Исследование темперамента трудного подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является исследование темперамента «трудного подростка».
Задачами данной работы являются:
проанализировать теоретические положения темперамента;
определить кто такие трудные подростки;
определить методики, которые будут рассматриваться в курсовой работе,
проанализировать полученные результаты;
сформулировать выводы и рекомендации.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы
темперамента у подростков 6
1.1.Что такое темперамент? Темперамент трудного подростка 6
1.2. Девиантное поведение подростков 16
Глава 2. Исследование темперамента трудного подростка 22
2.1. Характеристика выборки исследования 22
2.2. Описание процедур и методик исследования 23
2.3. Результатам исследования 25
Заключение 31
Библиографический список 34
Приложение 38

Файлы: 1 файл

курсовая работа темперамент - копия.doc

— 397.50 Кб (Скачать)

Сила процесса возбуждения  отражает работоспособность нервной  клетки. Она проявляется, прежде всего, в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное  возбуждение, не переходя в состояние  охранительного торможения. Мерой силы процесса возбуждения является способ реагирования на сильные, продолжительные или часто повторяющиеся раздражители.

Между интенсивностью процесса возбуждения (как состояния активации) и силой возбуждения (понимаемой как свойство нервной системы) существует обратная зависимость. При прочих равных условиях чем сильнее нервная система (чем больше ее выносливость при воздействии сильных или длительных раздражителей), тем слабее процесс возбуждения (как состояние коры мозга), и наоборот. Слабость (небольшая сила) нервной системы выступает как условие большой интенсивности процесса возбуждения, вызванного тем же раздражителем.

Сила процесса торможения понимает И.П. Павлов как «функциональная  работоспособность нервной системы  при реализации торможения, причем речь идет об условном, выработанном в результате обучения торможении, в отличие от безусловного торможения».[22, С. 40]

Сила процесса торможения проявляется в способности к  образованию различных тормозных  условных реакций, таких, как запаздывание, угасание или дифференцировка.

Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов возбуждения торможения. Отношения силы обоих процессов решает, является ли данных индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

Позднее других было открыто  третье свойство нервной системы, которыми, по мнению И.П. Павлова, является подвижность  нервных процессов. Сущность подвижности, как считал И.П. Павлов, «состоит в быстроте перехода одного нервного процесса в другой, оба процесса должны, так сказать, поспевать за этими колебаниями, т.е. должны обладать высокой подвижностью, способностью быстро, по требованию внешних условий, уступать место, дать преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением и обратно». [22, С. 43]

Противоположностью подвижности  является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому. По мнению И.П. Павлова, нарушения подвижности нервных процессов могут приводить либо к патологической инертности, либо к патологической неустойчивости. Это как бы крайние полюсы подвижности нервной системы.

Указанные свойства нервных  процессов образуют определенные системы, комбинации: таким образом, получается так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной для  отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы – силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения.  

Так же имеется концепция  «темпераментного фактора риска» (ТФР), ядром которой является положение  о том, что нарушения поведения  у подростков возникает только в случае совпадения определенных пропозициональных (пропозициональные операции – это установление отношений между предложениями для определения их истинности или ложности) [28] свойств темперамента и неблагоприятных условий среды в виде чрезмерного стресса.

Обоснованность ТФР-концепции  подтвердили многочисленные лонгитюдные  исследования групп детей, подростков и взрослых. К примеру, изучение двух групп детей из общей выборки  численностью 1000 человек – с крайними вариантами «трудного» и «легкого» темпераментов, начиная с 7-летнего возраста и до 16 лет, - показало высокую связь типа темперамента и уровня экстернализации (экстернализация (externalization) – общая направленность психических процессов, выражающихся в приписывании индивидом атрибутов внутренних феноменов внешнему миру) [32] симптомов. У детей с «трудным темпераментом» и живших в стрессовых семейных ситуациях были диагностированы те или иные психопатологические отклонения. В тоже время в семьях с благоприятным климатом различий в выраженности нарушений между лицами с «трудным» и «легким» темпераментами обнаружено не было. [29]              

Как указывают А.Е. Ольшанникова и И.В. Равич-Щербо, «темперамент –  это важное условие, с которым  надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей». [10, С. 5]

На Западе представление  об индивидуальных особенностях темперамента как фактора риска берет свое начало в работах основателей американской темпераментной школы Стелы Чесс и Александра Томаса (S. Chess, A. Thomas). Как указывает А. Либин, в конце 1950-х годов в этой школе началось Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента с периода младенчества до взрослости. И как указывает Ян Стреляу (1991), «приоритет американских психологов заключается прежде всего в междисциплинарном подходе к анализу темперамента и его развития у детей, изучаемого с помощью лонгитюдного исследования»[13, С. 137-138].

По мнению Чесс и Томаса темперамент – это стиль поведения. Они считали, что изучая темперамент можно ответить на вопрос как человек действует в различных ситуациях.

Так же в ходе исследования они сформулировали следующие цели:

    1. оценить онтогенетическую стабильность свойств темперамента;
    2. рассмотреть, как обнаруженные в раннем детстве черты темперамента проявляются в личностных особенностях ребенка и взрослого;
    3. выявить связь темперамента с адаптацией человека к социальным условиям в детстве и на стадиях взрослости.
    4. Вследствие проведения эмпирического исследования было выделено 9 свойств темперамента:
    5. активность – уровень двигательной активности и соотношение двигательной активности и пассивности;
    6. ритмичность – предсказуемость времени появления поведенческих реакций, которые связаны с биологическими потребностями;
    7. приближение или удаление – непосредственная реакция на новые стимулы;
    8. адаптивность – легкость привыкания к новым условиям;
    9. порог реактивности – уровень и интенсивность воздействия, которые необходимы для появления реакции;
    10. настроение – соотношение радостного состояния и состояния неудовлетворенности;
    11. отвлекаемость – эффективность действия новых стимулов в целях изменения поведения;
    12. интенсивность реакций – энергетический уровень реакции независимо от ее качества и направленности;
    13. объем внимания и настойчивость – насколько долго ребенок может заниматься одним и тем же делом, и склонен ли продолжать деятельность, если возникают трудности.  

