Конкурентные преимущества на примере ООО «УТТ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ и оценка конкурентных преимуществ предприятия и обеспечение условий их повышения.
Исходя из цели были сформулированы следующие задачи работы: изучить теоретические основы конкурентных преимуществ предприятия; провести анализ деятельности и основных технико-экономических показателей ООО «УТТ»; проанализировать основные конкурентные преимущества предприятия УТТ; изучить основные направления повышения конкурентных преимуществ УТТ и оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы конкурентных преимуществ предприятия
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия………………………………………………………4
1.2 Факторы конкурентных преимуществ предприятия……………………….7
1.3 Подходы к повышению конкурентных преимуществ предприятия……...11
Глава 2. Анализ конкурентных преимуществ предприятия ООО «УТТ»
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «УТТ»……………………….20
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей………………….23
2.3 Анализ конкурентных преимуществ деятельности ООО «УТТ»......…..25
Глава 3. Основные направления повышения конкурентных преимуществ ООО «УТТ»
3.1 Мероприятия, направленные на повышение конкурентных преимуществ УТТ………………………………………………………………………………34
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий…..37
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

курсовая 2011 конкуретные преимущества (1).doc

— 332.50 Кб (Скачать)

     Наибольший  эффект может дать дифференциация, основывающаяся на:

     - технологическом превосходстве;

     - высоком качестве продукции;

     - предоставлении потребителям большего  набора сопутствующих услуг;

     - предоставлении потребителям большей  "ценности" за ту же цену.

     Как правило, стратегии дифференциации лучше всего применяются в случаях, когда:

     1) существует множество возможных  способов дифференциации продукции  или услуг, и значительная часть  покупателей воспринимает данные  различия как имеющие определенную  цену;

     2) потребности покупателей в данном  продукте различаются, причем, сам продукт можно использовать по-разному;

     3) незначительное число конкурирующих  фирм опирается на подобный  подход к дифференциации.

     Возможности применения стратегии ниш для  получения конкурентного преимущества

     Фирма-продавец концентрирует свои усилия на одном или нескольких немногочисленных сегментах рынка, разрабатывает маркетинговые подходы и производит товары в расчете на удовлетворение потребителей именно этих групп покупателей.

     Согласно  такой стратегии товар обязан в максимальной степени отвечать потребностям соответствующей группы потребителей. Фирма детально изучает рынок с целью выявления оптимального сегмента своей деятельности и анализирует сегменты по экономическим, коммерческим и социальным характеристикам. По каждому сегменту рынка фирма конструирует отдельную маркетинговую программу, хотя это связано с построением долгосрочных стратегических целей и увеличением расходов.

     Обычно  фирма выделяет специфический сегмент  рынка через низкие цены и уникальное предложение. Она может контролировать издержки, концентрируя усилия на нескольких ключевых товарах, предназначенных для специальной группы потребителей, создавая высокую репутацию при обслуживании рынка, который может не удовлетворяться и не покрываться деятельностью конкурентов, т.е. представлять собой в определенном смысле "рыночное окно" [7,c.99-100].

     Концентрирование  начинается с выбора рыночной ниши, характеризующейся определенными  требованиями и предпочтениями покупателей. Она может быть выделена в силу географического положения, особых требований к использованию продукции или в силу специфических свойств продукции, удовлетворяющих потребителей ниши. Основой для успешной конкурентной борьбы при применении стратегии концентрирования в обслуживании ниши являются либо меньшие, чем у конкурентов издержки, либо способность предложить потребителям нечто отличное от продукции конкурентов. Успех стратегии концентрирования, основанной на сниженных издержках, зависит от наличия целевого сегмента рынка, потребности которого можно удовлетворить с меньшими затратами по сравнению с остальной частью рынка. Успех стратегии концентрирования, основанной на дифференцировании, зависит от наличия целевого сегмента рынка, требующего, чтобы продукция обладала какими-то особыми качествами.

     Стратегия концентрированного маркетинга довольно привлекательна для фирм с ограниченными ресурсами, малых предприятий, когда вместо концентрации усилий на небольшой доле крупного рынка фирма предпочитает концентрировать свои усилия на большой доле одного или нескольких рыночных сегментов. Фирма обеспечивает прочную рыночную позицию в выбранных сегментах, поскольку имеет подробнейшую информацию о требованиях этих сегментов, прекрасно знает особенности запросов потребителей и пользуется хорошей репутацией. Ей удается добиться определенной экономии во многих сферах своей деятельности за счет узкой специализации и направленности своей работы.

