различий. – М.6 ЧеРо, 2000.
  11. Кузин М.В. Психология / Под ред. Б.Ф. Ломова. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. школа, 1982, - 256 с., ил.
  12. Леонгард К. акцентуированы личности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 544 С.
  13. Либин А.В. Дифференциальная психологи: на пересечении европейских, российских и американских традиций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. – М.: Смысл; издательский центр «Академия», 2004. – 527 с.
  14. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1977; изд. 2-е доп. И перераб., Л.: Медицина, 1983.
  15. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.: ил. – («Серия «Учебники нового века»).
  16. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М.-Воронеж: МОДЭК, 1996. – 448 с.
  17. Сборник психологических тестов. Часть 1: Пособие/Сост. Е.Е. Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.
  18. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. Под ред. Э.М. Пчелкиной. – М.: Прогресс, 1982.
  19. Столяренко Л.Д. Основы психологи. Изд. 3-е, перераб и доп. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -671с
  20. Общая психология/Под ред. Е.И. Рогова. – М.: Владос, 1995. – 448 с.
  21. Общая психология. Учебник для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. Зд. 2-е, доп. И перераб. М., «Просвещение», 1976. 407 с.
  22. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. – Т.3, кн.2 . М. – Л.: АН СССР, 1951.
  23. Психодиагностика: Справочник практического психолога\Под ред. С.Т. Посоховой. – М. – СПб.: Сова, 2005. – 671 с.
  24. Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы человека. – М.: Просвещение, 1966. – 156 с.
  25. Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М.: Прогресс, 1976. – 128 с.

СТАТЬИ ИЗ ИНТЕРНЕТА

  1. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Хрестоматия по психологии индивидуальных различий. Тексты.   Psychology_OnLine.Net
  2. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychogenetic/ch11_6.html
  3. Динамические характеристики психических процессов, свойства индивидуальности, темперамент. http://vitragi-ch.ru/cachedfiles/20101101_.php
  4. Иващенко О.И. Индивидуальные свойства темперамента как фактор риска развития некоторых нарушений поведения в онтогенезе.  http//www.osoboedetstvo.ru/text/ivashe01.txt
  5. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методическое пособие. Серия: Выпуск 10. М.: «Фолиум», 1995, 2-е изд., 64 с. http://www.lib500.com/link/psychiatry/pdo.zip
  6. Кречмер Э. Строение тела и характер. http://www.klex.ru/12
  7. Мур Б., Файн Б. Психоаналитические термины и понятия. http://www.info/bibliotek_Buks/Psihol/Mur/33.php
  8. Стреляу Я. Введение в проблематику, связанную с темпераментом. Psychology_OnLine.Net
  9. Харламенкова Н.Е. Психология личности. http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychology_of_ptrson/author.html
  10. Шмакова К.В. Девиантное поведение подростков. ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». Научный руководитель – к.п.н. В.В. Крутова. Psychology_OnLine.Net

 

ЖУРНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

  1. Галлиев О.Б., Бочарова Т.В. Влияние социальных условий на структуру темперамента // Вопросы психологии. 2000. № 4. С. 73-75.
  2. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 19-32.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. Исходные данные по методике Русалова.

№ испытуемого

эргичность

соц.эргичность

пластичность

соц.пластичность

темп

соц.темп

эмоциональность

соц.эмоциональность

шкала К

1

8

6

4

5

4

10

10

8

0

2

8

8

9

8

12

8

7

6

3

3

1

9

2

7

7

9

10

6

3

4

7

10

4

10

11

7

4

3

4

5

3

10

6

5

9

11

0

2

2

6

11

7

6

8

8

7

8

7

3

7

2

7

6

8

10

6

8

3

3

8

3

9

4

8

9

6

6

6

1

9

4

5

7

4

7

6

0

1

5

10

5

6

7

5

7

4

1

2

5

11

8

8

9

10

9

7

5

6

2

12

6

7

6

7

8

7

9

4

3

13

5

9

10

4

5

6

2

4

4

14

4

6

8

5

10

7

6

6

0

15

6

7

10

7

11

9

4

7

2

16

5

10

8

6

6

9

6

12

2

17

6

5

4

4

8

8

6

7

3

18

1

6

6

6

9

8

11

11

5

19

7

10

7

7

11

9

6

3

3

20

1

12

3

6

7

6

6

2

5

21

2

10

6

10

12

7

0

0

4

22

3

12

11

9

9

11

1

2

3

23

2

11

4

3

3

10

8

8

1

24

6

7

2

4

8

3

9

6

3

25

6

6

5

2

5

3

10

11

3

26

1

5

9

8

10

12

11

11

0

27

3

6

7

7

5

6

8

7

3

28

1

0

5

4

3

5

5

8

3

29

5

9

5

11

11

12

1

4

4

30

7

12

9

8

11

11

4

3

7

Информация о работе Исследование темперамента трудного подростка