Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 16:21, реферат
В 1991 г. американский экономист Майкл Портер (Michael Е. Porter) опубликовал исследование «Конкурентные преимущества стран» (The Competitive Advantage of Nations), изданное в 1993 г. на русском языке под названием «Международная конкуренция». В этом исследовании достаточно подробно проработан совершенно новый подход к проблемам международной торговли. Одной из предпосылок этого подхода является следующее: «На международном рынке конкурируют фирмы, а не страны.
Введение 3
1 Стратегия конкурентного преимуществa 4
2 Особенности международной конкуренции 8
3 Детерминанты конкурентного преимущества страны 9
Заключение 12
Литература 13
Все, что говорилось выше о конкуренции и конкурентной стратегии, в одинаковой степени может относиться как к внешнему, так и внутреннему рынку. В то же время международная конкуренция имеет некоторые особенности.
М. Портер выделяет два типа отраслей в зависимости от особенностей конкуренции:
• множественно-национальные (multidomestic) отрасли, для которых характерно то, что в каждой стране конкуренция протекает по-разному, т. е. в международном масштабе такая отрасль представляет собой совокупность национальных отраслей. Проводить единую стратегию в таких отраслях невозможно. Примером такой отрасли могут служить сберегательные банки;
• глобальные отрасли, которые имеют единое поле конкуренции по всему миру. В таких отраслях получение конкурентного преимущества приобретает особо важное значение в связи с возможностью его всемирного использования. Именно в таких отраслях необходимо разрабатывать не просто конкурентную стратегию, а глобальную, т.е. вырабатывать и внедрять единый подход к продаже продукции во многих странах. М. Портер выделяет два способа достижения и использования конкурентного преимущества при глобальной стратегии.
1.
Конфигурация деятельности, т.е.
размещение различных видов
При сосредоточении различных видов деятельности производство осуществляется в одной стране, а выход на внешний рынок — путем экспорта товаров, при их рассредоточении производство осуществляется в разных странах, а выход на внешний рынок — посредством прямых зарубежных инвестиций.
При размещении видов деятельности страна выбирается по следующим критериям:
- минимальная стоимость факторов;
- наличие необходимых условий для проведения НИОКР;
- возможность получения доступа к специализированным навыкам;
- степень развития отношений с клиентами и др.
2.
Координация деятельности
- обмен информацией;
- распределение ответственности;
- согласование усилий.
Координация
сама может быть конкурентным преимуществом,
поскольку способствует накоплению
знаний и опыта, полученных в разных
местах. Благодаря ей у фирм появляется
возможность более быстро реагировать
на изменения ситуации на рынке.
3
Детерминанты конкурентного
преимущества
Под конкуренцией подразумеваются не равновесие, а постоянные перемены. Каждая отрасль постоянно совершенствуется и обновляется. Причем важную роль в стимулировании этого процесса играет страна базирования. Страна базирования - это страна, где разрабатываются стратегия, основная продукция и технология и где имеется рабочая сила с необходимыми навыками.
М. Портер выделяет четыре свойства страны, формирующие среду, в которой конкурируют местные фирмы, и влияющие на ее международный успех
Эти детерминанты, каждый в отдельности и все вместе как система, создают среду, в которой рождаются и действуют фирмы данной страны.
Страны добиваются успеха в тех или иных отраслях благодаря тому, что среда в этих странах развивается наиболее динамично и, постоянно ставя перед фирмами сложные задачи, заставляет их лучше использовать имеющиеся конкурентные преимущества и искать новые. Страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или их сегментах, где компоненты национального «ромба» взаимно усиливаются, т.е. каждый детерминант влияет на все остальные.
Преимущество по каждому детерминанту не является предпосылкой для конкурентного преимущества в отрасли. Именно взаимодействие преимуществ по всем детерминантам обеспечивает самоусиливающиеся выигрышные моменты, которые иностранным конкурентам недоступны.
