Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:16, дипломная работа
Целью дипломного проекта является рассмотрение подходов в формировании устойчивого конкурентного преимущества торгового предприятия и разработка мероприятий направленных на повышение конкурентоспособности конкретного предприятия.
Задачи дипломного проекта:
рассмотреть сущность конкурентоспособности предприятия торговли и факторы, ее определяющие;
рассмотреть особенности создания устойчивых конкурентных преимуществ предприятия розничной торговли;
дать краткую характеристику предприятия ООО «Магазин №12»;
Введение……………………………………………………………………………………..
4
1. Теоретические основы управления конкурентными преимуществами предприятия в современных условиях………………………………………………
8
1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия торговли и факторы, ее определяющие…………………………………………………………………………
8
1.2 Особенности создания устойчивых конкурентных преимуществ предприятия розничной торговли……………………………………………………
17
2. Анализ конкурентных преимуществ ООО «Магазин №12»…………………….
26
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………………...
26
2.2. Анализ внутренней среды предприятия………………………………………..
33
2.3 Анализ внешней среды…………………………………………………………..
45
2.4 Анализ конкурентов торгового предприятия ООО «Магазин №12»…………
52
2.5 Оценка конкурентных преимуществ торгового предприятия…………………
61
3. Разработка рекомендаций направленных на повышение конкурентных преимуществ ООО «Магазин№12»…………………………………………………
73
3.1 Разработка мероприятия по внедрению комплексного ретейл-брендинга……
73
3.2 Разработка мероприятия направленного на повышение квалификации и обучению эффективных продаж без отрыва от производственной деятельности..
83
3.3 Разработка мероприятия по введению стимулирующих надбавок к основной заработной плате, направленная на повышение мотивации персонала, заинтересованность в увеличении объема продаж…………………………………
90
Заключение…………………………………………………………………………………..
196
Список использованных источников……………………………………………
Продолжение таблицы 10
Ассортимент |
6000 позиций Широкий и глубокий ассортимент продовольственных товаров, но несбалансированный. Нет системы управления ассортиментом. Плохая выкладка товаров |
1500 позиций Достаточно широкий, но несбалансированный. Неудобная выкладка |
4000 позиций Широкий и глубокий ассортимент. Часто реализуется некачественный, бракованный и просроченный товар |
8200 позиций Широкий и глубокий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. |
400 позиций Ограниченный ассортимент, но очень удачно сформированный и сбалансированный: всегда есть то, что нужно. |
Цены |
Выше среднего |
Средние, сопоставимы с ценами ООО «Магазин №12» |
Самые низкие |
Средние, сопоставимы с ценами ООО «Магазин №12» |
Ниже |
Средняя сумма одной покупки (средний чек) |
350 |
200 |
400 |
700 |
250 |
Дополнительные услуги (комплексность предложения) |
Кафетерий, Банкомат, рядом - киоск «Цветы», готовые салаты, |
Нет |
Автомат для покупки карт оплаты сотовой связи |
Бар, банкомат, Единый Расчетный Центр, «Живое пиво», |
Нет |
Система лояльности покупателю |
нет |
Дисконтные карты |
Дисконтные карты, промо-акции, праздники |
Дисконтные карты, промо-акции |
Нет |
Наличие розничной сети |
Одиночный магазин |
Одиночный магазин |
Сетевой формат |
Сетевой формат |
Одиночный магазин |
Продолжение таблицы 10
Атмосфера предложения |
Магазин
«без лица», ощущение возврата во времена
советских магазинов с полным
отсутствием товаров и |
Неопрятный магазин с неустранимым неприятным запахом. |
Стандартный магазин сети «Родник» |
Светлый удобный магазин с хорошей выкладкой, подготовленным персоналом |
Маленький тесный магазин с вечными очередями, но уютный и с хорошим ассортиментом товаров. |
