Разработка рекомендаций направленных на повышение конкурентных преимуществ ООО «Магазин№12»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:16, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта является рассмотрение подходов в формировании устойчивого конкурентного преимущества торгового предприятия и разработка мероприятий направленных на повышение конкурентоспособности конкретного предприятия.
Задачи дипломного проекта:
рассмотреть сущность конкурентоспособности предприятия торговли и факторы, ее определяющие;
рассмотреть особенности создания устойчивых конкурентных преимуществ предприятия розничной торговли;
дать краткую характеристику предприятия ООО «Магазин №12»;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..
4
1. Теоретические основы управления конкурентными преимуществами предприятия в современных условиях………………………………………………

8
1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия торговли и факторы, ее определяющие…………………………………………………………………………

8
1.2 Особенности создания устойчивых конкурентных преимуществ предприятия розничной торговли……………………………………………………

17
2. Анализ конкурентных преимуществ ООО «Магазин №12»…………………….
26
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………………...
26
2.2. Анализ внутренней среды предприятия………………………………………..
33
2.3 Анализ внешней среды…………………………………………………………..
45
2.4 Анализ конкурентов торгового предприятия ООО «Магазин №12»…………
52
2.5 Оценка конкурентных преимуществ торгового предприятия…………………
61
3. Разработка рекомендаций направленных на повышение конкурентных преимуществ ООО «Магазин№12»…………………………………………………

73
3.1 Разработка мероприятия по внедрению комплексного ретейл-брендинга……
73
3.2 Разработка мероприятия направленного на повышение квалификации и обучению эффективных продаж без отрыва от производственной деятельности..

83
3.3 Разработка мероприятия по введению стимулирующих надбавок к основной заработной плате, направленная на повышение мотивации персонала, заинтересованность в увеличении объема продаж…………………………………


90
Заключение…………………………………………………………………………………..
196
Список использованных источников……………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом_весь_2.docx

— 375.96 Кб (Скачать)

 

Из данных таблицы 17 следует, что на динамику товарооборота предприятия повлияли следующие факторы:

рост торговой площади      915,55 – 864,95 = + 50,6 тыс. руб.

уменьшение  количества рабочих дней  901,42 – 915,55 = - 14,13 тыс. руб. уменьшение продолжительности рабочего дня 893,65 – 901,42= -7,7тыс. руб.

 повышение выработки на 1 кв. метр торговой площади за час работы

              1024,32 – 893,65 = + 130,67 тыс. руб.

Итого                   1024,32-864,95 = + 159,37 тыс. руб.

Использование материально-технической базы позволяло  предприятию добиться роста товарооборота  в 2010 году на +181,27 тыс. руб. (130,67 +50,6), но в результате нарушения режима работы предприятия розничный товарооборот уменьшился на -21,83 тыс. руб.(14,13+7,7).

В совокупности эти факторы обеспечили прирост  товарооборота в 2010 году на +159,37 тыс. руб. [19, с. 321-344].

2.3 Анализ внешней среды

 

На хозяйственную  деятельность ООО «Магазин №12» оказывают  влияние следующие факторы внешней  среды прямого воздействия: потребители, поставщики, конкуренты, государственные  органы.

Закупочная  работа - одна из наиболее ответственных  функций торговых предприятий. Технология закупки товаров ООО «Магазин №12» различна и зависит от источников их поступления. Закупка товаров ведётся непосредственно у изготовителей (кондитерские фабрики, хлебозаводы, молокозаводы, маслоперерабатывающие заводы), на оптовых складах, оптовых ярмарках, оптовых продовольственных рынках и у других поставщиков.

Руководство организации не проводит маркетингового исследования рынка, конкурентов, покупателей. На предприятии не используются даже стандартные методы анализа и  планирования деятельности предприятия. Большая часть товаров (80%) хранится в торговом зале непосредственно  на полках. В складских помещениях хранится в основном товары длительного  хранения (вино-водочная продукция, крупы  и другие). В зависимости от источников поступления товаров различают 2 формы товароснабжения, используемые в ООО «Магазин №12»: транзитная и складская.

По транзитной форме доставки магазин получает товары повседневного спроса (молоко, молочные продукты, хлеб и хлебобулочные  изделия) и простого ассортимента (овощи, спички, соль, сахар).

По складской  форме завоза – товары со складов  ОАО «Холод-сбыт». Это удобно при  доставке товаров сложного ассортимента (кондитерские изделия, мясо, мясопродукты, консервированная продукция), который  нуждается в предварительной  подготовке и подсортировке.

ООО «Магазин №12» получает товары только централизованной доставкой, так как это является наиболее эффективным методом товароснабжения (осуществляется силами и средствами поставщика). При приёмке товаров  заведующий магазина обращает внимание на сохранность товара и своевременную  доставку его в магазин, согласно графику поставки.

Основанием  для завоза товаров в магазин  является заявка. Заявка на товары повседневного  спроса (хлеб, молоко) передаётся поставщику в письменном виде (регулируется по телефону ежедневно звонком на склады, указывая наименование магазина, количество товара, фамилию заведующего), а на товары периодического спроса – в  устной форме (по телефону) в диспетчерскую  службу ОАО «Холод-сбыт».

