Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:16, дипломная работа
Целью дипломного проекта является рассмотрение подходов в формировании устойчивого конкурентного преимущества торгового предприятия и разработка мероприятий направленных на повышение конкурентоспособности конкретного предприятия.
Задачи дипломного проекта:
рассмотреть сущность конкурентоспособности предприятия торговли и факторы, ее определяющие;
рассмотреть особенности создания устойчивых конкурентных преимуществ предприятия розничной торговли;
дать краткую характеристику предприятия ООО «Магазин №12»;
Введение……………………………………………………………………………………..
4
1. Теоретические основы управления конкурентными преимуществами предприятия в современных условиях………………………………………………
8
1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия торговли и факторы, ее определяющие…………………………………………………………………………
8
1.2 Особенности создания устойчивых конкурентных преимуществ предприятия розничной торговли……………………………………………………
17
2. Анализ конкурентных преимуществ ООО «Магазин №12»…………………….
26
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………………...
26
2.2. Анализ внутренней среды предприятия………………………………………..
33
2.3 Анализ внешней среды…………………………………………………………..
45
2.4 Анализ конкурентов торгового предприятия ООО «Магазин №12»…………
52
2.5 Оценка конкурентных преимуществ торгового предприятия…………………
61
3. Разработка рекомендаций направленных на повышение конкурентных преимуществ ООО «Магазин№12»…………………………………………………
73
3.1 Разработка мероприятия по внедрению комплексного ретейл-брендинга……
73
3.2 Разработка мероприятия направленного на повышение квалификации и обучению эффективных продаж без отрыва от производственной деятельности..
83
3.3 Разработка мероприятия по введению стимулирующих надбавок к основной заработной плате, направленная на повышение мотивации персонала, заинтересованность в увеличении объема продаж…………………………………
90
Заключение…………………………………………………………………………………..
196
Список использованных источников……………………………………………
Продолжение таблицы 22
Старше 50 лет |
11,2 |
64,3 |
20 |
- |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
3. Уровень дохода |
||||
До 6 тыс. р. |
35,3 |
- |
- |
- |
6-25 тыс. р. |
56,9 |
- |
- |
- |
Выше 25 тыс. р. |
7,8 |
- |
- |
- |
Итого |
100 |
- |
- |
- |
Общий анализ
социально-демографических
Для дальнейшей группировки были использованы поведенческие признаки, которые особенно актуальны для розничной торговли. Поиск конкурентных преимуществ лежит в области изучения потребительских предпочтений, поэтому при разработке анкеты был поставлен вопрос о том, какие требования предъявляют покупатели к работе магазина (см. Приложение В). В зависимости от уровня дохода потребителя достаточно значительно варьируются его требования к магазину.
Таблица 23 - Влияние уровня доходов потребителей на их чувствительность к факторам маркетинга (покупательские поведение)
Факторы, оказывающие влияние на поведение потребителей (важность) |
Сегмент 1 До 6 тыс. р. |
Сегмент 2 6-25 тыс. р. |
Сегмент 3 Выше 25 тыс. р. |
Ассортимент |
|||
1 |
10,2 |
10,2 |
12,2 |
2 |
46,5 |
36,2 |
20,5 |
3 |
43,3 |
53,4 |
67,3 |
Время работы |
|||
1 |
24,4 |
34,3 |
33,6 |
2 |
45,3 |
25,8 |
27,5 |
3 |
30,3 |
39,9 |
38,9 |
Уровень цен |
|||
1 |
- |
35,9 |
35,4 |
2 |
21,3 |
35,2 |
46,9 |
3 |
78,7 |
28,9 |
17,7 |
Продолжение таблицы 23
Длина очередей |
|||
1 |
35,6 |
- |
- |
2 |
58,2 |
68,7 |
12,8 |
3 |
6,2 |
31,3 |
87,2 |
Атмосфера магазина |
|||
1 |
34,3 |
12,2 |
- |
2 |
25,8 |
20,5 |
21,3 |
3 |
39,9 |
67,3 |
78,7 |
Удобство расположения и выкладки |
|||
1 |
85,5 |
25,1 |
7,5 |
2 |
14,5 |
34,3 |
35,8 |
3 |
- |
40,6 |
56,7 |
Комплекс дополнительных услуг |
|||
1 |
35,9 |
35,9 |
2,6 |
2 |
55,2 |
35,2 |
32,1 |
3 |
8,9 |
28,9 |
65,3 |
Уровень обслуживания |
|||
1 |
24,5 |
5,6 |
2,2 |
2 |
53,2 |
32,1 |
41,2 |
3 |
22,3 |
62,3 |
65,6 |
Для потребителей первого сегмента (доход до 6 тыс. р) наиболее значимы уровень цен в магазине, достаточно значимы ассортимент, время работы, атмосфера магазина, уровень обслуживания. Это наиболее чувствительный к цене сегмент покупателей.
Для потребителей второго сегмента (6-25 тыс. р) самым значимым требованием можно назвать ассортимент, время работы, атмосферу магазина, уровень обслуживания и комплекс дополнительных услуг. Факторами средней значимости оказались уровень цен и длина очередей.
Для потребителей третьего сегмента (доход выше 25 тыс. р) приоритетно высокий уровень обслуживания, комплекс дополнительных услуг, атмосфера, длина очередей и ассортимент товаров и его выкладка. Среднюю значимость представляет время работы предприятия и наименее значим уровень цен.
По результатам анализа можно определить целевой сегмент потребителей. Это покупатели с уровнем доходов до 25 тыс. р. (средний и ниже среднего уровень доходов), преимущественно женщины в возрасте от 35 лет, для которых основным мотивом выбора места покупки продовольственных товаров является уровень цен, широта ассортимента, время работы, и комплекс дополнительных услуг. В качестве факторов средней значимости выделяются уровень обслуживания и атмосфера магазина.