Менеджмент |
Устаревшие методы управления предприятием в целом и работы с персоналом |
|
Эффективная система управления деятельностью малого предприятия |
Система управления предприятием соответствует современным требованиям |
Эффективная система управления деятельностью малого предприятия |
Стратегия фирмы |
Стратегия удержания на рынке |
Стратегия расширения на основе дифференциации и охвата всего рынка г. Жигулевска |
Стратегия расширения |
Стратегия роста |
Стратегия стабильности |
Ориентация на весь рынок или на сегмент |
На сегмент (рынок района города, периметр улиц ул. Ленинградская – ул. Мира – ул. Пушкина - ул. Ленина |
На сегмент (рынок района города, периметр улиц ул. Ленинградская – ул. Мира – ул. Пушкина - ул. Ленина |
Весь рынок г. Жигулевска |
На сегмент (рынок района города, периметр улиц ул. Ленинградская – ул. Мира – ул. Пушкина - ул. Ленина |
На сегмент (рынок района города, периметр улиц ул. Ленинградская – ул. Мира – ул. Пушкина - ул. Ленина |
Время работы на рынке |
44 года |
15 |
15 |
12 |
30 |
Предполагаемый объем продаж в 2011 году |
2900 тыс.руб. |
880 тыс.руб |
3353тыс.руб |
16706 тыс.руб |
503тыс.руб |
Доля рынка,% |
11 |
7 |
26 |
52 |
4 |
Относительная доля рынка,% |
21,1 |
13,6 |
50 |
100 |
7,7 |
Целесообразно представить оценку конкурентных преимуществ каждого из этих магазинов в виде таблицы (Отлично, Хорошо, Удовлетворительно, Плохо):
Таблица 26 - Оценка конкурентных преимуществ
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворит. |
Плохо |
||
Удачное местоположение |
u |
l£ |
¡o |
Неудачное местоположение | |
Достаточный ассортимент |
l£¡ |
u |
o |
Недостаточный ассортимент | |
Низкий уровень цен |
l |
£u |
o¡ |
Высокий уровень цен | |
Доброжелательный торговый персонал |
ul¡£o |
Недоброжелательный торговый персонал | |||
Удобный режим работы |
o |
lu£ |
¡ |
Неудобный режим работы | |
Положительные физические характеристики |
£ |
u l¡ |
o |
Отрицательные физические характеристики | |
Удачная выкладка товаров |
¡ |
£ |
ulo |
Неудачный Выкладка товаров |
Где,
u - ООО «Магазин №12»
£ - ООО «Комсомольский»
l - ООО «Родник»
o - ООО «Гном»
¡ - ООО «Продукты»
Анализируя факторы, рассмотренные в таблице 11, можно заключить следуюшее:
1. Местоположение.
В число важнейших компонентов оценки местоположения магазина входят:
Принимая
во внимание данные
2. Характер и качество ассортимента.
При оценке данного фактора принимается во внимание глубина, широта и качество ассортимента товаров, имеющихся в магазине. В настоящий момент ассортимент товаров –слабая сторона ООО «Магазин №12».
3. Уровень цен.
В сложившейся ситуации цена может стать одним из решающих факторов конкуренции. Особенно это касается магазинов, позиционирующих себя как «престижные» и устанавливающих неоправданно высокую торговую надбавку на продукты неповседневного спроса.
4. Торговый персонал.
При оценке торгового персонала учитывается профессионализм, компетентность и соответствие действий продавца ожиданиям покупателей.
Практически ни в одном из анализируемых магазинов уровень обслуживания не соответствует требуемому уровню.
Наиболее часто встречающиеся недостатки – медленное обслуживание (магазины не использующих систему самообслуживания) и плохая ориентация продавцов в ассортименте собственного отдела, плохая информированность продавцов о качестве товара, наличия остатков.
На основе имеющейся информации,
можно утверждать, что особое внимание
стоит уделять не только профессиональной
подготовке торгового персонала, но
и разработке системы заинтересованности
продавцов в отличном обслуживании
покупателей, то есть подготовке компетентного
и высокомотивированного
5. Режим работы.
