Теория конкурентных преимуществ М. Портера

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:48, реферат

Краткое описание

Все государства мира участвуют в международных экономических отношениях тем или иным образом, а главенствующая роль присуща именно интернациональной торговле. В этой связи возникает вопрос, почему одни страны получают огромную выгоду и расширяют выпуск продукции высокими темпами, торгуя с другими, а некоторые, наоборот, едва держат на плаву свои производственные отрасли или вовсе не их развивают. Данная проблема связана с конкурентоспособностью экономики и во многих аспектах является не только экономическим приоритетом деятельности государства, но и политическим.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….…..3
1. Понятие международной конкурентоспособности в тактовке М. Портера……….4
2. Система показателей, определяющих международну конкурентоспособность - "конкурентный ромб"……………………………………………………………………..6
2.1. Факторные условия………………………………………….……………………….6
2.2. Условия внутреннего спроса………………………………………………………...8
2.3. Смежные и обслуживающие отрасли……………………………………………….8
2.4. Структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция…………………..10
2.5. Роль случайности и политики государства………………………………………..11
3. Стадии конкурентного развития государств………………………………………...13
3.1 Стадия, движимая факторами……………………………………………………..13
3.2 Стадия, движимая инвестициями………………………………………………....14
3.3 Стадия, движимая инновациями…………………………………………………..16
3.4 Стадия, движимая богатством…………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………………….18
Литература………………………………………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

Стратегия упраления.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

    Портер пришел к выводу, что добивается конкурентного преимущества, как правило, не отдельная отрасль, а кластеры отраслей, в которых компании интегрированы по вертикали или горизонтали и сконцентрированы в рамках одного географического пространства. Например, в Швеции развиты все сферы деятельности, связанные с металлообработкой: производство высококачественной стали, подшипников, различных инструментов, производственного и электробытового оборудования, автомобилей. Средства массовой информации, коммерческая реклама играют весьма непосредственную роль в конкурентоспособности товаров. Считается, что Швеция и Германия отстали в данной области из-за того, что на местном телевидении запрещена коммерческая реклама.

2.4.  Структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция

     Майкл Портер считает, что конкурентная позиция страны тесно связана с тем, как управляются национальные компании и какова их структура. В Италии большинство фирм, работающих во фрагментированных отраслях, являются средними и малыми предприятиями, управляемыми мелкими собственниками или семейством. Германия лидирует в сложных отраслях с большой долей технологической составляющей. Высшее руководство имеет, как правило, высшее техническое образование, а компании иерархичны по практике управления и организации.

     Состав инвесторов тоже влияет на деятельность компании. Например, в Германии и Швеции он отличается постоянством, что характеризует целевую направленность фирм на долгосрочные перспективы, может быть, даже в ущерб сегодняшней прибыли. Здесь аккумулируются инвестиции на НИОКР для предприятий «зрелых» отраслей. В США, наоборот, инвесторы жаждут быстрой прибыли и часто изменяют портфельный состав ценных бумаг. Руководство компаний получает бонусы по итогам годам, соответственно оно также не заинтересовано на долгосрочную перспективу фирменного развития. Это несколько негативно влияет на развитие некоторых отраслей.

     Престижность работы в определенной отрасли повышает ее конкурентоспособность. На упадок британской промышленности повлияло то обстоятельство, что талантливая молодежь не видела эту сферу перспективной для карьерного роста. В США молодые люди отдают предпочтение финансам, аудиту, праву, информационным технологиям в ущерб остальной промышленности.

     Самым главным движимым фактором в данной группе является внутриотраслевая конкуренция. Отечественные конкуренты лучше стимулируют процесс совершенствования продукции, чем иностранные. Ведь макросреда для всех одинакова: одно государство, одна правовая и налоговая система, один рынок сырья, капитала, рабочей силы и других факторов производства. Подтверждение вышесказанного можно в очередной раз наблюдать на примере Японии, где в каждой экспортной области работает десяток, а то и больше конкурентов. При этом экономия на масштабах осуществляется за счет международной деятельности.

     Постоянные «трения» в кластерах отраслей заставляют компании постоянно диверсифицировать и улучшать продукцию, вводить инновации, преодолевая инерцию и соглашательства между конкурентами.

