Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:42, курсовая работа
Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.
За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения.
В розничной торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая.
Введение……………………………………………………………………………...3
Роль ассортиментной политики в укреплении позиции фирмы на рынке…...
Краткая организационно- экономическая характеристика ОАО «Магазин Орёл»:
статус предприятия………………………………………………………...
основные экономические показатели хозяйственной деятельности фирмы……………………..
Анализ стратегии формирования ассортимента ОАО «Магазин Орёл»:
Оценка потенциальных рынков товаров предприятия…………………...
Анализ товарной номенклатуры предприятия…………………………...
Анализ состояния товарных запасов……………………………………...
Оценка обеспеченности и эффективности использования оборотных средств……………………………………………………………………….
Планирование и управление товарной номенклатурой ОАО «Магазин Орёл»…………………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Литература….………………………………………………………………………
Большое влияние на развитие розничного
товарооборота предприятия
Данные таблицы 1 демонстрируют малочисленность основных средств. Это свидетельствует об осуществлении режима экономии. Малочисленность транспортных средств объясняется тем, что предприятие арендует транспортные средства для осуществления доставок приобретенных покупателями товаров, в частности, мебели. Так же арендованные транспортные средства используются для отгрузки поступившего оборудования и товаров на склад предприятия.
Проведём оценку эффективности использования основных фондов ОАО «Магазин Орёл».
Таблица 2.
Оценка эффективности
Показатели |
Ед. измерения |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
Отклонение |
Темп роста | ||
2003 от 2000 г |
2003 от 2002 г |
2003 к 2000 году |
2003 к 2002 году | ||||||
1.Товарооборот |
тыс. руб. |
7268,6 |
7492 |
7058,8 |
11055 |
3786,4 |
3996,2 |
152,1 |
156,6 |
2.Среднегодовая стоимость имущества |
тыс. руб. |
175,6 |
193,6 |
227,5 |
400,5 |
224,9 |
173 |
228,1 |
176 |
3.Балансовая прибыль |
тыс. руб. |
204 |
214 |
294 |
216 |
12 |
-78 |
105,9 |
73,5 |
4.Численность работников |
чел. |
25 |
23 |
23 |
22 |
-3 |
-1 |
88 |
95,7 |
5.Фондоотдача |
руб./руб. |
41,4 |
38,7 |
31,01 |
27,6 |
-13,8 |
-3,41 |
66,7 |
89 |
6.Фондооснащенность |
руб./чел. |
7,02 |
8,4 |
9,9 |
18,2 |
11,2 |
8,3 |
259,3 |
183,8 |
7.Чистая прибыль |
тыс. руб. |
76 |
-222,9 |
103 |
275 |
199 |
172 |
361,8 |
266,9 |
8.Рентабельность основных фондов |
% |
116,2 |
110,5 |
129,2 |
54 |
-62,2 |
-75,2 |
46,5 |
41,8 |
9.Торговая площадь |
кв. м. |
403,5 |
403,5 |
403,5 |
423,8 |
20,3 |
20,3 |
105 |
105 |
10. Товарооборот на 1кв.м торговой площади |
тыс. руб. |
18,01 |
18,6 |
17,5 |
26,1 |
8,09 |
8,9 |
144,9 |
149,1 |
11. Товарооборот на одного работника |
тыс. руб. |
290,7 |
325,7 |
306,9 |
502,5 |
211,8 |
195,5 |
172,9 |
163,7 |
Розничный товарооборот предприятия достиг в 2003г. 11055тыс. руб. и увеличился по сравнению с 2002г. на 56,6%.
В предприятии работает 22 человека, из них 14 являются продавцами. Удельный вес продавцов в общей численности работников предприятия составляет 63,6%. По сравнению с 2002 годом соотношение между численностью продавцов и административных работников изменилось в пользу продавцов (в 2002 году – 65,2%).
Большое влияние на развитие розничного товарооборота предприятия оказывают состояние, развитие и использование материально-технической базы предприятия. В результате проведенной реконструкции торгового зала удалось получить дополнительно 20,3 кв. м. торговой площади. В 2003 году торговая площадь магазина составила 423,8 кв. м., в том числе площадь торгового зала - 250 кв. м. Торговый зал и складские помещения предприятия оснащены современными видами оборудования. Эффективность использования материально-технической базы предприятия характеризуется объемом товарооборота на 1 кв. м. торговой площади. Этот показатель составил за 2003 год 26,1 тыс. руб., а в 2002 году он был равен 17,5 тыс. руб. Увеличение данного показателя произошло за счет увеличения товарооборота на 3669,2 тыс. руб.
