Теория конкурентного преимущества

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение теории конкурентных преимуществ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности теории конкурентных преимуществ;
2. Провести анализ конкурентных преимуществ на примере ОАО «Пищеблок».

Оглавление

Введение 3
1. Особенности теории конкурентных преимуществ 5
1.1 Краткая характеристика развития теории конкурентных преимуществ 5
1.2 Сущность конкурентных преимуществ фирмы 7
1.3 Источники конкурентных преимуществ 12
2. Анализ конкурентных преимуществ на примере ОАО «Пищеблок» 20
2.1 Общая характеристика деятельности организации 20
2.2 Конкурентные преимущества ОАО «Пищеблок» 24
2.3 Пути создания и сохранения конкурентных преимуществ организации 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

курс.р. Теория конкурентного преимущества.docx

— 256.26 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение 3

1. Особенности теории конкурентных преимуществ 5

1.1 Краткая характеристика развития теории конкурентных преимуществ 5

1.2 Сущность конкурентных преимуществ фирмы 7

1.3 Источники конкурентных  преимуществ 12

2. Анализ конкурентных преимуществ на примере ОАО «Пищеблок» 20

2.1 Общая характеристика  деятельности организации 20

2.2 Конкурентные преимущества  ОАО «Пищеблок» 24

2.3 Пути создания и сохранения  конкурентных преимуществ организации 29

Заключение 34

Список использованной литературы 36

 

Введение

 

Актуальность написания данной курсовой работы обуславливается тем, что во все времена вопрос конкуренции  был первоочередным на рынке реализации каких-либо товаров или услуг. Чтобы  вступить и эффективно функционировать  на рынке, необходимо иметь конкурентные преимущества перед фирмами-аналогами.

Специфика проблемы конкуренции заключается  в том, что на одном поле встречаются  фирмы самого разного типа. Реальная конкурентная среда сильно отличается от модели, разработанной классической западной экономической наукой, где  совершенная конкуренция, монополистическая  конкуренция и олигополия, существуют по отдельности. Например, если имеет  место олигополистическая конкуренция, то присутствуют пять игроков и больше никого нет. В реальной жизни ничего этого не бывает, все перемешано, реально существует сообщество компаний.

Проблема конкуренции и конкурентоспособности  одна из стариннейших тем в экономической  теории. Еще Адам Смит говорил, что  невидимая рука управляет миром, и рыночная экономика потому не разваливается, что конкуренция все расставляет  на свои места, и люди стремящиеся  лишь удовлетворить свои собственные  интересы, в конечном итоге работают на благо общества. Однако до начала 70-х годов, несмотря на большое внимание к тематике конкурентоспособности, новых идей в ее разработку было привнесено очень мало. Радикальный  прорыв в этой области связан с  именем одного человека, ныне живущего, очень преуспевающего – Майкла Портера. Это профессор Гарварда и известнейший бизнес-консультант.

Более распространенный и показательный  критерий цена качество. Это очень  похоже на наше бытовое представление, что за определенную цену мы можем  рассчитывать на высокое качество товара. Например, если в деньгах ограничен, то естественно “высший класс” не получишь. Эта ситуация очень  понятна и наглядна, и казалось бы объясняет ситуацию с “Газелью”. Но с другой стороны, разве других дешевых продуктов мало? Разве “Волга” намного дешевле и технически боле совершенна чем “Москвич”? Однако, у “Москвича” на рынке мы наблюдаем полный провал.

В пропорциях меду ценой и качеством  очень сложна, особенно в отношении  качества товара.

Качество – это не просто многомерный  показатель. К потребителю он разными  своими сторонами поворачивается. Смешная  ситуация: коэффициенты, которые расставляли  эксперты, объективно не могли быть объективными. Для одной группы потребителей наиболее важными являются одни характеристики, у другой группы – иная система  приоритетов. Степень многомерности  этой характеристики, как правило  недооценивалась. Чтобы во всем этом разобраться, необходимо как следует  изучить тему о теории конкурентных преимуществ.

Целью написания данной курсовой работы является изучение теории конкурентных преимуществ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить особенности теории конкурентных преимуществ;

2. Провести анализ конкурентных преимуществ на примере ОАО «Пищеблок».

