Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 16:21, реферат
В 1991 г. американский экономист Майкл Портер (Michael Е. Porter) опубликовал исследование «Конкурентные преимущества стран» (The Competitive Advantage of Nations), изданное в 1993 г. на русском языке под названием «Международная конкуренция». В этом исследовании достаточно подробно проработан совершенно новый подход к проблемам международной торговли. Одной из предпосылок этого подхода является следующее: «На международном рынке конкурируют фирмы, а не страны.
Введение 3
1 Стратегия конкурентного преимуществa 4
2 Особенности международной конкуренции 8
3 Детерминанты конкурентного преимущества страны 9
Заключение 12
Литература 13
Содержание
Введение
1 Стратегия конкурентного преимуществa 4
2 Особенности международной конкуренции 8
3 Детерминанты
конкурентного преимущества страны
Заключение
Литература
Введение
В
1991 г. американский экономист Майкл
Портер (Michael Е. Porter) опубликовал исследование
«Конкурентные преимущества стран»
(The Competitive Advantage of Nations), изданное в 1993 г.
на русском языке под названием «Международная
конкуренция». В этом исследовании достаточно
подробно проработан совершенно новый
подход к проблемам международной торговли.
Одной из предпосылок этого подхода является
следующее: «На международном рынке конкурируют
фирмы, а не страны. Необходимо понять,
как фирма создает и удерживает конкурентное
преимущество, чтобы уяснить роль страны
в этом процессе»1. Успех на внешнем
рынке зависит от правильно выбранной
конкурентной стратегии.
1.
Стратегия конкурентного
преимущества
Основной
единицей конкуренции по М. Портеру
является отрасль, т.е. группа конкурентов,
производящих товары или оказывающих
услуги и непосредственно
1.
Структура отрасли, в которой
действует фирма, т.е.
1) появление новых конкурентов;
2)
появление товаров или услуг-
3)
способность поставщиков
4)
способность покупателей
5) соперничество уже имеющихся конкурентов между собой.
Эти пять факторов определяют прибыльность отрасли, поскольку они влияют на цены, устанавливаемые фирмами, их расходы, капиталовложения и др.
С
появлением новых конкурентов снижается
общий потенциал прибыльности в
отрасли, так как они привносят
в отрасль новые
Поставщики и покупатели, торгуясь, извлекают свою выгоду, что может привести к. снижению прибыли фирмы.
Платой
за конкурентоспособность при
Значение каждого из пяти факторов определяется его основными техническими и экономическими характеристиками. Например, способность покупателей торговаться зависит от того, сколько у фирмы покупателей, какая часть сбыта приходится на одного покупателя, является ли цена товара значительной частью общих расходов покупателя, а угроза появления новых конкурентов — от того, насколько трудно новому конкуренту «внедриться» в отрасль.
Каждая отрасль имеет свою структуру. Так, в фармацевтической промышленности редко появляются новые конкуренты, а внутренняя конкуренция основана не на ценовом факторе, а на иных факторах, например НИОКР и др. Покупателей высокие цены не отпугивают, а поставщики какого-либо существенного влияния на них не оказывают. Разработка эффективного заменителя достаточно трудна, и для нее требуется значительное время.
2.
Позиция, которую занимает
Позиция
фирмы в отрасли определяется
прежде всего конкурентным преимуществом.
Фирма опережает своих соперников, если
имеет стабильное конкурентное преимущество:
1)
более низкие издержки, свидетельствующие
о способности фирмы
2)
дифференциация товаров, т.е.
Конкурентное преимущество дает более высокую продуктивность, чем у конкурентов.
Другим важным фактором, влияющим на позицию фирмы в отрасли, является сфера конкуренции, или широта цели, на которую ориентируется фирма в рамках своей отрасли. Фирма должна решить для себя, сколько разновидностей товаров выпускать, какими каналами сбыта пользоваться, какой круг покупателей обслуживать, в каких районах мира продавать свою продукцию и в каких родственных отраслях конкурировать.
