Конкурентные преимущества на примере ООО «УТТ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ и оценка конкурентных преимуществ предприятия и обеспечение условий их повышения.
Исходя из цели были сформулированы следующие задачи работы: изучить теоретические основы конкурентных преимуществ предприятия; провести анализ деятельности и основных технико-экономических показателей ООО «УТТ»; проанализировать основные конкурентные преимущества предприятия УТТ; изучить основные направления повышения конкурентных преимуществ УТТ и оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы конкурентных преимуществ предприятия
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия………………………………………………………4
1.2 Факторы конкурентных преимуществ предприятия……………………….7
1.3 Подходы к повышению конкурентных преимуществ предприятия……...11
Глава 2. Анализ конкурентных преимуществ предприятия ООО «УТТ»
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «УТТ»……………………….20
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей………………….23
2.3 Анализ конкурентных преимуществ деятельности ООО «УТТ»......…..25
Глава 3. Основные направления повышения конкурентных преимуществ ООО «УТТ»
3.1 Мероприятия, направленные на повышение конкурентных преимуществ УТТ………………………………………………………………………………34
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий…..37
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

курсовая 2011 конкуретные преимущества (1).doc

— 332.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы конкурентных преимуществ  предприятия

1.1 Понятие  и сущность конкурентоспособности  и конкурентных преимуществ предприятия………………………………………………………4

1.2 Факторы  конкурентных преимуществ предприятия……………………….7

1.3 Подходы к повышению конкурентных преимуществ предприятия……...11

Глава 2. Анализ конкурентных преимуществ  предприятия ООО «УТТ»

2.1 Общая  характеристика деятельности ООО «УТТ»……………………….20

2.2 Анализ  основных технико-экономических показателей………………….23

2.3 Анализ  конкурентных преимуществ деятельности  ООО «УТТ»......…..25

Глава 3. Основные направления повышения конкурентных преимуществ ООО «УТТ»

3.1 Мероприятия,  направленные на повышение конкурентных преимуществ УТТ………………………………………………………………………………34

3.2 Оценка  экономической эффективности предложенных мероприятий…..37

Заключение……………………………………………………………………….40

Список  литературы………………………………………………………………42

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     На  современном этапе развития отечественной экономики важным условием стабильной деятельности предприятия в рыночной среде является его конкурентоспособность. Она обеспечивается его эффективной производственно - хозяйственной деятельностью, устойчивым финансовым состоянием, конкурентоспособностью продукции и результативной маркетинговой деятельностью.

     Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли  в рыночных условиях. При этом фирма  имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал  бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. Наиболее важными задачами работы менеджера являются осмысление путей достижения конкурентных преимуществ и разработка на этой основе мероприятий по усилению конкурентной позиции предприятия.

     Целью данной курсовой работы является анализ и оценка конкурентных преимуществ предприятия и обеспечение условий их повышения.

     Исходя  из цели были сформулированы следующие  задачи работы: изучить теоретические основы конкурентных преимуществ предприятия; провести анализ деятельности и основных технико-экономических показателей ООО «УТТ»; проанализировать основные конкурентные преимущества предприятия УТТ; изучить основные направления повышения конкурентных преимуществ УТТ и оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.

     Объектом  работы является Общество с ограниченной ответственностью «Управление технологического транспорта», г.Лангепаса.

     Предметом – конкурентные преимущества предприятия.  

Глава 1. Теоретические основы конкурентных преимуществ  предприятия 

1.1 Понятие  и сущность конкурентоспособности  и конкурентных преимуществ предприятия 

     В эпоху глобализации и интернационализации  производства единственным критерием  его эффективности и востребованности выпускаемой продукции является конкурентоспособность. В настоящее время не существует единого определения понятия "конкурентоспособности". Основными факторами, которые обуславливают возможность множественности трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, а также и то, что в качестве производителя рассматривается лишь отдельное предприятие, отрасль или вся экономика в целом.

     Так, с точки зрения одной группы экономистов, конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [3, с. 27]. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

     “Европейский  форум по проблемам управления” определил, что конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. Недостаток этого определения, на наш взгляд, заключается в том, что оно касается только товара и учитывает исключительно ценовые и неценовые характеристики [9, c.19].

     Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.

     Другая  группа авторов рассматривает конкурентоспособность предприятия как его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами [12, 14].

     Конкурентоспособность не является имманентным качеством  фирмы, это означает, что конкурентоспособность  фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги).

     Конкурентное  преимущество - это те характеристики, свойства товара или марки, которые  создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами [11, c.167].

     Эти характеристики (атрибуты) могут быть самыми различными и относиться как  к самому товару, (базовой услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, к формам производства, сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара.

     Модель, задающая конкурентные преимущества предприятия, была предложена американским ученым М. Портером (рис. 1).

     Исходная  идея состоит в том, что внимание предприятия сосредоточено не только на удовлетворении потребностей покупателей, но и на так называемых конкурирующих силах рынка. 
 
 
 

     

     

     

     

     

     

     

       

       
 
 

Рисунок 1 - Модель конкурентных преимуществ  Портера [6, c.118] 

     Для получения прибыли выше средней  предприятие должно иметь сильную  позицию по отношению к конкурентам. М. Портер выделяет всего два типа конкурентных преимуществ: более низкие издержки и специализацию. Правда, смысл, вкладываемый в эти термины, иной, чем можно предположить.

     Под более низкими издержками понимается не просто меньшая, чем у конкурентов, сумма затрат на производство, а способность фирмы разрабатывать, производить и реализовывать товар более эффективно, чем конкуренты. Другими словами, чтобы достичь этого типа конкурентного преимущества, фирма должна быть в состоянии организовать с меньшими затратами и в более короткие сроки весь цикл операций с товаром – от его конструкторской проработки до продажи конечному потребителю.

     Не  так однозначно, как могло бы показаться на первый взгляд, и понимание сути того типа конкурентного преимущества, которое обозначается словом «специализация». Это вовсе не сосредоточение на выпуске только определенного круга товаров, а способность удовлетворять особые потребности покупателей и получать за это премиальную цену, т.е. цену в среднем более высокую, чем у конкурентов. Иными словами, для обеспечения такого типа конкурентных преимуществ фирма должна научиться искусству выделяться в толпе конкурентов (реализуется принцип дифференциальных преимуществ), предлагая покупателям товар, заметно отличающийся либо высоким уровнем качества при стандартном наборе параметров, определяющих это качество, либо нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя [6, c.121].

     Конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов фирмы. Основой конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность его продукции.

     Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность  предприятия–производителя продукции  соотносятся между собой как  часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции [4, c.119]. 
 
 
 

1.2 Факторы  конкурентных преимуществ предприятия 

     Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентных преимуществ. Их можно разделить на три группы факторов:

     1) технико-экономические;

     2) коммерческие;

     3) нормативно-правовые.

     Технико-экономические  факторы включают: качество, продажную  цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкоcть, продукции и пр [7, c.81].

     Коммерческие  факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают:

     - конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);

     - предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг);

     - рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса);

     - имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны) [7, c.82-83].

     Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла.

     Конкурентоспособность предприятия также зависит от ряда таких факторов, как: конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках, вид производимого товара; ёмкость рынка (количество ежегодных продаж) и лёгкость доступа на рынок; однородность рынка; конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке; конкурентоспособность отрасли; возможность технических новшеств в отрасли и конкурентоспособность региона и страны [11, c.87].

Информация о работе Конкурентные преимущества на примере ООО «УТТ»