 

 

 

1. Особенности теории конкурентных преимуществ

 

1.1 Краткая характеристика  развития теории конкурентных  преимуществ

 

Исходя из определения М. Портером конкурентных преимуществ как основы эффективной деятельности субъекта хозяйствования в долгосрочной перспективе  можно утверждать, что конкурентоспособность  субъекта хозяйствования обеспечивается его конкурентными преимуществами, являющимися реализованной компетенцией такого субъекта. Наличие конкурентного  преимущества позволяет предложить потребителю товар с очевидной  для него ценностью, сохранить его  предрасположенность к товарам  конкретного субъекта хозяйствования в течение длительного времени  и на основе этого обеспечить преодоление  сил конкуренции.1

Такие традиционные представления  о конкурентных преимуществах требуют  дальнейшей конкретизации, а в отдельных аспектах - пересмотра установившихся подходов и отказа от ряда теоретических обобщений с учетом современных тенденций развития теории и практики управления на макро- и микроуровнях.

Экономическая наука еще не выработана однозначного понимания сущности конкурентных преимуществ, и ученые чаще всего  определяют их как:

- эксклюзивную ценность, которую имеет объект, дающую ему преимущества перед конкурентами;

- уникальные охваченные и неохваченные ресурсы, которыми владеет субъект хозяйствования, а также стратегически важные для него сферы бизнеса, позволяющие побеждать в конкурентной борьбе; положение на рынке, дающее возможность преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей;

- характеристики или свойства, обеспечивающие субъекту хозяйствования преимущества перед прямыми конкурентами;

- уникальную комбинацию имеющегося производственного потенциала с накопленным в прошлом опытом его использования и сформированным имиджем, что способствует изготовлению конкурентоспособной продукции, благодаря реализации которой субъект хозяйствования способен обеспечить свое существование в долгосрочной перспективе;

- совокупность мер, направленных на совершенствование собственной деятельности, ослабление конкурентов и влияние на изменение рыночной среды;

- факторы конкурентоспособности,  проявляющиеся у конкретных субъектов  хозяйствования;

- стратегически важные для субъекта хозяйствования активы и сферы деятельности, позволяющие ему побеждать в конкурентной борьбе;

- концентрированное проявление преимущества перед конкурентами в экономической, технической, организационной сферах деятельности, которое можно измерять экономическими показателями;

- совокупность собственных и приобретенных активов, характеристик деятельности субъекта хозяйствования, использование которых обеспечивает ему эксклюзивную компетентность в определенной сфере деятельности и преимущество перед конкурентами;

- деятельность, связанную с изменением рыночной позиции субъекта хозяйствования, приспособлением видов деятельности избранной стратегии, выбором политики отношений с конкурентами, быстрой реакцией на изменения в конкурентной среде деятельности;

- совокупность отношений являющихся предметом регулирования с помощью комплекса правовых норм.

Ряд приведенных определений конкурентных преимуществ не согласуется с  понятиями конкурентоспособности  и конкурентного статуса субъекта хозяйствования, в отдельных случаях  конкурентные преимущества отождествляются  с трактовкой указанных терминов, а также с оценкой эффективности  деятельности субъекта хозяйствования.

 

1.2 Сущность конкурентных  преимуществ фирмы

 

Оценка отраслевой привлекательности  и конкурентных возможностей фирмы  на основе анализа цепочки ценностей, дает возможность определить позицию  бизнеса в отрасли, а также  определить ее реальное конкурентное преимущество, выражающееся в превышении среднеотраслевого уровня доходности.

Конкурентные преимущества  фирмы обеспечиваются в процессе конкурентной борьбы с так называемыми пятью силами (направлениями) конкуренции, то есть с другими продавцами аналогичной продукции, фирмами – потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями ее продукции. Их можно рассматривать как основные рыночные силы.

Аналитическую концепцию  воздействия основных конкурентных сил можно представить в виде следующей схемы (рис.1).

Рис.1. Теория конкурентных преимуществ

 

Модель пяти сил (направлений) конкуренции – это эффективный  метод анализа основных конкурентных сил, влияющих на положение фирмы  на рынке. Эта модель дает возможность  более целенаправленно оценить  конкурентную обстановку на рынке и  на этой основе разработать такой  вариант долгосрочной стратегии  фирмы, который в наибольшей мере обеспечит ее защиту от воздействия  конкурентных сил и одновременно будет способствовать созданию дополнительных конкурентных преимуществ.

Каким образом фирма отстаивает свои преимущества в противодействии  основным конкурентным силам? Каковы особенности  этого процесса в современных  российских условиях?

