Разработка рекомендаций направленных на повышение конкурентных преимуществ ООО «Магазин№12»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:16, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта является рассмотрение подходов в формировании устойчивого конкурентного преимущества торгового предприятия и разработка мероприятий направленных на повышение конкурентоспособности конкретного предприятия.
Задачи дипломного проекта:
рассмотреть сущность конкурентоспособности предприятия торговли и факторы, ее определяющие;
рассмотреть особенности создания устойчивых конкурентных преимуществ предприятия розничной торговли;
дать краткую характеристику предприятия ООО «Магазин №12»;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..
4
1. Теоретические основы управления конкурентными преимуществами предприятия в современных условиях………………………………………………

8
1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия торговли и факторы, ее определяющие…………………………………………………………………………

8
1.2 Особенности создания устойчивых конкурентных преимуществ предприятия розничной торговли……………………………………………………

17
2. Анализ конкурентных преимуществ ООО «Магазин №12»…………………….
26
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………………...
26
2.2. Анализ внутренней среды предприятия………………………………………..
33
2.3 Анализ внешней среды…………………………………………………………..
45
2.4 Анализ конкурентов торгового предприятия ООО «Магазин №12»…………
52
2.5 Оценка конкурентных преимуществ торгового предприятия…………………
61
3. Разработка рекомендаций направленных на повышение конкурентных преимуществ ООО «Магазин№12»…………………………………………………

73
3.1 Разработка мероприятия по внедрению комплексного ретейл-брендинга……
73
3.2 Разработка мероприятия направленного на повышение квалификации и обучению эффективных продаж без отрыва от производственной деятельности..

83
3.3 Разработка мероприятия по введению стимулирующих надбавок к основной заработной плате, направленная на повышение мотивации персонала, заинтересованность в увеличении объема продаж…………………………………


90
Заключение…………………………………………………………………………………..
196
Список использованных источников……………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом_весь_2.docx

— 375.96 Кб (Скачать)

 

Создание  и использование конкурентных преимуществ  предприятия - тесно связанные процессы, которые в принципе могут вступать в противоречие между собой. Оценочной  базой для конкурентных преимуществ  являются цели предприятия и связанные  с ними задачи, которые способно выполнять предприятие с учетом реальных условий внешней среды  и при заданном качестве их выполнения. Очевидно, что конкурентоспособность предприятия является интегральной характеристикой. Представим их описание наглядно в таблице 2.

Таблица 2 - Общие структурные составляющие конкурентоспособности предприятия

Структурная составляющая

Описание

Конкурентоспособность предложения

Определяет  так называемую текущую конкурентоспособность  предприятия. Для современных маркетинговых  рынков свойственна конкуренция  не самого товара, а того, чем он дополнительно  снабжен в виде упаковки, услуг, рекламы, консультаций для клиентов, финансирования, особенностей поставки, услуг по складированию  и прочих ценимых людьми вещами. Понятие «предложение товара» существенно  расширяет рамки учитываемых  при анализе конкурентоспособности  факторов, определяющих окончательный  выбор покупателя. Предложение, таким  образом, включает в себя продукт, цену и сопутствующие услуги, т.е. то, что  определяет полезность (выгодность) приобретения для клиента.

Конкурентоспособность располагаемых ресурсов: финансовых, природных, материальных, технологических, производственных, кадровых и других.

Ею  определяется долгосрочная конкурентоспособность  предприятия. В частности, платежеспособный спрос также можно рассматривать  как один из видов ресурсов, по поводу доступа к которому существует конкуренция. При этом если рассматривать общий  совокупный спрос, то все предприятия, предлагающие товары или услуги на определенной территории, являются конкурентами. Наличие ресурсов позволяет предприятию  длительное время обеспечивать (поддерживать) конкурентоспособность предложения.

Конкурентоспособность менеджмента предприятия

В условиях конкуренции необходимо поддерживать ресурсную базу в актуальном для  условий рынка состоянии. Этот процесс, а также грамотное использование  имеющихся ресурсов с точки зрения конкуренции определяется, конкурентоспособностью менеджмента предприятия, прежде всего  высшего руководства. Способности  топ-менеджеров к принятию важнейших  стратегических решений, генерации  новых идей именно в том темпе, который требует рынок, и умение организовать их выполнение, готовность идти на разумный риск являются важнейшими факторами конкурентоспособности  менеджмента. Конкурентоспособность  менеджмента - это сравнительная  характеристика качества менеджмента  на предприятии и у конкурентов. Прежде всего это различия в квалификации, мотивации, организации управления.

Конкурентоспособность предпринимательской идеи.

Является  связующим, базовым элементом указанных  аспектов конкурентоспособности. Предпринимательская  идея включает основное представление  о продукте предприятия, о способе  удовлетворения потребности клиентов, о способе поддержания и развития потенциала и о способах управления предприятием. Перечисленные составляющие являются уникальными для каждого  предприятия, а их удачное сочетание  и определяет конкурентоспособность  предпринимательской идеи.