Результатом лучшего использования основных фондов является, прежде всего, увеличение объёма производства. Поэтому обобщающий показатель эффективности основных производственных фондов должен строиться на принципе соизмерения произведённой продукции со всей совокупностью применённых при её производстве основных фондов. Это и есть показатель выпуска продукции, приходящейся на один рубль стоимости основных фондов, - фондоотдача, – важнейший показатель использования основных фондов. Её повышение – важная народнохозяйственная задача, которая особенно остро стоит в период перехода страны к рынку. Факторы, повышающие фондоотдачу: 1)Повышение производительности оборудования в результате технического перевооружения и реконструкции действующего 2) Повышение коэффициента сменности работы оборудования 3) Улучшение использования времени и мощности 4) Ускорение освоения вновь вводимых мощностей 5) Снижение стоимости единицы мощности вновь вводимых предприятий 6) Замена ручного труда машинным.
Из таблицы 2 видно, показатель фондоотдачи снизился на 3,41ед. Это означает, что в 2002 году предприятие на один рубль стоимости основных фондов реализовывало на 3,41единицы продукции больше, чем в 2003 году.
Уменьшить потери износа основных фондов можно путем лучшего их использования, повышение уровня основных показателей – фондоотдачи, коэффициента сменности, коэффициента использования производственной мощности. Улучшить эти показатели можно за счет научно – технического прогресса, совершенствования структуры основных фондов, сокращения всевозможных простоев оборудования, совершенствования производства и труда, развития новых форм хозяйствования.
Теперь рассмотрим основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Магазин Орёл» в динамике, используя данные бухгалтерской отчетности за период 2000-2003 гг.
Таблица 3.
Динамика основных показателей хозяйственной деятельности ОАО «Магазин Орёл»
Показатели |
Ед. изм |
годы |
Отклонение |
Темп роста | |||||||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
в факт. ценах |
в сопост. ценах |
в факт.ценах |
в сопост. ценах | ||||||||
в факт ценах |
в сопост. ценах к 2000 г |
в сопост. ценах к 2002 г |
от 2000г |
от 2002г |
от 2000г |
от 2002г |
к 2000г |
к 2002г |
к 2000г |
к 2002г | |||||
1.Товарооборот |
тыс. руб |
7268,6 |
7492 |
7058,8 |
11055 |
9128,8 |
10059,1 |
3786,4 |
3996,2 |
1860,2 |
3000,3 |
152,1 |
156,6 |
125,6 |
142,5 |
2. Индекс цен |
Ед. изм. |
1,10 |
1,211 |
1,099 |
|||||||||||
3.Валовый доход без НДС |
тыс.руб. |
878,9 |
996,5 |
1403 |
1989 |
1642,4 |
1810 |
1110,1 |
586 |
763,5 |
407 |
226,3 |
141,8 |
186,9 |
129,0 |
4.Уровень валового дохода |
% |
12,09 |
13,3 |
19,9 |
17,99 |
17,99 |
17,99 |
5,9 |
-1,91 |
5,9 |
-1,91 |
148,8 |
90,4 |
148,8 |
90,4 |
5. Издержки обращения |
тыс.руб. |
1109 |
1230,9 |
1308 |
1899 |
1568,1 |
1728 |
790 |
591 |
459,1 |
420 |
171,2 |
145,2 |
141,4 |
132,1 |
6.Уровень издержек обращения |
% |
15,25 |
16,4 |
18,5 |
17,2 |
17,2 |
17,2 |
1,95 |
-1,3 |
1,95 |
-1,3 |
112,8 |
93,0 |
112,8 |
93,0 |
7.Прибылб (убыток) от продаж |
тыс.руб. |
76,5 |
-234,4 |
95 |
90 |
74,3 |
81,9 |
13,5 |
-5 |
-2,2 |
-13,1 |
117,6 |
94,7 |
97,1 |
86,2 |
8.Уровень прибыли (убытка) от продаж |
% |
1,05 |
3,13 |
1,3 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
-0,25 |
-0,5 |
-0,25 |
-0,5 |
76,2 |
61,5 |
76,2 |
61,5 |
9. Сальдо по внереализационным доходам и расходам |
тыс.руб. |
82 |
78 |
98 |
126 |
104,04 |
114,6 |
44 |
28 |
22,04 |
16,6 |
153,7 |
128,6 |
126,9 |
116,9 |
10.Балансовая прибыль (убыток) |
тыс.руб. |
204 |
214 |
294 |
216 |
178,4 |
196,5 |
12 |
-78 |
-25,6 |
-97,5 |
105,9 |