Все магазины имеют практически одинаковый режим работы. Они начинают работать с 9:00, работают без обеда и выходных. Заканчивают работу в интервале с 22:00 до 24:00, это справедливо в отношении ООО «Гном». Режим работы других продовольственных магазинов с 9:00 до 21:00. Единственный аутсайдер –магазин ООО «Продукты», режим работы которого с 8:00 до 19:00 ч.
Существующий в настоящее время режим работы ООО «Магазин №12» является приемлемым. Решение об увеличении продолжительности работы до 23:00 можно принимать только на основе анализа посещаемости магазина в вечерние часы.
6. Физические характеристики.
В понятие физических характеристик входят: внутренняя планировка, ширина проходов и лестниц, освещение, кондиционеры и т.д., то есть все то, что позволяет делать покупки с максимальным удобством.
Наиболее привлекательным является ООО «Комсомольский»
7. Выкладка товаров.
За счет не глубокого ассортимента товаров, наиболее удобная выкладка наблюдаетчся у магазина ООО «Продукты»
Таким образом, сгруппируем основные выводы и замечания по исследуемому предприятияю ООО «Магазин №12»:
Магазин наиболее удачно расположен и имеет удобную парковку. Ассортимент товаров широкий. Уровень цен – выше среднего. Наличие рядом хозяйственного магазина, а также планируемое открытие ярмарки по торговле промышленными товарами может приблизить этот комплекс магазинов к уровню супермаркета.
Недостатки ООО «Магазин №12» можно объединить в 4 группы:
1) Атмосфера предложения. В самом универсаме ощущается нехватка пространства. Отсутствие системы самообслуживания также делает процесс совершения покупок не слишком удобным. Устаревшее оформление отпугивают потенциальных потребителей, так как в последние годы с повышением уровня качества жизни потребитель предъявляет все более высокие требования при выборе места покупки и решающим становится не столько цена товара, сколько атмосфера его предложения, которая складывается на основе общего впечатления покупателей от магазина;
2) Высокие цены на товары. Причем они не подкреплены соответствующим уровнем обслуживания. Конкуренты предлагают тот же товар, но по ценам ниже и при более высоком уровне обслуживания и атмосфере предложения. Поэтому основная масса покупателей заходит в магазин за небольшой срочной покупкой, когда нет желания идти в магазин, расположенный дальше, ради незначительной покупки. Это подтверждает и средний чек покупки - всего 350 р;
3) Низкий уровень и качество обслуживания. Поскольку магазин работает без перерыва на обед, введены 15–ти минутные перерывы в отделах по-очереди 3 раза в день, практически всегда один из отделов на перерыве –часто нервирует покупателей и создает дискомфорт в общении;
4) Отсутствие логики и концепции руководства. Хотя этот фактор наименее заметен для потребителей, он является самым значительным. Именно руководство определяет всю деятельность торгового предприятия.
Руководство
ООО «Магазин №12» не менялось
около 15 лет, на предприятии
сохранились устаревшие
2.5 Оценка конкурентных преимуществ торгового предприятия
На исследуемом предприятии был произведен анкетный опрос, приведенной в Приложении А. Всего было заполнено 65 анкет.
Результаты обработки полученных анкет сведем в таблицу 27 в порядке убывания значимости критерия.
Таблица 27 - Результаты обработки анкет
№ п/п |
Название критерия |
Важность критерия для покупателя |
Оценка степени удовлетворенности по пятибалльной шкале |
7 |
Комплекс дополнительных услуг |
113 |
4,7 |
5 |
Атмосфера магазина |
96 |
2,3 |
3 |
Уровень цен |
92 |
3,0 |
1 |
Ассортимент |
86 |
4,3 |
4 |
Длина очередей |
82 |
3,2 |
6 |
Удобная вкладка товаров |
75 |
4,1 |
8 |
Уровень обслуживания и квалификации персонала |
67 |
3,5 |
2 |
Время работы |
54 |
4,6 |
На основе данных таблицы 27 можно сделать следующие выводы:
1. Для
покупателей исследуемого
2. Покупатели
удовлетворены работой
3. В достаточной
степени потребители
4. Покупатели
не удовлетворены по двум
Определим
факторы рыночной привлекательности
отрасли и факторы