Исследование волевых качеств подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 15:38, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования воли в подростковом возрасте определяется потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания членов общества.
Многие ученые, исследующие психологию подросткового возраста, обращают внимание на преобладание у несовершеннолетних эмоциональной сферы над волей, что проявляется, например, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности и даже агрессивности. Поскольку жизненный опыт подростков недостаточен, то им свойственно стремление к самоутверждению, к показу своей самостоятельности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….…2
1. Психологические особенности воли…………………………………….………….3
Определение понятия «воля»…………………………………………….……4
Волевое качество подростка………………………………………………..…5
Развитие воли в подростковом возрасте………………………………………6
2. Эмпирическое изучение волевых качеств подростка……………………………10
2.1 Организация и методы исследования………………………………….………10
2.2 Результаты изучения волевых качеств…………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………………14
Список использованной литературы………………………………………………15
Приложение 1…………………………………………………………………………16
Приложение 2…………………………………………………………………………18
Приложение 3…………………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Реферат - изучение волевых качеств подростка.docx

— 50.57 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки РФ 

     Государственное образовательное учреждение

     высшего профессионального образования

     «Тульский Государственный Педагогический Университет

     Им. Л.Н. Толстого» 
 
 
 
 

     ИССЛЕДОВАНИЕ  ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ  ПОДРОСТКА 
 
 
 
 
 

     Выполнил: студент гр. 2А        ___________Савинкина Е.М.

     Проверил:                                  ___________ Пазухина С.В. 
 
 
 
 
 
 

     Тула 2011 г.

     Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………….…2

1. Психологические  особенности воли…………………………………….………….3

    1. Определение понятия «воля»…………………………………………….……4
    2. Волевое качество подростка………………………………………………..…5
    3. Развитие воли в подростковом возрасте………………………………………6

2. Эмпирическое  изучение волевых качеств подростка……………………………10

2.1 Организация  и методы исследования………………………………….………10

2.2 Результаты  изучения волевых качеств…………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………………14

Список использованной литературы………………………………………………15

Приложение 1…………………………………………………………………………16

Приложение 2…………………………………………………………………………18

Приложение 3…………………………………………………………………………20

       Введение

       Актуальность  исследования воли в подростковом возрасте определяется потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно  включенных в процесс формирования и воспитания членов общества.

       Многие  ученые, исследующие психологию подросткового  возраста, обращают внимание на преобладание у несовершеннолетних эмоциональной  сферы над волей, что проявляется, например, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности и даже агрессивности. Поскольку жизненный опыт подростков недостаточен, то им свойственно стремление к самоутверждению, к показу своей  самостоятельности.

       Для подростка воля как черта характера  стоит на одном из первых мест. Волевые  люди становятся для него идеалом, на который он хотел бы походить. Однако как раз про подростков принято  говорить, что воля у них слабая.

       У детей этого возраста очень ярко выражено стремление подбирать аргументы  в пользу эмоционально более привлекательного поведения, за счет поведения необходимого, требуемого. Иначе говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем  у взрослых, блокируют разумное решение.

       Родители  и учителя оказывают влияние  на формирование личности подростка  и именно поэтому пристальное  внимание к вопросам формирования и  воспитания воли в подростковом возрасте - важное условие эффективности индивидуального  подхода в учебно-воспитательной работе.

       Предмет исследования: волевые качества личности подростка.

       Для решения поставленных задач использованы следующие методы:

  1. Эмпирические методы: тестирование;
  2. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ;
  3. Метод интерпретации результатов: структурный.

       Методики, используемые в исследовании:

  1. методика «Самооценка силы воли»
  2. методика «Изучение импульсивности и волевой регуляции у подростков»
  3. методика «Социальная смелость»
  1. Психологические особенности воли
    1. Определение понятия «воля»
 

     В отечественной психологии воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

     Волевое поведение в этом аспекте предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, то есть овладение собственным  поведением.

     Умение  владеть своим поведением — важное качество зрелого, взрослого человека. «Мы только тогда можем говорить о формировании личности, — писал  Л.С. Выготский, — когда имеется  налицо овладение собственным поведением» [2].

     Волевые качества — это особенности волевой  регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных  характером преодолеваемой трудности [1].

Воля как сознательная организация и саморегуляция  деятельности, направленная на преодоление  внутренних трудностей, - это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности.

     Прежде  всего, волевым актом можно называть только действия или процессы целеподчиненные. Под целью понимается некоторый  предполагаемый сознаваемый результат, к которому должно привести действие. И, таким образом, процессы можно  разделить на две группы: непроизвольные (к ним относятся автоматические, инстинктивные, импульсивные действия, т. е. действия по прямому побуждению, действия под влиянием аффекта, страсти) и преднамеренные, произвольные, т. е. целеподчиненные. Совершенно очевидно, что когда мы говорим о воле, то уже интуитивно всегда относим эти процессы к группе произвольных.

     Воля — это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Говоря о составных элементах воли, имеется в виду их совокупность, их количество, различия и связи между ними.

     Чаще  всего отмечаются такие элементы (качества), как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К элементам воли отнесены критичность, исполнительность и уверенность. 

