Ассортиментная политика и её роль в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.
За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения.
В розничной торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Роль ассортиментной политики в укреплении позиции фирмы на рынке…...
Краткая организационно- экономическая характеристика ОАО «Магазин Орёл»:
статус предприятия………………………………………………………...
основные экономические показатели хозяйственной деятельности фирмы……………………..
Анализ стратегии формирования ассортимента ОАО «Магазин Орёл»:
Оценка потенциальных рынков товаров предприятия…………………...
Анализ товарной номенклатуры предприятия…………………………...
Анализ состояния товарных запасов……………………………………...
Оценка обеспеченности и эффективности использования оборотных средств……………………………………………………………………….
Планирование и управление товарной номенклатурой ОАО «Магазин Орёл»…………………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Литература….………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ Ассортимент .doc

— 866.50 Кб (Скачать)

 

Большое влияние на развитие розничного товарооборота предприятия оказывают  состояние, развитие и использование  материально-технической базы предприятия. В 2002 году была проведена реконструкция  магазина. В результате сокращения подсобных и складских помещений, перепланировке торгового зала удалось получить дополнительно 20,3 кв. м. торговой площади. В 2003 году торговая площадь магазина составила 423,8 кв. м., в том числе площадь торгового зала - 250 кв. м. Торговый зал и складские помещения предприятия оснащены современными видами оборудования.

Использование материально-технической базы торговли непосредственно связано с режимом работы предприятия и, в частности, со сменностью их работы, временем начала и окончания рабочего дня, временем обеденного перерыва, выходными и санитарными днями. Предприятие работает с 8 до 20 часов. Средняя продолжительность рабочего дня составляет почти 12 часов. В 2002 году в результате простоя предприятия из-за ремонта и других причин продолжительность рабочего дня в предприятии снизилась на 0,1 часа (11,6 – 11,5), но в 2003 году она достигла прежнего уровня (11,6 часа).

Данные таблицы 1 демонстрируют  малочисленность основных средств. Это свидетельствует об осуществлении  режима экономии. Малочисленность транспортных средств объясняется тем, что предприятие арендует транспортные средства для осуществления доставок приобретенных покупателями товаров, в частности, мебели. Так же арендованные транспортные средства используются для отгрузки поступившего оборудования и товаров на склад предприятия.

Проведём оценку эффективности  использования основных фондов ОАО  «Магазин Орёл».

    

Таблица 2.

Оценка эффективности использования  основных фондов ОАО «Магазин Орёл»  в 2000-2003гг

Показатели

Ед. измерения

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

Отклонение

Темп роста

2003 от 2000 г

2003 от 2002 г

2003 к 2000 году

2003 к 2002 году

1.Товарооборот

тыс. руб.

7268,6

7492

7058,8

11055

3786,4

3996,2

152,1

156,6

2.Среднегодовая стоимость  имущества

тыс. руб.

175,6

193,6

227,5

400,5

224,9

173

228,1

176

3.Балансовая прибыль

тыс. руб.

204

214

294

216

12

-78

105,9

73,5

4.Численность работников

чел.

25

23

23

22

-3

-1

88

95,7

5.Фондоотдача

руб./руб.

41,4

38,7

31,01

27,6

-13,8

-3,41

66,7

89

6.Фондооснащенность

руб./чел.

7,02

8,4

9,9

18,2

11,2

8,3

259,3

183,8

7.Чистая прибыль

тыс. руб.

76

-222,9

103

275

199

172

361,8

266,9

8.Рентабельность основных  фондов

%

116,2

110,5

129,2

54

-62,2

-75,2

46,5

41,8

9.Торговая площадь

кв. м.

403,5

403,5

403,5

423,8

20,3

20,3

105

105

10. Товарооборот на 1кв.м  торговой площади

тыс. руб.

18,01

18,6

17,5

26,1

8,09

8,9

144,9

149,1

11. Товарооборот на  одного работника

тыс. руб.

290,7

325,7

306,9

502,5

211,8

195,5

172,9

163,7


 

 

 

Хозяйственно-финансовая  деятельность  предприятия  «Магазин Орёл»  характеризуется  следующими  данными:

Розничный товарооборот  предприятия  достиг  в  2003г. 11055тыс. руб. и  увеличился  по  сравнению  с  2002г.  на  56,6%.

В предприятии работает 22 человека, из них 14 являются продавцами. Удельный вес продавцов в общей численности работников предприятия составляет 63,6%. По сравнению с 2002 годом соотношение между численностью продавцов и административных работников изменилось в пользу продавцов (в 2002 году – 65,2%).

