Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:31, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение теории конкурентных преимуществ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности теории конкурентных преимуществ;
2. Провести анализ конкурентных преимуществ на примере ОАО «Пищеблок».
Введение 3
1. Особенности теории конкурентных преимуществ 5
1.1 Краткая характеристика развития теории конкурентных преимуществ 5
1.2 Сущность конкурентных преимуществ фирмы 7
1.3 Источники конкурентных преимуществ 12
2. Анализ конкурентных преимуществ на примере ОАО «Пищеблок» 20
2.1 Общая характеристика деятельности организации 20
2.2 Конкурентные преимущества ОАО «Пищеблок» 24
2.3 Пути создания и сохранения конкурентных преимуществ организации 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36
В летний период основными конкурентами организации на рынках г. Москвы являются овощи из-за границы Российской Федерации (Израиль, Испания, Турция).
За рубежом практически нет ограничений на содержание нитратов. И хотя цены на эти овощи нисколько не ниже, чем цены на отечественные, качество продукции оставляет желать лучшего.
Есть зарубежные страны, которые экспортируют экологически чистые продукты (примером можно назвать овощи из Финляндии), они должны быть помечены специальным значком – «экологически чистые». Но позволить покупать своей семье такие овощи может далеко не каждый житель г. Москвы.
Все выше сказанное характеризует главное конкурентное преимущество ОАО «Пищеблок» - производство высококачественной продукции. Подобное бережное отношение к здоровью потребителей не могло быть не оценено. Так организация на международной выставке за томаты получила медаль в номинации «Экологически чистый продукт», а в разделе «Лучшая овощная продукция защищенного грунта» огурцы и перцы была удостоена золотой медали.
На калужских
Конкурирующим преимуществом у анализируемой организации среди вышеперечисленных фирм является цена. В ОАО «Пищеблок» цены на производимую продукцию, по сравнению с овощами из Краснодарского края выше практически на порядок, что объясняется большими издержками, связанными с транспортировкой продукции.
Для сравнения средние цены на продукцию (огурцы) ОАО «Пищеблок» и местных организаций за летние месяцы 2010г. приведены в табл.4.
Таблица 4
Рыночные цены на огурцы
Организация |
Цена, руб. |
ОАО «Пищеблок» |
15 |
ООО «Плодовоовощное хозяйство – Монастырское подворье» |
17 |
ЗАО Агрофирма «Белая дача» |
20 |
ЗАО «Сергеевское» |
25 |
Таким образом, большей привлекательностью для потребителя обладает ОАО «Пищеблок», за высокое качество производимой продукции и невысокие цены на нее.
Следующем конкурирующим преимуществом – является собственный официальный сайт в Интернете. Это позволят обществу расширить целевую аудиторию, повысить эффективность коммуникационных процессов, взаимодействовать с новыми потенциальными потребителями.
Также можно выделить следующие конкурентные преимущества исследуемой организации: выгодное местоположение с точки зрения рынков сбыта; достаточно широкий ассортимент овощеводческой продукции; сертификация продукции; постоянно участвуют на различных сельскохозяйственных ярмарках; доходность деятельности организации; финансовая независимость.
Подводя итоги можно сделать выводы, что ОАО «Пищеблок» - производитель экологически чистых овощей защищенного грунта, предлагающий широкий ассортимент продукции по доступным для потребителей ценам.
2.3 Пути создания
и сохранения конкурентных
Конкурентное преимущество определяется набором характеристик, свойств товара или марки, который создает для организации определенное превосходство над своими прямыми конкурентами
Превосходство оценивается относительным, сравнительным состоянием, положением организации по отношению к конкуренту, занимающему наилучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка.
Рассмотрим виды конкурентных преимуществ, которые ОАО «Пищеблок» может получить в результате определенных действий (табл.5.).