2.4 Анализ конкурентов торгового предприятия ООО «Магазин №12»
Любое предприятие, действующее на рынке, рассматривается не само по себе, а с учетом всей совокупности факторов внешней среды. Одним из важнейших факторов являются конкуренты, без учета и изучения которых невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке.
Конкурентами ООО «Магазин №12» являются:
Кроме того, конкурентом является Жигулевский продовольственный рынок.
Критерием
выбора конкурента стало в первую
очередь его местоположение относительно
магазина ООО «Магазин №12» в пределах
шаговой доступности (5-10 минут), так
как большую часть
Вторым критерием был цивилизованный формат торговли - магазинный, и третьим - схожесть товара и ассортимента, реализуемого предприятием.
В результате в качестве основных конкурентов были выделены следующие торговые предприятия:
Магазин «Гном»;
Магазин «Родник»;
Магазин «Комсомольский»;
Магазин «Продукты».
Для определения конкурентной позиции на рынке каждого из предприятий необходимо определить занимаемую ими долю.
Тогда распределение
долей рынка между данными
предприятиями можно
Рисунок 9 - Распределение долей рынка между исследуемым предприятием и конкурентами
Аутсайдером рынка является магазин «Продукты». Фирмы-конкуренты продают практически один и тот же товар, во многом сходится ассортимент (только у магазина «Продукты» он более узкий, а магазин «Комсомольский» при реализации продовольственных товаров ориентируется на более оригинальные и дорогие товары). Практически все предприятия, кроме магазина «Магазин №12», внедрили систему дисконтных карт, что также привязывает потребителя к одному предприятию.
Еще одним
критерием
Таблица 24 - Анализ уровня цен конкурентов
Товар |
Характеристики товара |
Произво-дитель |
«Магазин №12» |
«Комсомольский» |
«Родник» |
«Продукты» |
Молоко «Российс-кое» |
3,2% жирности 1 л., в мягкой полиэт. упаковке |
ОАО «Самаралакто» |
27,0 |
24,2 |
23,0 |
19,6 |
Сметана |
20% жирности 500 г., в мягкой полиэт. упаковке |
ОАО «Самаралакто» |
42,0 |
48,0 |
36,0 |
31,9 |
Сметана |
20% жирности 500 г., в мягкой полиэт. упаковке |
ЗАО Пестравский |
48,0 |
42,1 |
43,0 |
34,9 |
Кефир |
3,2% жирности 0,5 л. в картон. упаковке |
ОАО «Самаралакто» |
19,5 |
17,8 |
14,7 |
14,2 |
Кефир |
2,5% жирности 1 л., в мягкой полиэт. упаковке |
ОАО «Самаралакто» |
28,5 |
25,6 |
21,7 | |
Хлеб «Дарницкий» |
Черный круглый |
ЖХЗ |
19,5 |
17,6 |
15,0 |
13,0 |
Хлеб «Крестья-нский» |
Белый круглый |
ЖХЗ |
18,0 |
19,1 |
18,3 |
18,2 |
У ООО «Магазин №12» самые высокие цены среди конкурентов при том, что на предприятии установлена самая высокая торговая надбавка 21% к себестоимости товаров. Это обусловлено тем, что предприятие со многими поставщиками работает на основании договора комиссии. При этом высокая цена на реализуемые товары не поддерживается высоким качеством обслуживания и соответствующей атмосферой предложения, а в результате установленный уровень цен на предприятии приводит к ослаблению конкурентной позиции предприятия по отношению к другим предприятиям.
Дать характеристику конкурентных преимуществ каждого из рассматриваемых предприятий торговли можно с помощью таблицы 25.
Таблица 25 - Характеристика конкурентного положения ООО «Магазин №12» и конкурентов
Критерии сравнения |
«Магазин №12» |
«Гном» |
«Родник» |
«Комсомольский» |
«Продукты» |
Удаленность от «Магазин №12» |
- |
500 м |
50 м |
Квартал |
700 м |
Местоположение |
Ленинградская д.7 Автобусная остановка через 300м (исторический центр города) |
Ул. Мира 16 Перекресток Мира/Ленина. Рядом автобусная остановка |
Ул. Пушкина 10 Перекресток Пушкина/Ленинградская |
Ул. Пушкина 20 |
Ул. Пушкина 4 |
Здание, площадь торгового зала |
Первый этаж жилого здания, 480 кв м |
Первый этаж жилого здания, 180 кв м |
Первый этаж жилого здания, 200 кв м |
Первый этаж жилого здания, около 1500 кв м |
Первый этаж жилого здания, 250 кв м |
Метод торговли |
Через прилавок |
Через прилавок |
Через прилавок |
Через прилавок |
Через прилавок |
Внутреннее оформление, оборудование |
Устаревшее оформление фасада здания, вывески, торгового зала. |
Старое оборудование, ощущение разрухи |
Стандартное для сети «Родник». Минус - очень узкие проходы у расчетного узла и вытянутый в длину узкий торговый зал |
Яркие витрины, новое оборуд. много света. |
Очень тесный магазин, но при этом удобный и уютный. |
Количество касс |
7, работают |
4 (в отделах) |
4, работают одновременно 3-4 |
6, как правило, работают все |
4, работают 4 |
Персонал |
Невнимательное отношение к потребителю, не удобный график перерывов в отделах |
Расторопный, вежливый |
Вежливый и внимательный |
Грамотный, вежливый, |
Оперативный, немногословный |