Теория конкурентных преимуществ М. Портера

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:48, реферат

Краткое описание

Все государства мира участвуют в международных экономических отношениях тем или иным образом, а главенствующая роль присуща именно интернациональной торговле. В этой связи возникает вопрос, почему одни страны получают огромную выгоду и расширяют выпуск продукции высокими темпами, торгуя с другими, а некоторые, наоборот, едва держат на плаву свои производственные отрасли или вовсе не их развивают. Данная проблема связана с конкурентоспособностью экономики и во многих аспектах является не только экономическим приоритетом деятельности государства, но и политическим.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….…..3
1. Понятие международной конкурентоспособности в тактовке М. Портера……….4
2. Система показателей, определяющих международну конкурентоспособность - "конкурентный ромб"……………………………………………………………………..6
2.1. Факторные условия………………………………………….……………………….6
2.2. Условия внутреннего спроса………………………………………………………...8
2.3. Смежные и обслуживающие отрасли……………………………………………….8
2.4. Структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция…………………..10
2.5. Роль случайности и политики государства………………………………………..11
3. Стадии конкурентного развития государств………………………………………...13
3.1 Стадия, движимая факторами……………………………………………………..13
3.2 Стадия, движимая инвестициями………………………………………………....14
3.3 Стадия, движимая инновациями…………………………………………………..16
3.4 Стадия, движимая богатством…………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………………….18
Литература………………………………………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

Стратегия упраления.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

     На инновационной стадии возрастает значимость стратегии компаний. Местные компании разрабатывают стратегии интернационализации, международные и глобальные стратегии своего развития.

3.4 Стадия, движимая богатством

     Переход страны на четвертую стадию считается началом упадка. Это связано с основной движущей силой данной стадии - богатством. Как доказал М. Портер, стремление страны поддерживать богатство на одном и том же уровне непременно приводит к экономическому спаду. Это объясняется тем, что мотивация инвесторов, менеджеров и индивидов изменяется в том направлении, которое не способствует систематическим капиталовложениям и инновации, то есть совершенствованию. Резко падают инвестиции в реальный сектор экономики. Инвесторы больше ориентируются на вложения в финансовые активы. Количество венчурных предприятий уменьшается, а на смену руководителям-новаторам приходят финансисты. Растет количество слияний и поглощений фирм, что создает лишь иллюзию прогресса, не создавая нового бизнеса и не усиливая конкурентоспособность существующих. Часто они еще больше замедляют нововведения. Для обеспечения финансовой базы социально ориентированного государства повышается уровень налогообложения. Высокие налоги подрывают стимулы к труду и предпринимательству, а социальные гарантии способствуют иждивенчеству.

     Индикаторы спада экономика при входе в эту стадию малозаметны, т.к. потребители продолжают лояльно относиться к национальным компаниям. Однако, как только начинается потеря позиций в некоторых высокопродуктивных отраслях и сегментах, она распространяется на другие посредством «декластеризации».

     Как только фирмы теряют конкурентные преимущества высокого порядка, происходит падение национального производства в отраслях и местные фирмы обращаются к ценовой конкуренции. Снижение темпов роста заработной платы и рабочих мест, растущая безработица еще более снижают заинтересованность в росте эффективности производства, что ведет к дальнейшей потере рыночных позиций. Начинается снижение уровня личного дохода населения, что отрицательно влияет на качество и разнообразие внутреннего спроса.

     Конкурентное преимущество может сохраниться в некоторых отраслях, где у страны имеется уникальный спрос или в хорошо развитых смежных отраслях.

    Прогресс в экономике не является неизбежным. Многие страны по целому ряду причин не могут сдвинуться с первой или второй стадии либо, выйдя на стадию, движимую богатством снова оказываются на факторной стадии. Наиболее важными условиями прогрессивного продвижения страны на более высокие стадии являются механизмы формирования факторов производства, мотивация, внутриотраслевая конкуренция, совершенствование спроса, недостаток отдельных факторов, способность к созданию нового бизнеса.

Заключение

     В данной работе была рассмотрена концепция конкурентоспособности Майкла Портера, и ее основные понятия. Конкурентоспособность - важный показатель, характеризующий страну на мировой арене. Она позволяет оценить насколько эффективно производство в данной стране, какова производительность труда, на какой стадии конкурентных преимуществ находится государство и многое другое.

     Основным положением рассмотренной теории является утверждение, что мировая конкуренция усиливает роль страны базирования в конкурентной борьбе. Интернационализация хозяйственной жизни не делает все страны единообразными. Различия в национальном характере лежат в основе успеха в конкурентной борьбе.       Компании могут компенсировать факторные недостатки, получая рабочую силу, ресурсы, материалы за рубежом. Однако по мере повышения технологической интенсивности конкуренции жизненно важным становится влияние внутреннего окружения. От него зависит, каким образом обнаруживаются новые возможности, как используются специализированные навыки и ресурсы, какое давление ощущают фирмы в направлении мобилизации ресурсов наиболее быстрым и эффективным способом.

Литература

1. Градобитова Л.Д. Теория международной конкурентоспособности государств М. Портера. М., Международные отношения, 1996

2. Захаров А.Н., Зокин А.А. Конкурентоспособность страны в мировой экономике. М., ВАВТ, 2004

3. Международные  экономические отношения: учеб./ под ред. Н.Н. Ливинцева. -2-е  изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во  Проспект, 2005

4. Портер М.  Международная конкуренция./Под ред.В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения,1993

5. Погорлецкий  А.И. Экономика зарубежных стран:  Учебник. Второе издание. - СПБ.,2001

1 Портер М. Международная конкуренция./Под ред.В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения,1993,с.126 


Информация о работе Теория конкурентных преимуществ М. Портера