Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:48, реферат
Все государства мира участвуют в международных экономических отношениях тем или иным образом, а главенствующая роль присуща именно интернациональной торговле. В этой связи возникает вопрос, почему одни страны получают огромную выгоду и расширяют выпуск продукции высокими темпами, торгуя с другими, а некоторые, наоборот, едва держат на плаву свои производственные отрасли или вовсе не их развивают. Данная проблема связана с конкурентоспособностью экономики и во многих аспектах является не только экономическим приоритетом деятельности государства, но и политическим.
Введение……………………………………………………………………………….…..3
1. Понятие международной конкурентоспособности в тактовке М. Портера……….4
2. Система показателей, определяющих международну конкурентоспособность - "конкурентный ромб"……………………………………………………………………..6
2.1. Факторные условия………………………………………….……………………….6
2.2. Условия внутреннего спроса………………………………………………………...8
2.3. Смежные и обслуживающие отрасли……………………………………………….8
2.4. Структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция…………………..10
2.5. Роль случайности и политики государства………………………………………..11
3. Стадии конкурентного развития государств………………………………………...13
3.1 Стадия, движимая факторами……………………………………………………..13
3.2 Стадия, движимая инвестициями………………………………………………....14
3.3 Стадия, движимая инновациями…………………………………………………..16
3.4 Стадия, движимая богатством…………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………………….18
Литература………………………………………………………………………………..19
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра государственно-правового обеспечения управления
по дисциплине «Стратегическое управление»
ТЕМА: / Теория конкурентных преимуществ М. Портера /
Выполнила:
Трифонова О.В.
Группа: 8546
Курс: 6
Шифр: 07007
Проверил (а):
Новосибирск 2013
Введение…………………………………………………………
1. Понятие международной конкурентоспособности в трактовке М. Портера……….4
2. Система показателей, определяющих международную конкурентоспособность - "конкурентный ромб"…………………………………………………………………
2.1. Факторные условия………………………………………….………………
2.2. Условия внутреннего спроса………………………………………………………...
2.3. Смежные и обслуживающие отрасли……………………………………………….8
2.4. Структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция…………………..10
2.5. Роль случайности и политики государства………………………………………..11
3. Стадии конкурентного развития государств………………………………………...13
3.1 Стадия, движимая факторами…………………………………………………….
3.2 Стадия, движимая инвестициями………………………………………………
3.3 Стадия, движимая инновациями…………………………………………………
3.4 Стадия, движимая богатством……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
М. Портера
Майкл Портер, работая в комиссии по конкурентоспособности американской промышленности, пришел к выводу, что конкурентоспособность государства необходимо определять не как категорию макроэкономики, достигаемой с помощью кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики, а как производительность, т.е. эффективное использование рабочей силы и капитала. Уровень жизни в определенной стране измеряется показателем национального дохода на душу населения, который растет с совершенствованием экономики. Однако национальный доход создается на фирменном уровне и рассмотрение благосостояния экономики надо рассматривать в отношении каждой отдельной компании.
Для успеха в конкурентной борьбе компании должны обладать низкими издержками или дифференцированным качеством продукта с более высокой ценой. Чтобы удержать свои конкурентные позиции фирмам нужно постоянно совершенствовать производимые товары и услуги, а также снижать стоимость их производства, тем самым повышая производительность. Международная конкуренция и иностранные инвестиции являются особыми катализаторами, которые подталкивают местных производителей на самосовершенствование. В то же время международная конкуренция может не только помочь национальным компаниям, но и полностью сделать отдельные отрасли нерентабельными.
Хотя данное следствие и не является негативным во всех смыслах, ведь страна может специализироваться в тех сегментах, где ее фирмы более производительны, и импортировать то, в чем они менее эффективны иностранных конкурентов, тем самым повышая общий уровень производительности. Таким образом, импорт является важной составляющей производительности.
Повышению производительности способствует и учреждение аффилированных компаний за рубежом. Туда переносится менее эффективная часть производства, которая лучше приспособлена к новым условиям, а прибыль репатриируется в страну, повышая национальный доход. Ни одна страна не может быть конкурентоспособной во всех отраслях. Если она экспортирует в одной отрасли, то это приводит к повышению издержек на материалы и рабочую силу, что отрицательно сказывается на менее конкурентоспособных сегментах. Постоянно растущий экспорт приводит к повышению курса национальной валюты, тем самым затрудняя его дальнейший рост.
По мнению профессора Портера, нормальный процесс расширения экспорта возможен лишь при перемещении неконкурентных производств за границу. Конечно, позиции в некоторых отраслях будут безвозвратно потеряны, но в других наоборот, еще сильнее окрепнут. Любые протекционистские меры только ухудшают конкурентное положение страны и ограничивают повышение уровня жизни в долгосрочном плане.
