Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:16, дипломная работа
Целью дипломного проекта является рассмотрение подходов в формировании устойчивого конкурентного преимущества торгового предприятия и разработка мероприятий направленных на повышение конкурентоспособности конкретного предприятия.
Задачи дипломного проекта:
рассмотреть сущность конкурентоспособности предприятия торговли и факторы, ее определяющие;
рассмотреть особенности создания устойчивых конкурентных преимуществ предприятия розничной торговли;
дать краткую характеристику предприятия ООО «Магазин №12»;
Введение……………………………………………………………………………………..
4
1. Теоретические основы управления конкурентными преимуществами предприятия в современных условиях………………………………………………
8
1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия торговли и факторы, ее определяющие…………………………………………………………………………
8
1.2 Особенности создания устойчивых конкурентных преимуществ предприятия розничной торговли……………………………………………………
17
2. Анализ конкурентных преимуществ ООО «Магазин №12»…………………….
26
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………………...
26
2.2. Анализ внутренней среды предприятия………………………………………..
33
2.3 Анализ внешней среды…………………………………………………………..
45
2.4 Анализ конкурентов торгового предприятия ООО «Магазин №12»…………
52
2.5 Оценка конкурентных преимуществ торгового предприятия…………………
61
3. Разработка рекомендаций направленных на повышение конкурентных преимуществ ООО «Магазин№12»…………………………………………………
73
3.1 Разработка мероприятия по внедрению комплексного ретейл-брендинга……
73
3.2 Разработка мероприятия направленного на повышение квалификации и обучению эффективных продаж без отрыва от производственной деятельности..
83
3.3 Разработка мероприятия по введению стимулирующих надбавок к основной заработной плате, направленная на повышение мотивации персонала, заинтересованность в увеличении объема продаж…………………………………
90
Заключение…………………………………………………………………………………..
196
Список использованных источников……………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
4 |
1. Теоретические основы |
8 |
1.1 Сущность
конкурентоспособности |
8 |
1.2 Особенности создания |
17 |
2. Анализ конкурентных |
26 |
2.1 Краткая характеристика |
26 |
2.2. Анализ внутренней среды |
33 |
2.3 Анализ внешней среды………………………… |
45 |
2.4 Анализ конкурентов торгового
предприятия ООО «Магазин №12»… |
52 |
2.5 Оценка конкурентных |
61 |
3. Разработка рекомендаций |
73 |
3.1 Разработка мероприятия по внедрению комплексного ретейл-брендинга…… |
73 |
3.2 Разработка мероприятия направленного на повышение квалификации и обучению эффективных продаж без отрыва от производственной деятельности.. |
83 |
3.3 Разработка мероприятия по введению стимулирующих надбавок к основной заработной плате, направленная на повышение мотивации персонала, заинтересованность в увеличении объема продаж………………………………… |
90 |
Заключение…………………………………………………… |
196 |
Список использованных источников…………………………………………………… |
101 |
Приложение А……………………………………………… |
106 |
Приложение Б……………………………………………… |
105 |
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития
розничной торговли в России характеризуется
укрупнением отечественных
Выжить в сложившихся экономических условиях розничным предприятиям становится все труднее, причем наиболее остро эта проблема стоит перед одиночными магазинами. Чтобы быть конкурентоспособными, предприятиям розничной торговли необходимо использовать все имеющиеся у него возможности для создания устойчивых конкурентных преимуществ.
Достижение этой цели возможно только при условии, если ритейлер:
Во-первых, будет знать, что предлагают фирмы-конкуренты для удовлетворения потребностей покупателей. Во-вторых, будет изучать факторы, влияющие на уровень удовлетворенности потребителя качеством услуг, оказываемых розничной торговлей.
Актуальность темы дипломного проекта «Управление конкурентными преимуществами предприятия в современных условиях на примере ООО «Магазин №12» характеризуется тем, что в рыночных условиях проблемы достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учета особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства. В розничной торговле потребительскими товарами за последние годы усилилась конкуренция, что вызвано, как внутренними факторами развития торговли, так и активностью проникновения на российский рынок зарубежных компаний. В этих условиях успех хозяйствующего субъекта напрямую зависит от достижения конкурентоспособности и реализации конкурентных подходов, обеспечивающих его устойчивое рыночное положение. Основой конкурентного преимущества предприятия в розничной торговле является полнота удовлетворения потребностей покупателя, что означает: предложение необходимых товаров в требуемом количестве по привлекательной цене в нужном месте и в удобное время, при этом огромное значение имеет уровень качества обслуживания покупателя.
Целью дипломного проекта
является рассмотрение подходов в формировании
устойчивого конкурентного
Задачи дипломного проекта:
Объектом изучения является торговое предприятие ООО «Магазин №12», функционирующее в городе Жигулевске, основной деятельностью которого является розничная торговля продуктами.