 

На рис.2 проиллюстрирована взаимосвязь  различных аспектов конкурентоспособности, в частности, подчеркивается, что  наиболее «фундаментальный» характер имеет конкурентоспособность менеджмента  и предпринимательской идеи, а  внешнее восприятие конкурентоспособности  в основном связано с рыночным предложением.

Рисунок 2 -Структура конкурентоспособности [73, C.42]

 

Конкурентное  преимущество предприятия - превосходство, высокая компетентность предприятия в какой-либо области деятельности [16, C.368]. Другими словами конкурентоспособность организации определяют ее конкурентные преимущества. Фактор конкурентного преимущества - конкретный компонент (фактор) внешней или внутренней среды фирмы, по которому она превосходит конкурирующие фирмы. Факторы могут быть тактическими и стратегическими. Устойчивое конкурентное преимущество - это превосходство над компаниями-соперниками, которое торговец сохраняет в течение длительного периода времени [18, C.122]. В таблице 3 перечислены некоторые подходы, использование которых позволяет торговой фирме получить такие преимущества.

Таблица 3 - Подходы к созданию конкурентного преимущества

Тип преимуществ

Подходы к созданию преимуществ

Преимущества, основанные на внешних отношениях

Отношения с покупателями

Увеличение  числа лояльных покупателей

Правовые  аспекты

Наличие местных  законов, препятствующих выходу на рынок  новых конкурентов

Преимущества  в налогообложении

Расположение

Поставщики

Прочные взаимосвязи


 

 

 

 

Продолжение таблицы 3

Преимущества, основанные на внутренних отношениях

Управление  товарными запасами

Эксклюзивный  товар

Низкие  издержки, обусловленные эффектом масштаба

Больше  товаров

Широкий ассортимент

Выгодные  условия закупка 

Низкие  цены

Лучшие  покупатели

Больший объем продаж

 

Работа  магазина

Лучший  сервис

Лучшее  представление товара

Лучшая  реклама

Большая безопасность, низкий уровень хищений

Лучшие  торговые работники

Лучшие  менеджеры магазина

Системы контроля

Лучшая  информационная система управления

Эффективное распределение

Лучший  контроль за запасами


 

Следует отметить, что этот список не является исчерпывающим. Любое действие, предпринимаемое  розничным предприятием торговли, может  стать основой для получения  превосходства над конкурентами.

С точки  зрения результативности деятельности предприятий-конкурентов на рынке  и завоевания ими там сильных  позиций можно выделить основные факторы, требующие изучения. Они варьируются в зависимости от объекта конкурентоспособности (таблица 4):

Таблица 4 - Основные факторы конкурентоспособности в зависимости от объекта конкурентоспособности

Объект

Факторы

Товар (продукция) [7, C.345]

- продукт и его критерии качества;

цена;

доведение продукта до потребителя;

продвижение продукта;

доля рынка.

Производственная  организация

- эффективность производственной  деятельности;

финансовое  положение;

эффективность организации сбыта и продвижения  товара на рынке;

конкурентоспособность продукции;

доля рынка


 

 

 

 

Продолжение таблицы 4

Торговая  организация (объединены факторы, выделенные различными авторами)

- имидж фирмы;

динамичность  развития;

уровень диверсификации хозяйственной деятельности (видов  бизнеса);

способность к риску;

разнообразие  ассортимента товаров;

качество  реализуемых товаров;

рациональность  ассортимента товаров;

культура  обслуживания;

- условия обслуживания;

доступность услуг;

суммарная рыночная доля главных видов бизнеса;

стабильность  финансово-экономического положения;

рыночная  цена товаров с учетом возможных  скидок или наценок;

частота и  глубина проводимых маркетинговых  исследований, их бюджет;

предпродажная подготовка товаров;

эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов товародвижения;

уровень стимулирования сбыта (работников сбытовых служб предприятия, торговых организаций и потребителей);

уровень рекламной  деятельности;

уровень послепродажного  обслуживания;

политика  предприятия во внешней предпринимательской  среде, характеризующая способность  фирмы управлять в позитивном плане своими отношениями с государственными и местными властями, общественными  организациями, прессой, населением и  т.п.

трудовая  этика (желания и умения трудиться);

гибкость  и готовность к самосовершенствованию;

мобильность рабочей силы (желание рабочей  силы учиться, работать за границей, постигать  опыт других стран);

дух конкуренции. Конкурентоспособность формируется  там, где присутствует дух соревнования.

