Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 15:38, реферат
Актуальность исследования воли в подростковом возрасте определяется потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания членов общества.
Многие ученые, исследующие психологию подросткового возраста, обращают внимание на преобладание у несовершеннолетних эмоциональной сферы над волей, что проявляется, например, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности и даже агрессивности. Поскольку жизненный опыт подростков недостаточен, то им свойственно стремление к самоутверждению, к показу своей самостоятельности.
Введение…………………………………………………………………………….…2
1. Психологические особенности воли…………………………………….………….3
Определение понятия «воля»…………………………………………….……4
Волевое качество подростка………………………………………………..…5
Развитие воли в подростковом возрасте………………………………………6
2. Эмпирическое изучение волевых качеств подростка……………………………10
2.1 Организация и методы исследования………………………………….………10
2.2 Результаты изучения волевых качеств…………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………………14
Список использованной литературы………………………………………………15
Приложение 1…………………………………………………………………………16
Приложение 2…………………………………………………………………………18
Приложение 3…………………………………………………………………………20
В семье повышение требований к подростку в значительной степени обусловлено реальной нуждой родителей в его помощи. В домашнем обиходе часто действительно бывает востребована физическая сила подростка, его знания и умения. Огромное значение для подростка имеет то положение, которое он занимает в коллективе сверстников. Для подростка именно законы коллективной жизни являются теми нравственными правилами, подчиняться которым они всячески стремятся. Но так как требования сверстников и взрослых часто расходятся, то приходится делать выбор, а всякий выбор, как известно, - важнейшая составляющая волевого поведения.
И
на все это накладываются
У
подростков много новых разнообразных
интересов, выходящих далеко за пределы
школы и учения. Они начинают увлекаться
спортом, техникой, различными видами
искусства. У них возникает интерес
к другому полу, тяга к развлечениям,
к времяпрепровождению в
Одновременно с этим у подростков (особенно у старших) уже складывается умение анализировать свое поведение, появляется свое личное отношение к окружающему, собственные образцы для подражания, собственные требования к себе. Причем эти требования часто не совпадают с возможностями подростков им соответствовать. В результате подростки нередко чувствуют себя людьми со слабой волей, что вызывает у них недовольство собой, чувство неполноценности. Понятно, почему многие ребята начинают стремиться к воспитанию в себе именно этих качеств.
Таким образом, налицо расхождение, с одной стороны, между требованиями жизни и интересами ребенка, с другой - между его возможностями и собственными требованиями к себе. Нужен уже достаточно высокий уровень развития воли, чтобы эти расхождения преодолеть. И как раз этого уровня чаще всего подростки еще не достигают. Зная все это, взрослые лучше смогут понять поведение подростков, их особенности, их переживания и конфликты.
Наблюдения показывают, что очень часто ребята проходят стадию так называемого классического волевого акта. Они переживают острую борьбу мотивов (делать ли то, что надо, или то, что хочется), после чего появляется намерение и, наконец, осуществляется его исполнение. Однако такого рода произвольное поведение очень сложно и трудно.
Дело в том, что у подростков очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения за счет поведения необходимого, требуемого. Скажем, надо сделать выбор: сесть за приготовление уроков или продолжать компьютерную игру. И подросток незаметно для себя начинает подыскивать аргументы в пользу игры (дискету надо отдавать, по физике завтра, наверное, не спросят). Словом, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, мешают принять разумное решение.
Как правило, подростки не умеют предвидеть те последствия своего поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от собственного психологического или даже физического состояния. Часто подросток бывает намерен поступить так или иначе под влиянием владеющего им в данный момент чувства.. Но постепенно эмоция ослабевает, и у подростка, предоставленного самому себе, намерение остается невыполненным. Вот почему так важно поддерживать намерения подростка, вместо того чтобы упрекать его в недостаточной силе воли.
Точно так же добрые намерения могут оказаться невыполненными потому, что силы свои подросток рассчитать не может. Вот он решает добиться хороших отметок по какому-то школьному предмету; быстро это сделать не удается и его намерение ослабевает. Задача взрослого - помочь ему правильно рассчитать свои силы, распределить время.
Формирование
чувства долга, ответственности
и вообще всех нравственных чувств
начинается очень рано, и в подростковом
возрасте эти чувства могут достигать
уже достаточно высокого уровня. Но
если это не сопровождается выработкой
соответствующих нравственных привычек,
может выйти так, что, несмотря на
все усилия, подросток не может
противостоять соблазну поступать
так, как ему в данную минуту хочется.