Предметом исследования являются процессы и методы управления конкурентными преимуществами в современных условиях.
Теоретической базой исследования послужили положения теории управления конкурентными преимуществами, теоретические понятия конкурентоспособности, изложенные в трудах современных отечественных и зарубежных исследователей, таких как О.С.Виханским, Г.Гендлером, Б.М.Генкиным, В.И.Герчиковым, Ф.Гуияром, А.Я.Кибановым, Э.М.Коротковым, В.С.Магуном, Дж.Хантом и др.
Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 52 наименований и 3 приложений. Объем работы – 131 стр. машинописного текста. Основной текст дипломного проекта содержит 54 таблицы и 15 рисунков.
Во «Введении» обоснована актуальность темы исследования, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, раскрыта его теоретическая, методологическая и информационная основа.
В первой главе «Теоретические основы управления конкурентными преимуществами предприятия в современных условиях» исследуются сложившиеся теоретические представления о конкурентоспособности и формирование подходов в управлении конкурентными преимуществами.
Во второй главе «Анализ конкурентных преимуществ ООО «Магазин №12» проведен анализ различных экономических и управленческих аспектов внутренней и внешней среды предприятия, влияющих на конкурентные преимущества предприятия.
В третьей главе «Разработка рекомендаций направленных на повышение конкурентных преимуществ ООО «Магазин№12» обоснованы проектные мероприятия к формированию конкурентных преимуществ конктретного торгового предприятия.
В «Заключении» подведены итоги, определены основные результаты исследования и возможности их использования в экономической теории и практической деятельности по управлению конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью предприятий.
1. Теоретические основы управлени
Под конкурентоспособностью понимают обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Носителями этих свойств, то есть конкурентных преимуществ, могут быть различные виды продукции, предприятия и организации или их группы, образующие отраслевые или конгломератные объединения и, наконец, отдельные страны или их объединения (региональные, политические, этнокультурные), ведущие конкурентную борьбу за лидерство в различных сферах международных экономических отношений. В приложении А приведены особенности понятия «конкурентоспособность» применительно к различным объектам.
Конкурентоспособность
объекта определяется по отношению
к конкретному рынку либо к
конкретной группе потребителей, формируемой
по соответствующим признакам
Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно с определенной долей условности подразделить на три уровня [50, C.116]:
Их можно представить на рисунке 1.
Рисунок 1 -Уровни конкурентоспособности
Соответственно конкурентные характеристики и факторы, их определяющие, подразделяются на:
Распределение
по уровню конкурентных отношений можно
рассматривать как признак для
классификации
Виды
конкурентоспособности
Конкурентоспособность является многомерным свойством, что определяется многоаспектностью самого явления конкуренции. Это означает, что предприятие не может сосредоточивать усилия только на одном из конкурентных факторов - они должны учитываться одновременно, с учетом взаимной зависимости и времени.
Основными свойствами конкурентоспособности (по всем составляющим) являются относительность и динамический характер. Относительность проявляется в том, сто сравнение предприятия и конкурентов позволяет говорить о конкурентных преимуществах в отношении той или иной стороны.
Таблица 1 - Виды конкурентоспособности
Признак классификации |
Виды конкурентоспособности |
По уровню конкурентных отношений |
- конкурентоспособность конкурентоспособность предприятия (мезоконкурентоспособность). В самом широком смысле можно определить как способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов [73,C.38] макроконкурентоспособность. Конкурентоспособность региона (города) - это его способность создавать требуемые политические, экономические, экологические, социальные, инновационные и другие условия для выполнения государственными органами управления своих функций по обеспечению эффективной и качественной работы государственных, коммерческих и других структур, по гармоничному развитию личности и повышению качества жизни населения. Конкурентоспособность государства - это его способность обеспечивать эффективную интеграцию в мировое хозяйство, эффективное и качественное функционирование всех государственных, коммерческих и других структур по обеспечению комплексной безопасности и высокого качества жизни населения. |
В отношении рынка |
- на глобальном рынке (мировом) национальном рынке; региональном рынке; местном рынке; |
По подходу к управлению предприятием [35, C.48] |
- стратегическая конкурентоспособность. Она определяет потенциальную способность данного объекта конкурировать с аналогичными объектами в будущем на запланированном рынке. фактическая конкурентоспособность - сложившаяся конкурентоспособность конкретного объекта на конкретном рынке. |
По объекту [39, C 12] |
- конкурентоспособность научно-методических документов; проектно-конструкторской документации технологии; производства; выпускаемой продукции (выполняемой услуги), инфраструктуры (внешней среды); информации; фирмы (организации, учреждения). |