Исследование темперамента трудного подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является исследование темперамента «трудного подростка».
Задачами данной работы являются:
проанализировать теоретические положения темперамента;
определить кто такие трудные подростки;
определить методики, которые будут рассматриваться в курсовой работе,
проанализировать полученные результаты;
сформулировать выводы и рекомендации.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы
темперамента у подростков 6
1.1.Что такое темперамент? Темперамент трудного подростка 6
1.2. Девиантное поведение подростков 16
Глава 2. Исследование темперамента трудного подростка 22
2.1. Характеристика выборки исследования 22
2.2. Описание процедур и методик исследования 23
2.3. Результатам исследования 25
Заключение 31
Библиографический список 34
Приложение 38

Файлы: 1 файл

курсовая работа темперамент - копия.doc

— 397.50 Кб (Скачать)

Последний, но не менее значимый, социально-психологический  подход. Он объясняет причины, которые  влияют на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение – это результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.

С.А. Беличева среди отклонений от нормы выделяет асоциальный тип  отклоняющегося поведения, рассматривает социальные отклонения корыстной направленности, агрессивной ориентации, социально-пассивного типа, и считает, что они различаются по степени общественной опасности, по содержанию и целевой направленности. [3]

В.В. Ковалев выделяет следующие варианты отклоняющегося поведения: [9]

    1. уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пробелами в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебы.
    2. систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах.
    3. антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях.
    4. антиобщественные корыстные действия, которые выражаются в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве.
    5. антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола.
    6. злоупотребление алкоголем.
    7. употребление наркотических и токсических веществ.
    8. уходы из дома, бродяжничество.
    9. азартные игры.
    10. прочие виды отклоняющегося поведения.

Критерии  девиантного  поведения неоднозначны. Латентные  правонарушения в виде безбилетного проезда, нарушения правил уличного движения, скупка краденного могут  остаться без внимания. Однако резкие изменения в поведении, когда  потребности личности не соответствуют предложению, снижение ценностного отношения к себе, своему имени и телу, негативное отношение к институтам социального контроля, нетерпимость к педагогическим воздействиям, правонарушения служат наиболее устоявшимися признаками девиантного поведения.

    Так же выделяются  основные условия и причины  возникновения девиантного поведения  подростков.

    1. индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних, которые способствуют формированию девиаций поведения: нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие особенности чаще всего, если они не являются патологическими, то формируются вследствие неудовлетворительного, ошибочного воспитания в семье, вследствие различного рода нарушений родительско-детских отношений.
    2. акцентуации характера подростка как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при этом существует избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. При определенных обстоятельствах такие подростки неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы в стандартной ситуации. Как отмечают П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А.Е. Личко и другие, акцентуации характера необязательно связаны с девиантым поведением подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды. [6, 12, 14]
    3. бурно протекающих подростковый кризис, стремление к взрослости, на фоне противоречий физиологического и психического развития. Часто неадекватное, вызывающее поведение несовершеннолетних в подростковом возрасте вследствие неправильного, неграмотного реагирования родителей, учителей и других взрослых закрепляется и укореняется.
    4. негативное влияние стихийно-группового общения в формировании личности подростков. Основным видом деятельности подростков является общение, хотя они в своем большинстве и не умеют это делать грамотно и конструктивно.
    5. социально-педагогические причины, среди которых выделяются семья и школа. Противоречивость внутрисемейного общения и отношений в подростковом возрасте особенно остро проявляются в функционально несостоятельных семьях, которые не выполняют или выполняют формально свою ведущую функцию – воспитание полноценного человека. К таким семьям относятся – криминальные, конфликтные, педагогически несостоятельные, педагогически пассивные, антипедагогические. Школа, как правило, подхватывает ошибки родителей во взаимодействии с подростками и усугубляет их, тем самым закрепляя девиантное поведение подростков.
    6. школьная дезадаптация так же является одной из причин появления девиаций поведения, как правило, агрессивной и социально-пассивной направленности.

Таким образом, отклоняющееся  поведение – это система поступков  или отдельные поступки, которые противоречат принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, девиантное поведение – это отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартом, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали, а так же поведение, которое не удовлетворяет социальные ожидания данного общества в конкретный период времени.  

 

 

Глава 2. Исследование темперамента трудного подростка.

2.1. Организация и проведение исследования.

Выборка была составлена в соответствии с целью и задачами исследования. В состав выборки вошли ученики 9 «А» и «Б» классов в количестве 30 человек. Из 9 «А» класса 15 человек из них 4 девочки и 11 мальчиков. Из 9 «Б» так же 15 человек из них 7 девочек и 8 мальчиков. Возраст учащихся от 13 до 15 лет. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 72 Заволжского района г. Ульяновска в апреле 2011 года.

Форма проведения исследования – коллективная.

Испытуемым были выданы:

- бланки ответов к  методикам, используемые в исследовании;

- тексты методик В.М.  Русалова, Г. Айзенка, А.Е. Личко.

Исследование проводилось  в несколько этапов:

1 этап – тестирование респондентов по методике В.М. Русалова;

2 этап – тестирование  респондентов по методике Г.  Айзенка;

3 этап – тестирование  респондентов по методике А.Е. Личко;

4 этап - обработка полученных результатов, которая проводилась в два этапа:

1 этап – первичная  обработка протоколов (бланков ответов), т.е. подсчет баллов, что позволило  нам выявить степень выраженности  исследуемых качеств.