2.5.  Роль случайности и политики государства

     Детерминанты, определяющие национальные преимущества, создают в отдельных отраслях особую внутреннюю среду. Однако в истории большинства успешных конкурирующих отраслей сыграл свою роль и случай, то есть такие события, которые имеют мало общего с условиями развития в стране и влиять на которые не могут ни фирмы, ни даже национальные правительства. Примерами таких событий могут быть: изобретения, крупные технологические сдвиги, резкие изменения цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках или обменных курсах валют, резкий подъем мирового или локального спроса, военные конфликты и т.д.

     М. Портер не включил государство в свой «конкурентный ромб», однако в описании факторов, от которых зависит уровень национальной конкурентоспособности, оно занимает особое место. По мнению Портера, государства должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. Государство при помощи своей политики может оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование развития инноваций.

     На параметры производственных факторов воздействуют субсидии, политика в отношении рынков капитала, образования и т.д. Правительство устанавливает местные нормы и стандарты в производстве того или иного товара, а также инструкции, влияющие на поведение потребителей. Правительство также часто является крупным покупателем различной продукции (товары для армии, транспорта, связи, образования, здравоохранения, и т.д.). Оно может формировать условия развития отраслей такими способами, такими как контроль над рекламными средствами или регулирование деятельности инфраструктуры. Правительственная политика может влиять на стратегию фирм, их структуру и соперничество, используя регулирование рынков капитала, налоговую политику и антитрестовские законы. Однако, несмотря на то, что правительство оказывает значительное влияние на уровень национальной конкурентоспособности, это влияние неизбежно оказывается частичным.

     Проблема во взаимоотношениях государства и частного бизнеса по Портеру заключается в том, что задачи государственной политики и задачи бизнеса имеют разную ориентацию во времени. Государственная политика в большей степени должна удовлетворять надежды избирателей, которые не любят долго ждать. Политики избираются на достаточно короткий срок, и политика правительства в конечном итоге потерпит поражение, если она является единственным источником национальных преимуществ. Она может лишь улучшить шансы достижения высокого уровня конкурентоспособности в краткосрочном периоде, но у нее недостаточно сил, чтобы самой создать конкурентные преимущества, потому что на это должно уйти не одно десятилетие.

3. Стадии конкурентного развития государств

     Анализ ромба конкурентоспособности любой страны позволяет определить степень ее развития, экономическую структуру и преобладающий тип конкурентоспособности национальных фирм в мировой экономике. Группа ученых, возглавляемая М. Портером, провела классификацию отдельных стран по уровню конкурентоспособности в мировом хозяйстве в определенном временном интервале. В результате проведенной работы ученые выделили 4 основные стадии конкурентного развития экономики в соответствии с 4 основными движущими силами конкурентоспособности, или стимулами, определяющими ее развитие в отдельные периоды времени, а именно: факторами производства, инвестициями, нововведениями и богатством. Каждая стадия развития конкурентоспособности характеризуется своим набором отраслей и своей стратегией деятельности фирм. Стадии также существенно отличаются по уровню государственного вмешательства в экономику и основным направлениям экономической политики. На первых трех стадиях происходит рост конкурентоспособности национальной экономики, что проявляется в увеличении национального благосостояния, в то время как нахождение страны на четвертой стадии конкурентного развития означает замедление роста и начало спада. Выделение данных стадий позволяет показать, хотя и весьма схематично, как развивается экономика, какие специфические проблемы встают перед национальными фирмами на каждом этапе развития и каковы основные силы, обеспечивающие ее рост или застой.

3.1 Стадия, движимая факторами

     На данной стадии практически все национальные отрасли, успешно действующие на мировом рынке, достигают своих преимуществ в конкурентной борьбе благодаря базисным факторам производства: природным ресурсам, благоприятным условиям для выращивания урожаев различных сельскохозяйственных культур или имеющейся в изобилии полуквалифицированной рабочей силой. Другие детерминанты развиты слабо. Данный вид конкурентного преимущества резко ограничивает набор отраслей и сегментов, в которых фирма может конкурировать.

     Национальные фирмы, как правило, производят продукцию с невысоким уровнем добавленной стоимости. Конкуренция между фирмами внутри страны ведется исключительно на основе снижения цен на продукцию в отраслях, которые требуют несложной и широкодоступной технологии. При этом технологию получают, в основном, от других стран путем покупки иностранного капитального оборудования. Создание собственных технологий ограничивается имитацией полученных иностранных технологий.