Большое влияние на развитие розничного товарооборота предприятия оказывают состояние, развитие и использование материально-технической базы предприятия. В результате проведенной реконструкции торгового зала удалось получить дополнительно 20,3 кв. м. торговой площади. В 2003 году торговая площадь магазина составила 423,8 кв. м., в том числе площадь торгового зала - 250 кв. м. Торговый зал и складские помещения предприятия оснащены современными видами оборудования. Эффективность использования материально-технической базы предприятия характеризуется объемом товарооборота на 1 кв. м. торговой площади. Этот показатель составил за 2003 год 26,1 тыс. руб., а в 2002 году он был равен 17,5 тыс. руб. Увеличение данного показателя произошло за счет увеличения товарооборота на 3669,2 тыс. руб.

На  предприятии работает 22 человека, из них 14 являются продавцами. Удельный вес  продавцов в общей численности  работников предприятия составляет 63,6%. По сравнению с прошлым годом  соотношение между численностью продавцов и административных работников изменилось в пользу продавцов (в 2002 году – 65,2%).
Растет  производительность труда продавцов. Если в 2002 году на одного продавца приходилось 307 тыс. руб. товарооборота, то в 2003 году – 502,5тыс. руб. Это так же произошло вследствие увеличения объёма реализации продукции и сокращения торгового персонала.

Результатом лучшего  использования основных фондов является, прежде всего, увеличение объёма производства. Поэтому обобщающий показатель эффективности  основных производственных фондов должен строиться на принципе соизмерения произведённой продукции со всей совокупностью применённых при её производстве основных фондов. Это и есть показатель выпуска продукции, приходящейся на один рубль стоимости основных фондов, - фондоотдача, – важнейший показатель использования основных фондов. Её повышение – важная народнохозяйственная задача, которая особенно остро стоит в период перехода страны к рынку. Факторы, повышающие фондоотдачу: 1)Повышение производительности оборудования в результате технического перевооружения и реконструкции действующего 2) Повышение коэффициента сменности работы оборудования 3) Улучшение использования времени и мощности 4) Ускорение освоения вновь вводимых мощностей 5) Снижение стоимости единицы мощности вновь вводимых предприятий 6) Замена ручного труда машинным.

Из таблицы 2 видно, показатель фондоотдачи снизился на 3,41ед. Это  означает, что в 2002 году предприятие  на один рубль стоимости основных фондов реализовывало на 3,41единицы продукции больше, чем в 2003 году.

Уменьшить потери износа основных фондов можно путем лучшего их использования, повышение уровня основных показателей – фондоотдачи, коэффициента сменности, коэффициента использования производственной мощности. Улучшить эти показатели можно за счет научно – технического прогресса, совершенствования структуры основных фондов, сокращения всевозможных простоев оборудования, совершенствования производства и труда, развития новых форм хозяйствования.

Теперь рассмотрим основные показатели финансово-хозяйственной  деятельности ОАО «Магазин Орёл» в динамике, используя данные бухгалтерской отчетности за период 2000-2003 гг.

 

 

 

 

Таблица 3.

Динамика основных показателей  хозяйственной деятельности ОАО  «Магазин Орёл»

Показатели

Ед. изм

годы

Отклонение

Темп роста

2000

2001

2002

2003

в факт. ценах

в сопост. ценах

в факт.ценах

в сопост. ценах

в факт ценах

в сопост. ценах к 2000 г

в сопост. ценах к 2002 г

от 2000г

от 2002г

от 2000г

от 2002г

к 2000г

к 2002г

к 2000г

к 2002г

1.Товарооборот

тыс. руб

7268,6

7492

7058,8

11055

9128,8

10059,1

3786,4

3996,2

1860,2

3000,3

152,1

156,6

125,6

142,5

2. Индекс цен

Ед. изм.

1,10

     

1,211

1,099

               

3.Валовый доход  без НДС

тыс.руб.

878,9

996,5

1403

1989

1642,4

1810

1110,1

586

763,5

407

226,3

141,8

186,9

129,0

4.Уровень валового дохода

%

12,09

13,3

19,9

17,99

17,99

17,99

5,9

-1,91

5,9

-1,91

148,8

90,4

148,8

90,4

5. Издержки обращения

тыс.руб.

1109

1230,9

1308

1899

1568,1

1728

790

591

459,1

420

171,2

145,2

141,4

132,1

6.Уровень издержек обращения

%

15,25

16,4

18,5

17,2

17,2

17,2

1,95

-1,3

1,95

-1,3

112,8

93,0

112,8

93,0

7.Прибылб (убыток) от продаж

тыс.руб.

76,5

-234,4

95

90

74,3

81,9

13,5

-5

-2,2

-13,1

117,6

94,7

97,1

86,2

8.Уровень прибыли (убытка) от  продаж

%

1,05

3,13

1,3

0,8

0,8

0,8

-0,25

-0,5

-0,25

-0,5

76,2

61,5

76,2

61,5

9. Сальдо по внереализационным доходам и расходам

тыс.руб.