2 этап – количественный  и качественный анализ полученных данных, который включал в себя обработку данных с использованием корреляционного анализа для выявления достоверности различий между показателями в двух группах испытуемых: трудных и обычных подростков.

 

 

2.2. Описание процедур и методик исследования.

В настоящее время  имеется множество методик для  диагностики темперамента. Но для  проведения диагностики «трудных подростков», мы считаем целесообразно выбрать  следующие методики: личностный опросник Айзенка, опросник структуры темперамента Русалова В.М. (ОСТ) и патохарактерологический диагностический опросник Личко А.Е. (ПДО).

Опросник структуры  темперамента В.М. Русалова (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темпераментов. Данный опросник разработан Русаловым В.М. на основе собственной концепции темперамента. Опросник состоит из 9 шкал: предметная эргичность, социальная эргичность, пластичность, социальная пластичность, темп и скорость, социальный темп, эмоциональность, социальная эмоциональность и контроль.

В тесте предусмотрена  небольшая контрольная шкала, предназначенная  для выявления тенденции испытуемого  давать социально-желаемые ответы.

Существуют две формы  этого опросника: рассчитанный на взрослых от 18 до 55 лет (В-ОСТ), и подростков от 13 до 17 лет (Д-ОСТ).

Опросник Г. Айзенка основан  на идее экстравертированности и  нейротизма.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Г.Айзенк высказывает  гипотезу о том, что сильный и  слабый тип по И.П. Павлову очень  близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро-,  экстраверсии предполагает во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Таким образом, используя данные по шкалам интро-,  экстраверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента по классификации И.П. Павлова.

Личко А.Е. составил ПДО  в 1970 году и апробировал его на подростках. Этот опросник предназначен для определения в подростковом возрасте (14-18 лет) типов характера при психопатиях, психопатических развитиях, а также при акцентуации характера, являющихся крайними вариантами нормы.[14, С. 69]

А.Е.Личко были составлены наборы фраз, отражающие отношения  при разных типах характера к  ряду жизненных проблем, актуальных в подростковом возрасте. В число таких проблем вошли:

        • оценка собственных витальных функций (самочувствие, настроение, сон, сексуальные проблемы и др.);
        • отношение к близким и окружающим (родителям, друзьям, школе и др.);
        • отношение к некоторым абстрактным категориям (к критике, возражениям, опеке, правилам, законам и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Результаты исследования.

Для диагностики типа темперамента на первом этапе был применен опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ).

В таблице 1 приведенной  ниже указано среднее значение свойств  темперамента по опроснику структуры  темперамента  В.М. Русалова отдельно по каждой группе: трудные и обычные  подростки.

 

Таблица 1.Особенности свойств темперамента у подростков с разным типом темперамента (по результатам методики В.М. Русалова) (среднее значение)

Свойства темперамента

трудные подростки

обычные подростки

эргичность

3,7

5,4

соц. эргичность

7,6

8,1

пластичность 

6,5

6,1

соц. пластичность

6,7

6,3

темп

8,5

7,9

соц. темп

7,3

8

эмоциональность

5,3

6,1

соц.эмоциональность

4,7

6,3

шкала К

2,7

3,3


 

Опираясь на полученные данные из таблицы 1 и диаграммы 1можно сказать, что среди трудных подростков и обычных подростков в разной степени выражены такие свойства как предметная эргичность (среднее значение 5,4 и 3,7) и социальная эмоциональность (среднее значение 4,7 и 6,3).

Все остальные свойства такой заметной разницы между трудными и обычными подростками не имеют.

У трудных подростков предметная эргичность выражена слабо, т.к. имеет средне значение 3,7. Это говорит  о том, что подросток пассивен. Общий жизненный тонус низкий. Стремление к напряженной физической и умственной деятельности выражено слабо. Предпочитаемые сферы деятельности весьма ограничены. Низкие результаты нередко связаны с неспособностью быстро включаться в работу и долго сохранять ее высокий темп. В трудных условиях надежность работы снижается. При появлении препятствий может отказаться как от их преодоления, так и от достижения поставленной цели. Медленно восстанавливает работоспособность после длительного и напряженного труда. 

У обычных подростков предметная эргичность на среднем уровне (среднее значение 5,4), то есть такой подросток избирателен в проявлениях активности: не избегает напряженной работы, однако собственная инициатива в поисках сфер приложения своих способностей недостаточно высока. Может относительно долго сохранять работоспособность, особенно в тех случаях, когда затрагиваются личные интересы. После утомительной монотонной работы требуется достаточно продолжительный отдых для восстановления сил и энергии.

Среднее значение 4,7 по социальной эмоциональности у трудных подростков говорит о том, что такие подростки  показывают низкую эмоциональность в коммуникативной сфере. Весьма не чувствительны к оценкам товарищей. Проявляют отсутствие чувствительности к неудачам в общении. У таких подростков преобладает самоуверенность.

У обычных подростков социальная эмоциональность имеет  среднее значение 6,3. Это говорит  о том, что эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере у таких подростков на среднем уровне. Проявляют чувствительность к неудачам в общении. Адекватно реагируют на оценки товарищей.

 

Диаграмма 1. Особенности свойств темперамента у подростков с разным типом темперамента (по результатам методики В.М. Русалова) (средние значения)

 

На втором этапе нами был применен личностный опросник А.Г. Айзенка.

В таблице 2 и диаграмме 2 указаны результаты исследования по экстра-, интроверсии и нейротизму для каждой группы подростков отдельно. Результаты указаны в виде среднеарифметического значения.

Информация о работе Исследование темперамента трудного подростка