Конкурентные преимущества на примере ООО «УТТ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ и оценка конкурентных преимуществ предприятия и обеспечение условий их повышения.
Исходя из цели были сформулированы следующие задачи работы: изучить теоретические основы конкурентных преимуществ предприятия; провести анализ деятельности и основных технико-экономических показателей ООО «УТТ»; проанализировать основные конкурентные преимущества предприятия УТТ; изучить основные направления повышения конкурентных преимуществ УТТ и оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы конкурентных преимуществ предприятия
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия………………………………………………………4
1.2 Факторы конкурентных преимуществ предприятия……………………….7
1.3 Подходы к повышению конкурентных преимуществ предприятия……...11
Глава 2. Анализ конкурентных преимуществ предприятия ООО «УТТ»
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «УТТ»……………………….20
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей………………….23
2.3 Анализ конкурентных преимуществ деятельности ООО «УТТ»......…..25
Глава 3. Основные направления повышения конкурентных преимуществ ООО «УТТ»
3.1 Мероприятия, направленные на повышение конкурентных преимуществ УТТ………………………………………………………………………………34
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий…..37
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

курсовая 2011 конкуретные преимущества (1).doc

— 332.50 Кб (Скачать)
 

    В 2010 году увеличилась себестоимость проданной продукции на 10,17% по отношению к 2009 году, что в денежном выражении составляет 7543,7 млн. руб. При этом среднереализационная цена увеличилась на 64522 руб.

    Численность работающих в 2010 году уменьшилась на 289 человек, за счет чего произошло сокращение фондов оплаты труда как всех работающих на 1948,1 млн. руб., так и рабочих – на 1618,6 млн. руб.  Выработка 1-го рабочего выросла на  57, 96%. В 2010 году по сравнению с 2009 рост среднегодовой заработной платы составил 9,06%, при инфляции 8,8%, которая увеличилась на 14,8 тыс. руб.

    Не  смотря на увеличение выручки на 22372,1 млн. руб., а чистой прибыли - на 415,8 млн. руб.,  имеются отрицательные показатели в рентабельности продаж, которая уменьшилась в 2009 году на 1,26%, но, при этом, выполнение по плану составляет 101,5 %. Он показывает, что на 1 рубль выручки приходится 6,07 копейки чистой прибыли.

    В целом можно отметить, что, несмотря на экономический кризис, предприятие  не только «выжило» и не снизило  темпов, но и смогло увеличить прибыль, а так же сохранило кадры, необходимые для его нормального функционирования. 
 

2.3 Анализ  конкурентных преимуществ в деятельности  ООО «УТТ» 

     Для выявления потенциальных конкурентных преимуществ ООО «УТТ» были использованы основные идеи матрицы SWOT-анализа, модели конкуренции в отрасли и концепции цепочки ценностей, предложенной М. Портером.

     Такой синтез позволяет обеспечить единый методический подход при проведении SWOT-анализа за счет стандартизации оцениваемых параметров, по которым  осуществляется анализ источников потенциальных конкурентных преимуществ; ранжировать выявленные потенциальные конкурентные преимущества; обеспечить сопоставимость данных за разные периоды времени.

     Первый  этап анализа — изучение внутренней среды. Область внутренней среды предприятия разбивается на два поля: сильных сторон и слабых сторон. 

     Критерии  анализа внутренней среды основаны на предложенной М. Портером  цепочке  ценности, состоящей из двух блоков (табл.2):

     Таблица 2 – Анализ внутренней среды ООО  «УТТ»

Оценка  внутренней среды Характеристика Оценка критерия
Основные
Основные  фонды В распоряжении ООО «УТТ» имеется:

18 единиц  техники для перевозки нефтепродуктов  КрАЗ – 250 1999 года выпуска,

2 единицы  техники Тонар-95234 для перевозки  твердых и сыпучих грузов;

4 единицы автобусов для перевозки пассажиров МАН-S2000, 2003 г.в.

7 единиц  автобусов для перевозки вахтовиков Hyundai , 2011 г. в.

Грузоподъемные  механизмы стационарные и установленные  на различных видах шасси, сосуды, работающие под давлением, паропроизводящие установки – 1600 единиц.

