Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:31, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение теории конкурентных преимуществ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности теории конкурентных преимуществ;
2. Провести анализ конкурентных преимуществ на примере ОАО «Пищеблок».
Введение 3
1. Особенности теории конкурентных преимуществ 5
1.1 Краткая характеристика развития теории конкурентных преимуществ 5
1.2 Сущность конкурентных преимуществ фирмы 7
1.3 Источники конкурентных преимуществ 12
2. Анализ конкурентных преимуществ на примере ОАО «Пищеблок» 20
2.1 Общая характеристика деятельности организации 20
2.2 Конкурентные преимущества ОАО «Пищеблок» 24
2.3 Пути создания и сохранения конкурентных преимуществ организации 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Рассмотрим и проанализируем размер и структуру товарной сельскохозяйственной товарной продукции ОАО «Пищеблок», т.к. структура реализованной продукции позволяет выявить специализацию хозяйства и ее уровень. Сделать это можно с помощью табл. 1.
Таблица 1
Размер и структура
товарной сельскохозяйственной продукции
(в ценах фактической
Отрасли и виды продукции: |
Размер денежной выручки, тыс. руб. |
Структура денежной выручки, в % к итогу | ||||
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. | |
Растениеводство - всего |
54036 |
67862 |
73966 |
93,44 |
92,58 |
91,5 |
в том числе - картофель |
95 |
119 |
163 |
0,16 |
0,16 |
0,2 |
- овощи закрытого грунта |
53898 |
67712 |
73768 |
93,20 |
92,37 |
91,3 |
Прочая продукция растениеводства |
43 |
31 |
35 |
0,07 |
0,042 |
0,04 |
Животноводство |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
В том числе - мед |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прочая продукция, работы и услуги |
3795 |
5430 |
6810 |
6,56 |
7,42 |
8,43 |
В целом по сельскохозяйственной организации |
57831 |
73292 |
80792 |
100 |
100 |
100 |
Проанализировав данные табл. 1, можно сделать вывод о том, что преобладающей отраслью на исследуемой организации является растениеводство. Внутри отрасли тоже можно выделить наиболее прибыльное направление – овощи закрытого грунта. Они составляют существенную часть выручки за все три года, а именно в 2008г – 93,4% от общей выручки по предприятию, в 2009г – 92,6%, в 2010г- 91,5%.
Происходит постепенное увеличение выручки от реализации картофеля. В целом можно сказать о положительной тенденции при реализации продукции, идет расширение ассортимента и рынков сбыта.
Для того чтобы оценить размер производства ОАО «Пищеблок», необходимо рассмотреть ряд показателей, которые представлены в табл.2.
Таблица 2
Размер сельскохозяйственного производства ОАО «Пищеблок»
Показатели: |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2010г. в % к | |
2008г. |
2009г. | ||||
Стоимость
валовой продукции |
69374,9 |
68408,4 |
76336,6 |
110 |
111,6 |
Произведено, ц: |
|||||
- овощи закрытого грунта |
32735 |
32550 |
29533 |
90,2 |
90,7 |
- картофель |
427 |
308 |
832 |
195 |
270 |
- мед |
47 |
41 |
48 |
102 |
117 |
Среднегодовая стоимость основных средств основной деятельности; тыс. руб. |
83536 |
83536 |
160589 |
192,2 |
192 |
Среднегодовая численность работников в сельскохозяйственном производстве; чел. |
289 |
273 |
270 |
93,4 |
99 |
Площадь сельскохозяйственных угодий – всего; га. |
56 |
56 |
35 |
62,5 |
62,5 |
в том числе пашня |
38 |
38 |
17 |
44,7 |
44,7 |
Стоимость валовой продукции растениеводства к 2010 году возросла, однако если говорить об увеличении производства, то оно не так очевидно. Допустим производство картофеля постепенно увеличивается, но при этом производство овощей закрытого грунта, которые и являются основным направлением деятельности, сократилось. В течение рассматриваемого периода значительно увеличилась среднегодовая стоимость основных средств основной деятельности, соответственно наблюдается наращивание производственного потенциала организации.
В период с 2008 по 2010 год не произошло существенных изменений в численности работников, что говорит о стабильности состава рабочего персонала. В 2010 году уменьшилась площадь пашни, что и явилось основной причиной снижения производства овощей закрытого грунта.
Однако, общая ситуация в производстве продукции положительный, так как основной показатель - стоимость валовой продукции, увеличилась.
Теперь рассмотрим основные экономические показатели деятельности предприятия, с помощью табл.3.
