Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:50, курсовая работа
целью нашей работы является изучение психологических проблем общения в подростковом возрасте.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1) Провести анализ научно-методической литературы;
2) Рассмотреть психологические особенности подросткового возраста;
3) Изучить особенности общения у подростков со сверстниками;
4) Изучить особенности общения у подростков с родителями;
5) Провести исследование общения подростков.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Общение в подростковом возрасте 6
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста 6
1.2. Общение подростков, его формы и психологические функции 9
1.3. Психологические проблемы в общении 13
1.4.Особенности общения подростка со сверстниками 16
1.5. Психологические проблемы общения подростка со взрослыми 20
1.6. Общение подростков с семьей 21
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование общения подростков 26
2.1. Цели, задачи и методики исследования 26
2.2. Результаты исследования и анализ полученных данных 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 41
5) послушания или угодливости;
6) деланной доброжелательности или сочувствия;
7) простодушно-чудаковатой веселости;
(Поскольку в группе больше семи человек, то 2-я и 6-я карточки повторяются).
Теперь участники по очереди должны продемонстрировать свою "маску".
Вариант 1. Каждому участнику надо вспомнить или придумать ситуацию, которая помогла бы изобразить маску и продемонстрировать ее всем.
Вариант 2. Каждый участник должен выбрать себе партнеров и инсценировать без слов или со словами ситуацию, соответствующую маске, инсценирование заканчивается "живой фотографией": маску нужно удерживать на лице не меньше двух минут (можно разыграть сцены из "Ревизора" Н.В. Гоголя).
Информация для педагога-психолога.
Вариант 2 предпочтительнее, поскольку снижает тревожность и некоторую искусственность задания. После урока можно дать домашнее задание: в тетради для самоанализа выпишите, какими "масками" вы чаще всего пользуетесь в жизни и чем они помогают и чем мешают в общении.
Занятие №3 Искажение информации в общении.
Цель: показать, как мешает общению искажение информации.
Ведущий преподаватель предлагает участникам вспомнить знакомые упражнения: Упражнение 1. "Зеркало", Упражнение 2. "Испорченный телефон"
Обсуждение. Попытаться в свободной беседе выявить причины искажения информации в общении. Какие мысли, чувства, желания появились, как изменяют информацию пол, взаимоотношения, гиперзначимость ситуации, болезненное самолюбие, отношение к тактильным прикосновениям, особенности возраста и пр. Из всех причин искажения информации, выявленных в беседе, выбрать наиболее часто встречающиеся.
Приложение 3
Тест КОС-1.
1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего решения?
3. Долго ли вас беспокоит
чувство обиды, причиненной
4. Всегда ли вам
трудно ориентироваться в
5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
6. Нравится ли вам
заниматься общественной
7. Верно ли, что вам
приятнее и проще проводить
время с книгами или за каким-
8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вам отступать от них?
9. Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые старше Вас по возрасту?
10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли вам включиться в новые для вас компании?
12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы исполнить сегодня?
13. Легко ли вам устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашими планами, мнением?
15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
17. Стремитесь ли вы
при удобном случае
18. Часто ли в решении
важных дел вы принимаете
19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
20. Правда ли, что вы
плохо ориентируетесь в
21. Нравится ли вам находиться среди людей?
22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли вы
чувство затруднения,
24. Правда ли, что вы
утомляетесь от частого
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли вы проявляете
инициативу при решении
27. Правда ли, что вы
чувствуете себя неуверенно
28. Верно ли, что вы
редко стремитесь к доказательс
29. Полагаете ли вы,
что вам не представляет
30. Принимаете ли вы участие в общественной работе, в школе (классе)?
31. Стремитесь ли вы
ограничить круг своих
32. Верно ли, что вы
стремитесь отстаивать свое
33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?
34. Охотно ли вы приступаете
к организации различных
35. Правда ли, что вы
не чувствуете себя достаточно
уверенно и спокойно, когда приходится
говорить что-то большой
36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у вас очень много друзей?
38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
39. Часто ли вы смущаетесь,
чувствуете неловкость при
40. Правда ли, что вы
не очень уверенно чувствуете
себя в окружении большой
1. Обычно к концу рабочего дня на моем
лице заметна усталость.
2. Случается, что при первом знакомстве
эмоции мешают мне произвести более благоприятное
впечатление на партнеров (теряюсь, волнуюсь,
замыкаюсь или, напротив, много говорю,
перевозбуждаюсь, веду себя неестественно).
3. В общении мне
часто недостает
4. Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.
5. Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.
6. Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.
7. Часто в общении
с коллегами я продолжаю
8. Бывает, я хочу выразить
партнеру эмоциональную
9. Чаще всего в моих глазах или в выражении лица видна озабоченность.
10. В деловом общении
я стараюсь скрывать свои
11. Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.
12. Если я увлекаюсь разговором, то мимика становится излишне выразительной, экспрессивной.
13. Пожалуй, я несколько эмоционально скован, зажат.
14. Я обычно нахожусь
в состоянии нервного
15. Обычно я чувствую
дискомфорт, когда приходится обмениваться
рукопожатиями в деловой
16. Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т. п.
17. Разговаривая, я излишне жестикулирую.
18. Обычно в новой
ситуации мне трудно быть
19. Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.
20. Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.
21. Если я хочу, то
мне всегда удается скрыть
вою неприязнь к плохому
22. Мне часто бывает почему-то весело без всякой причины.
23. Мне очень просто сделать по собственному желанию или по заказу разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т. д.
24. Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.
25. Мне что-то мешает
выражать теплоту, симпатию
Ключ к тесту
• Неумение управлять
эмоциями, дозировать их: +1, -6, +11, +16, -21
• Неадекватное проявление эмоций: -2,
+7, +12, +17, +22
• Негибкость, неразвитость, невыразительность
эмоций: +3, +8, +13, +18, -23
• Доминирование негативных эмоций: +4, +9, +14, +19, +24
• Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной
основе: +5, +10, +15, +20, +25
Какова сумма набранных вами баллов? Она может колебаться в пределах от 0 до 25. Чем больше баллов, тем очевиднее ваша эмоциональная проблема в повседневном общении. Однако не следует обольщаться, если вы набрали очень мало баллов (0-2). Либо вы были неискренни в своих ответах, либо плохо видите себя со стороны. Если вы набрали не более 5 баллов, эмоции обычно не мешают вам общаться с партнерами; 6-8 баллов – у вас есть некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении; 9-12 баллов – свидетельство того, что ваши эмоции «на каждый день» в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами; 13 балов и больше – эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми, возможно, вы подвержены каким-либо дезорганизующим реакциям или состояниям. Обратите внимание, нет ли конкретных «помех», которые отчетливо возникают у вас, – это пункты, по которым вы набрали 3 и более баллов.
Информация о работе Экспериментальное исследование общения подростков