ООО «Магазин №12» не использует снижение цен, так  как не испытывает необходимости  «избавляться» от товара: любая просроченная или не реализованная в срок продукция  отправляется обратно поставщику и  предприятие не несет убытков.

Ассортимент магазина ООО «Магазин №12» включает в себя более 6000 наименований продукции, что очень сильно затрудняет учет товарных запасов. Кроме того, ассортимент  предприятия не устоявшийся и  подвержен серьезным изменениям. Провести анализ товарной и ассортиментной политики ООО «Магазин №12» можно  с помощью матрицы БКГ.

Для ООО  «Магазин №12» товарные группы распределились в следующем соотношении (таблица  18):

Таблица 18 - Категории товаров по торговому предприятию

Категория товаров

Наименование  товарной группы

Доля  в товарообороте,%

«Дойные коровы»

Хлеб  и хлебобулочные изделия

2,7

Молоко  и молочные продукты

8,8

Масло

2,6

Вина  и спиртные напитки

4,3

Бакалея

5

Непродовольственные товары

4,8

Всего

28,2

«Звезды»

Заморозка

1,4

Мясные  и колбасные изделия

5,6

Всего

7,0

«Трудные  дети»

Прочие  продовольственные товары

21,4

Всего

21,4

«Собаки»

Кондитерские  изделия

12,6

Овощи и фрукты

18,1

Рыба  и морепродукты

12,6

Всего

43,3


 

Данные  таблицы 18 свидетельствуют, что товарный портфель предприятия является несбалансированным, так как на долю «трудных детей» должно приходиться 10% товаров, «Звезд» - 30%, «Дойных коров» - 55%, «Собак» - 5%. Таким образом, на предприятии необходима разработка эффективной товарной политики, но для этого необходим анализ более мелких групп товаров. В быстро изменяющейся среде фирма должна постоянно оценивать структуру своей деятельности, своевременно принимая решения о прекращении выпуска неприбыльных и бесперспективных товаров.

Ежегодно  на предприятии происходит снятие убыточных  и нерентабельных позиций и замена их новыми. Обновляется до 30% продукции. Однако следует заметить, что ассортиментная политика предприятия формируется  не на основе анализа ассортимента, а на основе опыта и «на глазок», что в результате приводит к несбалансированности ассортимента и товарного портфеля организации, о чем говорилось выше.

В таблице  представлены главные конкурентные силы, оказывающие влияние на ООО  «Магазин №12» согласно модели Портера.

Таблица 19 - Влияние факторов внешней среды ООО «Магазин №12»

Фактор

Влияние фактора

Факторы внешней среды

1. Экономические факторы и стадия  жизненного цикла рынка

Рынок продуктов питания в  г. Жигулевске находится на этапе роста, о чем  свидетельствуют его ежегодные  высокие темпы роста (до 20% и прогнозируется 12% до 2011 года). Под действием этого  фактора идет усиление конкуренции  между предприятиями торговли.

2. Социально-демографические факторы

Рост  уровня жизни и доходов потребителей приводит к росту покупок и  положительно влияет на деятельность исследуемого предприятия. Но вместе с  тем растут требования, предъявляемые  покупателями к процессу совершения покупки, которые необходимо учитывать  в своей деятельности «Магазин №12»

3. Технологические факторы

Особенно  сильное влияние оказало развитие НТП. Для того, чтобы быть конкурентоспособным, предприятию необходимо соответствовать  все более возрастающим требованиям  к технологии и оборудованию магазина. ООО «Магазин №12» рассматривает  возможность внедрения АСУ для  отслеживания товарных запасов.

4. Политические

Деятельность  предприятий торговли регулируется законодательными актами и законами. Государственное регулирование  заставляет с помощью лицензирования и сертификации повышать качество реализуемых  товаров и услуг. Торговое предприятие  в своей деятельности должно соблюдать  защиту прав потребителей, обеспечивать безопасность труда, время работы, минимальную  заработную плату


 

 

Таблица 20 - Влияние факторов внутренней среды ООО «Магазин №12»

Фактор

Влияние фактора

Факторы внутренней среды

1. Поставщики.

Данный  фактор оказывает слабое воздействие, так как у предприятия длительные и выгодные связи.90% поставщиков  работают с магазином более 5-ти лет

2. Конкуренты.

Работа  в непосредственной близи сразу  нескольких продовольственных магазинов («Гном», «Родник», «Комсомольский», «Продукты») более привлекательных по ряду параметров (обслуживание, цены, внешний вид  магазина и оформление торгового  зала, имидж предприятий) привело  к тому, конкурентам удалось привлечь основную часть покупателей ООО  «Магазин №12».

3. Персонал

Невнимательность  персонала к покупателям и  его недостаточная компетентность также является отрицательным фактором. Кроме того, в магазине сохранились  устаревшие методы работы.

