Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:38, курсовая работа
Целью нашей работы является исследование темперамента «трудного подростка».
Задачами данной работы являются:
проанализировать теоретические положения темперамента;
определить кто такие трудные подростки;
определить методики, которые будут рассматриваться в курсовой работе,
проанализировать полученные результаты;
сформулировать выводы и рекомендации.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы
темперамента у подростков 6
1.1.Что такое темперамент? Темперамент трудного подростка 6
1.2. Девиантное поведение подростков 16
Глава 2. Исследование темперамента трудного подростка 22
2.1. Характеристика выборки исследования 22
2.2. Описание процедур и методик исследования 23
2.3. Результатам исследования 25
Заключение 31
Библиографический список 34
Приложение 38
Последний, но не менее значимый, социально-психологический подход. Он объясняет причины, которые влияют на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение – это результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.
С.А. Беличева среди отклонений от нормы выделяет асоциальный тип отклоняющегося поведения, рассматривает социальные отклонения корыстной направленности, агрессивной ориентации, социально-пассивного типа, и считает, что они различаются по степени общественной опасности, по содержанию и целевой направленности. [3]
В.В. Ковалев выделяет следующие варианты отклоняющегося поведения: [9]
Критерии девиантного поведения неоднозначны. Латентные правонарушения в виде безбилетного проезда, нарушения правил уличного движения, скупка краденного могут остаться без внимания. Однако резкие изменения в поведении, когда потребности личности не соответствуют предложению, снижение ценностного отношения к себе, своему имени и телу, негативное отношение к институтам социального контроля, нетерпимость к педагогическим воздействиям, правонарушения служат наиболее устоявшимися признаками девиантного поведения.
Так же выделяются
основные условия и причины
возникновения девиантного
Таким образом, отклоняющееся
поведение – это система
Глава 2. Исследование темперамента трудного подростка.
2.1. Организация и проведение исследования.
Выборка была составлена в соответствии с целью и задачами исследования. В состав выборки вошли ученики 9 «А» и «Б» классов в количестве 30 человек. Из 9 «А» класса 15 человек из них 4 девочки и 11 мальчиков. Из 9 «Б» так же 15 человек из них 7 девочек и 8 мальчиков. Возраст учащихся от 13 до 15 лет. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 72 Заволжского района г. Ульяновска в апреле 2011 года.
Форма проведения исследования – коллективная.
Испытуемым были выданы:
- бланки ответов к
методикам, используемые в
- тексты методик В.М. Русалова, Г. Айзенка, А.Е. Личко.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап – тестирование респондентов по методике В.М. Русалова;
2 этап – тестирование респондентов по методике Г. Айзенка;
3 этап – тестирование респондентов по методике А.Е. Личко;
4 этап - обработка полученных результатов, которая проводилась в два этапа:
1 этап – первичная
обработка протоколов (бланков ответов),
т.е. подсчет баллов, что позволило
нам выявить степень
2 этап – количественный и качественный анализ полученных данных, который включал в себя обработку данных с использованием корреляционного анализа для выявления достоверности различий между показателями в двух группах испытуемых: трудных и обычных подростков.
2.2. Описание процедур и методик исследования.
В настоящее время имеется множество методик для диагностики темперамента. Но для проведения диагностики «трудных подростков», мы считаем целесообразно выбрать следующие методики: личностный опросник Айзенка, опросник структуры темперамента Русалова В.М. (ОСТ) и патохарактерологический диагностический опросник Личко А.Е. (ПДО).
Опросник структуры
темперамента В.М. Русалова (ОСТ) используется
для диагностики свойств «
В тесте предусмотрена
небольшая контрольная шкала, предназначенная
для выявления тенденции
Существуют две формы этого опросника: рассчитанный на взрослых от 18 до 55 лет (В-ОСТ), и подростков от 13 до 17 лет (Д-ОСТ).
Опросник Г. Айзенка основан на идее экстравертированности и нейротизма.
Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Г.Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый тип по И.П. Павлову очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро-, экстраверсии предполагает во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Таким образом, используя данные по шкалам интро-, экстраверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента по классификации И.П. Павлова.
Личко А.Е. составил ПДО в 1970 году и апробировал его на подростках. Этот опросник предназначен для определения в подростковом возрасте (14-18 лет) типов характера при психопатиях, психопатических развитиях, а также при акцентуации характера, являющихся крайними вариантами нормы.[14, С. 69]
А.Е.Личко были составлены наборы фраз, отражающие отношения при разных типах характера к ряду жизненных проблем, актуальных в подростковом возрасте. В число таких проблем вошли:
2.2 Результаты исследования.
Для диагностики типа темперамента на первом этапе был применен опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ).
В таблице 1 приведенной ниже указано среднее значение свойств темперамента по опроснику структуры темперамента В.М. Русалова отдельно по каждой группе: трудные и обычные подростки.
Таблица 1.Особенности свойств темперамента у подростков с разным типом темперамента (по результатам методики В.М. Русалова) (среднее значение)
Свойства темперамента |
трудные подростки |
обычные подростки |
эргичность |
3,7 |
5,4 |
соц. эргичность |
7,6 |
8,1 |
пластичность |
6,5 |
6,1 |
соц. пластичность |
6,7 |
6,3 |
темп |
8,5 |
7,9 |
соц. темп |
7,3 |
8 |
эмоциональность |
5,3 |
6,1 |
соц.эмоциональность |
4,7 |
6,3 |
шкала К |
2,7 |
3,3 |
Опираясь на полученные данные из таблицы 1 и диаграммы 1можно сказать, что среди трудных подростков и обычных подростков в разной степени выражены такие свойства как предметная эргичность (среднее значение 5,4 и 3,7) и социальная эмоциональность (среднее значение 4,7 и 6,3).
Все остальные свойства такой заметной разницы между трудными и обычными подростками не имеют.
У трудных подростков предметная эргичность выражена слабо, т.к. имеет средне значение 3,7. Это говорит о том, что подросток пассивен. Общий жизненный тонус низкий. Стремление к напряженной физической и умственной деятельности выражено слабо. Предпочитаемые сферы деятельности весьма ограничены. Низкие результаты нередко связаны с неспособностью быстро включаться в работу и долго сохранять ее высокий темп. В трудных условиях надежность работы снижается. При появлении препятствий может отказаться как от их преодоления, так и от достижения поставленной цели. Медленно восстанавливает работоспособность после длительного и напряженного труда.
У обычных подростков предметная эргичность на среднем уровне (среднее значение 5,4), то есть такой подросток избирателен в проявлениях активности: не избегает напряженной работы, однако собственная инициатива в поисках сфер приложения своих способностей недостаточно высока. Может относительно долго сохранять работоспособность, особенно в тех случаях, когда затрагиваются личные интересы. После утомительной монотонной работы требуется достаточно продолжительный отдых для восстановления сил и энергии.
Среднее значение 4,7 по социальной
эмоциональности у трудных
У обычных подростков
социальная эмоциональность имеет
среднее значение 6,3. Это говорит
о том, что эмоциональная
Диаграмма 1. Особенности свойств темперамента у подростков с разным типом темперамента (по результатам методики В.М. Русалова) (средние значения)
На втором этапе нами был применен личностный опросник А.Г. Айзенка.
В таблице 2 и диаграмме 2 указаны результаты исследования по экстра-, интроверсии и нейротизму для каждой группы подростков отдельно. Результаты указаны в виде среднеарифметического значения.
Информация о работе Исследование темперамента трудного подростка