На 06.2011 года общая  оценочная стоимость ОС составляет 254,467 млн. рублей. Коэффициент износа автопарка составляет 23%; оборудования и техники – 67%, что является негативным фактором и требует замены оборудования. 
Предоставление услуг Перевозка грузов и пассажиров. Услуги по ремонту  и техническому обслуживанию различных  видов техники. В составе предприятия  находится дорожный участок, занимающийся ремонтом и содержанием более 800 км дорог на месторождениях нефти  и газа. 96,1% всей деятельности ООО «УТТ» направлено на обслуживание коммерческих интересов ГК ЗАО «Спецнефтетранс». 3,9% - предоставление услуг

 ООО  "ЛангенСтрой", ООО "Нефтегазсервис", ООО "Прометей", ООО "КРАСКО"

Маркетинг Маркетинговая подсистема управления включает рекламную и PR деятельность Развита слабо, на 80% представлена сообщениями в  печатных СМИ о социальной ответственности  компании в рамках деятельности ГК «Спецнефтетранс»
Менеджмент Орг.структура  выстроена по линейно-функциональному  признаку Положительные стороны структуры:

1. Высокая  компетентность специалистов, отвечающих  за осуществление конкретных  функций

2. Освобождение  линейных менеджеров от решения  некоторых специальных вопросов

3.Стандартизация, формализация и программирование  явлений и процессов

4.Исключение  дублирования и параллелизма  в выполнении управленческих  функций

5. Уменьшение  потребности в специалистах широкого  профиля

Отрицательные стороны структуры:

1. Трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами

2. Относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения

Поддерживающие  виды деятельности
Материально-техническое  снабжение Основные поставщики предприятия располагаются в  пределах РФ.  Недостатков не выявлено, можно отнести к сильной стороне организации.

Положительным моментом экономии на издержках можно  назвать предоставление топлива  по льготной цене для перевозок ГК «Спецнефтетрансом»

Управление  человеческими ресурсами В компании разработана  Политика в области управления человеческими ресурсами, Система мотивации, материального и нематериального стимулирования Недостатков не выявлено, можно отнести к сильной  стороне организации
Инфраструктура  фирмы На территории предприятия имеется пункт питания (столовая для работников), необходимая санитарная инфраструктура, оборудование для поддержания безопасности, производственные помещения оснащены необходимым инструментом К проблемам  можно отнести: моральный и технический  износ компьютерной базы предприятия
 

     Так, основными недостатками внутренней деятельности ООО «УТТ» можно назвать: изношенность ОС и слабая маркетинговая деятельность.

     К конкурентным преимуществам внутренней среды можно отнести: хороший  менеджмент и организация производственной деятельности компании, отлаженное материально-техническое снабжение, качественное финансовое управление и продуманная политика управления человеческими ресурсами.

     Второй  этап — оценка внешней среды, также  подразделяемая на два поля: возможностей и угроз (табл.3):

     Талица 3 – Оценка внешней конкурентной среды ООО «УТТ»

Оценка  внешней среды Возможности Угрозы
Конкуренты Для лидерских  позиций среди конкурентов необходимо повышение технической оснащенности предприятия, качества предоставляемых  услуг, скорости перевозок Угроза появление  новых конкурентов слабая, т.к. рыночная ниша предоставлении я транспортных услуг практически полностью поделена между ООО «УТТ»,  ООО «ТСК», ООО «Спецмаш», ООО "МИК-ТРАНС"
Поставщики Возможность торговаться  с поставщиками по поводу представления  оптовых скидок на технику Повышение цен  на технику
Покупатели Расширение  рынков сбыта за пределами г. Лангепаса Снижение ценовой  категории услуг при внедрении  на новые рынки сбыта
Появление услуг-заменителей Расширение  спектра предоставляемых услуг В рамках услуг  компаний-конкурентов
 

     Таким образом, основной угрозой деятельности во внешней среде ООО «УТТ»  является угрозы повышения цен на новые закупаемые основные средства предприятия и  необходимость  снижения ценовой категории услуг  при выходе на новые рынки. Но, вместе с этим, ООО «УТТ» имеет множество возможностей, которые можно отнести к наиболее серьёзным  конкурентным потенциалам успеха: расширение спектра услуг и рынков сбыта, обновления технического уровня.

     На  основе анализа внутренней среды  предприятия, проведем анализ конкурентных преимуществ предприятия относительно крупнейших конкурентов ООО «УТТ»:  ООО «ТСК», ООО «Спецмаш», ООО "МИК-ТРАНС" по следующим категориям: доля рынка, ассортиментная политика, система управления предприятием, система маркетинга предприятия, система логистики, управление качеством услуг, сервисное обслуживание (табл.4):

     Таблица 4 – Сравнительный анализ конкурентных преимуществ ООО «УТТ» и основных предприятий-конкурентов

Ключевой  фактор успеха ООО «УТТ» ООО «ТСК» ООО «Спецмаш» ООО «МИК-ТРАНС»
Доля  рынка 20% 25% 45% 15%
Ассортиментная  политика Полный комплекс услуг по перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом. Полный комплекс услуг по перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом  Полный комплекс услуг по перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом  Комплекс услуг  не полон: только перевозка грузов различными видами транспорта, в т.ч. ж/д
Система управления предприятием Структура выстроена  по линейно-функциональному принципу согласно масштабу деятельности предприятия Структура выстроена  по линейно-функциональному принципу согласно масштабу деятельности предприятия Структура выстроена  по функциональному принципу, нуждается  в расширении Структура выстроена  по линейно-функциональному принципу, не соответствует масштабу деятельности предприятия
Система маркетинга Наличие сформировавшегося  положительного имиджа у покупателей.