     Таблица 1.1 Волевые особенности личности (по К.К. Платонову)

Волевые свойства Цель и стремлениек  ней Возможности и  мотивы Борьба и  выбор мотивов Решение Осуществление решения
Сильная воля Четкое осознание  цели Интенсивное стремление Достаточные Обоснованные  и быстрые Обоснованное, с интенсивным стремлением Стойкое
Настойчивость Отдаленная, с  интенсивным стремлением Нормальные Очень стойкое
Упрямство Объективно-неоправданная Определяются  не объективным учетом всех возможностей, а предвзятым мнением Необоснованное, с интенсивным стремлением Стойкое
Податливость Легко меняющаяся Определяются  внушающим влиянием других лиц Легко меняется Различное
Внушаемость Отсутствует Дается извне То же
Решительность Четкое осознание  цели Интенсивное стремление Достаточные, иногда чрезмерные Быстрые, но не всегда обоснованные Четкое и  устойчивое Стойкое
Нерешительность Тоже Тоже Длительные Отсутствует или  часто меняется Отсутствует
Слабоволие Нечеткое, со слабым стремлением Нечеткие Незавершенные Без стремления к его выполнению Нестойкое
 

     А Ц. Пуни считает, что «у каждого человека волевые качества выступают как  единая целостная система, но структура  звеньев этой системы у разных люд неодинакова Более того, у  одного и того же человека в различных  видах деятельности она изменяется. Поэтому, совокупность волевых качеств  следует рассматривать как подвижную, динамическую систему звенья которой  могут по-разному соотноситься, связываться  между собой» [4]. 

     П.А. Рудик (1962) отмечает, что «изучение  структурных особенностей волевых  качеств личности имеет своим  следствием научное психологическое  обоснование средств и методов  воспитания этих качеств. Вне такого психологического изучения методика волевого воспитания приобретает грубо эмпирический характер и нередко приводит к  результатам, противоположным тем  целям, которые ставил перед собой  воспитатель» [3]. 

    1. Волевое качество подростка
 

     В подростковам возрасте, как отмечает А.И. Высоцкий, происходит коренная перестройка структуры волевой активности. В отличие от школьников младших классов подростки значительно чаще регулируют свое поведение на основе внутренней стимуляции (самостимуляции). В то же время волевая сфера подростков весьма противоречива. Это связано с тем, что при значительно возросшей общей активности подростка механизмы его волевой активности еще недостаточно сформированы. Внешние же стимуляторы (воспитательные воздействия и пр.) в силу критичности подростков, их стремления к независимости воспринимаются иначе, чем в младшем школьном возрасте, и поэтому не всегда вызывают соответствующую волевую активность. Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства, отчасти это связано с тем, что вследствие утверждения своего «Я», права на собственное мнение, на свою точку зрения советы взрослых воспринимаются критически. Настойчивость проявляется только в интересной работе [2].

     Приходящийся  на этот возраст процесс полового созревания существенно изменяет нейродинамику (увеличивает подвижность нервных  процессов, сдвигает баланс в сторону  возбуждения), что тоже приводит к  изменению волевой сферы. Преобладание возбуждения над торможением  затрудняет применение запрещающих  санкций, основанных на соображениях морали, снижается выдержка, самообладание.

     Возрастает  смелость (которая в этот период вообще достигает наибольшего проявления). Под влиянием патриотических чувств подростки могут совершить даже героический поступок, что неоднократно наблюдалось во время Великой Отечественной воины.

     В то же время, как показали В.И. Камышова и И.К. Петров, подростки 12-14 лет переоценивают  уровень развития у себя волевых  качеств, особенно терпеливости и энергичности (по В. К. Калину). У школьников 12 лет  наблюдается дисгармония в развитии основных волевых качеств, но уже  в 13 лет появляется некоторая гармония. Пятнадцатилетние подростки в целом  адекватно оценивают развитие у  себя основных волевых качеств самооценка и оценка со стороны группы совпадают. Но эти подростки склонны к  переоценке настойчивости, самостоятельности, целеустремленности [1].

     1.3 Развитие воли в подростковом возрасте

 

     Для подростка воля (и как черта  другого человека, сверстника или  взрослого, и как желаемая собственная  черта) стоит на одном из первых мест. Люди, обладающие волевыми качествами, становятся для подростка идеалом, на который он хотел бы походить и которому старается подражать. Именно такой высокой оценкой  подростками волевых свойств  личности и объясняется то, что  ребята в качестве перспективы самовоспитания чаще всего выдвигают задачу воспитания воли.

     Однако  как раз про подростков принято  говорить, что у них слабая воля, более слабая, чем у детей других школьных возрастов. Подростки недостаточно организованны, легко пасуют перед  трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки  усвоенным, казалось бы, требованиям  и правилам поведения. Правда, это  больше относится к младшим подросткам, но и среди старших немало таких. Не меняет дела и акселерация. Напротив, при ускоренном физическом и в  некоторой степени психическом  развитии особенно бросается в глаза  отсутствие волевых качеств.

     Безусловно, развитие воли по мере взросления ребенка  не идет вспять. И уровень развития воли у подростка сам по себе не становится ниже. Просто подростки  живут и действуют в более  сложной социальной ситуации, требующей  от них более высоких форм саморегуляции, в том числе и более сложных  проявлений волевого поведения, к чему они не всегда готовы.

     В подростковом возрасте и учебная  деятельность ребенка, и положение  его среди окружающих существенно  меняются. Учение (как и все другие виды деятельности, в том числе  общественная и трудовая) становится более сложным, требующим значительно  больших усилий, большей самостоятельности  и ответственности. Отношение взрослых к подростку также меняется: они  ждут от подростка более зрелого, более «взрослого» поведения, предполагающего  проявление волевых качеств личности. И это понятно: ведь подросток  становится и более разумным, и  более сильным, и более развитым физически.

Информация о работе Исследование волевых качеств подростка