4. Руководство.

Основная  цель любого торгового предприятия - получение прибыли. Руководство  ставит завышенные плановые показатели.


 

Таблица 21 - Влияние на ООО «Магазин №12» пяти сил конкуренции

Сила  конкуренции

Влияние

1. Соперни-чество между имеющимися  конкурентами

В настоящее время на рынке г. Жигулевска достаточно много предприятий розничной  торговли продуктами питания. Особенно острая конкуренция наблюдается  между лидерами данного рынка - крупными сетями («Магнит», «Комсомольский», «Миндаль»). Это сети регионального масштаба. Кроме того, что у них более  выгодное предложение по ценам на товары, чем в ООО «Магазин №12», у них также более высокий  уровень обслуживания, сервиса, дополнительных услуг. Следует отметить и то, что  «Комсомольский» развивает сеть разноформатных магазинов (например, «Гном»: «Магнит» - для малообеспеченных слоев  населения, основная часть сети - для  среднего класса. Таким образом, эта  угроза имеет сильное влияние  на данное предприятие.

2. Угроза появления новых конкурентов

Эта угроза также является одной из самых  существенных для предприятия. Рынок  Жигулевска является довольно перспективным  с точки зрения различных ритейлерских  сетей. Это подтверждает тот факт, что совсем недавно открылись  «Миндаль» и сеть магазинов «Магнит»

3. Угроза появления товаров и  услуг-заменителей

В настоящее время развиваются  Интернет-магазины и телефонные службы прямой доставки продуктов на дом. Однако их удельный вес в общем товарообороте  города по продуктам питания невысок, поэтому данная угроза сильного воздействия  на предприятие не оказывает.

4. Способность поставщиков торговаться

Эта угроза также несущественна для  ООО «Магазин №12», так как предприятие  существует уже 40 лет, имеет длительные связи с поставщиками, кроме того, поставщики предоставляют предприятию  максимально возможные скидки и  идут на уступки по условиям оплаты и доставки.

5. Способность покупателей торговаться

Большинство сетей предоставляют своим покупателям  дисконтные карты и скидки на некоторые  товары, что исследуемое предприятие  предложить не может. При этом следует  отметить тот факт, что многие покупатели чувствительны к различным скидкам.


 

Кроме того, следует отметить барьеры  для входа и выхода на исследуемый  рынок (рисунок 2).

 

БАРЬЕРЫ ДЛЯ ВХОДА НА РЫНОК:

Административные  барьеры (тяжело получить все необходимые  документы: лицензии, свидетельства; высокие  требования: сертификаты качества на продукцию, ветеринарные свидетельства  и т.д.; тяжело получить разрешения всех инстанций: санэпидемстанции, пожарной службы, архитектурно-строительной и  т.д.);

Потребительские предпочтения (современные потребители  предъявляют высокие требования не только к качеству реализуемых  товаров, но и к обслуживанию, дизайну  и оформлению, наличию дополнительных услуг и пр);

Неспособность руководства определить маркетинговую  стратегию развития (на данный момент предприятие работает «как получится»);

Потребительские привычки (преданность покупателей  определенным магазинам);

Высокие затраты  на открытие крупного магазина;

Доступ  к каналам распределения (каналы распределения продукции «контролируются» крупными сетевыми компаниями («Магнит», «Комсомольский», «Миндаль»), которые оказывают давление на поставщиков в целях недопущения новых конкурентов

Высокая конкуренция (со стороны магазинов, типа «Гном», «Родник», «Комсомольский», а также  небольших, но успешных магазинов в  районе, где расположен магазин).


 

Рисунок 8 - Барьеры для входа и выхода на исследуемый рынок продовольственных товаров

Методом сбора первичной информации послужили  наблюдение и опрос, основным рабочим  инструментом стала специально разработанная  анкета (Приложение А). Анкетный опрос осуществлялся в ходе выборочного исследования. Объем выборки - 65 человек. Опрос и наблюдения осуществлялись в течение трех дней в марте 2006 года в здании магазина ООО «Магазин №12». На основе данных, полученных в результате анкетирования, можно определить упорядочить социально демографических признаков и найти устойчивые связи, выявляющие наиболее представительные группы потребителей с помощью перекрестной группировки данных анкетного опроса (таблица 22)

Таблица 22 - Зависимость уровня дохода от других социально-демографических характеристик покупателей торгового предприятия

Социально-демографические  признаки потребителей

Удельный  вес в общем объеме выборки,%

Доля  потребителей в группах с разным уровнем дохода,% к численности  каждой группы

До 6 тыс. р.

6-25 тыс. р. 

Выше 25 тыс. р.

1. Пол

       

Мужчины

33,2

14,7

31,4

72,5

Женщины

66,8

85,3

68,6

27,5

Итого

100

100

100

100

2. Возраст

       

20-35 лет

21,5

18,4

34,5

24,6

35-50 лет

67,3

17,3

45,5

75,4

Информация о работе Разработка рекомендаций направленных на повышение конкурентных преимуществ ООО «Магазин№12»