Знание  специфических потребностей покупательского  спроса и их удовлетворение в рамках определенных узких сегментов рынка. Комплексный маркетинг

 Наличие  сформировавшегося  положительного  имиджа у покупателей. 

Маркетинг представлен только элементами рекламы  и PR

Наличие сформировавшегося  положительного имиджа у покупателей.

Комплексный маркетинг

Комплексная система  маркетинга
Система логистики Экономия на масштабах предоставления услуг. Собственная  технология и более низкие издержки. Система GPS навигации Система GPS навигации Экономия на масштабах предоставления услуг. Собственная  технология и более низкие издержки. Система GPS навигации Экономия на масштабах предоставления услуг. Система  GPS навигации
Финансовое  обеспечение и управление Достаточное количество финансовых ресурсов, положительная  прибыль Периодами ощущается  нехватка финансовых ресурсов. В 2008 году предприятие было убыточным. Достаточное количество финансовых ресурсов, положительная  прибыль Достаточное количество финансовых ресурсов, положительная  прибыль
Управление  качеством услуг Внедрена система  стандартов качества 9001: 2009 в 2009 году Внедрена система  стандартов качества 9000: 2007 в 2007 году Внедрена система  стандартов качества 9001: 2000 в 2004 году Отсутствие  системы стандартов качества
Техническая и технологическая оснащенность Коэффициент износа автопарка составляет 23%; оборудования и техники – 67%, Коэффициент износа автопарка составляет 10%; оборудования и техники – 20%, Коэффициент износа автопарка составляет 25%; оборудования и техники – 15%, Коэффициент износа автопарка составляет 35%; оборудования и техники – 50%,
 

     Методом экспертных оценок проведем ранжирование конкурентных преимуществ фирм с помощью 5-ти бальной системы оценки и сведем все оценки в табл.5:

     Таблица 5 – Ранжирование конкурентных преимуществ  по 5-ти бальной системе оценки

Ключевой  фактор успеха ООО «УТТ» ООО «ТСК» ООО «Спецмаш» ООО «МИК-ТРАНС»
Доля  рынка 3 4 5 2
Ассортиментная  политика 5 5 5 4
Система управления предприятием 5 5 4 3
Система маркетинга 5 4 3 4
Система логистики 5 3 5 4
Финансовое  обеспечение и управление 5 4 5 5
Управление  качеством услуг 5 5 4 0
Техническая и технологическая оснащенность 2 4 4 3
 

      Составим многоугольник  конкурентоспособности, который представляет собой некую диаграмму «паутину», каждый радиус-вектор которой характеризует отдельный показатель – ключевой фактор успеха. (рис.3):

     

     

     

     

     

       

     

     

     

     

     

     

       

     Рис.3. Многоугольник конкурентоспособности 

     На  третьем этапе перечислим потенциальные  конкурентные преимущества, обусловленные  внутренней и внешней средой организации (табл.6):

     Таблица 6 – Конкурентные преимущества, обусловленные внутренней и внешней средой ООО «УТТ»

  Конкурентные преимущества
Внутренняя  среда Существующие
Основная  деятельность Более низкие издержки.

Собственная технология.

Экономия  на масштабах предоставления услуг

Наличие сформировавшегося  положительного имиджа у покупателей.

Знание  специфических потребностей покупательского  спроса и их удовлетворение в рамках определенных узких сегментов рынка 

Предоставление  гарантийного обслуживания

Поддерживающая  деятельность Серьезные технологические навыки.

Проверенный менеджмент.

Большой опыт

Хорошо  проработанная функциональная стратегия. Адекватные финансовые ресурсы

Внешняя среда Потенциальные
Повышение технической оснащенности предприятия, качества предоставляемых услуг, скорости перевозок;

Расширение  рынков сбыта;

Расширения  ассортимента услуг.

 

     Проведем  ранжирование привлекательности потенциальных конкурентных преимуществ, обусловленных открывающимися возможностями отрасли и определение наиболее серьезных факторов, угрожающих потенциальным конкурентным преимуществам. Перечень всех потенциальных преимуществ анализируется с учетом вероятностной степени их появления, а также перспективной силы их влияния на предприятие. Каждая характеристика критерия получает персональную оценку с учетом занимаемой в матрице позиции в матрице потенциальных преимуществ относительно возможностей и угроз внешней среды (табл.7 и табл.8):

Информация о работе Конкурентные преимущества на примере ООО «УТТ»