73,5 |
87,5 |
66,8 |
11. Уровень балансовой прибыли |
% |
2,8 |
2,9 |
5,55 |
4,4 |
4,4 |
4,4 |
1,6 |
-1,15 |
1,6 |
-1,15 |
157,1 |
79,3 |
157,1 |
79,3 |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
12. Налог на прибыль |
тыс.руб. |
247 |
259 |
289 |
211 |
174,2 |
192 |
-36 |
-78 |
-72,8 |
-97 |
85,4 |
73,0 |
70,5 |
66,4 |
13.Чистая прибыль |
тыс.руб. |
76 |
-222 |
103 |
275 |
227,08 |
250,2 |
199 |
172 |
151,08 |
147,2 |
361,8 |
267,0 |
298,8 |
242,9 |
14.Уровень чистой прибыли ( |
% |
1,04 |
2,9 |
1,4 |
2,4 |
2,4 |
2,4 |
1,36 |
1 |
1,36 |
1 |
230,8 |
171,4 |
230,8 |
171,4 |
15. Численность работников |
чел. |
25 |
23 |
23 |
22 |
- |
- |
-3 |
-1 |
- |
- |
88,0 |
95,7 |
- |
- |
в т.ч. торгово-операционных |
чел. |
15 |
13 |
13 |
13 |
- |
- |
-2 |
0 |
- |
- |
86,7 |
100,0 |
- |
- |
16. Фонд оплаты труда |
тыс.руб. |
276 |
305 |
345 |
507 |
418,7 |
461,3 |
231 |
162 |
142,7 |
116,3 |
183,7 |
147,0 |
151,7 |
133,7 |
17. Среднемесячная заработная |
тыс.руб. |
0,92 |
1,1 |
1,25 |
1,9 |
1,6 |
1,7 |
0,98 |
0,65 |
0,68 |
0,45 |
206,5 |
152,0 |
173,9 |
136,0 |
18. Товарооборот на одного |
тыс.руб. |
290,7 |
325,7 |
306,9 |
502,5 |
414,9 |
457,2 |
211,8 |
195,6 |
124,2 |
150,3 |
172,9 |
163,7 |
142,7 |
149,0 |
Данные таблицы 3 свидетельствуют об относительно равномерном развитии предприятия.
Валовая прибыль предприятия увеличилась на 586 тыс. руб. по сравнению с 2002 годом и составила 1989 тыс. руб. Темп роста при этом повысился на 141,8%. Данное увеличение произошло из-за того, что предприятие уделяет огромное внимание осуществлению режима экономии. Уровень издержек обращения составил в 2003 году 17,2% к товарообороту. По сравнению с прошлым годом он снизился на 1,3% к обороту (2002 – 18,5%). Несмотря на снижение уровня издержек обращения, их сумма в обороте возросла на 591 тыс. руб. или на 45,2% к товарообороту. Вследствие этого, чистая прибыль предприятия в сопоставимых ценах возросла на 147,2 тыс. руб.
При сложившемся уровне издержек обращения (17,2%) это обеспечило предприятию рентабельность 1,7% к обороту. Увеличение товарооборота и снижение уровня издержек обращения оказали незначительное влияния на рост доходности предприятия.
Увеличение расходов
на оплату труда, а так же
среднегодовой стоимости
Данные таблицы 3 показывают, что за последние три года на предприятии темп роста товарооборота был неравномерным: в 2003 году рост товарооборота в действующих ценах составил 156,6%, а в 2002 году – 94,2%. Это объясняется тем, что цены на товары, реализуемые в предприятии, выросли в 2003 году по сравнению с 2002 годом, (средний индекс цен в 2002 году – 1,142 или 114,2%, в 2003 году – 1,099 или 109,9%).
Количество реализованных
За три года розничный товарооборот предприятия возрос на 52,1% или на 3786,4 тыс. руб. (11055 – 7268,6). Этот прирост произошёл за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объёма розничного товарооборота) на 25,6%, что составило 1860,2 тыс. руб. (9128,8 – 7268,6), и в связи с увеличением розничных цен на товары – на 1926,2 тыс. руб. (11055 – 9128,8).
По данным этих расчетов можно сказать, что свыше 90% прироста товарооборота получено за счет роста цен.
Как видно из таблицы,
среднегодовая выработка одного
торгового работника в
3996,2 тыс. руб.((850,4 - 543) * 13 чел.)1. В общем объёме прироста товарооборота это составило 100%. То есть, мы имеем дело с ситуацией, когда росту общего объёма реализации полностью способствовало увеличение показателя производительности труда, без вмешательства каких-либо иных факторов повышения товарооборота.
Информация о работе Ассортиментная политика и её роль в розничной торговле