Несмотря на то, что международная торговля и инвестиции могут значительно улучшить национальную производительность, они также могут поставить ее под угрозу. Это связано с тем, что для каждой отрасли промышленности есть уровень как абсолютной производительности по отношению к иностранным конкурентам, так и относительный. Даже если отрасль относительно более производительна и может привлечь ресурсы, она не сможет экспортировать, либо противостоять конкуренции со стороны импорта, если только она абсолютно не конкурентоспособна по отношению к ним.
Если отрасли промышленности, которые уступают свои позиции иностранным конкурентам, принадлежат к относительно более производительным в данной стране, то ее способность обеспечить рост производительности снижается. То же справедливо и для компаний, которые переносят за рубеж деятельность с более высоким уровнем производительности, т.к. внутренняя производительность недостаточна для эффективной работы предприятия, ввиду низких издержек и заработной платы за границей.
Каждая страна применяет несколько приемов для повышения конкурентоспособности. Имеется целый ряд предпосылок перед тем, как начнется поиск нового преимущества. Сюда входят влияние страны на способность фирмы конкурировать в конкретных отраслях, а так же вес и роль этой страны, из-за которой образовались конкурентные преимущества. М. Портер в сотрудничестве с учеными из 10 стран создал систему из четырех показателей, формирующих среду для конкурирующих фирм. Данная система получила название «конкурентного ромба» и представляет собой следующие показатели:
1. Факторные условия
2. Условия внутреннего спроса
3. Смежные и обслуживающие отрасли
4. Структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция
5. Роль случайности и политики государства
В состав данной категории были включены:
* людские ресурсы, характеризующиеся количеством, квалификацией и стоимостью рабочей силы, а также продолжительностью нормального рабочего времени и трудовой этикой. Эти ресурсы подразделяются на многочисленные категории, так как для каждой отрасли требуется определенный перечень конкретных категорий работников;
* физические и природные
ресурсы, определяемые
* научно-информационный
потенциал, т.е. совокупность
* капитал, т.е. денежные
ресурсы страны, количество и
стоимость капитала, который может
быть направлен на инвестиции,
уровень сбережений и
* инфраструктура включает транспортную систему, систему связи, почтовые услуги, перевод платежей между банками, систему, здравоохранения и др.
Портер пояснил, что основные для конкурентоспособности факторы не наследуются страной, а создаются. Большое значение имеют темпы создания факторов и механизм их совершенствования, нежели их наличие. Второе важное положение - классификация факторов на базисные и развитые, общие и специализированные. Принимая вышесказанное во внимание, можно заключить, что конкуренция, основанная на факторных условиях очень сильна, хотя недолговечна и непрочна.
В наукоемких отраслях некоторые базисные условия, например, дешевая рабочая сила и обилие природных ресурсов, вообще не дают преимуществ. Для получения преимущества факторные условия должны быть заточены под определенные отрасли, например, специализированные кадры на предприятиях обрабатывающей промышленности, которые сложно создать в другом месте.
По Портеру недостаток отдельных базисных условий может служить даже сильной стороной, способствуя развитию и совершенствованию компаний. Примером этого может служить Япония, где нехватка такого фактора, как земля, стала основой для разработки компактных технологических процессов, востребованных впоследствии на мировом рынке. Недостаток отдельных факторов должен, однако, компенсироваться преимуществами в других: для нововведений, например, нужна рабочая сила соответствующей квалификации.
От условий внутреннего спроса в стране сильно зависит ее конкурентоспособная позиция на мировой арене. Притом наибольшее значение уделяется не объему рынка, а его качеству и соответствию тенденциям развития мирового спроса. В конкурентной борьбе выигрывают те государства, где развитию определенного сегмента рынка уделялось большее внимание, и где отечественный спрос был высок.
Помимо сегментации спроса еще большее значение имеет «качество» потребителей, как производственных, так и частных. Компании выигрывают, если их потребители хорошо разбираются в товаре и требовательны к нему. К примеру, японские покупатели видеоаппаратуры прекрасно осведомлены о характеристиках предлагаемых моделей и часто меняют технику. Если японская компания может продать товар у себя дома, то она продаст его везде.
Специфические условия спроса данной страны могут создать для ее компаний конкурентное преимущество. Хотя телевизор изобрели американцы, лидером в производстве компактных телевизоров является Япония, т.к. там изначально требовались устройства, которые можно было бы убирать на ночь.
Если в качестве потребителя
продукции выступает другая межнациональная
фирма с высокими требованиями, то
она может стимулировать
Информация о работе Теория конкурентных преимуществ М. Портера