Конкурентные преимущества стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 16:21, реферат

Краткое описание

В 1991 г. американский экономист Майкл Портер (Michael Е. Porter) опубликовал исследование «Конкурентные преимущества стран» (The Competitive Advantage of Nations), изданное в 1993 г. на русском языке под названием «Международная конкуренция». В этом исследовании достаточно подробно проработан совершенно новый подход к проблемам международной торговли. Одной из предпосылок этого подхода является следующее: «На международном рынке конкурируют фирмы, а не страны.

Оглавление

Введение 3

1 Стратегия конкурентного преимуществa 4

2 Особенности международной конкуренции 8

3 Детерминанты конкурентного преимущества страны 9

Заключение 12

Литература 13

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 36.09 Кб (Скачать)

       Все, что говорилось выше о конкуренции  и конкурентной стратегии, в одинаковой степени может относиться как к внешнему, так и внутреннему рынку. В то же время международная конкуренция имеет некоторые особенности.

       М. Портер выделяет два типа отраслей в зависимости от особенностей конкуренции:

       • множественно-национальные (multidomestic) отрасли, для которых характерно то, что в каждой стране конкуренция протекает по-разному, т. е. в международном масштабе такая отрасль представляет собой совокупность национальных отраслей. Проводить единую стратегию в таких отраслях невозможно. Примером такой отрасли могут служить сберегательные банки;

       • глобальные отрасли, которые имеют  единое поле конкуренции по всему  миру. В таких отраслях получение  конкурентного преимущества приобретает особо важное значение в связи с возможностью его всемирного использования. Именно в таких отраслях необходимо разрабатывать не просто конкурентную стратегию, а глобальную, т.е. вырабатывать и внедрять единый подход к продаже продукции во многих странах. М. Портер выделяет два способа достижения и использования конкурентного преимущества при глобальной стратегии.

       1. Конфигурация деятельности, т.е.  размещение различных видов деятельности  в разных странах для того, чтобы использовать их особенности.

       При сосредоточении различных видов  деятельности производство осуществляется в одной стране, а выход на внешний  рынок — путем экспорта товаров, при их рассредоточении производство осуществляется в разных странах, а  выход на внешний рынок — посредством  прямых зарубежных инвестиций.

       При размещении видов деятельности страна выбирается по следующим критериям:

       - минимальная стоимость факторов;

       - наличие необходимых условий для проведения НИОКР;

       - возможность получения доступа к специализированным навыкам;

       - степень развития отношений с  клиентами и др.

       2. Координация деятельности филиалов, которая включает:

       - обмен информацией;

       - распределение ответственности;

       - согласование усилий.

       Координация сама может быть конкурентным преимуществом, поскольку способствует накоплению знаний и опыта, полученных в разных местах. Благодаря ей у фирм появляется возможность более быстро реагировать  на изменения ситуации на рынке. 
 

     3 Детерминанты конкурентного преимущества 

       Под конкуренцией подразумеваются не равновесие, а постоянные перемены. Каждая отрасль постоянно совершенствуется и обновляется. Причем важную роль в стимулировании этого процесса играет страна базирования. Страна базирования - это страна, где разрабатываются стратегия, основная продукция и технология и где имеется рабочая сила с необходимыми навыками.

       М. Портер выделяет четыре свойства страны, формирующие среду, в которой конкурируют местные фирмы, и влияющие на ее международный успех

       Эти детерминанты, каждый в отдельности  и все вместе как система, создают среду, в которой рождаются и действуют фирмы данной страны.

       Страны  добиваются успеха в тех или иных отраслях благодаря тому, что среда  в этих странах развивается наиболее динамично и, постоянно ставя  перед фирмами сложные задачи, заставляет их лучше использовать имеющиеся  конкурентные преимущества и искать новые. Страны имеют наибольшие шансы  на успех в тех отраслях или  их сегментах, где компоненты национального  «ромба» взаимно усиливаются, т.е. каждый детерминант влияет на все  остальные.

       Преимущество  по каждому детерминанту не является предпосылкой для конкурентного преимущества в отрасли. Именно взаимодействие преимуществ по всем детерминантам обеспечивает самоусиливающиеся выигрышные моменты, которые иностранным конкурентам недоступны.

       Первый  детерминат -  факторы производства, необходимые для деятельности фирм в любой отрасли. Теория сравнительных преимуществ в модели Хекшера-Олина посвящена сравнению имеющихся факторов. Страна экспортирует товары, при производстве которых интенсивно используются различные факторы. Однако факторы, как правило, не только достаются по наследству, но и создаются, поэтому для получения и развития конкурентных преимуществ важен не столько запас факторов на данный момент, сколько скорость их создания. Кроме того, изобилие факторов может подорвать конкурентное преимущество, а их нехватка — побудить к обновлению, что может привести к долговременному конкурентному преимуществу.