Таблица 5
Конкурентные преимущества и условия их формирования
Действия |
Условия формирования |
Конкурентные преимущества |
Снижение себестоимости продукции |
1. Большая доля фирмы на рынке и широкий доступ к дешевым сырьевым ресурсам. 2. Ценовая эластичность
и однородность спроса на 3. Преимущественно ценовая конкуренция |
1. Дополнительный рост
объема продаж и получение
сверхприбыли за счет 2. Сокращение числа конкурентов
ввиду ужесточения входного |
5. Отраслевая стандартизация и отсутствие эффективной дифференциации |
3 Возможность увеличения резервов при повышении цен на сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты 4. Гарантии на получение прибыли в случае, если потребители смогут снизить цены у ближайших конкурентов 5. Возможность вытеснения
товаров-заменителей за счет 6. Хорошие условия для создания имиджа добросовестного и надежного партнера, заботящегося о бюджете потребителей | |
Дифференциация |
1. Наличие широкой возможности выделения товаров на рынке, хорошее восприятие и оценка продукции потребителями 2. Разнообразная структура спроса на выпускаемую продукцию 3. Неценовая конкуренция 4. Незначительная доля
затрат потребителей на |
1. Дополнительный рост
объема продаж и получение
сверхприбыли за счет |
5. Неразвитость стратегии дифференциации продукции в отрасли |
2. Сокращение числа конкурентов путем ужесточения условий вхождения в отрасль за счет наличия сформировавшихся предпочтений потребителей 3. Возможность появления резервов при повышении цен на сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты 4. Хорошие условия для
создания имиджа | |
Сегментирование рынка |
1. Различие потребителей по потребностям и целевому использованию товара 2. Отсутствие специализации конкурентов на конкретных сегментах рынка 3. Ограниченность резервов фирмы для обслуживания всего рынка |
1. Дополнительный рост
объема продаж и получение
сверхприбыли за счет 2. Возможность использования преимущества стратегий снижения себестоимости или дифференциации продукции для ограниченного круга потребителей в целевом сегменте рынка 3. Дополнительный эффект благодаря комплексному обслуживанию конкретного сегмента рынка на основе комбинированного использования стратегий снижения себестоимости и дифференциации продукции. |
Внедрение новшеств |
1. Отсутствие аналогов продукции 2. Наличие потенциального спроса на предлагаемые новшества 3. Готовность крупных предприятий оказать поддержку внедрению новшеств |
1. Возможность получения
сверхприбыли за счет 2. Сокращение числа фирм, желающих попасть в отрасль, из-за монопольного владения фирмой исключительными правами на продукцию, технологию и т. д. 3. Гарантия на получение прибыли в течение действия исключительных прав 4. Отсутствие товаров- |
Ориентация на потребность рынка |
1. Неэластичность спроса на продукцию 2. Отсутствие трудностей для «входа» и «выхода» из отрасли 3. Количество конкурентов на рынке невелико 4. Нестабильность рынка |
1. Получение сверхприбыли за счет высокой цены на дефицитную продукцию 2. Высокая заинтересованность потребителей в приобретении товара 3. Небольшое количество товаров-заменителей 4. Возможность создания имиджа фирмы, готовой пожертвовать всем для немедленного удовлетворения изменившихся потребностей покупателей |
Конкурентное преимущество на основе низких издержек или дифференциации является функцией цепочки ценности организации. Позиция компании по издержкам отражает общие издержки выполнения всех своих видов деятельности, создающих ценность, относительно конкурентов. Каждый создающий ценность вид деятельности имеет движущие силы издержек, которые определяют потенциальные источники преимущества по издержкам. Подобным образом способность организации дифференцировать свою деятельность отражает вклад каждого создающего ценность вида деятельности в удовлетворение потребностей покупателей.
Рассмотрим более подробно метод освоения новых конкурентных преимуществ на основе снижения издержек, на примере огурцов.
Для чего для начала рассчитаем резерв на увеличения объема производства за счет расширения площади посадки продукции (табл. 6).