Таблица 3
Основные экономические показатели деятельности ОАО «Пищеблок»
Показатели |
2008г. |
2009 г. |
2010г. |
2010 г. в % к | |
2008г. |
2009г. | ||||
1.Уровень производства | |||||
Произведено на 1га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб.: |
|||||
валовой продукции сельского хозяйства (в фактических ценах реализации) – всего, в том числе: |
164603,7 |
187624,8 |
218104,6 |
132,5 |
116,2 |
товарной продукции |
103269,6 |
27219,6 |
230834,3 |
223,5 |
84,8 |
прибыли (+) / убытка (-) от реализации продукции |
6641 |
7767,8 |
5445,7 |
82 |
70,1 |
2. Производительность и оплата труда | |||||
Валовая продукция сельского хозяйства на 1 чел.-ч. прямых затрат труда, руб.: |
|||||
- по растениеводству |
209,1 |
389,6 |
443 |
211,8 |
113,7 |
- по животноводству |
9665,8 |
6274,4 |
12722,7 |
131,6 |
203 |
Оплата 1 чел.-ч. в целом по с.-х. производству, руб. |
56,6 |
72,6 |
52,95 |
93,5 |
73 |
3.Эффективность | |||||
Произведено валовой продукции, руб.: |
|||||
на 100 руб. основных средств основной деятельности |
83 |
81,9 |
47,5 |
57,2 |
60 |
Уровень рентабельности (+)/ убыточности (-), %: |
|||||
прибыли (+) / убытка (-) к полной себестоимости реализованной продукции |
3,65 |
0,61 |
7,5 |
205,5 |
1229,5 |
прибыли (+) / убытка (-) к основным средствам основной деятельности |
2,77 |
0,07 |
3,4 |
1,23 |
4857 |
Из табл.3 видно, что произошло увеличение производство валовой продукции на, а также производство товарной продукции ОАО «Пищеблок» на 1га сельскохозяйственных угодий.
Также увеличился выход валовой
продукции на 1 чел/час прямых затрат
труда отдельно по отраслям растениеводства
и животноводства. Негативным моментом
является некоторое снижения оплаты
труда, которая является основным стимулом
для повышения
На протяжении трех лет происходит незначительное, но увеличение уровня рентабельности организации.
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате свой основной деятельности организация не несет убытков и постепенно наращивает производственный потенциал и объемы реализации продукции. Начиная с 2008 года ОАО «Пищеблок» оказалось от выращивание овощей открытого грунта из-за неблагоприятных климатических условий, неоправданных затратах и получение маленького урожая.
2.2 Конкурентные преимущества ОАО «Пищеблок»
ОАО «Пищеблок» является одной из крупнейших сельскохозяйственных организацией, занимающейся производством и сбытом продукции отраслей растениеводства, в частности, отрасли овощеводства
За 33 года работы ОАО «Пищеблок» зарекомендовал себя на потребительском рынке как добросовестный поставщик высококачественной овощной продукции. Ежегодно ОАО «Пищеблок» реализует через оптовую, мелкооптовую и розничную торговую сеть до 3,0 тыс. тонн собственной продукции. Розничная сеть предприятия состоит из 2-х магазинов и 7 торговых павильонов в городе Москве. В 2000 году на международной выставке "Экологически безопасная продукция" г. Москва, ВВЦ, ОАО «Пищеблок» награжден Дипломом и медалью.
ОАО «Пищеблок» успешно адаптируется к новым экономическим условиям и добился не только стабилизации, но значительного роста производства овощей защищенного грунта.
Осуществляя производственно - коммерческую деятельность, ОАО «Пищеблок» использует достаточно широкие торговые связи по реализации собственной овощеводческой продукции, охватывающие население г. Калуги и Московской области.
Основным и наиболее крупным
каналом реализации в организации,
является ООО «Тепличник». В основе
процесса реализации продукции между
сельскохозяйственными
Рассмотрим какими внутренними факторами обладает ОАО «Пищеблок».
В каждом подразделении ОАО «Пищеблок» имеются планы организационно-технических мероприятий, которые направлены на более эффективную и результативную работу организации. Отчет о выполнении плана организационно-технических мероприятий ежемесячно рассматривается и заслушивается на оперативных совещаниях.
Организация стабильно развивает свой технический потенциал. Постоянно проводится капитальный ремонт газоходов на котельной; устанавливаются новые узлы учета газа для котельных; проводится диагностика котлов КВГ 6.5, что приводит к продлению срока их эксплуатации; ремонтируется солевая яма для хранения соли на блоках; другие мероприятия, предусмотренные ППР. Все это констатирует факт не только о хорошей технической оснащенности организации, но и о стабильном контроле за качеством работы оборудования, а значит.6
Многоплановость деятельности общества обусловливает особенности подхода к подбору кадров, что определяет еще одно конкурентное преимущество организации.
Руководство общества
уделяет большое внимание
Руководство ОАО «Пищеблок» думает о будущем. Поэтому вопрос высококлассных специалистов решается сегодня. Для этого в "Тепличном" действует система повышения квалификации руководящих работников и специалистов, накоплен большой положительный опыт в организации профессионального обучения кадров.
Индивидуальная подготовка
для работы на производстве выпускников
высших и средних специальных
заведений находится под
ОАО «Пищеблок» специализируется на производстве овощей закрытого грунта, т.е. в теплицах выращивают: томаты, огурцы, перец, баклажаны и другие, до 11 видов, а также выращивают петрушку и укроп. В двух тепличных блоках общей площадью 12гектаров ежегодно производится более 3300 тонн продукции. Приоритетное место занимают томаты и огурцы. Вся выращиваемая продукция экологически чистая.
В организации ведется
очень строгий контроль за содержанием
нитратов. В комбинатах два раза
в месяц санэпиднадзор и
ОАО «Пищеблок» сделало ставку на производство экологически чистой продукции. С этой целью покупаются очищенные удобрения, хотя это и очень дорого. С вредителями, понижающими урожайность, общество борется с помощью энтомофагов, которые не влияют на качество выращиваемой продукции. Для чего в организации была построена биолаборатория, в которой выращиваются энтомофаги - насекомые, которые пожирают вредителей на культурных растениях. А значит, отпадает необходимость в использовании ядов и здоровью покупателей овощной продукции ОАО «Пищеблок» ничто не угрожает.