     Стратегия концентрирования очень широко применяется  для существенного снижения затрат. Брокерские конторы, продающие товар  со скидкой, снижают свои затраты путем концентрирования на клиентах, заинтересованных главным образом в купле-продаже и не желающих пользоваться такими услугами, как исследование капиталовложений, консультации по инвестициям и др., предлагаемым фирмами. Выгодно снизить затраты, применяя стратегию концентрирования, удается в случае, если фирма находит пути значительного снижения затрат, ограничивая свою клиентскую базу строго определенным сегментом покупателей [7, c.102].

     Сегменты  рынка, благоприятные для использования стратегии концентрирования, должны обладать одной или несколькими из перечисленных ниже характеристик(8):

     - сегмент достаточно велик для  извлечения прибыли;

     - сегмент обладает высоким потенциалом  для развития;

     - сегмент не дает успеха большинству  конкурентов;

     - фирма, концентрирующаяся на сегменте, может защитить себя от конкурентов  за счет установившихся хороших  отношений с клиентами и лучших  возможностей обслуживания покупателей  в сегменте.

     Применение  особых методов концентрирования при  обслуживании целевой рыночной ниши является основой защиты от пяти конкурирующих сил. Конкуренты не обладают равными возможностями обслуживания целевой клиентуры фирмы, применяющей стратегию концентрирования. Особые приемы фирмы, применяющей стратегию концентрирования, дают ей преимущество в конкуренции, препятствующее внедрению в ее рыночную нишу.

     Таким образом, указанные группы конкурентных стратегий применимы для фирм, успешно действующих на национальных рынках.  
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ конкурентных преимуществ  ООО «УТТ» 

2.1 Общая  характеристика деятельности ООО «УТТ» 

     История создания предприятия своими корнями  уходит в далекие 80-е годы, когда  в феврале 1980 года, приказом Министерства нефтяной промышленности № 599 от 06.12.1979 года, было создано Управление технологического транспорта НГДУ «Урьевнефть» Производственного объединения «Нижневартовскнефтегаз» Главтюменнефтегаза.

     Располагалось УТТ в городе Нижневартовске, так  же как и НГДУ «Урьевнефть», а  в апреле 1982 года нефтяники и транспортники  перебазировались в молодой поселок Лангепас. С 01 января 1986 года УТТ НГДУ «Урьевнефть» было подчинено производственному объединению «Татнефть», а с 01 января 1987 года УТТ НГДУ «Урьевнефть» было переименовано в Лангепасское управление технологического транспорта № 1 на основании приказа Министерства нефтяной промышленности от 24.12.1986 года «О совершенствовании структуры производственного объединения «Татнефть» № 808. Во исполнение данного приказа ЛУТТ – 1 были подчинены парк технологического транспорта № 1, УТТ УПНП и КРС, парк технологического транспорта № 2 и на их производственных площадях созданы ЦРММ.

     23 октября 2009 года ЗАО «Спецнефтетранс»  приобрело 100% доли в уставном  капитале ООО «Лангепасское УТТ», с этого момента ООО «Лангепасское  УТТ» вошло в группу компании ЗАО «Спецнефтетранс».

     Общество  с ограниченной ответственностью «Управление  технологического транспорта» (далее  Общество или ООО «УТТ») создано 25.01.2008 г. в соответствии с Федеральным  законом от 08.02.98г. № 14-Ф3 «Об обществах  с ограниченной  ответственностью»

     Основными видами деятельности ООО «УТТ» являются перевозка грузов и пассажиров. Предприятие  оказывает услуги по ремонту и  техническому обслуживанию различных  видов техники. В составе предприятия  находится дорожный участок, занимающийся ремонтом и содержанием более 800 км дорог на месторождениях нефти и газа. На балансе предприятия находится несколько видов оборудования и техники, подлежащих регистрации и в органах Ростехнадзора (грузоподъемные механизмы стационарные и установленные на различных видах шасси, сосуды, работающие под давлением, паропроизводящие установки – 1600).

     Техническое обслуживание, текущий, плановый и капитальный  ремонты всей автотранспортной техники  и поднадзорного оборудования, производится своими силами, все необходимое оборудование и специалисты в организации есть.

     Производственная  структура - организация и осуществление  доставки пассажиров и грузов любыми видами транспорта - определила и структуру  управления, которая построена по линейно-функциональному принципу.