Таблица 6
Резерв увеличения объема производства продукции за счет расширения посевной площади огурцов
Культура |
Посевная площадь, га |
Отклонение план. значения от факт., га |
Урожайность, ц/га |
Дополнительный сбор / недобор продукции, ц | |
Факти-ческая |
Плано-вая | ||||
Огурцы |
9 |
10,1 |
1,1 |
2182,7 |
2401 |
Увеличение объемов
Таблица 7
Резерв увеличения объемов реализации и дополнительные затраты на увеличение производства продукции
Культура |
Резерв увеличения объема производства |
Уровень товарности, % |
Резерв увеличения объема реализации |
Переменные затраты на 1ц продукции, руб. |
Дополнительные затраты, тыс.руб. |
огурцы |
2401 |
99 |
2377 |
840 |
2016,84 |
Увеличение объема производства продукции также в свою очередь влияет на изменение ее себестоимости. Это связано с тем, что постоянные затраты остаются неизменными и, таким образом, ложатся на единицу выпущенной продукции в меньшей доле. Вследствие этого себестоимость единицы продукции снизится. Резерв снижения себестоимости единицы продукции рассчитывается по формуле:
, где
Зф – фактические затраты на производство продукции;
Зд – дополнительные затраты, необходимые для освоения резерва увеличения производства продукции;
VВПф – фактический объем производства продукции;
Р↑VВП – резерв увеличения производства продукции.
В ОАО «Пищеблок» резерв снижения себестоимости огурцов составит:
Р С = (23572800+ 2016840) / (19644+2401) – 23572800/19644 = -39,2 руб./ц
В заключении рассчитаем резерв увеличения суммы прибыли от реализации огурцов за счет снижения себестоимости продукции. (табл. 8).
Таблица 8
Резерв увеличения суммы прибыли
Культура |
Резерв снижения себестоимости на 1ц продукции |
Возможный объем реализации, ц |
Резерв увеличения прибыли, руб. |
огурцы |
39,2 |
2377 |
93178,4 |
Таким образом, ОАО «Пищеблок» может получить дополнительный рост объема продаж и сверхприбыль за счет снижения себестоимости огурцов. А также гарантировать себе получение прибыли в случае, если потребители смогут снизить цены у ближайших конкурентов. Например, у ООО «Плодоовощное хозяйство – Монастырское подворье», цены которого на данный момент незначительно выше цен ОАО «Пищеблок».
Заключение
В ходе написания данной курсовой работы были сделаны следующие некоторые выводы.
1. Конкуренцию можно определить
как процесс управления
2. Конкурентное преимущество
– это эксклюзивная ценность,
которой обладает организация
и которая дает ей
3. Главными направлениями
обеспечения конкурентного
4. Факторы конкурентного
преимущества организации
Рассмотрим конкурентные преимущества ОАО «Пищеблок».
5. ОАО «Пищеблок» является одной из крупнейших сельскохозяйственных организацией, занимающейся производством и сбытом продукции отраслей растениеводства, в частности, отрасли овощеводства защищенного грунта.
6. ОАО «Пищеблок» специализируется на производстве овощей закрытого грунта, т.е. в теплицах выращивают: томаты, огурцы, перец, баклажаны и другие, до 11 видов, а также выращивают петрушку и укроп. Приоритетное место занимают томаты и огурцы. Вся выращиваемая продукция экологически чистая.
7. Основными потребителями продукции и услуг являются население г. Москвы и Московский и Тульский регионы.
8. В летний период основными
конкурентами организации на
рынках г. Калуги являются
9. Конкурентные преимущества ОАО «Пищеблок» перед конкурентами: выгодное местоположение с точки зрения рынков сбыта; достаточно широкий ассортимент овощеводческой продукции; сертификация продукции; постоянно участвуют на различных сельскохозяйственных ярмарках; доходность деятельности организации; финансовая независимость.
10. ОАО «Пищеблок» - производитель экологически чистых овощей защищенного грунта, предлагающий широкий ассортимент продукции по доступным для потребителей ценам, что является основным конкурентном преимуществом организации перед конкурентами.
11. С помощью снижения себестоимости продукции, дифференциации, сегментирования рынка, внедрения новшеств, ориентации на потребность рынка организация может получить следующие конкурентные преимущества: дополнительный рост объема продаж и получение сверхприбыли за счет уменьшения рыночной доли конкурентов с более высокой ценой на аналогичные товары; гарантии на получение прибыли в случае, если потребители смогут снизить цены у ближайших конкурентов; сокращение числа конкурентов путем ужесточения условий вхождения в отрасль за счет наличия сформировавшихся предпочтений потребителей; высокая заинтересованность потребителей в приобретении товара.
Список использованной литературы