Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:16, дипломная работа
Целью дипломного проекта является рассмотрение подходов в формировании устойчивого конкурентного преимущества торгового предприятия и разработка мероприятий направленных на повышение конкурентоспособности конкретного предприятия.
Задачи дипломного проекта:
рассмотреть сущность конкурентоспособности предприятия торговли и факторы, ее определяющие;
рассмотреть особенности создания устойчивых конкурентных преимуществ предприятия розничной торговли;
дать краткую характеристику предприятия ООО «Магазин №12»;
Введение……………………………………………………………………………………..
4
1. Теоретические основы управления конкурентными преимуществами предприятия в современных условиях………………………………………………
8
1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия торговли и факторы, ее определяющие…………………………………………………………………………
8
1.2 Особенности создания устойчивых конкурентных преимуществ предприятия розничной торговли……………………………………………………
17
2. Анализ конкурентных преимуществ ООО «Магазин №12»…………………….
26
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………………...
26
2.2. Анализ внутренней среды предприятия………………………………………..
33
2.3 Анализ внешней среды…………………………………………………………..
45
2.4 Анализ конкурентов торгового предприятия ООО «Магазин №12»…………
52
2.5 Оценка конкурентных преимуществ торгового предприятия…………………
61
3. Разработка рекомендаций направленных на повышение конкурентных преимуществ ООО «Магазин№12»…………………………………………………
73
3.1 Разработка мероприятия по внедрению комплексного ретейл-брендинга……
73
3.2 Разработка мероприятия направленного на повышение квалификации и обучению эффективных продаж без отрыва от производственной деятельности..
83
3.3 Разработка мероприятия по введению стимулирующих надбавок к основной заработной плате, направленная на повышение мотивации персонала, заинтересованность в увеличении объема продаж…………………………………
90
Заключение…………………………………………………………………………………..
196
Список использованных источников……………………………………………
Данные
таблицы свидетельствуют, что торговое
предприятие ООО «Магазин №12»
не имеет конкурентного
Наиболее низкими являются показатели конкурентоспособности реализуемого товара по продвижению, то есть данный аспект деятельности магазина ООО «Магазин №12» является одной из его слабых сторон и способствует ослаблению его конкурентной позиции относительно других торговых предприятий.
При анализе
конкурентоспособности
Таблица 33 - Факторы конкурентоспособности персонала предприятия
Факторы конкурентоспособности |
ООО «Магазин №12» |
«Комсомольский» |
«Родник» |
«Продукты» |
Устойчивость персонала |
4 |
5 |
3 |
5 |
Квалификация персонала |
3 |
5 |
4 |
4 |
Текучесть кадров |
-1 |
-1 |
-2 |
0 |
Система мотивации и стимулирования персонала |
3 |
5 |
4 |
4 |
Система обучения и продвижения кадров |
2 |
3 |
4 |
3 |
Кадровая политика |
0 |
4 |
4 |
2 |
Итого |
11 |
21 |
17 |
18 |
Данные
таблицы свидетельствуют, что персонал
организации ООО «Магазин №12»
и организация работы с персоналом
на предприятии является еще одним
слабым моментом в конкурентной позиции
предприятия. В дальнейшем при определении
путей повышения
Используя анкетные данные, проведем анализ конкурентных преимуществ ООО «Магазин №12» в сравнении с выбранными конкурентами.
Таблица 34 – Группировка критериев конкурентного преимущества на основе взвешенной оценки факторов конкурентоспособности
Факторы оценки |
«Магазин №12» |
«Родник» |
«Комсомольский» |
«Продукты» | |
№ |
Взвешенная оценка | ||||
3 |
Доля рынка |
0,15 |
0,3 |
0,3 |
0,15 |
5 |
Выкладка товаров |
0,15 |
0,5 |
0,5 |
0,35 |
6 |
Ассортимент |
0,27 |
0,63 |
0,9 |
0,9 |
7 |
Цены |
0,3 |
1 |
0,7 |
1 |
8 |
Качество обслуживания |
0,36 |
0,6 |
1,2 |
1,2 |
9 |
Имидж, интерьер |
0,3 |
0,5 |
1 |
0,7 |
10 |
Человеческие ресурсы (персонал) |
0,24 |
0,56 |
0,56 |
0,56 |
11 |
Коммуникации на рынке |
1,2 |
1,2 |
0,6 |
0,84 |
13 |
Дополнительные услуги |
0,5 |
0,25 |
0,5 |
0,15 |
Итого |
3,47 |
5,54 |
6,26 |
5,85 |
Сгруппируем
факторы привлекательности и
конкурентоспособности в
Рисунок 11 - Конкурентные преимущества магазина ООО «Магазин №12» в сравнении с другими торговыми предприятиями
Построим многоугольник конкурентоспособности предприятий розничной торговли продовольственными товарами
Таким образом на рисунке 11 видно, что ООО «Магазин №12» наименее конкурентоспособен по таким показателям как доля рынка, удобная выкладка товаров, ассортимент, качество и скорость обслуживания, подготовленность и профессионализм торгового персонала, а так же имидж и интерьер магазина.
Для обобщения и систематизации данных о всех выявленных сильных и слабых сторонах предприятия можно использовать SWOT-анализ. Он позволяет не только выявить сильные и слабые стороны предприятия, а также определить возможности и опасности, что в дальнейшем может использоваться для разработки стратегических планов и планов маркетинга.
Информация, содержащаяся в SWOT-анализе, содержит несколько обобщенный характер, объединяя в каждом пункте множество более детальных факторов. Этот анализ позволяет выделить главное из огромного количества информации о предприятии.