       Вторым  детерминантом национального конкурентного  преимущества является спрос на внутреннем рынке на товары или услуги, предлагаемые этой отраслью. Влияя на эффект масштаба, спрос на внутреннем рынке определяет характер и скорость внедрения новаций. Он характеризуется:

       - структурой;

       - объемом и характером роста;

       - интернационализацией.

       Фирмы могут достичь конкурентного  преимущества при следующих основных характеристиках структуры спроса:

       - значительная доля внутреннего спроса приходится на глобальные сегменты рынка;

       - покупатели (включая посредников) разборчивы и предъявляют повышенные требования, что вынуждает фирмы повышать стандарты качества изготовления продукции, обслуживания и потребительских свойств товаров;

       - потребность в стране базирования возникает раньше, чем в других странах.

       Объем и характер роста внутреннего  спроса позволяют фирмам получать конкурентное преимущество если:

       - за рубежом имеется спрос на товар, обладающий большим спросом на внутреннем рынке;

       - имеется большое количество независимых покупателей, что создает более благоприятную обстановку для обновления;

       - внутренний спрос быстро растет, что стимулирует интенсификацию капиталовложений и скорость обновления;

       - внутренний рынок быстро насыщается, в результате ужесточается конкуренция, при которой выживает сильнейший, что вынуждает выходить на внешний рынок.

       Фирмы достигают конкурентного преимущества благодаря интернационализации спроса на внутреннем рынке, т.е. когда отдается предпочтение зарубежным потребителям при условии, если:

       - существуют мобильные и многонациональные внутренние покупатели, которые способствуют развитию спроса за рубежом (туристы,, филиалы МНК и т.д.);

       - имеется возможность влиять на запросы зарубежных покупателей (передача потребностей), например зарубежные ученые стремятся перенять практику (оборудование, методы и др.) своих коллег из тех стран, которые считаются лидерами в данной области науки («эффект демонстрации»). 

       Третьим детерминантом, определяющим национальное конкурентное преимущество, является присутствие в стране отраслей-поставщиков или смежных отраслей, которые конкурентоспособны на мировом рынке.

       Наличие в стране конкурентоспособных родственных  отраслей часто ведет к возникновению  новых высоко развитых видов производства.

       Родственными  называются такие отрасли, в которых  фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими продуктами, например компьютерами и программным обеспечением.

       Взаимодействие  может происходить в сфере  развития технологий, производства, маркетинга, сервиса. При наличии в стране родственных отраслей промышленности, способных конкурировать на мировом рынке, открывается доступ к обмену информацией и техническому взаимодействию. Географическая близость и культурное родство обусловливают более активный взаимообмен, чем с иностранными фирмами.

       Четвертым важным детерминантом, определяющим конкурентоспособность отрасли, является тот факт, что фирмы создаются, организуются и управляются в зависимости от характера конкуренции на внутреннем рынке, при этом вырабатываются различные стратегии и цели. Национальные особенности влияют на управление фирмами и на форму конкуренции между ними. В Италии многие фирмы, успешно действующие на мировом рынке, являются малыми или средними (по размеру) семейными предприятиями. В Германии чаще встречаются крупные компании с иерархической системой управления. Кроме того, можно вспомнить об американской и японской системах управления. Эти национальные особенности в значительной степени влияют на позиции фирм при ориентации на глобальную конкуренцию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

       После рассмотрения теорий международной  торговли возникает вопрос, заменяла ли каждая последующая теория предыдущую и какая теория объясняет развитие международной торговли в конце XX в. В настоящее время нельзя говорить о специализации страны в целом в соответствии с какой-либо одной теорией. Речь может идти о  специализации отдельных отраслей и отдельных фирм в данной стране. Причем ни одна из теорий не утратила актуальности: одни в большей, а другие в меньшей  степени объясняют тенденции  развития современной мировой торговли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемых источников

1. Иголкин А.А., МотылевВ.В. Международное разделение  труда: модели, тенденции, прогнозы. — М.: Междунар. отношения, 1988.

2. Портер М. Международная конкуренция. — М.: Междунар. отношения, 1993.                                    

3. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 446 с. - (Серия «Высшее образование»)

4. http://uamconsult.com/book_141_chapter_1_Annota%D1%81ija.html

Информация о работе Конкурентные преимущества стран