     На внешние рынки продукция поступает в основном через иностранные фирмы, так как на этой стадии очень небольшое число национальных фирм имеет контакты с конечными потребителями продукции. Внутри страны спрос на экспортируемую продукцию может быть незначительным или вовсе отсутствовать. Этим объясняется и слабость экономики данных стран, происходящая от сильной зависимости экономического развития от динамики цен на сырьевые ресурсы, продукты и товары, составляющие основные статьи экспорта страны и от колебаний мирового цикла и курсов валют, воздействующих на спрос и относительные цены. В экономике, опирающейся на факторы производства, круг отраслей, ориентированных на внутренний рынок, расширяется путем создания отечественных заменителей импортных товаров, что часто становится возможным благодаря применению протекционистских мер. Однако расширение диапазона местной промышленности таким путем не дает конкурентного преимущества на мировом рынке, так как уровень конкурентоспособности отечественных фирм, производящих товары-заменители недостаточно высок.

3.2 Стадия, движимая инвестициями

     Основной движущей силой экономического развития страны на данной стадии являются инвестиции, осуществляемые национальными компаниями. В результате активной инвестиционной деятельности страна получает иностранные технологии, однако эти технологии, как правило, на поколение отстают от мировых лидеров, поэтому национальные фирмы не только применяют их, но и пытаются усовершенствовать.

     На данной стадии для повышения конкурентоспособности проводится улучшение факторов, а также анализ стратегии, структуры и соперничества фирм. Несмотря на то, что конкурентоспособность национальных фирм по-прежнему опирается на преимущества в факторных издержках, другие, более прогрессивные факторы уже на данном этапе начинают увеличивать свою долю в конкурентоспособности.

     Конкуренция осуществляется в относительно стандартизированных, чувствительных к изменению цен сегментах рынка, и ассортимент продукции отражает потребности внешнего рынка. Технологии производственных процессов улучшаются, но новые не создаются. Однако круг отраслей, в которых страна может успешно конкурировать здесь гораздо шире, чем на предыдущей стадии. Как правило, несколько национальных отраслей проявляют инициативу в достижении конкурентоспособности на основе инвестиций, а затем процесс распространяется на другие отрасли.

     Внутренний спрос на этой стадии характеризуется сравнительной узостью, так как уровень жизни в стране еще невысок, а отрасли, способные удовлетворить разнообразный потребительский спрос, еще находятся на стадии становления. В некоторых отраслях внутренний спрос на экспортируемые товары почти отсутствует. Тем не менее, именно в отраслях, где имеется большой крен внутреннего рынка в сторону сегмента, в других странах игнорируемого, страна будет добиваться наибольших успехов.

     На этой стадии смежные и обслуживающие отрасли относительно слабо развиты. М. Портер отмечает, что получение конкурентоспособных преимуществ за счет активного инвестирования возможно только в определенной группе отраслей, а именно там, где: велика экономия на масштабе, требуются большие капиталовложения, велика доля издержек на зарплату, осуществляется выпуск стандартизированной продукции и имеются каналы получения технологий.

     Проведение активной инвестиционной политики, которая отвечает долгосрочным задачам экономического роста, требует наличие определенного социального согласия на осуществления таких реформ, ведь данная экономическая стратегия предполагает отказ от части текущего потребления в пользу будущего. На этой стадии роль государства очень велика, ведь именно государственная политика создает конкурентные преимущества страны в мировой экономике.

3.3 Стадия, движимая инновациями

     Как правило, страны, находящиеся на данном этапе характеризуются высоким экономическим потенциалом. У них развиты практически все виды отраслей. Конкурентное преимущество базируется на высокой производительности труда, компании менее подвержены уязвимости от колебаний валютных курсов, цен на рынках ресурсов и прочего. Теперь не обладание факторами, а, напротив, нехватка их способствует возрастанию конкурентоспособности, стимулируя инновации. Эта стадия отличается от предыдущей тем, что фирмы не только усваивают зарубежные технологии и методы, но и создают свои. Для инновационной экономики характерно увеличение доли сферы услуг в структуре экономики.

     Фирмы в инновационной экономике могут конкурировать на мировых рынках в более дифференцированных сегментах промышленности, они конкурируют на базе собственных глобальных стратегий и обладают собственными сбытовыми и обслуживающими международными сетями. Роль государства на данной стадии сводится к косвенному стимулированию инновационного развития фирм, при этом в создании факторов основная роль принадлежит фирмам.

Информация о работе Теория конкурентных преимуществ М. Портера