Первый детерминат - факторы производства, необходимые для деятельности фирм в любой отрасли. Теория сравнительных преимуществ в модели Хекшера-Олина посвящена сравнению имеющихся факторов. Страна экспортирует товары, при производстве которых интенсивно используются различные факторы. Однако факторы, как правило, не только достаются по наследству, но и создаются, поэтому для получения и развития конкурентных преимуществ важен не столько запас факторов на данный момент, сколько скорость их создания. Кроме того, изобилие факторов может подорвать конкурентное преимущество, а их нехватка — побудить к обновлению, что может привести к долговременному конкурентному преимуществу.
Вторым
детерминантом национального
- структурой;
- объемом и характером роста;
- интернационализацией.
Фирмы могут достичь конкурентного преимущества при следующих основных характеристиках структуры спроса:
- значительная доля внутреннего спроса приходится на глобальные сегменты рынка;
- покупатели (включая посредников) разборчивы и предъявляют повышенные требования, что вынуждает фирмы повышать стандарты качества изготовления продукции, обслуживания и потребительских свойств товаров;
- потребность в стране базирования возникает раньше, чем в других странах.
Объем и характер роста внутреннего спроса позволяют фирмам получать конкурентное преимущество если:
- за рубежом имеется спрос на товар, обладающий большим спросом на внутреннем рынке;
- имеется большое количество независимых покупателей, что создает более благоприятную обстановку для обновления;
- внутренний спрос быстро растет, что стимулирует интенсификацию капиталовложений и скорость обновления;
- внутренний рынок быстро насыщается, в результате ужесточается конкуренция, при которой выживает сильнейший, что вынуждает выходить на внешний рынок.
Фирмы
достигают конкурентного
- существуют мобильные и многонациональные внутренние покупатели, которые способствуют развитию спроса за рубежом (туристы,, филиалы МНК и т.д.);
- имеется возможность влиять на запросы зарубежных покупателей (передача потребностей), например зарубежные ученые стремятся перенять практику (оборудование, методы и др.) своих коллег из тех стран, которые считаются лидерами в данной области науки («эффект демонстрации»).
Третьим детерминантом, определяющим национальное конкурентное преимущество, является присутствие в стране отраслей-поставщиков или смежных отраслей, которые конкурентоспособны на мировом рынке.
Наличие
в стране конкурентоспособных
Родственными называются такие отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими продуктами, например компьютерами и программным обеспечением.
Взаимодействие может происходить в сфере развития технологий, производства, маркетинга, сервиса. При наличии в стране родственных отраслей промышленности, способных конкурировать на мировом рынке, открывается доступ к обмену информацией и техническому взаимодействию. Географическая близость и культурное родство обусловливают более активный взаимообмен, чем с иностранными фирмами.
Четвертым
важным детерминантом, определяющим конкурентоспособность
отрасли, является тот факт, что фирмы
создаются, организуются и управляются
в зависимости от характера конкуренции
на внутреннем рынке, при этом вырабатываются
различные стратегии и цели. Национальные
особенности влияют на управление фирмами
и на форму конкуренции между ними. В Италии
многие фирмы, успешно действующие на
мировом рынке, являются малыми или средними
(по размеру) семейными предприятиями.
В Германии чаще встречаются крупные компании
с иерархической системой управления.
Кроме того, можно вспомнить об американской
и японской системах управления. Эти национальные
особенности в значительной степени влияют
на позиции фирм при ориентации на глобальную
конкуренцию.
Заключение
После
рассмотрения теорий международной
торговли возникает вопрос, заменяла
ли каждая последующая теория предыдущую
и какая теория объясняет развитие
международной торговли в конце
XX в. В настоящее время нельзя
говорить о специализации страны
в целом в соответствии с какой-либо
одной теорией. Речь может идти о
специализации отдельных
Список используемых источников
1. Иголкин А.А.,
МотылевВ.В. Международное
2. Портер М. Международная
конкуренция. — М.: Междунар. отношения,
1993.
3. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 446 с. - (Серия «Высшее образование»)
4. http://uamconsult.com/book_