Отрасли сегментированы, поэтому при выборе сферы конкуренции фирма должна решить, конкурировать ли ей по широкому фронту или нацелиться на какой-либо один сектор рынка.
Конкурентное преимущество достигается исходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды деятельности. В результате этой деятельности создаются определенные ценности для покупателей. Конечная ценность зависит от того, сколько клиенты готовы заплатить за товары или услуги, предлагаемые фирмой. Желательно, чтобы эта сумма превышала совокупные расходы на всю необходимую деятельность. Для того чтобы достичь конкурентного преимущества, необходимо либо предлагать покупателям товар примерно с такой же ценностью, что и у конкурентов; но производить его с меньшими издержками (стратегия меньших издержек), либо предлагать покупателям товар с большей ценностью, за который можно получить большую цену (стратегия дифференциации).
Виды деятельности фирмы объединены в так называемую цепочку ценностей. Все они вносят свой вклад в потребительную стоимость.
Их можно условно подразделить на две категории:
В зависимости от выбранной конкурентной стратегии определяются способ, которым фирма выполняет отдельные виды деятельности, и вся цепочка ценностей. В разных отраслях конкретные виды деятельности имеют различное значение для достижения конкурентного преимущества. Так, для продукции отраслей машиностроения большое значение имеют развитие технологии, качество сборки и послепродажное обслуживание, а для производства моющих средств — реклама.
Цепочка ценностей фирмы — это система видов деятельности, между которыми существуют связи, возникающие, когда способ осуществления какого-либо вида деятельности влияет на стоимость или эффективность других видов деятельности. Управление этими связями может стать решающим источником конкурентного преимущества.
Фирмы
добиваются конкурентного преимущества,
если находят новые способы
Наиболее типичными причинами новаций, позволяющими достичь конкурентного преимущества, являются:
• новые технологии (производство рентгеновской аппаратуры в Германии);
• новые или изменившиеся запросы покупателей (американские компании быстрого питания);
• появление нового сегмента отрасли (производство малогабаритных многоцелевых автопогрузчиков в Японии);
•
изменение стоимости или
• регулирование на уровне правительства (стандарты, охрана окружающей среды, торговые ограничения и др.).
Фирмы, которые первыми отреагировали на изменение структуры отрасли, получают преимущество, позволяющее им использовать эффект масштаба, снижать издержки, создавать фирменный имидж и налаживать отношения с клиентами в то время, когда жесткой конкуренции еще нет, а также выбирать каналы распространения, выгодные источники сырья и др.
Само нововведение конкуренты могут скопировать, но преимущества, полученные благодаря быстрой реакции на изменение структуры отрасли, часто остаются за фирмой-новатором.
В процессе обновления большую роль играет информация, которая конкурентов не интересует или которая им недоступна либо доступна всем, но обработана по-новому.
Продолжительность
удержания конкурентного
• от источников конкурентного преимущества.
Преимущества низкого уровня, такие, как дешевая рабочая сила или сырье, довольно легко могут получить и конкуренты (производство бытовой электроники в Юго-Восточной Азии). Этого же уровня преимущество основано на использовании эффекта масштаба от применения технологий или оборудования и т.д. При появлении новой технологии такой эффект масштаба быстро исчезает.
Преимущества более высокого уровня (патентованная технология, уникальные товары или услуги, репутация фирмы, тесные связи с клиентами) можно удерживать более длительное время. Достижение таких преимуществ возможно при условии долговременных и интенсивных капиталовложений;
• от количества имеющихся у фирм явных источников конкурентного преимущества;
• от постоянной модернизации производства и других видов деятельности.
Для
удержания позиций фирмам иногда
приходится отказываться от имеющихся
преимуществ, чтобы добиться новых.
Например, внедрение новых технологий
корейскими судостроителями позволило
снизить затраты на рабочую силу,
хотя у Кореи еще было преимущество
в этом отношении.
2 Особенности международной конкуренции