Конкурентная сила поставщиков  экономических ресурсов  определяется в первую очередь уровнем цен и качеством поставляемых ресурсов. Особое значение это направление конкуренции приобретает в том случае, когда доля покупаемых ресурсов в издержках производства продукции велика, и от их качества во многом зависит качество конечной продукции фирмы. Позиции поставщиков ресурсов усиливаются также и в том случае, когда их предложение ограничено, что дает возможность поставлять ресурсы на менее выгодных для покупателей условиях. В свою очередь, усилению конкурентных позиций фирм-потребителей ресурсов способствует расширению круга поставщиков, включая возможность переключения фирмы на импортные поставки ресурсов на более выгодных условиях.2

Одним из наиболее эффективных  методов усиления позиции фирм-покупателей  ресурсов является поведение стратегии, направленной на установление контроля над фирмами-производителями сырья  или поставщиками комплектующих  изделий путем создания вертикально-интегрированных  компаний. К положительным моментам вертикальной интеграции относятся: большая защищенность от колебаний цен на ресурсы, большая надежность поставок, а также более эффективная координация различных этапов производства, объединенных в единую технологическую цепочку.

В условиях современной России вертикальная интеграция получает значительное развитие посредством создания холдингов  или финансово-промышленных групп.

Конкурентная сила покупателей  возникает вследствие того, что покупатели (торгово-посреднические фирмы, предприятия-потребители инвестиционных товаров, а также физические лица – конечные покупатели потребительских товаров) оказывают воздействия на фирмы-производители во многих случаях стремятся углубить дифференциацию производимой продукции с тем, чтобы занять новые ниши на рынке и снизить свою зависимость в первую очередь от покупателей крупных партий товаров.

Рис.2. Компоненты конкурентных сил фирмы

 

Немаловажное значение, особенно в условиях России, имеет расширение прямых поставок с предприятий, минуя  торгово-посредническую сеть, предоставление отсрочек по платежам за приобретенную  покупателями продукцию, применение различных  схем льготного кредитования физических – конечных потребителей товаров.

Одним из наиболее эффективных  средств усиления позиций фирм-производителей в отношении покупателей является применение стратегии расширения сферы  деятельности фирм за счет приобретения торгово-посреднических компаний или  установления контроля над структурами, находящимися между фирмами и  конечными потребителями их продукции, то есть сбытовой сетью (каналами сбыта).

Сила фирм, потенциально готовых выйти на данный рынок  товаров и услуг,  определяется тем, что появление новых фирм на нем приводит к перераспределению рынка (или его сегмента), обострению конкуренции и снижению цен. Реальность проникновения новых фирм на рынок зависит от уровня входных барьеров, препятствующих такому проникновению. Суть их состоит в том, что они могут вызвать повышение размеров первоначальных капиталовложений или увеличение степени риска для новых фирм. К входным барьерам относятся  монополизация рынка, эффект масштаба (при увеличении объема выпуска суммарные издержки производства единицы продукции снижаются), патентно-лицензионная защита ключевых технологий и ноу-хау, контроль над ограниченными видами экономических ресурсов и лучшими каналами сбыта. В условиях России дополнительные барьеры связаны с криминогенным влиянием на рынок, в том числе с разделом сфер влияния между криминальными структурами.

Конкурентная сила фирм, производящих товары-заменители, зависит  прежде всего от соотношения цен  на изделия-оригиналы и товары-заменители, а также от различий в их качественных характеристиках. Противодействие  конкуренции со стороны товаров-заменителей  – это прежде всего улучшение  качества производимых изделий, поддержание  на приемлемом уровне цен на изделия-оригиналы, а также придание им таких уникальных свойств, которые затрудняют переход  к использованию товаров-заменителей. В России наибольшая угроза со стороны  товаров-заменителей вызвана расширением  импорта товаров, производство которых  не освоено отечественными производителями, а в частности отдельных видов  продовольственных товаров, медикаментов, аудио- и видеотехники, промышленного оборудования.

Сила соперничества между  компаниями, производящими аналогичные  товары и услуги, является основной силой (направлением) конкурентной борьбы, так как в наиболее концентрированном  виде выявляет успехи и неудачи фирмы  в обеспечении дополнительных конкурентных преимуществ. При этом конкуренция  между фирмами приобретает специфические  черты в зависимости от ряда факторов. Она имеет наиболее созидательный  и плодотворный характер, если на рынке  уже сложилась конкурентная среда, так как в этих условиях конкурентная борьба приводит к выпуску фирмами  новых видов продукции, расширению круга оказываемых ими услуг, внедрению новых технологий. Однако в России конкурентная среда только начинает складываться и во многих секторах экономики еще сохраняется  олигополистическая структура рынка, унаследованная от административно  командной системы.3

Информация о работе Теория конкурентного преимущества