Он ведет себя наперекор своим
нравственным чувствам, и это заставляет
его переживать недовольство самим
собой, раскаяние и даже приводит
к снижению самооценки. Вот почему
так важно обратить внимание на выработку
именно привычек нравственного поведения.
2. Эмпирическое изучение волевых качеств подростков
В
исследовании принимала участие подросток,
учащаяся 8 класса МОУ гимназия «Пущино»
г.о. Пущино Московской области.
2.2
Результаты изучения волевых
качеств
Анализ результатов, полученных после проведения методики изучения импульсивности и волевой регуляции подростков
Данная методика представляет собой анкету, содержащую 24 вопроса. Отвечая на них, подросток имеет выбор из 5 ответов, каждый их которых оценивается по пятибалльной системе. Вопросы непосредственно касаются оценки подростком своих действий в разных ситуациях.
Мною
было сделано предположение, что
уровень импульсивности превышает
уровень волевой регуляции. Однако
анализ результата показывает, что
предположение неверно: испытуемой
уровень волевой регуляции
Выводы:
методика подтверждает положение о
том, что у подростков в возрасте
13-15 лет уже сформирована такая важная
сторона личности как способность контролировать
и управлять своими эмоциями и чувствами.
Они в состоянии дать оценку своим поступкам,
хотя нередко затрудняются объяснить
мотивы, побудившие их совершать подобное.
Результат тестирования по методике «Социальная смелость»
№ п/п | Ответ | Балл |
1 | в | |
2 | б | 1 |
3 | б | 1 |
4 | в | 2 |
5 | в | 2 |
6 | б | 1 |
7 | б | 1 |
8 | б | 1 |
9 | а | 2 |
10 | в | 2 |
11 | а | 2 |
12 | а | 2 |
13 | а | 2 |
Сумма -10 | ||
да | ||
нет |
Таким
образом, для данного подростка характерен
умеренно низкий уровень социальной смелости.
(Средний показатель для девочек – 12,6,
для мальчиков – 20).
Анализ
результатов, полученных
после проведения
методики «Самооценка
силы воли» (Приложение 3)
Результаты тестирования по методике «Самооценка силы воли»
№ п/п | Балл |
1 | 2 |
2 | 1 |
3 | 0 |
4 | 2 |
5 | 2 |
6 | 1 |
7 | 1 |
8 | 2 |
9 | 2 |
10 | 1 |
11 | 0 |
12 | 0 |
13 | 0 |
14 | 0 |
15 | 0 |
ИТОГО | 14 |
Волевые
качества школьницы-подростка не проявляются
выраженно. Различие между девочками и
мальчиками в школьных делах заключается
в том, что для девочки достаточно сознания
того, что она действует так, как с нее
спрашивают, лишь бы ей внушили, что в этом
есть необходимость и смысл. Мальчики
же обязательно должны сами понять и смысл,
и значение мероприятия. Большинство девочек
не имеют выраженных волевых качеств и
не стремятся их развивать.
Выводы:
Первая методика подтверждает, что
у испытуемого уже сформирована способность
контролировать и управлять своими эмоциями
и чувствами. Она в состоянии дать оценку
своим поступкам, хотя нередко затрудняются
объяснить мотивы, побудившие их совершать
подобное. Вторая методика «Социальная
смелость» показала, что уровень социальной
смелости не достаточно высок. Из результатов
третей методики «Самооценка силы воли»
видно, что сила воли у подростка выражена
не достаточно. Это может быть обусловлено
тем, что у мальчиков-подростков развитие
взрослости связано с их активной ориентацией
на определенное содержание мужского
идеала - качества "настоящего мужчины".
Следовательно, значительная часть юношей
начинает развивать у себя силу воли и
волевые качества различными упражнениями.
Большинство же девочек не имеют выраженных
волевых качеств и не стремятся их развивать.
Выполненная работа дает общее представление о психологии волевых процессов в подростковом возрасте. В данной работе представлена характеристика подросткового возраста, как переходного, критического, трудного, но и жизнеутверждающего, направленного в будущее.
Общество говорит его члену, что он свободен, независим, может строить свою жизнь в соответствии со своей свободной волей, он может получить то, что хочет, если будет деятелен и энергичен. В действительности для большинства людей все эти возможности ограничены, так как современное общество основывается на принципе индивидуального соперничества.
Именно
поэтому вопросы изучения и развития
воли в подростковом возрасте особенно
актуальны в настоящее время.
Список использованной
литературы