     Весь  персонал ООО «УТТ» делится на  следующие категории:

  • инженерно–технический персонал – лица, занимающие руководящие должности: инженеры, начальник гаража, диспетчер, механик, экономист (планово-экономическая служба)
  • рабочие – лица, участвующие в производственном процессе: водители, слесари, рабочие, обслуживающие технику.
  • служащие – лица, занимающие административно – хозяйственные должности: работники отдела кадров, бухгалтера, отдел снабжения, кладовщики.
  • младший обслуживающий персонал – уборщики, сторожа, вахтеры.

     Схематично  организационную структуру ООО  «УТТ» можно представить следующим образом (рис.2).

     Функции и структура службы эксплуатации. Состоит из диспетчерской и учетно-контрольной  групп. Группы  возглавляют инженеры по эксплуатации. 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 2 – Структура ООО «УТТ» 

     Диспетчерская группа занимается оперативным планированием перевозок, выпуском подвижного состава на линию и приемом его при возвращении, составлении отчета сменно суточного о выпуске на линию и суточного отчета о работе подвижного состава.

     Счетно-контрольная  группа выполняет первичную обработку путевых листов и товарно-транспортных документов, осуществляет оперативный учет выполнения плана перевозок по клиентуре, автоколоннам, бригадам, отдельным водителям.

     Функции технической службы: выполняет работы по техническому обслуживанию и ремонту  подвижного состава, материально-техническому снабжению, обеспечению технической  подготовки оборудования, тепло-, водо – и энергоснабжению, эксплуатации и ремонту зданий и сооружений.

     Планово-экономическая  служба осуществляет технико-экономическое  планирование деятельности ООО «УТТ»  в целом и отдельных его  подразделений, доводит плановые задания  до подразделений, ведет статистический учет и анализ деятельности предприятия.

     Бухгалтерия ведет учет материальных и денежных ценностей, расчеты с клиентами и с работниками предприятия, учет всей деятельности ООО «УТТ» в денежном выражении и бухгалтерскую отчетность, контроль за законностью и целесообразностью хозяйственных операций и сохранностью собственности.

     Отдел кадров осуществляет прием, увольнение и ведение личных дел персонала, подготовку кадров и контроль за периодичностью проведения медицинских осмотров водителей.

     Телекоммуникации  и связь. Телекоммуникационная инфраструктура крупной, территориально-распределенной компании сопоставима по сложности с сетью оператора связи и передачи данных. На предприятии используется сеть «ЛУКНЕТ», которая предоставляет весь набор современных услуг связи. Ежедневно проводятся селекторные совещания, с участием всех структурных подразделений, цехов добычи, транспортировки, переработки и реализации нефти и нефтепродуктов, на которых решаются текущие оперативные вопросы. 
 

2.2 Анализ  основных технико-экономических  показателей 

    Проведен  подробный анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия в динамике за 2 последних года. Эти данные представлены в таблице 1. 
 
 
 

     Таблица 1 - Технико-экономические показатели ООО «УТТ», млн. руб.

Наименование  показателя 2009г. 2010г. % выполнения  плана Отклонение  от 2009г. Темп  роста к факту 2009г.
Факт План Факт
2. Выручка от продажи работ, услуг  74438,3 96632,0 96810,4 100,18 223721 130,05
3. Среднереализационная цена, руб. 114029 171607 178551 104,05 64522 156,58
4. Численность работающих, чел. 1932 1665 1664 99,94 -268 86,13
5. Численность рабочих, чел. 1166 997 960 96,29 -206 82,33
6. Выработка на одного рабочего 63,8 123,2 100,08 81,82 37,04 157,96
7. Выработка на одного работающего 38,5 71,2 58,1 81,66 19,6 151,00
8. ФОТ работающих 31743,3 29810,1 29795,2 99,95 -1948,1 93,86
9. ФОТ рабочих 15945,5 14627,1 14326,9 97,95 -1618,6 89,85
10. Среднегодовая зарплата одного  работающего, тыс. руб. 164,3 179,04 179,1 100,03 14,8 109,01
11. Среднегодовая зарплата одного  рабочего, тыс. руб. 136,8 146,7 149,2 101,70 12,4 109,06
12. Себестоимость услуг 74172,9 81164,0 81716,6 100,69 7543,7 110,17
13. Чистая прибыль 5457,1 5780,2 5872,9 101,6 415,8 107,62
14. Рентабельность продаж, % 7,33 5,98 6,07 101,5 -1,26 82,81

Информация о работе Конкурентные преимущества на примере ООО «УТТ»