82

78

98

126

104,04

114,6

44

28

22,04

16,6

153,7

128,6

126,9

116,9

10.Балансовая прибыль (убыток)

тыс.руб.

204

214

294

216

178,4

196,5

12

-78

-25,6

-97,5

105,9

73,5

87,5

66,8

11. Уровень балансовой прибыли

%

2,8

2,9

5,55

4,4

4,4

4,4

1,6

-1,15

1,6

-1,15

157,1

79,3

157,1

79,3


 

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

12. Налог на прибыль

тыс.руб.

247

259

289

211

174,2

192

-36

-78

-72,8

-97

85,4

73,0

70,5

66,4

13.Чистая прибыль

тыс.руб.

76

-222

103

275

227,08

250,2

199

172

151,08

147,2

361,8

267,0

298,8

242,9

14.Уровень чистой прибыли (убытка)

%

1,04

2,9

1,4

2,4

2,4

2,4

1,36

1

1,36

1

230,8

171,4

230,8

171,4

15. Численность работников

чел.

25

23

23

22

-

-

-3

-1

-

-

88,0

95,7

-

-

в т.ч. торгово-операционных

чел.

15

13

13

13

-

-

-2

0

-

-

86,7

100,0

-

-

16. Фонд оплаты труда

тыс.руб.

276

305

345

507

418,7

461,3

231

162

142,7

116,3

183,7

147,0

151,7

133,7

17. Среднемесячная заработная плата  одного работника

тыс.руб.

0,92

1,1

1,25

1,9

1,6

1,7

0,98

0,65

0,68

0,45

206,5

152,0

173,9

136,0

18. Товарооборот на одного работника

тыс.руб.

290,7

325,7

306,9

502,5

414,9

457,2

211,8

195,6

124,2

150,3

172,9

163,7

142,7

149,0


 

Данные таблицы 3 свидетельствуют  об относительно равномерном развитии предприятия.

Валовая прибыль предприятия  увеличилась на 586 тыс. руб. по сравнению  с 2002 годом и составила 1989 тыс. руб. Темп роста при этом повысился  на 141,8%. Данное увеличение произошло  из-за того, что предприятие уделяет  огромное внимание осуществлению режима экономии. Уровень издержек обращения составил в 2003 году 17,2% к товарообороту. По сравнению с прошлым годом он снизился на 1,3% к обороту (2002 – 18,5%). Несмотря на снижение уровня издержек обращения, их сумма в обороте возросла на 591 тыс. руб. или на 45,2% к товарообороту. Вследствие этого, чистая прибыль предприятия в сопоставимых ценах возросла на 147,2 тыс. руб.

 

 

При сложившемся уровне издержек обращения (17,2%) это обеспечило предприятию рентабельность 1,7% к  обороту. Увеличение товарооборота и снижение уровня издержек обращения оказали незначительное влияния на рост доходности предприятия.

   Увеличение расходов  на оплату труда, а так же  среднегодовой стоимости основных  и оборотных фондов явилось  следствием увеличения показателей  эффективности финансовой деятельности.

Данные таблицы 3 показывают, что за последние три года на предприятии  темп роста товарооборота был  неравномерным: в 2003 году рост товарооборота  в действующих ценах составил 156,6%, а в 2002 году – 94,2%. Это объясняется  тем, что цены на товары, реализуемые в предприятии, выросли в 2003 году по сравнению с 2002 годом, (средний индекс цен в 2002 году – 1,142 или 114,2%, в 2003 году – 1,099 или 109,9%).

Количество реализованных товаров  уменьшилось в 2002 году на 17,5%, а в 2003 году увеличилось на 62,7%. Темпы роста физического объёма товарооборота (количества товаров) высокий и тенденция намечается положительная.

За три года розничный  товарооборот предприятия возрос на 52,1% или на 3786,4 тыс. руб. (11055 – 7268,6). Этот прирост произошёл за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объёма розничного товарооборота) на 25,6%, что составило 1860,2 тыс. руб. (9128,8 – 7268,6), и в связи с увеличением розничных цен на товары – на 1926,2 тыс. руб. (11055 – 9128,8). 

По данным этих расчетов можно сказать, что свыше 90% прироста товарооборота получено за счет роста  цен.

Как видно из таблицы, среднегодовая выработка одного торгового работника в действующих  ценах составила 502,5 тыс. руб. и по сравнению с 2002 годом возросла на 195,6 тыс. руб. или на 63,7%. За счет роста производительности труда получена сумма прироста товарооборота в размере

3996,2 тыс. руб.((850,4 - 543) * 13 чел.)1. В общем объёме прироста товарооборота это составило 100%. То есть, мы имеем дело с ситуацией, когда росту общего объёма реализации полностью способствовало увеличение показателя производительности труда, без вмешательства каких-либо иных факторов повышения товарооборота.

Информация о работе Ассортиментная политика и её роль в розничной торговле