Когда Чесс и Томас  анализировали отдельные клинические  случаи, пришли к выводу, что различные  свойства темперамента имеют тенденцию образовывать синдромы свойств. Всего ими было выделено 3 синдрома свойств:

  1. легкий темперамент характеризуется ритмичностью в возникновении биологических потребностей, положительной реакцией на новые стимулы, быстрой адаптацией к изменениям, преобладанием положительных эмоций и невысокой интенсивностью их выражения. Дети быстро привыкают ко времени кормления и сна, не боятся чужих людей. Взрослые общительны, легко привыкают к новой работе.
  2. трудный темперамент, который исследуется в нашей курсовой работе, характеризуется неритмичностью в возникновении биологических потребностей, отрицательной реакцией на новую ситуацию, длительной адаптацией к изменениям, преобладанием отрицательных эмоций с повышенной интенсивностью.
  3. темперамент с длительным привыканием характеризуется медленной адаптацией и отрицательной, но слабой по интенсивности реакцией на новые ситуации. Таким людям не нравится непривычная пища, новые люди, но их отрицательная реакция имеет внешне слабое выражение и постепенно меняется на положительную. В учебнике А. Либина такой темперамент называется «непостоянным». [34, 13, С. 139]

Так же указывается на так называемых «неторопливых» малышей, которые имеют склонность не сразу  обнаруживать интерес к чему-либо, а «воодушевляться постепенно».

Стоит отметить, что «при анализе распределении выделенных типов обнаружилось, что 40% малышей  относятся к категории «легких», 15% оказались «неторопливыми», 35% «непостоянными» и только 10% «трудными»[13, С. 139]. В данном исследовании участвовало 141 ребенок.

Такие идеи соответствовали  взглядам представителей отечественной  школы дифференциальной психологии и психофизиологии Б.М. Теплова  и В.Д, Небылицина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Девиантное  поведение подростков.

В этой главе мы хотели бы раскрыть, что из себя представляют трудные подростки, и этот вопрос мы будем рассматривать с точки зрения девиантного поведения.

Первым кто в России ввел в  употребление термин «девиантное поведение» был Я.И. Гилинский.

В отечественной литературе под девиантым (от лат. deviation - уклонение) поведением понимается:

1. поступок, действия человека, которые  не соответствуют официально  установленным или фактически  сложившимся в данном обществе  нормам (предмет общей, возрастной  психологии, а так же педагогики и психиатрии);

2.социальное явление, которое  выражается в массовых формах  человеческой деятельности  и  не соответствует официально  установленным или фактически  сложившимся в данном обществе  нормам (предмет социологии и  социальной психологии).

Некоторые отечественные и зарубежные ученые считают целесообразным подразделять девиантное поведение на криминальное, делинквентное и аморальное. Данные разновидности девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия с реальностью, механизмом возникновения поведенческих аномалий.

Теперь мы раскроем, что же из себя представляет каждое из этих поведений.

Аморальное поведение – это  поведение, которое противоречит принятым в обществе нравственным нормам.

Криминальной называют личность, которая  совершила преступление. Убийства, изнасилования и другие поступки, которые наказываются законодательством во всем мире считаются девиацией.

Под делинквентностью традиционно  понимают противоправное или правонарушительное действие, которое не несет за собой  уголовной ответственности. Отечественные ученые несовершеннолетнюю личность, которая совершила преступление, называют делинквентной, а совершеннолетнюю – криминальной.

А.Е. Личко под делинквентным  поведением подразумевает мелкие общественные действия, которые не влекут за собой уголовной ответственности. К ним относятся: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство и т.д. А.Г. Ковалев же возражает против такой трактовки понятия «делинквентное поведение», приравнивая его к «криминальному». [14]   

Таким образом, относительно подросткового  возраста девиантное поведение целесообразно  подразделять на девиантное и недевиантное.

Так же существует точка зрения, по которой делинквентными расцениваются  такие характеристики поведения, как  агрессивность, лживость, прогулы занятий, бродяжничество, крайнее непослушание, враждебность к учителям и родителям, жестокость, дерзость.

К.В. Шмакова выделяет несколько  подходов определения девиантного  поведения. [35]

Социальный подход девиацию определяет как отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведения и выделяет 2 типа девиантного поведения созидающей и разрушительной направленности. Девиантное поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой людей социальных действий, которые отклоняются от доминирующих в обществе социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил. Вследствие этого данный подход отождествляет разрушительную или асоциальную девиацию только с преступностью – поведением, уголовно наказуемым, запрещенным законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения.

Биологический же подход предполагает существование неблагоприятных  физиологических или анатомических  особенностей организма ребенка, которые  затрудняют его социальную адаптацию:

      • генетические. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха, зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы.
      • Психофизиологические, которые связаны с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, которые приводят к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям.
      • Физиологические, которые включают в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, котрые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.

Психологических подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а так же состояниями умственных дефектов, дегенеративности, слабоумия и психопатии. Причиной возникновения девиаций в поведении и развитии ребенка может быть недостаточная сформированность определенных функциональных систем мозга, обеспечивающих развитие высших психических функций.

Информация о работе Исследование темперамента трудного подростка