В таблице 35 представлен SWOT-анализ магазина ООО «Магазин №12»
Таблица 35 - SWOT-анализ ООО «Магазин №12»
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
Здание и складские площади находятся в собственности предприятия Выгодное расположение вблизи остановок общественного транспорта Наличие большой и удобной автопарковки Длительные история магазина и присутствие на рынке Широкий спектр предоставляемых услуг за счет сдачи в аренду части площадей и их комплексное предложение Длительные и выгодные взаимоотношения с поставщиками |
Не презентабельный интерьер, не сформированный имидж торгового зала Низкий уровень сервиса и обслуживания Несбалансированный ассортимент товаров Устаревшее оборудование Ухудшающаяся конкурентная позиция ввиду большого количества конкурентов Слишком высокая торговая надбавка Финансовая нестабильность и низкая платежеспособность предприятия Персонал не ориентирован на работу и повышение ее качества. Отсутствие эффективной системы стимулирования и мотивации персонала Слабое
представление о рынке и Не определен сегмент потребителей Отсутствие рекламы для потребителя Отсутствие системы контроля запасов Большие затраты времени покупателей на ожидание обслуживания на кассе Слишком маленький для такого крупного предприятия средний чек покупки |
Продолжение таблицы 19
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
Расширение доли рынка Снижение торговой надбавки, формирование валового дохода и прибыли Расширение площади предприятия Оптимизация ассортимента на основе внедрения ассортиментной политики Улучшение сервиса за счет прогрессивных форм обслуживания клиентов Автоматизирование основных бизнес-процессов при помощи электронного торгового оборудования и автоматизированной системы управления Повышение квалификации персонала и его заинтересованности в результатах деятельности предприятия |
Возможность появления новых конкурентов (обновленный «Гном») Бурное развитие конкурентов и возрастание их давление, а в результате - вытеснение с рынка Замедление роста рынка Возрастание требований со стороны покупателей и поставщиков Изменение потребностей, вкуса, привычек и стиля жизни покупателей Неблагоприятные демографические, экономические, политические и социальные изменения Опасность возникновения форс-мажорных ситуаций |
Результаты проведенного анализа будут использованы в дальнейшем при разработке стратегических рекомендаций в целях выработки конкурентной стратегии предприятия. После проведенного анализа деятельности предприятия, его конкурентных преимуществ и выявленных слабых сторон, можно сделать вывод, что предприятие в настоящий момент слабо конкурентоспособно по отношению к своим конкурентам, но имеет возможности для дальнейшего развития. Таким образом, на данном предприятии выявлены следующие недостатки
Недостаток |
Причина |
Способы решения |
1. Не презентабельный вид |
Устаревшее торговое оборудование не
привлекательная атмосфера |
Разработка мероприятия комплек |
2.Слабый, недостаточный ассортимент товаров |
Отсутствие системы | |
3.Низкий уровень и качество обслуживания |
Недостаточно |
Разработка стимулирующих |
Разработка мероприятий |
3. Разработка мероприятий
3.1 Разработка мероприятия по внедрению комплексного ретейл-брендинга
Одним из
основных недостатков, выявленных в
результате анализа конкурентных преимуществ
торгового предприятия ООО «
Рисунок 12. Дерево целей разработки мероприятия комплексного ретейл-брендинга
Для реализации данной системы и достижения поставленных целей сформируем алгоритм работ:
Рисунок 13. Дерево работ разработки мероприятия комплексного ретейл-брендинга
Грамотно внедренная система комплексного
ретейл-брендинга с
Необходимо
рассмотреть все возможные
Таблица 36–Варианты привлечения компаний-подрядчиков
Варианты подрядчиков |
Достоинства |
Недостатки |
Проект с привлечением специализированных компаний по ретейл-брендинга |
Высокое качество выполнения работ |
Относительно высокая |
Проект с привлечением отдельных компаний и привлечение ИТ-компании интегратора |
Высокая степень влияния на специалистов Возможность менять требования по ходу проекта |
Относительно высокая |
Услуги фрилансеров (отдельных специалистов) |
Низкая совокупная стоимость |
Высокие риски Растянутые сроки |
Учитывая, что предприятие является магазином розничной торговли, и остановка процесса продаж это ежедневная потеря прибыли, то предпочтение следует отдать специализированным компаниям по ретейл-брендингу, так как, сроки исполнения проекта у данных структур минимальные.
Следует
рассмотреть возможные
Таблица 37 –Стоимость услуг проектных работ специализированных компаний
Компания |
специализация |
комплекс коммуникаций |
услуги |
стоимость |
ООО «StartMart» г. Москва |
Брендинг и проектирование объектов коммерческой недвижимости. |
формирование системы Руководство по оформлению объекта ретейла |
- оформления фасада; - системы вывесок; - дизайна торговых помещений, оформления интерьера; - разработки нестандартного оборудования, мебели или подбора готовых решений на рынке; - системы навигации; - POS-системы в рознице. |
|
ООО "ПОСЛЭНД" г. Москва |
Брендинг и проектирование объектов коммерческой недвижимости. Ретейл-брендинг - комплексная многостадийная технология разработки торговой марки и системы её визуальных коммуникаций. |
формирование системы Руководство по оформлению объекта ретейла |
- оформления фасада; - системы вывесок; - дизайна торговых помещений, оформления интерьера; - разработки нестандартного оборудования, мебели или подбора готовых решений на рынке; - системы навигации. |
|
ООО «ADLIBITUM» г. Москва |
Ретейл-брендинг - комплексная многостадийная технология разработки торговой марки и системы её визуальных коммуникаций. |
- оформление фасада; - системы вывесок; - проектировка физического пространства объекта ретейла; - поставка и установка торгового оборудования; -подбор автоматизированных систем Queue Busting Solution -установка и внедрение POS –системы -сопровождение проекта в течении жизненного цикла компании |