Отрасль [45]

- производительность труда;

уровень оплаты труда;

капиталоемкость;

наукоемкость  и технический уровень продукции;

совокупность  знаний и научных заделов, необходимых  для самостоятельного освоения продукции  и ее воспроизводства;

объем технологических  заделов для реализации научных  и проектно-конструкторских разработок;

степень экспортной ориентации или импортной зависимости  отрасли;

степень соответствия уровня развития отрасли общему уровню развития национального хозяйства;

экспансия отрасли.

Страна [61]

- динамизм экономики

динамизм  рынка

развитие  финансовой системы

роль государства

ресурсы и  инфраструктура

готовность  стимулирования торговой деятельности

политика  страны в отношении нововведений

социально-политическая обстановка


 

Данный  перечень можно детализировать и  дополнить за счет вопросов по изучению конкурентоспособности товаров и эффективности маркетинговой деятельности. Каждый из факторов оценивается по нескольким критериям. Конкурентоспособность торгового предприятия оценивается одновременно с использованием нескольких критериев, поэтому она относился к типу поликритериальных, таблица 5.

Таблица 5 - Критерии и показатели конкурентоспособности торгового предприятия

Критерии  конкурентоспособности

 

Показатели  конкурентоспособности

Критерии  оценки технического уровня предприятия

а) механизация и автоматизация  торговой деятельности;

б) техническая  оснащенность труда;

в) уровень  состояния основных фондов предприятия.

Критерии  экономического потенциала и эффективности  деятельности

а) доля на рынке;

б) объем  продаж;

в) экономия затрат;

г) рациональность эксплуатации основных фондов (фондоотдача);

д) наивысшая  рентабельность;

е) совершенствование  организации труда;

ж) производительность труда;

Критерии  финансового состояния предприятия

а) коэффициент автономии;

б) доходность предприятия;

в) коэффициент  платежеспособности предприятия;

г) коэффициент  абсолютной ликвидности;

д) коэффициент  оборачиваемости оборотных средств

Критерии  оценки ассортимента товаров

а) широта ассортимента;

б) глубина  ассортимента;

в) коэффициент  обновления ассортимента;

г) коэффициент  устойчивости ассортимента

Критерии  эффективности стимулирования спроса

а) степень обновления ассортимента;

б) степень  завершенности покупки;

в) объем  и структура неудовлетворенного спроса;

г) рентабельность рекламных мероприятий

д) степень  приверженности покупателей к торговому  предприятию

Критерии  эффективности менеджмента

а) репутация фирмы

б) эффективность  процессов найма, подготовки и продвижения  всех работников;

в) стиль  управления;

г) эффективность  руководства;

д) принципы организации систем управления, построение организационной структуры, механизм управления.

Критерии  состояния и квалификации трудовых ресурсов

а) компетентность продавцов;

б) соответствие компенсирующей системы для мотивации  и стимулирования работников;

в) участие  менеджеров и технического персонала  в профессиональных организациях;

г) уровень  мотивации и удовлетворения работой  у сотрудников.


 

Перечисленные критерии конкурентоспособности находятся  в тесной взаимосвязи. Изменение  показателя каждого из них приводит к неизбежному изменению других показателей. Это обстоятельство необходимо принимать во внимание руководству  при осуществлении преобразований внутри организации с целью ее адаптации к условиям внешней  среды. Кроме того, данный список можно  продолжить применительно к конкретному  предприятию.

Конкурентное  преимущество (КП) — это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами [2, гл.8]. Конкурентное преимущество — это положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей. Конкурентные преимущества позволяют предприятию иметь рентабельность выше средней для фирм данной отрасли или данного рыночного сегмента. При выработке стратегии конкуренции необходимо, с одной стороны, иметь ясное представление о сильных и слабых сторонах деятельности предприятия, его позиции на рынке, а с другой стороны, понимать структуру национальной экономики в целом и структуру отрасли, в которой работает предприятие. Основные пути определения конкурентных преимуществ показаны на рис. 3.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 - Определение конкурентных преимуществ

Конкурентное  преимущество называется «внешним», если оно основано на отличительных качествах  товара, которые образуют ценность для покупателя за счет либо сокращения издержек, либо повышения эффективности.  Конкурентное преимущество является «внутренним», если оно базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управления фирмой или товаром, которое создает «ценность для изготовителя», позволяющую добиться себестоимости меньшей, чем у конкурента [2, гл.8].

Для рассмотрения факторов, влияющих на формирование конкурентного преимущества предприятия, следует обратиться к «цепочке ценностей», которая и дает свое отражение в подходе к факторам, влияющим на конкурентное преимущество (рис. 4.).

Вспомогательная деятельность

Структура, планирование, финансы, юридическое  обслуживание

 

Технологическое развитие

Людские ресурсы, управление и развитие

Основная деятельность

Запасы

Материалы

Персонал

Производство

Хранение и распределение продукции

Маркетинг и сбыт

Дилерская поддержка и сервис

Информация о работе Разработка рекомендаций направленных на повышение конкурентных преимуществ ООО «Магазин№12»